Самое важное в искусстве речи - это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение.
Демосфен
Основная задача уроков риторики - развитие коммуникативно-речевых умений, в число которых входит умение пользоваться голосом и интонацией "для выражения любой страсти" (Аристотель), умение отбирать интонационные средства в соответствии с темой, содержанием и стилем речи, а также с учетом ситуации общения, в которой произносится речь. В поле зрения учителя риторики постоянно находится произносительная сторона речи учащихся. Кроме структуры и содержания речи, учителю необходимо оценивать еще и технику ее исполнения, т.е. звуковые средства (голос, интонацию) и визуальные средства (жесты, мимику, контакт глаз, дистанцию, манеру держаться и т.д.). На уроках риторики работа над этапом произнесения наряду с другими этапами риторического канона имеет определяющее значение, в связи с чем приобретает актуальность вопрос о содержании и приемах работы по развитию интонационных умений школьников: отбор минимума знаний об интонации родного языка и ее функциональных возможностях, характер упражнений, логика подготовки текста к произнесению, дидактический материал и средства наглядности, межпредметные связи с уроками русского языка и литературы и т.п.
В современных учебниках и учебных пособиях по риторике для средней школы произносительной стороне речи уделяется большое внимание1, однако полнота и системность сведений об интонации (интонационные элементы, функции интонации, интонационная транскрипция, интонационная партитура, интонационные особенности речевых жанров) представлены недостаточно, нуждаются в дополнении и практические упражнения по совершенствованию интонационных умений учащихся.
Наряду с совершенствованием голоса главное в процессе обучения риторике развивать у учащихся следующие интонационные умения:
- умение "расшифровывать" интонацию высказывания, т.е. определять по интонации коммуникативное намерение автора, оттенки эмоциональных и волевых значений высказывания, оценивать соответствие интонации жанровым особенностям текста;
- умение отбирать интонационные элементы, наиболее точно передающие грамматическое и эмоциональное значение высказывания;
- умение пользоваться знаками интонационной транскрипции (составлять интонационную партитуру) при подготовке текста к произнесению;
- умение интонационно оформлять высказывание (текст) в соответствии с его жанровыми особенностями, ситуацией общения (коммуникативной установкой, адресатом).
Для плодотворной работы в этом направлении необходимо постоянно актуализировать знания учащихся об интонации, получаемые на уроках русского языка, - это касается в первую очередь грамматической интонации (завершения, незавершения, перечисления, пояснения, обращения и т.д.), так как грамматическая интонация создает скелет речи, ее фундамент, на который накладывается интонация, передающая дополнительные эмоционально-стилистические оттенки. С богатыми возможностями интонации в передаче разнообразных эмоциональных значений, жанровых и стилистических характеристик высказывания и следует знакомить учащихся в процессе обучения риторике, а это потребует углубления знаний об интонационных средствах, освоение таких интонационных средств, с которыми
стр. 67
--------------------------------------------------------------------------------
Интонационная транскрипция
Эмфатическая долгота или эмфаза (греч. emphasis - выразительность) - увеличенная длительность одного или нескольких звуков в слове.
Диапазонная высота (полоса) - высота основного тона высказывания по отношению ко всему диапазону голоса человека.
Интонационный тембр (от фр. timbre - колокольчик) - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д. Тембр определяет окраску голоса (теплоту, мягкость, благозвучность). Он формируется за счет призвуков, или гармоник, образующихся в резонаторах.
учащиеся ранее не встречались: эмфатическое ударение, диапазонная высота, тембр и т.д. Перечень интонационных средств представлен в таблице "Интонационная транскрипция", которая является необходимым средством наглядности при систематизации и обобщении знаний учащихся об интонации и опорой при подготовке высказываний (текстов) для произнесения.
При знакомстве учащихся с интонацией, передающей эмоциональное значение, учитель сообщает, что характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях (радости, нежности и т.п.) наблюдается эмфатическая долгота (эмфатическое ударение) и верхняя диапазонная полоса человек); при отрицательных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а гласный звучит сокращенно, используется низкая полоса диапазона (Это не хочу!) Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!
После того как учащимися усвоены некоторые модели эмоциональной интонации, можно приступать к выполнению соответствующих упражнений. На уроках риторики большой обучающий эффект имеет наблюдение за интонацией различных по эмоциональной окраске высказываний, анализ интонационных средств, передающих эту окраску, и упражнения в произнесении высказываний с той или иной эмоциональной окраской, которые могут проходить в виде риторических игр. В усвоении эмоциональной интонации очень помогают стихотворные упражнения, так как рифмованный текст может продуцировать ситуацию игры, в которой языковая личность проявляется более свободно и непринужденно.
стр. 68
--------------------------------------------------------------------------------
Задание. Произнесите слова пришла, пришел, ушел, стараясь передать различные эмоции. Представьте в своем воображении обстоятельства и действие, в которых возможен подобный диалог.
(Со страхом)
Пришла?! Мне страшно за тебя!
Во всем вини саму себя!
(С осуждением)
Пришла?! А самолюбье где?
За ним, как "верный пес", везде!
(С ехидством)
Пришел?! Вот и попался, друг!
Меня ведь не обманешь вдруг.
(С радостью)
Пришла! Знать так тому и быть:
Нам друг без друга не прожить.
(С тревогой)
Ушел?! Придет иль нет? Загадка.
Я поступила с ним так гадко!
(С чувством радостного облегчения)
Ушел! Гора свалилась с плеч!
Избави бог от этих встреч!
Возможны упражнения на развитие воображения школьников, способности "рисовать" интонацией.
Упражнение "Видение".
Произносите какое-либо слово и старайтесь увидеть его как можно полнее, ярче. Лес. Речка. Справедливость. Правда. За любой абстрактной фразой надо видеть конкретные картины. Например, произносим слово справедливость и вспоминаем случай из своей жизни, а может быть, из чужой, восстанавливаем в памяти это событие, случай. Нарисуйте внутренним видением, как это было.
Воображая несложные ситуации, ученики намечают интонационную партитуру и произносят небольшие высказывания с определенным смысловым заданием:
"Проходите, пожалуйста, сюда, присаживайтесь" - доброжелательность, симпатия;
"Добрый день, слушаю вас" (по телефону) - респектабельность, уважительность;
"Анатолий Иванович, зайдите ко мне через час" (по телефону) - приказание (уверенный начальствующий тон).
Для того чтобы слушающие могли лучше представить эмоциональные оттенки и степень выражения конкретной эмоции, выступающий кратко обрисовывает речевую ситуацию и во время произнесения помогает себе жестами, мимикой.
Как известно, развитие коммуникативно-речевых умений школьников предполагает обогащение их коммуникативного опыта речевыми жанрами, обслуживающими разнообразные ситуации общения. Усвоение моделей речевых жанров будет неполным без умения интонационно правильно и выразительно оформлять эти жанры. В современной интонологии и фоностилистике накоплен достаточно богатый материал об интонационных особенностях высказываний различных жанров2. На уроках риторики важно ознакомить учащихся с интонационной характеристикой жанров, организовать анализ интонационных особенностей различных речевых жанров (в ходе прослушивания аудиозаписи или просмотра видеозаписи), а также работать над составлением интонационной партитуры и произнесением текстов различных жанров. При подготовке текста к произнесению целесообразно использовать следующую последовательность: 1) наметить интонационные средства, передающие грамматическое значение предложений (грамматические паузы, логическое ударение, мелодика); 2) наметить интонационные средства, передающие эмоциональную окраску (диапазонная полоса, психологические паузы, громкость, темп, тембр, эмфатическое ударение); наметить интонационные средства, передающие жанровые особенности текста - характер сочетания интонационных средств, общую эмоциональную окраску (тональность речи).
Проиллюстрируем сказанное на примере работы с некоторыми жанрами, изучаемыми в курсе школьной риторики.
Торжественная речь (похвальное слово)
Интонационная характеристика: темп речи нарочито замедленный, достигаемый не столько увеличением длительности звуков в слове (это говорило бы о мечтательности, задумчивости), сколько оби-
стр. 69
--------------------------------------------------------------------------------
лием достаточно долгих пауз. Громкость высокая (особенно на словах, выделяемых логическим ударением), подчеркнутая четкость произнесения каждого слова (в соответствии с торжественностью и значимостью обстановки). Мелодика обрывистая, круто восходящая и резко падающая вниз, что ярко видно в местах, связанных с перечислением. Следует отметить и необходимую в отдельных случаях душевность, интимность произнесения, достигаемую "теплым", "светлым" тембром. Это нужно для того, чтобы возбудить у слушателей теплые чувства радости, счастья, гордости.
Задание. Представьте, что вам предстоит произнести торжественную речь по случаю юбилея родственника (учителя, директора школы, знакомого, тренера, руководителя кружка и т.п.). Составьте интонационную партитуру. Используя знаки интонационной транскрипции, наметьте грамматические паузы, логическое ударение, мелодику. В каких предложениях, по-вашему, должна наиболее ярко прозвучать интонация радости, гордости? Какие еще эмоциональные оттенки прозвучат в вашей речи? С помощью каких интонационных средств вы это передадите: громкость, тембр, эмфатическое ударение? Произнесите речь.
Вариант выполнения задания.
Самопрезентация
Громкость речи средняя (некрасиво "кричать" о своих достоинствах), повышающаяся лишь иногда на словах, содержащих что-то важное и новое. Мелодика ровная, спокойная, близкая к повествовательной. Оратор ведет о себе рассказ, раскрывает свою личность, а такая информация всегда вызывает интерес у слушателей, потому что является глубоко индивидуальной и где-то даже откровенной. В связи с этим нет необходимости в использовании специальных интонационных средств для привлечения внимания аудитории. С другой стороны, портрет говорящего вырисовывается не только посредством предоставления словесной информации, но и через интонацию, поэтому в голосе должно чувствоваться необходимое достоинство и самоуважение. Для создания благоприятного впечатления о себе предпочтительнее произносить текст самопрезентации в низком диапазоне (низкий тон связан в основном с положительными эмоциями). Лучше использовать "светлый", "мягкий" тембр голоса - это позволяет нацелить слушающих на оптимистическое и позитивное восприятие речи.
Задание. Вы приходите в новый, незнакомый класс. Представьте себя таким образом, чтобы у слушающих сразу сложилось о
стр. 70
--------------------------------------------------------------------------------
вас определенное впечатление. Подумайте, с помощью каких средств можно усилить впечатление от речи. Составьте интонационную партитуру созданного вами текста. Произнесите речь. Постарайтесь придать голосу уверенности, но не перехвалите себя. В каких предложениях прозвучит достоинство, гордость? В каких - доброжелательность, непринужденное обращение к аудитории?
Вариант выполнения задания.
Интонационные упражнения помогают учащимся осознанно использовать интонацию как средство выразительности устной речи, задумываться при подготовке к выступлению о выборе наиболее точных и уместных вариантов произнесения. В конечном итоге это способствует формированию "чувства коммуникативной целесообразности" и делает речь более действенной и эффективной.
--------------------------------------------------------------------------------
1 См.: Кохтев Н. Д. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений. 2-е изд. - М., 1996; Учебники по риторике / Под ред. Т. А. Ладыженской (1 - 11 кл.).
2 См.: Прохватилова О. А. Фоностилистика: Стилистический анализ звучащей речи. Учебно-методическое пособие. - Волгоград, 1996; Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. 5-е изд. - М., 2003; Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации. - М., 1999.
стр. 71