Перспективы творческого становления

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. В. Криушова

("Предвосхищающего ожидания" в творческих домашних заданиях)

Младший подростковый возраст до сих пор представляет собой "terra incognita" для педагогов. В отечественной психологии одни ученые рассматривают этот возрастной интервал как завершение детства и приписывают 11 - 12-летним те же черты, что и 8 - 10-летним, другие видят в нем все зачатки отрочества и рассматривают вместе с 14 - 15-летними.

На наш взгляд, это связано с тем, что данный возрастной этап - наиболее сложный для анализа не только психологического, но и педагогического. Трудность возраста - в его учебной неоформленности, прежде всего, отсутствии культуры умственного труда, которая сочетается с высоким уровнем общей активности, доходящей порой до неуправляемости. Психологи говорят о феномене "подростковой ошалелости", когда перестают помогать испытанные методы воспитания (и, соответственно, обучения).

Смена учебного режима, отдаленность конечных этапов обучения, изменение социальной ситуации развития - вот неполный перечень объективных причин этого. В психологическом плане отмечаются скачки, неустойчивость настроения, летучесть и в то же время интенсивность волнения, грусти, гнева и других эмоций, возникающих взрывообразно по ничтожному поводу. По мнению Г. А. Цукермана, психологическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие именно в этом возрастном интервале не только отличается качественным своеобразием, но и во многом определяет все дальнейшие особенности развития. Этот возраст, "стратегически важнейший с воспитательной точки зрения, чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы - в области образования, качества личных отношений, социальных ориентаций, здоровья"1.

Возрастной особенностью данного периода Д. Б. Эльконин называет переход к иной, более высокой форме учебной деятельности, когда складывается новое отношение к учению, в котором на первое место выдвигается стремление к овладению глубокими, настоящими знаниями. Для подростка впервые раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию2.

Психологическим условием такого перехода являются соответствующие интересы подростка. По мнению Л. С. Выготского, проблема интересов - центральная для подросткового возраста, а потому "проблема воспитания и обучения в переходном возрасте - это проблема правильного построения возрастных интересов". Интересы как "глубокие и устойчивые установки" не только определяют основные линии поведения подростка, но и "определяют функционирование тех или иных навыков"3.

Одной из основных педагогических целей школьного обучения является формирование у учащихся привычки к регулярной самостоятельной работе посредством выполнения домашних заданий различного уровня сложности. Однако трудоемкость учительской работы очень часто служит причиной забвения именно этого аспекта. Традиционно домашнее задание рассматривается исключительно в целях тренировки необходимых знаний и умений, ограниченных конкретной темой. Действительно, регулярное кропотливое выполнение

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

бесконечных упражнений способствует лучшему запоминанию материала (тренировка памяти), его усвоению (формирование и автоматизация необходимых навыков), обеспечивая осмысленное восприятие дальнейшего материала, тематически связанного с освоенным.

Однако основным результатом ежедневных усилий пятиклассников, на наш взгляд, является кардинальная перестройка личности ребенка - его интересов и наклонностей, навыков учебной работы, мотивов учебной деятельности и т.п., - которая способствует формированию таких черт характера, как дисциплинированность, выдержка, чувство ответственности и долга. Трудно переоценить значимость традиционной формы организации деятельности учащихся: "любое домашнее задание - если школьник выполняет его сам - оказывает комплексное воздействие на развитие личности"4.

Педагогическая традиция делит учеников на сильных и слабых, с высокой степенью обучаемости и низкой, и предполагает использование разноуровневых домашних заданий как реализацию принципа индивидуального подхода к учащимся. Согласно устоявшейся тенденции, на сильных учеников "развивающее действие домашнее задание окажет лишь тогда, когда объективные требования несколько завышены"5. Соответственно, слабо успевающим учащимся необходимо занижать объективные требования домашних заданий, поскольку "требования выполняют развивающую функцию лишь в том случае, если они действуют в зоне актуального уровня развития"6. Представляется, что такая постановка вопроса значительно упрощает реальную ситуацию развития в подростковом возрасте.

В своей работе мы исходим не из принципа "индивидуального подхода", а из принципа "равных возможностей" выполнения домашних заданий, так называемый принцип предвосхищаемого ожидания (по Г. С. Батищеву). Согласно этому принципу каждый ребенок "обладает до воспитания и обучения гигантским скрытым потенциалом душевно-духовного не только развития, но и совершенствования"7. Данный принцип предполагает не только использование психологических ресурсов ребенка в "зоне ближайшего развития" (по Л. С. Выготскому), но и организацию учебной деятельности в "перспективе творческого становления". Г. С. Батищев утверждает, что "дело не в том, какой человек уже есть, а в том, что он самым неожиданным образом может выйти за пределы самого себя"8, преодолев самого себя прежнего.

Многолетний опыт работы с пятиклассниками позволяет утверждать, что задания повышенной сложности необходимо давать и "отличникам", и "двоечникам", так как это стимулирует мыслительную деятельность и тех, и других. Результаты исследований В. А. Петровского убедительно показали, что "одинаковость действий своих и другого актуализировала тенденцию проявить свою отличительность, "непохожесть", что и вело к преодолению шаблонной схемы решения"9. Именно при выполнении заданий повышенной сложности возникают моменты самопознания, самотворчества, самореализации и самоопределения, потому что, познавая себя, "мы вместе с тем преобразуем и созидаем себя"10. Поэтому собственную педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь пятикласснику открыть себе себя самого, свои творческие возможности, ощутить состояние успешности ("Я все могу сделать!"). В силах педагога помочь увидеть, что так, как пишет он, не сможет никто (каждый имеет свой, индивидуальный неповторимый творческий почерк, который так же отличается от сочинений одноклассников, как творческая манера Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова), что труд и талант идут рука об руку.

У художников существует педагогический прием: молодые художники в начале своего обучения должны копировать работы талантливейших мастеров - "ставить руку". Так появилось домашнее задание творческого характера: отыскать в знакомом и любимом произведении русской литературы (желательно написанном в стихотворной форме: такие примеры легче воспроиз-

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

водятся и надолго остаются в памяти учащихся) ту пунктограмму, которая изучалась на уроке. Эффект был потрясающий. Пятиклассники проводили настоящие исследования, а успешно выполненные задания сразу становились материалом для индивидуальной и групповой работы на уроке. Изученная тема наполняется особым смыслом, школьникам становится очевидно, для чего нужны им полученные знания и умения, и понятно, как речь обычная превращается в образную.

Подготовительная работа на уроке не занимает много времени. На доске - предложение "Конь пошел к конюшне". Вопрос классу: "Кто из вас не смог бы сочинить подобное предложение?". Общее мнение: могут все. А теперь посмотрим, как из этого простого предложения талантливейший писатель Михаил Шолохов создал волшебную зрительную картину: "Конь, лениво повинуясь движению чужой руки, высоко задирая голову на вытянутой шее и устало волоча задние ноги, пошел к конюшне". Вопрос классу: "С помощью чего писатель смог создать незабываемо яркий образ?" - "С помощью деепричастных оборотов". Задание на дом: "В понравившихся вам произведениях русской литературы найдите случаи, когда автор добивается художественной выразительности с помощью деепричастных оборотов".

Приведем примеры подобных исследований.

Деепричастные обороты (А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке)



Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

И кричит: "Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!"

Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.

Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку,
Сам, не зная, быть ли проку.

Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.

Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.

И потом, неделю ровно,
Покоряясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.





Домашнее задание - всегда выбор для ученика: можешь подготовить два упражнения к уроку, а можешь провести собственное исследование, на которое отводится больше времени - два-три дня. Мало кто из ребят выбирает домашние упражнения по учебнику. Зато самостоятельных исследований бывает от каждого два, а то и три. А в результате - хорошо написанные изложения, в тексте которых ребята не просто понимают синтаксическую структуру предложений, но и на слух улавливают средства художественной выразительности, которые использует автор.

Еще одна форма творческого домашнего задания - создание связного текста, максимально загруженного какими-то определенными орфограммами или пунктограммами. Цель очевидна: закрепление орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, выработка привычки пользоваться всевозможными средствами художественной выразительности. Например, изучаем тему "Вводные слова" (ввожу тему восьмого класса в пятом, поскольку пятиклассники активно используют вводные слова в устной речи, но не делают этого в письменной). Изучение темы на уроке ни у кого не вызывает особых затруднений. Отсюда - домашнее задание: составить связный текст с максимальным использованием вводных слов с целью создания атмосферы доверительной беседы. Это задание не предусматривало написание сочинения - просто связный текст с грамматическим заданием, но результаты превзошли все ожидания - получились настоящие сочинения, которые могут использоваться в качестве любых видов диктанта с целью закрепления пунктуационного навыка.

Особого внимания заслуживает то, что в данных заданиях сочинения "слабых" учащихся выглядят не хуже, а то и лучше работ "сильных" учеников.

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

Вот некоторые из них.

Я и футбол

Я, между прочим, хороший футболист. И не тот, понимаете ли, который перед телевизором только сидит. Я, да будет вам известно, сам мяч погонять люблю. В любую погоду, кстати. Снег ли, дождь ли, мне все равно, хотя в сухую теплую погоду играть, конечно, приятнее. Честно говоря, я не верю, что футбол выдумали в Англии. Наверное, это самая русская игра из всех игр, которые я знаю. Ведь, как известно, самый знаменитый вратарь в мире - русский Лев Яшин. Правда, самый известный нападающий в мире - Пеле - бразилец по национальности. Вероятно, футбол - это общемировая игра.

(Сергей Егоршин, 5Б класс)

Весна

Без всякого сомнения, весна вступила в свои права. Прежде всего, ярко засветило солнце, зазвенели ручьи и, разумеется, защебетали птицы. Возможно, уже прилетели грачи. На деревьях, по всей вероятности, должны появиться почки. Двадцать первого марта был день весеннего равноденствия: с одной стороны, дни стали длиннее, а, с другой стороны, ночи короче. В общем, наступают теплые дни. Снегу в этом году навалило много, и, наверное, будет затопление. Очевидно, на пруду начнется ледоход. В лесу, может быть, бродят голодные волк и лиса, по-видимому, скоро очнется от зимней спячки медведь в своей подтопленной берлоге. Заяц, должно быть, меняет свой мех на легкую шерсть. На лесных полянах, пожалуй, уже расцвели первые цветы. Как говорится, весна идет, весне дорогу!

(Костя Вахрушев, 5Б класс)

Приготовились к походу

Итак, вы хотите идти в поход. Прежде всего отыщите вместительную сумку или рюкзак. Во-первых, вы туда положите вещи: запасные носки, теплые штаны, дождевик и резиновую обувь. Во-вторых, еду: хлеб, картошку и лук - это самое необходимое. Если, по сообщению синоптиков, ожидается холодная погода, то, несомненно, следует захватить теплую кофту, шарф и, конечно, шапку, чтоб вам не надуло в уши. Кроме того, не забудьте питьевую воду - это самое главное. Если вам предложат палатку взять, разумеется, соглашайтесь. В лесу в палатке здорово! И, пожалуйста, не носите с собой спички, пусть они будут у взрослых. Самое меньшее, что вам понадобится, - это настольная игра, а вот мяч, действительно, никому не помешает. Если вы уже собрались, то счастливого пути!

(Катя Тарасова, 5А класс)

Как я ухаживаю за крысой

Однажды, к моей великой радости, но к маминому изумлению, мне подарили крыску Лариску. Разумеется, я сразу сделала для нее жилище в старом аквариуме. Ей там, без всякого сомнения, понравилось. Недавно я заметила, что она хромает, и сразу понесла свою любимицу в ветлечебницу. К счастью, все обошлось. Крыску там осмотрели и прописали витамины. Очевидно, ей витаминов не хватало. Моя крыса, кстати, относится к грызунам, поэтому я кормлю ее зерном. Между прочим, она очень смешно ест семечки. Например, возьмет в лапки семечку, очистит аккуратненько так и съест. Но организм Лариски, действительно, требует витаминов, поэтому каждый раз, когда она ест, я капаю ей их в еду. Кроме того, я иногда вывожу Лариску гулять, вернее, дышать свежим воздухом. И на землю не отпускаю, потому что на нее может напасть кошка. А иногда я купаю Лариску, хотя она, собственно говоря, этого не любит. Конечно, приходится каждый день чистить аквариум, чтоб в нем было чисто и сухо, но я не жалею. В самом деле, крыска приносит мне много радости и спасает от плохого настроения.

(Настя Хазеева, 5Б класс)

Вкусное блюдо

Итак, хотите полакомиться? Я научу вас готовить мясо по-французски. Для его приготовления нужны картошка, лук, майонез и, разумеется, мясо. Во-первых, если мясо лежало в морозилке, то его, без всякого сомнения, нужно разморозить. Во-вторых, пока мясо размораживается, нужно чем-то заниматься, например, чистить картошку и лук и нарезать их круглыми ломтиками. Кстати, пока мы все это делали, мясо, безусловно, разморозилось. Конечно, мясо нужно нарезать тоже. По мнению моей мамы, вкуснее будет, если положить сначала мясо, а потом чередовать лук с картошкой, смазывая майонезом, мы так и сделаем. Само собой разумеется, делать все это нужно в сковороде, а потом поставить в духовку на один час. Одним словом, через час у вас на столе будет стоять, в самом деле, вкусное блюдо.

(Павел Степанов, 5А класс)

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

Эффективным творческим заданием является, на наш взгляд, самостоятельное составление (сочинение!) диктанта, также максимально загруженного необходимыми орфограммами. При этом ребятам сообщается, что лучшие работы будут не только прочитаны, но и продиктованы классу. Представьте ощущения школьника, который пишет диктант, составленный им лично. Он считает, что ему просто повезло, а на самом деле ученик упорно, кропотливо, с огромным желанием готовился к этой работе.

Содержание диктанта говорит само за себя:

Интересный случай (проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова)

Однажды я предложил своему другу Юре прогуляться по лесу. Стояла отличная погода. Ослепительно блестело солнце, весело и радостно щебетали птицы, трава мягким ковром расстилалась под ногами. Мы наслаждались красотой природы. Лес был смешанный, в нем росли сосны, березы, ели, и иногда мы пробирались сквозь густо заросший кустарник. Мы решили отдохнуть на старом большом пне, поросшем рыжим мхом, и вдруг мой друг замер. Я посмотрел кругом и увидел маленького птенца. Возраст его был не больше месяца. Вероятно, он выскочил из гнезда. Увидев нас, малыш сначала отскочил в сторону, потом быстро заскакал к травяным зарослям, и мы потеряли его из виду. Положение стало серьезным. Надо было спасать птенца. Растения так сильно разрослись, что мы не сразу нашли малыша. Юра прикоснулся к нему, а он клюнул его в руку. Забираться на дерево пришлось мне, я с трудом дотянулся до гнезда и посадил туда птенца. Расти большой, наш маленький друг!

(Денис Мягков, 5Б класс)

Не менее интересна и другая форма творческого домашнего задания - сочинение сказок по русскому языку. Как пишется НЕ с глаголами знает каждый учащийся, а вот ошибки в правописании встречаются даже у выпускников. Отсюда - задание: сочинить сказку об этом, используя в ней глаголы с частицей НЕ.

НЕ с глаголами (сказка)

Вместо того чтобы сочинять сказку про глаголы, я уселся за компьютер. Играю, а совесть грызет, ведь домашнее задание так и не сделал. Вдруг на экране появился симпатичный монстр и говорит: "Пойдем со мной, я тебе кое-что покажу". И показал он мне удивительную страну Глаголию. В ней жили глаголы. Жили они, не тужили, но появилась как-то неизвестная царица - частица НЕ и говорит: "Кто станет моим подданным и уйдет со мной, никогда не обеднеет, не состарится, не умрет. Я всегда буду находиться рядом и оберегать". И многие глаголы стали подданными царицы, а рядом с каждым из них появилась частица НЕ. Сначала новая жизнь им понравилась: никто не голодал, не горевал, не умирал. Но потом грустно им стало. Никто не плакал в их стране, но никто и не смеялся, никто не горевал, но никто и не радовался, никто не умирал, но никто и не рождался. Взмолились тогда глаголы: "Отпусти нас обратно, царица! Без тебя иногда плохо, но и с тобой не всегда хорошо". Пожалела их царица, отпустила и даже стала частенько навещать. Вот так компьютерные игры помогают делать домашнее задание по русскому языку.

(Артем Карпухин, 5Б класс)

Такие работы становятся самыми любимыми диктантами, потому что их авторы сидят рядом с тобой в классе. Но самое главное - занимаясь творчеством, ребята не задумываются о том, что создают настоящие Сочинения!

Любому школьнику нужны задания, время для выполнения которых не ограничено, задания, предполагающие поиск, пробы, эксперимент, развивающие творческие способности ученика, его потребность в самообразовании. Но важным условием нашего домашнего задания становится требование знать точное время выполнения работы. В результате выясняется, что ребята затрачивают на выполнение творческого задания чуть больше времени, чем на два обычных упражнения по учебнику. Такой подход - эффективное средство подготовки к ЕГЭ в 11-м классе, где учащиеся должны в ограниченное время (1 час) успеть написать хорошую творческую работу.

Подобная практика делает возможным освоение в старших классах сложного творческого задания - пятнадцатиминутное сочинение-миниатюра по

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

заданной теме. Постепенно стало привычным для десятиклассников 15 минут на уроке тратить на сочинения. Темами становились устоявшиеся в нашей речи выражения, которые предлагали сами ученики в начале урока. Вот одно из них.

Творческие работы становятся естественным выражением мысли учащихся, а написание сочинений - не трудным, а любимым делом. В результате развивается не только речь, но и интеллект, пробуждается талант, который заложен в каждом!


--------------------------------------------------------------------------------

1 Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатиление школьники: "ничья земля" в возрастной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - N3.

2 Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М., 1967.

3 Выготский Л. С. Педология подростка / Собрание сочинений. - Т. 4. - М., 1984.

4 Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания. - М., 1989.

5 Там же.

6 Там же.

7 Батищев Г. С. Три кита педагогики // "Учительская газета". - 1988. - 14 апреля.

8 Батищев Г. С. Человек совершенствующийся // "Учительская газета". - 1988. - 3 марта.

9 Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992. - С. 136.

10 Там же.



стр. 55


Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. В. Криушова, Перспективы творческого становления // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322006&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии