Современная (новейшая) русская поэзия на уроках литературы

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. Ю. Проскурнина

Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, - важнейший источник формирования личности школьника. Не секрет, что усвоение знаний - большой и нелегкий труд. Он требует от учащихся максимальной отдачи интеллектуальных сил, длительных и напряженных усилий, постоянной мобилизации воли и внимания. Чтобы помочь ребенку в усвоении сложного материала, многие педагоги применяют в своей деятельности нетрадиционные формы работы на уроке. К таким формам могут относиться различные игры, создание и решение проблемных задач, разнообразные приемы педагогической техники, повышающие интерес к изучаемому предмету. Приемы, развивающие творческое воображение учащихся, способствуют преодолению ответов-стереотипов, вырабатывают умение мыслить неадекватно, позволяют учащимся изобретать новое, а главное - самореализоваться в творчестве.

Еще Л. С. Выготский, создав оригинальную теорию психического развития ребенка, выдвинул как одну из главных идей утверждение, что деятельность человека вообще и ребенка в частности носит творческий характер. "Всякая деятельность, - пишет Л. С. Выготский, - результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, - творческая"1.

Основой творческой деятельности является воображение, а результат ее, по Л. С. Выготскому, - все, что сделано человеком. Таким образом, творчество в широком смысле есть не удел одних только избранных, оно доступно многим, в том числе и нашим ученикам.

Вышеизложенное как бы намечает для учителя литературы возможность и перспективу работы по развитию творческого потенциала детей. Развивая их способности к воображению (все дети любят играть), попробуем провести их через систему разнообразных заданий, где они будут создавать "новые образы". Уроки литературы, особенно в старших классах, предоставляют учителю для развития творческого воображения учащихся большие возможности, особенно при изучении современной (новейшей) русской поэзии. Возможно, многие из изложенных в статье видов творческих заданий известны. В определенном смысле эти виды - совокупное творчество учителей разного возраста и разного места работы, но объединенных профессионализмом и любовью к своему делу.

В конце XX века в русской поэзии произошли значительные изменения. В ней соединились и взаимодействуют порою жестокая конкретность бытового письма и смелый полет воображения, дерзость метафорических уподоблений и причудливая фантастика, "муза иронии" и "романтика старой закалки" (Б. Окуджава). Современная (новейшая) русская поэзия вбирает и стремится использовать огромный предшествующий опыт. Она достаточно богата и разнообразна в своих жанрово-стилевых модификациях и устремлениях - от реализма и романтики до сложной ассоциативности. Учащиеся получили возможность читать "взрослые" стихи Г. Сапгира, полнее познакомиться с лирикой Ю. Кузнецова, Б. Чичибабина, А. Жигулина. В программу вошли стихи И. Бродского и Н. Коржавина, ранее подвергавшиеся официальной критике. Старшеклассники могут познакомиться с лирикой, вообще не звучавшей в школе: например, стихи постмодернистов Д. Пригова, Т. Кибирова, Л. Рубинштейна или поэзия "куртуазных маньеристов" В. Степанцова и В. Пеленягрэ.

Однако, несмотря на все многообразие новейшей поэзии, условно все же можно выделить два основных направления: реалистическое и постмодернистское. "Постмодернистская поэзия основывается в первую очередь на представлении о хаотичности и абсурдизме жиз-

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

ни и человеческого сознания, на смешении временных планов, восприятии мира как текста, отсюда - гипертрофии интертекстуальности, центонности, игры, принципа пародирования и т.п."2. "Постмодернизм в целом - литературный космос, направление с множеством "ручейков", подвидов, различных векторов последующей эволюции, сложившееся в 60 - 80-е годы "параллельно" официозной соцреалистической словесности"3. Следовательно, современный постмодернизм во многом продолжает традиции поэтического андеграунда 1960 - 1970-х годов. Конечно же, данное деление на два направления условно, скорее всего, следует говорить о принадлежности к тому или иному направлению творчества отдельного поэта (а иногда и отдельного цикла стихотворений).

В целом, поэзия рубежа веков, "как, впрочем, и вся художественная литература этого времени, представляет собой органический сплав реалистических и модернистских тенденций. Ей равно присущи яркие поэтические открытия, новые оригинальные образы и приемы"4. Именно поэтому отечественную поэзию с 1990-х гг. называют "бронзовым веком русской поэзии". Часто по созвучию тематики произведений многие критики и литературоведы объединяют поэтов в группы, тоже достаточно условные. Выделяются следующие группы:

Реалистическое направление

* Поэты фронтового поколения или поэзия "традиционного" звучания (Б. Слуцкий, Д. Самойлов, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, Ю. Левитанский, АМежиров, Ю. Друнина, М. Дудин, Н. Старшинов и др.). Это поэты старшего поколения, пережившие Великую Отечественную войну. Гражданственность и верность идеалам юности - типологическая общность их поэзии. В их лирике звучат мотивы патриотизма, служения Отечеству, трагической взаимосвязи лирического героя с судьбой неуцелевшего поколения.

* Гражданская поэзия (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, С. Куняев, Б. Чичибабин и др.). Публицистичность, метафоризм, ориентация на звучащее слово способствуют объединению их в одну группу, сохраняя при этом многообразие идейных позиций и взглядов, творческих индивидуальностей поэтов гражданского направления. Лирике присущи идеи общественного служения поэта, ответственности за происходящее в стране, гражданское мужество, протест против огульного отрицания прежних духовно-нравственных ценностей.

* Интерес к народным мотивам, к национальным корням искусства, к художественной памяти предшествующих поколений, столкновение вселенского добра и зла свойственно в большей степени поэзии В. Соколова, Н. Тряпкина, С. Викулова, О. Фокиной, Ю. Кузнецова и др.

* Медитативная лирика. Благодаря особому мелодическому звучанию выделяется лирика Б. Ахмадулиной, Ю. Мориц, О. Седаковой и ряда других поэтов. Поэтам свойственно умеренное экспериментаторство стихов, сочетание в творчестве традиционной тематики и стремление к нетрадиционным формам. Произведения музыкальны, лиричны, глубоко духовны, гармоничны и проникнуты внутренним светом.

* Традиции Серебряного века ярко прослеживаются в поэзии А. Тарковского, С. Липкина, И. Лиснянской. При всей индивидуальности тематики лирика поэтов эмоционально богата, наполнена психологическими оттенками, прославляет этические ценности, мир природы и духовность (иногда религиозность) человека.

* Авторская песня и близкая к ней рок-поэзия (Б. Окуджава, А. Городницкий, О. Митяев, Д. Сухарев, А. Башлачев, Б. Гребенщиков, А. Макаревич, В. Цой, Ю. Шевчук и др.). Этой группе поэтов свойственно прежде всего сочетание слова, музыки и собственно исполнения произведения. Своеобразны не только авторская интонация и манера исполнения, но и социальный и публицистический пафос лирики, соединение традиций и новаторства.

* Духовная поэзия (С. Аверинцев, З. Миркина, Ю. Кублановский и др.). Несколько условное объединение поэтов, так как обращение к Богу звучит в лирике многих современных авторов. Духовную

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

поэзию отличает традиционно-религиозное, близкое к каноническому понимание места человека в мире, христианское самоопределение поэта.

Постмодернистская поэзия

* Концептуалисты (Вс. Некрасов, Д. Пригов, Л. Рубинштейн, позже Т. Кибиров и С. Гандлевский). Поэтика "идейных схем и стереотипов", пародия на традиционную советскую поэзию, создание "мнимого искусства", ирония - основные черты поэзии концептуалистов. Постепенный отход поэтов от этого конкретно-исторического явления, изменение стиля.

* Поэты "лианозовской школы" (Е. Кропивницкий, Г. Сапгир, И. Холин и др.) и "петербуржской школы" (Е. Рейн, В. Кривулин, Е. Шварц и др.). Рефлексия современного человека на окружающую действительность, этическое и философское напряжение мысли и поиск новых художественных форм, звуковая организация стиха и создание особого мира в лирике - вот что отличает поэзию данных авторов.

* Возрождение смеховой культуры ("ироническая поэзия") в творчестве И. Иртеньева, И. Губермана, Б. Кенжеева и других поэтов. Игровой характер поэзии "куртуазных маньеристов" (В. Степанцов, В. Пеленягрэ, К. Григорьев и др.). Постепенный отход поэтов от сплошной иронии, пародирования цитат, отрицания культуры, срывания всех и всяческих масок к индивидуальным поискам.

* Поэтическое наследие И. Бродского. Лирике поэта свойственно философское осмысление проблем бытия, развитие античных мотивов и классических традиций русской литературы. В его поэзии отражается творческий и жизненный путь мастера, неординарность восприятия окружающей действительности.

Таким образом, нынешняя поэзия представлена большим количеством не только авторов, но и направлений. Отсюда велика роль учителя, который знакомит учащихся с основными представителями новейшей русской лирики, помогает ученику выбрать поэта, чье творчество более всего созвучно внутреннему миру читателя. Ведь главная задача - это развитие эстетического чувства учащегося, оказание помощи в его первых самостоятельных поэтических опытах, разнообразных играх со словом и т.п.

В настоящий момент деятельность учителя по ознакомлению школьников с творчеством современных поэтов приобретает особое значение в связи с тем, что, как свидетельствуют данные анкетирования выпускников школ г. Калуги, старшеклассники в своей массе очень мало знакомы с произведениями новейшей русской литературы, по сути, отрезаны от этого важнейшего пласта современной культуры. Когда был затронут вопрос о творчестве современных поэтов, то результаты оказались плачевными. Если творчество поэтов старшего поколения известно многим учащимся - 84% (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, С. Куняев, Ю. Друнина, Б. Ахмадулина и др.), то творчество поэтов, чьи имена пришли с перестройкой, практически неизвестно (Ю. Кублановский, Е. Рейн, Д. Пригов, Т. Кибиров, Б. Кенжеев и т.п.). Только учащиеся гимназий и гуманитарных классов знакомы с творчеством отдельных поэтов - 21% от общего числа анкетируемых. Исключение составляют авторская песня и рок-поэзия (72% учащихся в той или иной степени знакомы с этим направлением в поэзии).

Старшеклассники часто считают себя уже "взрослыми и серьезными", поэтому на различные игры во время урока смотрят с недоверием. Захотелось увести их от формального изучения современной (новейшей) русской поэзии, навязываемого учителю и ученикам существующими программами, попробовать показать тем, кого мы учим, не только идейно-тематическое своеобразие лирики, но и богатство "словотворчества" современных поэтов. Благодаря играм у учащихся снимается догматическое представление о том, что "поэзия в XXI веке устарела", что стихов "в настоящее время никто не читает", а чтение наизусть "осталось в салонах золотого и серебряного веков" (из высказываний учащихся). Рассмотрим некоторые виды творческих заданий. Все задания рассматриваются на примере лирики сле-

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

дующих поэтов: А. Кушнер, О. Чухонцев, Е. Рейн и Ю. Кублановский.

Коллективная творческая работа

Учащиеся работают в парах или небольшой группой. После знакомства с творчеством поэта им дается задание: нарисуйте, сделайте коллаж, подберите иллюстрации или составьте графическую схему, например, на темы: "Отражение событий новейшей истории России в лирике О. Чухонцева (или Е. Рейна)", "Отражение в лирике поэта рубежа веков, нового тысячелетия". Подберите к рисунку эпиграф, объясните свою работу.

Примеры стихотворений:

О. Чухонцев

Три наброска

I



Осень мусор пропагандистский гонит
по Пресне, и, озирая
город, голый и незнакомый, и на лету ловя
его жест,
осознаешь с опозданьем внезапным,
что Третья война мировая
в общем проиграна малой кровью,
и раздражение требует жертв.

Стервой пованивает, вороны с карканьем
рыщут, чем поживиться,
в выломанной арматуре зияет черными
внутренностями пейзаж,
где, как шумерский воин в обузе собственной
амуниции,
не притупивши оружия, почиет
мертвым сном Минтяжмаш.





II



Листья по пролетарским скверам ярче,
чем флаги, метеосводка
с кухни погоды, иначе с фронта, шибает,
как общепит,
а уж брусчатка под демонстрантами -
сущая сковородка:
митинг ли, спирт ли Royal, осетинская водка,
плюнь - зашипит.

Дивны дела твои, Немезида, в варварских
ойкуменах мира:
огненный взмоет петух на Днестре
и безглавый летит за Кодор,
алым Кавказ окропится, и белая крыша
поедет с Памира,
вставит Макаров в обойму словцо,
и Калашников дернет затвор,
щелк - и весь разговор!





III



Дребезг стекол оконных, в стакане
вызванивание морзянки,
разбитый асфальт мостовых, и обок
дрожащие высадки тощие,
и чад солидоловый, мозг разъедающий,
и настроение то еще...
о, переведи этот дым и скрежет, японский бог,
эти танки
во что-то стоящее.





Е. Рейн

Девяносто первый (из цикла "Годы")



Бедная мумия спит на спине,
дымный закат в неумытом окне.
Входят "поларисы" в северный порт,
черный алмаз достают из реторт,
плачет на рынке последний грузин,
водку везут в нефтяной магазин.
На берегу мелководной реки
мертвый парламент готовит полки,
рвется к Японии Дальний Восток,
Ротшильд в Сахаре считает песок.
Доллар танцует чарльстон в казино,
в темных бутылках скучает вино.
Киллер в оптический смотрит прицел,
некто задумывает передел.
Боеголовки иприт и уран
честно сливают в граненый стакан,
пьяный таксист налегает на руль,
с воем идет в солончак Иссык-Куль.
Спит Мастрояни в хрустальном гробу,
архистратиг поднимает трубу.
Мелко дрожит перехватчик "Сухой",
Ельцин летит над бессильной страной.
Ельцин пилоту бросает: "Мерси!"
Тотчас Сухой выпускает шасси.
Летчик вздыхает, и падает груз,
падает навзничь Советский Союз.





1997

А. Кушнер

* * *



Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.
Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,





стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------



А не в трюме, в полутьме?
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.
Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.





А. Кушнер

* * *



А вы поэт какого века?
Подумав, я сказал, что прошлого.
Он пострашнее печенега,
Но, может быть, в нем меньше пошлого.

И, приглядевшись к новым циникам,
Шагну под сень того сельмага,
Где стану младшим современником
Ахматовой и Пастернака.

Там проработки и гонения.
Но, если вы стихом живете,
Вот счастье - том "Стихотворения"
В ХудЛите, в твердом переплете!

Как я читал его! С курсивами
Его заглавий голубыми,
Дождя лиловыми наплывами.
Воротничками пристежными.

Был век поэзии и живописи,
Был век кино довольно долго.
Все это станет вроде клинописи
Или кумранского осколка.

Был век внимательного чтения.
И относительно невинна
Была, в порядке исключения,
Его вторая половина.

С меня и взятки гладки. По лесу
Брожу; в сосновом и еловом
Стою; я хорошо устроился
В тени, одной ногою - в новом.





2002

О. Чухонцев

* * *



Век-заложник, каинова печать
на устах и на раменах.
Можно все взорвать и опять начать,
можно все, но убивец страх...
Я хочу, я пытаюсь сказать, но
вырывается из горла хрип,
как из чайника, выкипевшего давно
до нутра, и металл горит.





Ю. Кублановский

Канун



Необязательный
ход жизни кратный,
враз поступательный
и обратный.

И тем отчетливей
былое в хмари,
чем ты расчетливей,
черствей и старе.

Когда светает
теперь в окошке
моей сторожки,
никто не знает.

В сей миг досуга
и "или - или"
спросить бы друга,
да он в могиле:

мол, помнишь лето
и нас шакалов,
гудевших где-то
у трех вокзалов?

Но зелень вянет,
она пятнистей,
шершавей станет
и золотистей.

Могла до вьюги
форсить в жакете,
но и подруги
уж нет на свете.

Кристаллы сада.
Моя хибарка -
в углу лампада,
в ногах овчарка.

Мороз по коже
бежит порою
и сердце тоже
готово к сбою:

вдруг на халяву
заглянет третье
к нам на заставу
тысячелетье

и мельтешенье
воспоминаний -
канун крушения
мирозданий?





21.VII.1999

Встреча с поэтом

Учащиеся работают в парах. Задание: представьте себе, что вы можете встретиться с поэтом на вечере поэзии в Политехническом музее. Составьте вопросы,

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

которые вы хотели бы задать. Попробуйте представить и пересказать реакцию поэтов на ваши вопросы. Разыграйте беседу-интервью в лицах.

Стихотворение-шифровка

Это задание для эрудитов или учащихся, увлекающихся поэзией. Кратко расскажите о жизни и творчестве поэтов, чьи фамилии или имена упоминаются в тексте. Попробуйте по аналогии сочинить собственное стихотворение. Может быть дано дополнительное задание: объясните все детали в стихах.

Примеры стихотворений:

А. Кушнер

* * *

Омри Ронену



Мандельштам приедет с шубой.
А Кузмин с той самой шапкой.
Фет тяжелый, толстогубый
К нам придет с цветов охапкой.

Старый Вяземский - с халатом,
Кое-кто придет с плакатом.

Пастернак придет со стулом,
И Ахматова с перчаткой,
Блок, отравленный загулом,
Принесет нам плащ украдкой.

Кто с бокалом, кто с кинжалом
Или веткой Палестины.
Сами знаете, пожалуй,
Кто - часы, кто - в кубках вины.

Лишь в безумствах и в угаре
Кое-кто из символистов
Ничего нам не подарит.
Не люблю их, эгоистов.





2001

Ю. Кублановский

* * *



Далеко за звездами, за толченым
и падучим прахом миров иных
обитают Хлебников и Крученых,
и рязанский щеголь с копной льняных.
То бишь там прибежище нищих духом
всех портняжек голого короля,
всех кому по смерти не стала пухом,
не согрела вовремя мать-земля
под нагроможденными облаками
в потемневших складках своих лощин.
Да и мы ведь не были слабаками
и годимся мертвым в товарищи.

И у нас тут, с ними единоверцев,
самоучек и самиздатчиков,
второпях расклеваны печень, сердце
при налете тех же захватчиков.

...Распылится пепел комет по крышам.
И по знаку числившийся тельцом,
и по жизни им неоднажды бывший -
приложусь к пространству седым лицом.





1.XI.1999

Е. Рейн

Семьдесят девятый (из цикла "Годы")



Армия входит в Афганистан,
Над Спасской порхает снежок.
Аксенов в муаровый свой карман
Засовывает "Ожог".
На темных полках нет колбасы,
Но стоит метро пятак.
И Суслов сталинские часы
Зачем-то прячет в кулак.
А я в ЦДЛ сижу над борщом,
И Белла чуть пудрит нос,
И некто записывает в альбом
Ответ на любой вопрос.
Над Шереметьевым снежная тьма,
Взахлеб щебечут такси,
И Сахаров в Горьком сходит с ума
От совести и тоски.
Гремит в чуланчике "ундервуд",
Летит в стакан алкоголь.
Полночный трамвай меняет маршрут,
И стынет на рельсах соль.
Глотает "медиум" Искандер,
Пьет чешское пиво Попов,
Ирландец просовывает револьвер
Британскому льву в альков.
И генерал-полковник сидит
Над картой афганских гор,
Ракеты "СС" посылают в зенит
Свой огненный коридор.
В ночном Переделкине под снежком
На пасмурных дачах спят.
Один Евтушенко своим умом
Укачивает девчат.
Лиснянская пьет вчерашний кефир,
А Липкин - завтрашний чай,
И в русской бане арабский эмир
Надкусывает каравай.
И прыгает борщ из тарелки моей
На скатерть, на свежий крахмал.
И год уходит в тоннель теней
За роковой перевал.





1997

Идея оригинального памятника поэту-постмодернисту

Учащиеся работают группой. Задание: после чтения лирики Ю. Кублановского попробуйте сконструировать ему

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

памятник на основе деталей, встречающихся в стихотворениях. Объясните свое видение памятника.

Дежурный по словарю (лексическая работа на уроке)

Любой учащийся в классе получает задание: объясните имена собственные, трудные слова и выражения, встречающиеся в тексте (используются все виды словарей).

Примеры стихотворений:

О. Чухонцев

* * *



Без хозяина сад заглох,
кутал розу - стоит крапива,
в вику выродился горох,
и гуляет чертополох
там, где вишня росла и слива.

А за свалкою у леска
из возгонок перегорелых
наркоты и змеевика
граммофончик звенит вьюнка
в инфернальных уже пределах.

Страшно мал, но велик зело,
ибо в царстве теней пригрелся,
пожирающий знак зеро.

Вот и думай, мутант прогресса,
что же будет после всего,
после сныти, болота, леса...

После лирики. После эпоса...





Ю. Кублановский

* * *



От лап раскаленного клена во мраке
червоннее Русь.
От жизни во чреве ее, что в бараке,
не переметнусь.
Ее берега особливей и ближе,
колючей жнивье.
Работая веслами тише и тише,
я слышу ее,
О, как в нищете - ты, родная, упряма.
Но зримей всего
на месте снесенного бесами храма
я вижу его.
И там, где, пожалуй что, кровью залейся
невинной зазря,
становится жалко и красноармейца,
не только царя.
Все самое страшное, самое злое
еще впереди.
Ведь, глядя в грядущее, видишь былое,
а шепчешь: гряди!
Вмещает и даль с васильками и рожью,
и рощу с пыльцой позолот
тот с самою кроткою Матерью Божьей
родительский тусклый киот.





14.X.1991

Роль ученика

Задание: в ходе изучения лирики один из учащихся получает роль Сомневающегося. Он постоянно задает вопросы. Например: "Я не верю, что рождественская тема связывает трех разных поэтов. Докажите". Или "Я не верю, что Е. Рейн и И. Бродский дружили. Докажите". Ответы учащиеся находят в лирике поэтов.

Сделайте сопоставительный анализ стихотворений Б. Пастернака "Рождественская звезда", И. Бродского "Рождественская звезда (В холодную пору, в местности, привычной скорее к жаре...)" и А. Кушнера "Разве можно после Пастернака...".

Примеры стихотворений:

А. Кушнер

* * *



Разве можно после Пастернака
Написать о елке новогодней?
Можно, можно! Звезды мне из мрака
Говорят, - вот именно сегодня.

Он писал при Ироде: верблюды
Из картона, - клей и позолота, -
В тех стихах евангельское чудо
Превращали в комнатное что-то.

И волхвы, возможные напасти
Обманув, на валенки сапожки
Обменяв, как бы советской власти
Противостояли на порожке.

А сегодня елка - это елка,
И ее нам, маленькую, жалко,
Веточка, колючая, как челка,
Лезет в глаз, - шалунья ты, нахалка!

Нет ли Бога, есть ли Он, - узнаем,
Умерев, у Гоголя, у Канта,
У любого встречного, - за краем.
Нас устроит оба варианта.





1993

Е. Рейн

Контора



Сто лет назад в гостинице районной,
с палаткою пивной в одно объединенной,
мы жили вместе с ним. И рано по утрам
будил нас городской районный тарарам.





стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------



Автобус привозил экскурсию из Пскова,
в соседнем номере два дюжих рыболова
горланили "Варяг", а местный пионер
играл побудку нам на собственный манер.
Тогда мы шли к реке и дальше долгим полем
в контору, там, где мак сплелся с желтофиолем,
и ждали час еще, мусоля "Беломор",
мы слышали, как Он заходит в коридор.
Тогда и нам пора на разные объекты,
Он знак мне подавал как член масонской секты.
Спускался парк к реке, гудел июль в наливе,
в соседних деревнях в ухабах и крапиве
гуляла пустота, и только у ларьков
стояла очередь из местных мужиков
и то в шестом часу... И мы сходились снова,
и получали мы бутылку в полседьмого.
И возвращались в парк, и шли на дальний
берег,
и заедали хмель десятком карамелек,
и кто-то проплывал на лодке по реке,
и кто-то приносил картошку в рюкзаке,
и летний пар летел под куполом туманным,
и в полночь этот мир казался постоянным.
И он мне говорил: "Что было - не беда".
И ворон отвечал из мрака: "Никогда".
...Потом я с ним сидел на пластиковом стуле
среди чужой толпы и пил "Напареули",
которое привез ему издалека.
Теперь уж за окном огромная река
впадала в океан, и статуя Свободы
качала факелом, подсчитывая годы.
Он поднимал стакан. Он надевал пальто.
"Вернись", - я говорил. - "Ну, что ты.
Ни за что". -
"Контору помнишь ты? И коридор в конторе?
Он ждет нас по утрам, и в нашем приговоре
записано, что срок он сам определит". -
"Послушай, я презрел уездный реквизит.
Что было, то прошло. Мне хватит и портрета.
На все твое нытье я налагаю вето".
...И вот в последний раз мы вышли на канал,
и я опять спросил, он снова промолчал.
Как Сороть, как Гудзон, волна у ног плескала,
расплавила вода два топовых овала,
и катерок уплыл... И колокольный бом
сказал мне: "Никогда, вдвоем ли, вчетвером,
вам больше не сойтись". И ночь пошла
на убыль.
Венеция цвела сиреневым, что Врубель.





1997

Е. Рейн

То и это

* * *



За "Флорианом" на столбе Пьяцетты
грамотный львенок читает книгу.
Что он читает? Бог его знает,
то ли Евангелие, то ли меню "Флориана".
Если Евангелие, значит, от Марка,
если меню, то кофе-эспрессо.
Сядем, товарищ, закажем эспрессо,
граппы графинчик, салат с моццареллой.
Вспомним, товарищ, шашлычную
на Разъезжей,
пара "Жигулевского", водка и сациви.
Пробежали годы, улетели самолеты,
кто во "Флориане", а кто на Разъезжей,
а, по сути, это - небольшие перемены.
Сациви не хуже сыра "моццарелла".
И ты вспоминаешь Разъезжую и Чернышева,
а я вспоминаю "Флориан" на Пьяццетте.
Вот если бы нам два столика сдвинуть,
заказать то и это, заказать то и это,
вот тогда бы жизнь удалася,
вот тогда бы мы поднабрались.
Играют Шопена у "Флориана",
пускают Лещенко на Разъезжей,
а после граппы и после водки -
все одно и то же, все одно и то же.





2004

Е. Рейн

* * *



Через море видится все ближе
зыбь времен и давняя печаль.
Если бы пространство переплывши,
выйти мне на площадь Этуаль.

Где стоишь ты в шелковой футболке,
нагло сигаретку прикусив.
Вот и все. И бродят только толки.
Говорят, что я и нынче жив.





Можно предложить роль: Адвокат поэта. Учащийся выступает с защитой творчества поэта, доказывая, что его стихи не только интересны, но и актуальны.

Примеры стихотворений:

О. Чухонцев

* * *



...............................
...............................
а если при клонировании
свободных душ у Господа не хватит
подумал я недавно потому
что произвел не одного уродца
словесного а что сказать тому
кто человека повторить берется
единственного на правах Творца
при помощи пробирки и пипетки
как будто он серийная овца
делением воссозданный из клетки
как реплика телесная но без
сертификата подлинности или
благословенья так сказать небес
а душу что же душу где забыли
или она лишь сумма хромосом
геном а не мистическое тело
лишь глина сотворенная числом
в себе самом не знающим предела
но повторяющийся индивид





стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------



субстрат бессмертия не что иное
как смерть лица поскольку клон хранит
не единичное а родовое
и где отличье сына от отца
отца от деда так же как причины
от следствия начала от конца
все на одно лицо неотличимы
и забежав на век-другой вперед
известного представишь имярека
верней его мичуринский извод
вегетативный отпрыск человека
под номером ну вылитый НН
с надушенным платком не дух ли часом
он самый астронавт и джентльмен
привет тебе обобществленный разум
отягощенный мыслью суррогат
из ноосферы выпавший в осадок
привет тебе но чичиковский взгляд
жив жив каналья прежде всех догадок
вдруг подмигнет нам вот где мы найдем
искомое у Чичикова где-то
павла Ивановича под сукном
в его дорожном ларчике с секретом
где некий симулякр пошедший в брак
неоприходованная страница
ревизской сказки в общем-то пустяк
а буде сказка та пресуществится
по росписи в живую плоть генплан
материализуя по последам
так что гони машину селифан
назад куда подальше к самоедам
к древлянам к кроманьонцам где Адам
под деревом лежал к праколлективу
к молекуле к ядру хотя бы там
найти первоисточник душу живу





Прогулка с поэтом

Задание: объясните строки стихотворений, где говорится о городах (или о памятных местах Петербурга), подберите иллюстрации, опишите чувства поэта при упоминании того или иного города (места).

Примеры стихотворений:

Е. Рейн

От Невки к Невке



Первый морозец зимы Петроградской
прохватывает бушлат и свитер.
Один я стою на мостике через Невку:
над Петроградской - Лаокоон дымный,
над Васильевским - багровая Ниагара заката.
Здесь я прыгнул с трамплина молодости
к экватору жизни
и ушел на платформу к полночному экспрессу.
Помню я, как дернулись вагоны,
как накренился стакан железнодорожного чая,
Кого я встретил, кого прозевал я
а корявой площади у трех вокзалов?
Кубиками наркоматов Москва выступала,
гербами и звездами светили посольства,
а я был последним электроном
всесильной молекулы государства.
И мне нехотя отломили ржаную горбушку
и присыпали ее каменного солью.
Надо было просыпаться прежде рассвета,
дремать среди бессонницы,
любить свои невзгоды;
надо было считать ступени,
лгать в глаза,
обнимать негодяев, -
и тогда, наконец, распахнулась калитка
в долгий воздух всемирного перелета.
Глобус на оси пропеллером завертелся,
мазнул щеки мокрый поцелуй Гольфстрима.
Прямо из аэропорта я махнул на бульвары,
они пахли кофе, опиумом, гнилой розой.
Кружка пива наполняла глоток похмелья,
точно заговорщица, подмигивала Джоконда,
свистом времени закладывало уши
возле Самофракийской Победы;
и кричал репродуктор: на посадку, на посадку.
Вот и продел я голландский тюльпан в петлицу,
женевский браслет замкнул на запястье.
Негр наливал мне трехслойный коктейль в баре,
трубы наяривали буги-вуги.
Я стоял ночью в теснине Бродвея
и курил вместе с электрическим ковбоем "Кэмел",
требовал скидку у цветной проститутки,
жрал живого краба прямо из океана,
выпрашивал квотеры и продавал кредитные
карты.
...И не заметил, и не заметил,
как проел свое время.
И тогда я вернулся последним рейсом
на этот мост, где чугун в морозном узоре.
Холодно, одиноко, печально.
Но я согласен
все начать сызнова хоть сегодня.





Е. Рейн

Фотография



В восемьдесят втором шестнадцатого июля
мы договорились встретиться на Невском
у Елисеевского магазина -
Илья Авербах, я и Саша Кушнер,
и девушка Лена - фотограф с "Ленфильма", -
погулять по городу и посниматься.
Была суббота, разъехались люди,
опустел Ленинград, проветренный и прогретый.
Сначала мы пошли по Екатерининскому каналу,
у Львиного мостика остановились...
Двадцать лет я прихожу на это место,
слева от меня стоит покойник,
справа - современник.
Спрашиваю я их: "Как живете?"
Отвечает покойник: "Терпимо, терпимо.
Там у нас, правда, свои заботы,
но мы всех простили и все разгадали,
да и загадка оказалась простой до смешного.





стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------



Там тебя пускают по старому следу
и говорят: "Делай как знаешь".
Но ничего нельзя переделать,
потому что ты - это ты. И точка.
Только нет уже никакого притворства.
Это - покер, когда карты открыты,
это - послесловие вместо книги,
это - негатив вместо позитива..."
Вот и щелкнула Лена, сделала снимок,
и стоим мы трое у решетки
июльским днем и декабрьской ночью,
кончится время и начнется снова,
а нам все стоять, точно нас поместили
на переводной картинке - сколько не скреби
обратную сторону пальцем,
всегда останется одно и то же:
канал, собор и Львиный мостик.
И мы пошли дальше.
Так до Новой Голландии мы добрались
Уже смеркалось и еще не смеркалось,
но багровый кирпич Деламоттовой арки
потускнел и выставил колоннаду,
за которую не может пройти ни один смертный.
Набережная закрылась дымкой,
и было сверхъестественно безлюдно,
словно мы уже перешли земную границу.
И опять мы стали около решетки,
так, чтобы арка в объектив попала,
и тогда сказал мой современник
Александр Кушнер:
"Ты, Илюша, видно что-то перепутал,
нет ничего, кроме этой жизни.
Все она вмещает - и смерть, и бессмертье,
тот, кто видел четыре времени года,
больше уже ничего не увидит.
Тому, кто прошел от Невского до Пряжки,
нисколько не нужен экватор.
Всякий день - вечность,
а прогулка наша длиннее Китая".
И никто не стал с ним спорить.
Только Лена щелкнула затвором
фотоаппарата "Никон".
И тогда мы свернули направо
и прошли мимо Адмиралтейского завода.
Над Невой парил закат всемирный,
перехваченный огнем и дымом,
рушился он, словно бомбардировщик,
в равнодушное теченье океана.





2002

Сочинение стихотворения

Учащиеся работают в группе или индивидуально. Задание: сочините собственное стихотворение, используя данное вам название, сравните свое стихотворение с авторским.

Примеры стихотворений: Ю. Кублановский "Неотправленное письмо", "Поезд дальнего следования", "Моллюск", "Фотка"; А. Кушнер "Если бы Пушкин убил Дантеса...", "Сначала ввязаться в сраженье, ввязаться в сраженье...", "С парохода сойти современности...", "Кто стар, пусть пишет мемуары..."; Е. Рейн "Утешительный приз", "Я - Самодержец Вдохновенья", "Жемчужно-серый и малиновый..."; О. Чухонцев "За строкой исторической хроники", "Жизнь - это высшая мера с отсрочкой...", "Короче, еще короче..."

Можно использовать уже известную рифму (буриме) или строки стихотворений, дописать по строчке в каждое четверостишие или придумать свою концовку и т.п.

Редакция литературного журнала

Задание для группы учащихся: представьте, что вы являетесь членами редакции журнала "Новый мир" или "Наш современник". Какие стихи вы отберете для публикации? Почему? Какие иллюстрации будете включать? Кто попытается написать критическую статью или дать библиографический обзор творчества поэта? и т.п.

Можно также в виде итога провести разнообразные игры и внеклассные мероприятия. Например:

- игра "Речь поэта в защиту творчества";

- литературно-музыкальная гостиная с исполнением современной авторской песни;

- литературная композиция "Тема Родины в лирике современных поэтов";

- игра "Угадай героя".

Приведенные выше виды творческих заданий могут быть использованы и при изучении лирики других современных поэтов, поскольку они прошли апробацию в ходе многолетних занятий с учащимися общеобразовательных школ г.Калуги и Калужской области. К сожалению, в рамках одной статьи невозможно перечислить все приемы, помогающие повысить интерес к обучению.

Будем надеяться, что данные виды творческих заданий помогут заинтересовать учащихся при изучении нового материала, нескучно повторить тему, поддержать интерес к учебной деятель-

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

ности, способствовать развитию собственного литературного творчества, научить строить свою речь при ответе и т.п. Следует отметить, что поскольку все задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и имеют игровую форму, поэтому их рекомендуется применять либо на специальных уроках-играх, либо в определенный момент урока.

Эти и подобные им приемы могут быть проведены как на уроках, так и после уроков. Учитель самостоятельно определит удобное время для игры с тем, чтобы учащиеся не потеряли интерес к учебе и в то же время получили удовольствие от занятий. Бесспорно, использование разнообразных видов творческих заданий у всех учащихся, даже мало читающих, формирует интерес к изучению литературы, развивает нестандартность мышления и творческое воображение, приучает смотреть на привычные вещи непривычно, преодолевать штампы и стереотипы, фантазировать. Одним словом, подобные задания помогают формировать человека творческого и любящего поэзию.

Литература

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

2. Зайцев В. А. История русской литературы II половины XX в.: Учеб. пособие. - М., 2004.

3. Чалмаев В. А. Русская проза 1980 - 2000 годов на перекрестке мнений и споров // Литература в школе. - 2002. - N4. - С. 19 - 26.

4. Русские поэты XX века. Собрание биографий. - Челябинск, 2001.

5. Русская литература XX века. 11 класс: Хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. Часть 2-я / Сост. В. Агеносов, Э. Безносов, А. Леденев. - М., 1998.

6. Агеносов В., Анкундинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология для учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. - М., 1998.

7. Русская литература XX века. 11 кл.: Поурочные разработки: Методические рекомендации для учителя / В. В. Агеносов, Э. Л. Безносов, Н. С. Выгон и др.; Под ред. В. В. Агеносова. - М., 2000.

8. Русская литература XX века: Учеб. пособие: В 2 т. - Т. 2: 1940 - 1990-е годы /Под ред. Л. П. Кременцова. - М., 2005.

9. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.): Учеб. пособие / С. И. Тимина, В. Е. Васильев, О. Ю. Воронина и др. - СПб.; М., 2005.

10. Русские писатели, XX век. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. /Под ред. Н. Н. Скатова. - М., 1998.

11. Русские поэты XX века: Учебное пособие / Сост. Л. П. Кременцов, В. В. Лосев. - М., 2002.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - С. 5.

2 Зайцев В. А. История русской литературы II половины XX в.: Учеб. пособие. - М., 2004 с.

3 Чалмаев В. А. Русская проза 1980 - 2000 годов на перекрестке мнений и споров // Литература в школе. - 2002. - N 4. - С. 19 - 26.

4 Русская литература XX века: Учеб. пособие: В 2 т. - Т. 2: 1940- 1990-е годы / Под ред. Л. П. Кременцова. - М., 2005.



стр. 28


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. Ю. Проскурнина, Современная (новейшая) русская поэзия на уроках литературы // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321820&archive=1205324210 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии