Исследовательская деятельность учащихся по родному языку

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Д. А. Савицкая

Современная школа диктует новые подходы в обучении. Одним из них является обучение исследовательской деятельности. Русский язык - благодатная почва для детского исследования. В этом году мы предложили девятиклассникам темы: "Антропонимия современных прозвищ подростков" и "Молодежный сленг как отражение социального и психического поведения подростков".

Приводим рекомендации по работе учителя с учащимися и фрагменты работы девятиклассницы - Олейник Виктории (9-Б класс беломорской СОШ N 3).

Алгоритм работы с учащимися

1. Выявление противоречия в речевой культуре и определение темы исследования.

2. Выяснение актуальности темы.

3. Формулирование гипотезы научного исследования.

4. Составление перечня приемов и методов исследования (план работы и средства его осуществления).

5. Работа с научной литературой по теме.

6. Социологические опросы.

7. Сбор информации у определенной группы населения (например, подростков).

8. Анализ собранного материала: классификация, ранжирование, составление диаграмм и т.д.

9. Сопоставление теоретического материала с практическим.

10. Обобщение (синтез) полученных данных и подтверждение или опровержение гипотезы.

11. Составление списка литературы (информационных ресурсов).

12. Оформление работы в печатном виде.

13. Оформление презентации в офисной программе PowerPoint.

14. Защита исследования перед аудиторией.

15. Публикация (желательно).

Главы из исследовательской работы "Антропонимия современных прозвищ подростков"

<...>

Определение понятия "прозвище"

<...> В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. И. Даля читаем:

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

"Прозывать, прозвать кого, что чем, называть, именовать, давать назыв, названье, кличку, имя, или проименовывать, давать кличку добавочную к имени, прозванье либо прозвище. <...> У нас мужиков все больше прозываютъ по отчеству, а ино прозовутъ насмех, кого бородой, кого колчей. <...> Прозыванье ср. р. прозванье ок. прозывъ, прозовъ м. прозывка ж. об. действ. по гл. // Прозванье, проименованье, фамилия человека, придаточное имя, какое носит вся семья; иногда, прозванье значит добавочную к семейному, родовому прозванью кличку, стар. рекло; имя, какое приложили кому в шутку, или по какому-либо случаю, вернее прозвины и ... прозвище, прозывище ср. Семен по отчеству Иванов, по прозванью Рукавицынъ, по прозвищу или съ прозывищем Кулакъ, или Шестопалъ, или Бариновъ и пр. Прозванья родомъ ведутся, а прозвища народ дает. Богатаго по отчеству (чествуют), убогого по прозвищу (по прозванью)".

<...> Современное определение прозвищу мы находим в "Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: "Прозвище - название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Обидное прозвище. Человек по прозвищу Чужак.

Таким образом, мы делаем вывод, что прозвище человека - это своего рода второе имя, даваемое сообществом (а не родителями, как настоящее имя) по какому-либо очень характерному признаку (внешнему или внутреннему).

В молодежной субкультуре прозвище - почти обязательный атрибут уважающего себя тинейджера. Причин на то несколько.

1. Подражание поп-звездам, которые практически все работают под псевдонимами (Дима Белан, Глюкоза, Юлька, Массква, Электра и пр.).

2. Это один из способов самоутверждения в своей социальной среде: в классном коллективе, дворовой компании, группе по интересам. Когда подросток вместо имени имеет еще и кличку, прозвище, то считается, что он принят в эту среду и в то же время чем-то выделяется в ней. А это две самые важные задачи, которые решает подросток в возрасте 12- 15 лет.

Мы спросили 30 учащихся VI-IX кл. школ N 3, 2, Шуерецкой школы и сельской школы п. Куша Архангельской обл., у которых есть прозвища, нравится ли им, что их не зовут по имени, а только по прозвищу. Вот высказывания тех, кому нравится:

"Я уже привык к тому, что меня называют по кликухе. Мне это даже нравится". (Чурин Евгений - Чурка); <...> "Мне очень нравится, когда меня называют по прозвищу, так как прозвище очень интересное и красиво звучит" (Петрова Маша - Петрушка); "Я уже привык, мне дали прозвище давно. Мне даже нравится, что я выделяюсь этим в своей компании" (Кузьмин Сергей - Кузя). [Всего собрано 19 высказываний.]

Для подростков 12 - 15 лет придумывать прозвища - забавная игра в оригинальность, "упражнение для ума". Даже если человек ничем особым не выделяется и фамилия его не располагает к сокращению, то ребята все равно силятся выдумывать ему прозвище. Такие "имена", как правило, недолговечны, так как "выжаты" из ничего. Например, прозвище "Сова" дали в классе девочке вовсе не большеглазой и не мудрой, как эта птица - символ мудрости. Фамилия девочки Савицкая, первые звуки совпадают со словом сова. Прозвище не прижилось.

Но есть ребята, которым не нравится, когда их называют по прозвищу. Чем они объясняют это? Вот высказывания:

"Мне не нравится, когда меня называют по кличке, т.к. мне это обидно, и я чувствую себя дискомфортно" (Аламага Ира - Рыжая, Архангельская обл.); "Мне очень не нравится, для меня это обидно и оскорбительно" (Зубель Наташа - Зуб, Шуерецкая ОШ); "Мне очень сильно не нравится, когда меня называют по кличке, потому что эта кличка очень оскорбительна и неприятная1" (Микрадамов Вася - Лопух, <...> [Всего 11 прозвищ.]

Мы заметили, что учащихся оскорбляет не сам факт существования прозвища, а его звучание. У всех этих ребят неблагозвучные или оскорбительные прозвища: Резина (Резина Таня), Кондрат (Кондратьева Ира), Шкура (Шкурдода

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

Маша), Лаврушка (Лаврикова Кристина) и др. То есть в целом иметь прозвище для ребят 1) привычно, 2) приятно, 3) иногда престижно.

Классификация подростковых прозвищ

Мы распределили все собранные прозвища на 4 группы по способу их образования (происхождения).

I. Прозвища, образованные от фамилии.

Коничев Валера - Конь; Полякова Юля - Полячка (г. Беломорск); Хромцов Саша - Храм (г. Беломорск); Кузнецов Саша - Кузнечик (г. Беломорск) <...> [Всего 50 прозвищ.]

II. Прозвища, данные по особенностям внешности человека.

Дидик Игорь - Изюм (среднего роста, волосы русые, короткая стрижка, яркие сверкающие глаза, конфигурация губ трубочкой - как будто он произносит слово "изюм"); Мандрик Люба - Мандарин (среднего роста, волосы до плеч, нос курносый, глаза раскосые, смуглая; в Древнем Китае зажиточную знать называли мандаринами); Миркадамов Саша - Лопух (высокого роста, худой, волосы черные, глаза карие, уши очень выделяются, торчат); Игоров Леша - Беляк (высокого роста, худой, нос курносый, глаза серо-голубые, волосы белые); Косцов Андрей - Персик (высокого роста, спортивного телосложения, волосы темно-русые, большие глаза, щечки румяные, губы бантиком); Суржик Дима - Сухарь (очень худой, высокий, темноволосый) <...> [Всего 8 прозвищ.]

III. Прозвища неизвестного происхождения.

Александров Артем - Лес; Лифанов Сережа - Лепа; Литаев Рамзан - Рэба.

IV. Прозвища, связанные со знаменитыми личностями, рекламой.

Баранова Н. - Ламби (из рекламы); Чкалов В. - Летчик (в честь летчика Чкалова); Калашникова Р. - Автомат (в честь автомата Калашникова).

Интересна история прозвища Кулич Отченаш Сергея. Он все школьные годы дружит с Димой Суржиком, по прозвищу Сухарь, и ему дали прозвище Кулич в противопоставление Сухарю.

Из всех 65 прозвищ обращают на себя внимание лишь те, что даны по внешним данным. Среди них отметим Кулич, Изюм, Персик, Мандарин, Сухарь. Именно эти прозвища говорят о наблюдательности ребят, оригинальности мышления и каких-то познаниях в истории. Все остальные прозвища очень просты по образованию, особых знаний не потребовали, творчества тоже.

Прозвища в основном доброжелательные. Мы спросили одноклассников, почему они дали товарищам обидные прозвища "Кондрат", "Лаврушка", "Шкура", "Буратино" и пр., и те ответили, что носители этих прозвищ очень вредные люди, их не любят в классе. Таким образом, прозвище, данное человеку сообществом, выражает отношение этого сообщества к нему.

Чтобы понять, насколько современные подростки оригинальны в образовании прозвищ, мы обратились к истории. В лицейском братстве тоже были прозвища, и не одно. "Владимира Вольховского за железный характер и несгибаемую волю называли Суворочка. Михаила Яковлева, вечно строившего уморительные рожи, - Паясом. Александра Горчакова окрестили Франтом, Сиятельным повесой, Модест Корф за злой характер и внешнее проявление религиозности стал Дьячком Морданом, что означает "кусака". Туповатый и упрямый Мясоедов - Мясожоровым. Ивана Пущина за большой рост окрестили Иваном Великим, или Большим Жанно. Вильгельма Кюхельбекера - Кюхлей, Бекеркюхлей. Антона Дельвига звали Тосей, Тосенькой. Пушкин был Французом, затем в "Арзамасе" его называли Сверчком"2. Друзья Пушкина давали прозвища по внутренним качествам лицеистов, даже Тосенька выражает мягкий, дружелюбный характер Дельвига.

Современные прозвища не затрагивают внутреннюю сторону личности. Почему? Мы думаем, что подростки не видят ее, не умеют или не хотят видеть. И

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

то и другое характеризует нынешнюю подростковую молодежь как поколение духовно бедное, бесчувственное, со средним уровнем развития. Может быть, во времена Пушкина было модно давать прозвища изысканные, "от ума", что называется? Сейчас мудреные прозвища вызывают смех и характеризуются как "отстой".

Общие выводы

1. Современные прозвища подростков большей частью образуются от фамилий. Когда-то, в далекой древности, процесс был обратный: человеку давали "прозвание" по роду его занятий, по его мастерству, особенностям характера или яркой манере (например, предка Н. В. Гоголя прозвали Гоголем за его горделивую осанку3). И прозвище переходило в фамилию. Так появились Столяровы, Кузнецовы. Сегодня мы видим обратный процесс: прозвище дается по фамилии. Созвучие слов - вот процесс образования прозвищ. Способ образования прозвищ свидетельствует о среднем уровне интеллекта подростков.

2. В данном сообществом прозвище отражается отношение к человеку. Подростки большей частью доброжелательны друг к другу. Чтобы выразить недовольство человеком, они награждают его обидным прозвищем. Это жестоко для пострадавших, но группа подростков не видит в этом серьезной причины для недовольства.

3. Раз прозвища выражают отношение к носителю, то интересные прозвища свидетельствуют о принятии человека сообществом. Это очень важно для подростка.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Мы сохранили стилистику автора.

2 Ай, да Пушкин! - М.: Творческая мастерская "Студия", 1999.

3 См.: Лебедева Е. С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся. - РЯШ, 2000, N 2. - С. 49.



стр. 58


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Д. А. Савицкая, Исследовательская деятельность учащихся по родному языку // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322040&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии