Мировая художественная культура

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. А. Рапацкая

Программа курса: 5 - 9 классы, 10 - 11 классы

Курс "Мировая художественная культура" предназначен для учащихся 5 - 9 классов общеобразовательной школы и учащихся второго концентра - 10 - 11 классов. Вместе с тем не исключается его изучение и в более короткие сроки (например, с 7 по 9 классы). Программа может быть использована и для преподавания курса как факультативного с 5 (6, 7) класса, и для углубленного изучения культурологических дисциплин как первой ступени курса "Мировая художественная культура". Во втором концентре обучение строится по более сложной программе, соответствующей возрасту учащихся. Программа каждого класса рассчитана на 68 часов.

Новизна настоящего курса по сравнению с предшествующими и параллельно существующими - в концентрации материала, освещающего доминантные идеи различных эпох, имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого воспитания учащихся общеобразовательных школ России.

Изучение предмета ведется сквозь призму "взгляда из России". Культурологическое содержание предмета дается более углубленно, но без сложного теоретического анализа и скрупулезного изучения искусствоведческих проблем.

Создавая комплект учебников, автор и издательство пытались избежать дублирования школьных дисциплин, с которыми курс МХК интегрирован. Поэтому в содержании программы не упоминается об истории многих древнейших культур. По этим же соображениям сокращен материал о литературных памятниках, что принципиально исключает "литературный крен", поскольку не только русская, но и зарубежная литература изучается школьниками разных классов на соответствующих уроках. Задачи курса:

- представить мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;

- познакомить учащихся с истоками и основными этапами развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотношении с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;

- показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;

- сформировать у учащихся представления о художественной картине мира XX в., роли и месте русской национальной культуры.

В состав учебников помимо текстового компонента включены:

- разноуровневые вопросы и задания, направленные на контроль знаний и организацию научно-познавательной деятельности в процессе освоения курса;

- тексты первоисточников;

- пояснительные ссылки;

- иллюстрационный ряд большой информационной емкости;

- список дополнительной литературы.

Мировая художественная культура 10 класс

Главная идея учебника - сопоставить исторические пути развития русской и зарубежной культуры и показать, что высокое искусство объединяет людей, ибо относится не только к национальным, но и к общечеловеческим ценностям. При изучении этой части курса необходимо обратить вни-

стр. 82


--------------------------------------------------------------------------------

мание на эволюцию взглядов на Вселенную и человека.

Учащиеся найдут ответы на вопросы:

Почему XVIII столетие называют "веком разума и Просвещения"?

Какие духовные ценности предлагали просветители взамен религиозных?

К каким результатам пришло французское Просвещение?

Противоречит ли сегодня просветительский призыв к свободе, равенству и братству христианским заповедям?

В учебнике 10 класса освещаются проблемы культур Древнего Востока и Античности, становление христианской традиции, духовно-нравственные аспекты русской культуры X-XVIII вв.

Мировая художественная культура

11 класс

Основная цель учебника: осмыслить путь развития мировой художественной культуры XIX-XX вв., показать основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре.

Учебник состоит из 4-х разделов:

Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX в.

Раздел II. Художественная культура России XIX - начала XX в.

Закончив изучение второго раздела учебника, учащиеся смогут осветить следующие проблемы:

Пореформенный период, точкой отсчета которого стала отмена крепостного права (1861 г.), является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры.

Никогда ранее искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурных борениях.

Никогда ранее слово "народ" не было "ключевым" для творчества русских мастеров.

Расцвет классической литературы пореформенной эпохи связан с жанром романа, с произведениями И. С. Тургенева, ИАГончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

Этот раздел очень тесно связан с уроками литературы - это обобщение пройденного.

Не менее впечатляющими достижениями отмечено отечественное изобразительное искусство. Великое классическое наследие созидалось несколькими поколениями русских художников, каждый из которых всеми силами своей души и таланта стремился понять и познать Россию, ее историческую миссию в судьбах народов мира, ее национальную специфику. Творцы классического искусства были едины в своем желании видеть Родину процветающей и свободной страной, несущей человечеству пример следования евангельским заветам.

Раздел III. Европа и Америка: художественная культура XX в.

Раздел IV. Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам/

Этот раздел учебника состоит из четырех тем, охватывающих этап отечественной истории XX в. (1917 - 1991 гг.), который принято называть советской эпохой. В учебнике она разделена на следующие этапы развития художественной культуры:

довоенный период (20-е и 30-е годы),

война (1941 - 1945 годы),

период "оттепели",

1960 - 1990 гг.

Учебник 11 класса знакомит с такими направлениями европейской художественной культуры, как романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, реализм. Романтическую литературу, живопись, музыку он называет "энциклопедией чувств", открывшей во всей многогранности неисчерпаемый мир одинокой человеческой души, ее порывы к счастью, любовные томления, страдания и мучительные поиски недосягаемого идеала.

Безусловно, нужна постоянная и целенаправленная работа по развитию интереса общества к отечественному культурному наследию. Это цели не одного дня. В школе дети получают знания о русской культуре на уроках мировой художественной культуры, истории, литературы, изобразительного искусства, музыки. Но эти знания не носят систематического характера и не дают полного представления обо всем многообразии богатейшей культуры нашего Отечества.

Поэтому выделение истории русской культуры в отдельную самостоятельную об-

стр. 83


--------------------------------------------------------------------------------

ласть позволит не только познакомить учащихся с важнейшими памятниками отечественного искусства, но и воспитать у них чувство патриотизма, гордости за культурное наследие своих предков. Именно этим задачам служит специально разработанный школьный курс "Русская художественная культура" Л. А. Рапацкой.

Русская художественная культура.

10 класс

Курс "Русская художественная культура" был задуман как дополняющий и обобщающий все то, что было изучено на других уроках по различным гуманитарным предметам.

Учебник 10 класса является первой частью данного курса. В нем предпринята попытка объяснить, почему произведения русского искусства всегда так легко узнаваемы. В чем секрет той "русскости", что отличает отечественную культуру от зарубежной (даже переведенной на русский язык), произведения русских композиторов - от музыки зарубежных школ? Или, например, икону Божьей Матери от картины, изображающей Мадонну? Или русский пейзаж от пейзажа работы голландского или итальянского мастера? Процесс развития искусства - это не только рождение новых художественных шедевров, отмеченных чертами новаторства, но и постоянное "повторение пройденного", возвращение к ценностям прошедших эпох, их новое прочтение, продиктованное потребностями духовной жизни общества.

Замечательный исследователь русской культуры Д. С. Лихачев сравнил Россию с Личностью - одаренной, неповторимой, открытой для общения, щедро распоряжающейся своими духовными богатствами.

Россия-Личность сотворила и в эпоху средневековья, и в XVIII в. столь же неповторимую, во многом уникальную, художественную культуру. Наше искусство то развивалось в замкнутом древнерусском пространстве, накапливая духовный опыт и утверждая высшую красоту и правду христианского вероучения, то отбрасывало старые традиции, переосмысляло их, с удивительной легкостью впитывая и творчески перерабатывая все ценное, что было создано трудом художников других стран.

Русская художественная культура.

11 класс

При изучении истории мировой и русской художественной культуры в центре внимания учащихся 10 и 11 класса оказываются различные виды искусства (фольклор, литература, архитектура, живопись, скульптура, музыка и театр) во взаимосвязях между собой и с региональными и политическими идеями от Киевской Руси до формирования общерусского государства. Рассматривая последующее развитие русской национальной культуры вплоть до 80-х годов XX в., учебники дают представление о выдающихся художественных достижениях, воплотивших вневременные духовные и нравственные идеалы, связанные с особенностями российского менталитета.

Цель учебника - рассмотреть процесс становления и развития русской культуры с XIX в. до 80-х гг. XX в.

Учебник предлагает задуматься над вопросами:

Можно ли говорить о преемственности развития русского искусства от XIX в. к XX столетию?

Что с течением времени произошло с традиционными национальными духовными приоритетами?

Следует ли искать общность между произведениями русских классиков и творениями мастеров социалистического реализма?

Материалы учебников "Русская художественная культура" 10 - 11 кл. доказывают, что в лучших явлениях художественной культуры советской эпохи ощущается незримая связь с отечественной классикой. В них протянута "ниточка памяти" от художественных образов А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, И. И. Левитана к творениям Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова, Л. М. Леонова, А. И. Солженицына, В. Г. Распутина, И. С. Глазунова... Постижение глубинной общности русской культуры разных эпох требует не только изучения искусствоведческих теорий, но и, прежде всего, душевной самоотдачи, поскольку именно труд души лежит в основе всех великих творческих открытий наших соотечественников.

стр. 84


--------------------------------------------------------------------------------

Если программа, составленная Л. А. Рапацкой, направлена на знакомство учащихся с художественным наследием мировой и отечественной культуры, то приобщение к истории культуры быта - основы всей культуры человечества - является главной целью учебно-методического комплекта Ю. С. Рябцева.

Курс "История русской культуры Х-ХХ веков" можно реализовать как в рамках существующего в школе предмета "Мировая художественная культура", так и в виде факультатива. Он рассчитан на три года обучения (7 - 9 классы) и, соответственно, делится на три части: "Русская культура X-XVII вв.", "Русская культура XVIII-XIX вв.", "Русская культура XX в.", при этом между всеми частями сохраняются структурное единство и тесные внутрикурсовые связи.

Программа, учебные и дополнительные пособия прошли государственную экспертизу и рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в школе. Учебно-методический комплект соответствует Государственному стандарту для образовательной области "Искусство".

стр. 85


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. А. Рапацкая, Мировая художественная культура // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322329&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии