УЧИМСЯ... НА ОШИБКАХ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. В. ЛУНЕВА, С. Ю. ИВАНОВА

В методике преподавания русского языка существует распространенное мнение, что предлагать учащимся задания на исправление ошибок некорректно, неправильно. Упражнения подобного типа в современных школьных учебниках русского языка практически отсутствуют. Однако академик Л. В. Щерба отмечал, что "роль отрицательного материала громадна и совершенно еще не оценена: отрицательный эксперимент ("так не говорят") не менее важен для теории, чем эксперимент положительный ("так говорят"); только взаимодействие этих двух моментов поможет разобраться в тенденциях развития языка, в языковой норме".

Многие учителя, как показывает школьная практика, несмотря на отсутствие подобных заданий в учебниках, используют упражнения и тесты, в которых необходимо найти слова с ошибочным написанием. Более того, в последнее время в печати вышло немало статей и учебных пособий, в которых авторы (Т. В. Шклярова, А. В. Богачева, Ю. В. Абрамова, С. В. Волков, С. И. Львова, В. И. Капинос) предлагают задания с отрицательным речевым материалом. По мнению Т. В. Шкляровой, "регулярное выполнение таких работ поможет ребенку развить орфографическую и пунктуационную зоркость, вспомнить правила, научит доказывать правильность своих действий".

Для методической науки очень важен анализ допускаемых в устной и письменной речи ошибок. А. А. Леонтьев считал, что нельзя добиться существенного улучшения качества преподавания, не зная "слабых мест", как раз и проявляющихся в ошибках. Продолжателями идеи

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

использования "отрицательного материала" стали Н. А. Корф, Д. Д. Семенов, В. Я. Стоюнин и др. В разное время об отрицательном речевом материале и корректурных упражнениях писали ученые и методисты: Н. И. Греч, К. Д. Ушинский, А. В. Текучев, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, А. К. Маркова, В. Г. Бирюкова, А. К. Сердюк. Так, Н. А. Корф, поддерживая точку зрения В. Я. Стоюнина, отмечал, что "на этапе введения правила должны использоваться только правильные образцы - на этапе же закрепления рядом с ними "полезно предъявлять другие... написанные с ошибками".

Укажем дидактические возможности отрицательного речевого материала, прокомментируем некоторые корректурные упражнения и тесты, особенности их выполнения.

На этапе знакомства с языковой нормой использование в заданиях отрицательного речевого материала из СМИ возможно как своеобразная "отрицательная иллюстрация", которая помогает вызвать интерес к изучаемому явлению, служит отправной точкой для формирования речевого умения. Подобные упражнения интересны также в качестве приема постановки проблемной задачи. Приведем несколько примеров.

1. Автор одной интересной и серьезной книги о России пишет: "Этот факт позволяет повысить демографическую ситуацию в стране".

Что, на ваш взгляд, можно "повышать"? (Цены, качество, уровень.) А можно ли цены, качество, уровень "расширять и увеличивать"? Согласны ли вы с тем, что можно "повысить ситуацию"? (Ситуацию можно улучшать или соответственно ухудшать.)

2. В известной газете читаем следующее: "Важное место в сохранении здоровья играет...". И дальше читать не хочется. Почему?

3. Почему приведенный ниже диалог закончился безнадежным отказом?

"- Кто сыграл заглавную роль в фильме "Анна Каренина"?

- В первой экранизации выступила Алла Тарасова, во второй - Татьяна Самойлова.

- А вы не знаете, кого подобрали для заглавной роли экранизации "Войны и мира" Толстого?

- Этого вам никто не скажет..."

Может показаться, что для этапа "вхождения в тему" подобные задания трудны, но опыт показывает, что в классе всегда найдутся один-два ученика, которые правильно ответят на вопросы. Если же нет, то "отрицательная иллюстрация" все равно сыграет положительную роль, так как обозначит проблему, в которой необходимо разобраться, и, как опять же показывает практика, теоретический материал далее будет восприниматься уже с большим интересом.

В предъявлении ошибочного материала соблюдается последовательность. Выполнение корректурных упражнений начинается с коллективной работы. Переходить к самостоятельной можно лишь тогда, когда учащиеся усвоят общий способ действия по обнаружению ошибки. Приведем пример упражнения для коллективного выполнения.

Ученика XI класса попросили написать заметку в местную газету о городском зоопарке. Через час все было готово, но редактор заметку печатать не разрешил, хотя в ней не было ни орфографических, ни пунктуационных ошибок. Ученик очень обиделся. Справедливо ли? Приводим текст заметки без изменений.

Еще недавно над работниками и обитателями городского зоопарка постоянно висел дамоклов меч устрашения в ожидании полного разорения. Цена пребывания животных в зверинце не финансировалась из городского бюджета. Но сейчас и до сих пор большое значение оказывают власти нашего города нашему любимому зоопарку. Были приняты решительные решения. И теперь здесь здание главного корпуса украшают витражи из цветного литого стекла; с западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположен пруд с лебедями и утками, а с южной, если смотреть с востока на запад, - территория хищников. На зеленых лужайках перед прудом появились новые таблички: "Выпас собак запрещается!".

Теперь животные могут отведать изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы и из свежего мяса, травоядные же получают в изобилии свежую траву. Наблюдается просто чудовищное улучшение условий жизни животных! Сегодня в гостях у четвероногих и пернатых наших друзей бывают гости из различных городов нашей страны. И те-

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

перь у работников зоопарка большие планы на будущее.

Сейчас здесь полным темпом идет весна, и интересно наблюдать за поведением пернатых птиц. Они первыми обычно чувствуют приход весны. Как будто сверяясь с календарем, в первые же весенние дни начинают танцевать японские журавли. Не отстают от длинноногих и красавцы-лебеди. Отбив у обнаглевших за зиму ворон право плавать по всей очищенной ото льда территории пруда, они каждую минуту охорашиваются. Наружная внешность лебедей привлекательна. Можно обалдеть от белизны их белоснежного покрова! Ужасно красиво!

Утки проплывают мимо селезней с таким видом, будто век их видеть не хотят. У этих вообще полный беспредел. По жизни селезень обречен гибнуть за утку. В момент опасности он не имеет никакого морального права взлететь раньше нее. Подлые подруги довольно часто подставляют пернатых пацанов, не отрываясь от земли до последнего. Именно поэтому при определенной сноровке селезня можно поймать голыми руками.

...А вот пеликаны от первых лучей солнца совсем одурели и целуются напропалую.

Рассказ, который я рассказал, подошел к своему завершающему концу. Хочется напоследок сказать спасибо всем, кто помог выжить зоопарку, выполнив большие и ответственные задачи".

Классифицируйте речевые ошибки, найденные в данном тексте. Результаты работы представьте в виде таблицы.

В ходе выполнения задания учащиеся выписывают ошибки в таблицу и корректируют текст заметки (фрагмент таблицы предлагается ниже).

По мере усвоения материала учащимся могут быть предложены задания, характеризующиеся более высокой степенью сложности:

* отредактировать текст, произвести анализ речевых, грамматических (морфологических, синтаксических) ошибок в самостоятельно найденном газетном или журнальном тексте;

* дать речевой портрет современного журналиста, политика и т.п.;

* обыграть пословицы и поговорки, предложенные для разбора учителем;

* "перевести" на литературный язык тексты рекламного содержания, в которых неумело использованы сленговые, жаргонные, иноязычные слова;

* самостоятельно составить текст, намеренно сделав в нем ошибки, и дать на проверку однокласснику.

Приведем в качестве примера текст Анны Е., включающий наиболее частотные грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением форм имени существительного (в тексте намеренно допущено 32 ошибки). Ученица также проделала работу по классификации ошибок, отметила причины их появления. Выполнение упражнений такого типа может свидетельствовать об осознанном усвоении языковых норм.

"Все поздравляют сегодня деда с днем рождением. Он уважаемый человек. Отношения к нему всех родных и знакомых отличные. В Отечественную войну дед участвовал в партизанских движениях, а когда после победы страна вставала из разрух, он водил машину с продовольствиями. Я восхищаюсь его силе воли, мужеству и доброте к людям.

К дню рождению моего дедушки готовилась вся семья. Мама даже взяла отпуск, чтобы у нее было много время для подготовки к славному юбилею ее любимого отца. Накануне дня рождения мы отправились вместе с ней в магазин. К праздничному столу купили яблоков, мандаринов, помидор, несколько дыней и арбузов. Я просила еще апельсинов, но вместо этого мама купила пять килограмм сахару, муку и сливки, чтобы испечь к юби-

Микротекст для редактирования
Характер ошибки
Исправленный текст

1
2
3

"Сегодня в гостях у четвероногих и пернатых наших друзей бывают гости из различных городов нашей страны"
тавтология: "в гостях бывают гости"; неоправданный повтор: "наших друзей - нашей страны"; смешение паронимов разный - различный: "из различных городов"
"Сегодня в наш любимый зоопарк приезжают гости из разных городов страны"






стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

лейному столу торта и сварить варенье из вишней и яблок. В это время бабушка с моей старшей сестрой делали генеральную уборку, они даже повесили на окна новую тюль.

В праздничный день с утра к деду пришли несколько его боевых товарищей, старых партизанов. Они вспоминали дни войны, солдатов Великой Отечественной, рассказывали, что в их отряде было несколько чехов, болгаров и даже греков, которые тоже стойко сражались против фашистов.

К вечеру дом был полон гостей. Приехали родственники из солнечного Батуми, пришли дедушкины товарищи по работе: шоферы, слесаря и даже бухгалтера. Все дарили подарки: бабушка - пару новых туфель и несколько пар носок, мама с отцом - новый костюм, родственники - говорящего какаду, боевые товарищи - старые пластинки с песнями в исполнении Клавдии Шульженки, Эдиты Пиаф и музыкальными произведениями Дмитрия Шостокович, а коллеги преподнесли хрустальную бра и книги Олеся Гончара, Джека Лондона.

К столу подавали нарезанный тонко салями, салат из свежей кольраби, огурцов и помидор, икру из баклажанов, абрикосовый суфле, крепкие виски... Всего и не перечислишь. Все получили огромные удовольствия от проведенного вечера".

В качестве отрицательного речевого материала могут быть использованы речевые фрагменты из печатных и эфирных СМИ. Например:

1. Прослушайте высказывания теле- и радиоведущих, допустивших акцентологические ошибки. Назовите ошибки.

"Испортили ребеночка, он и бАлует". (В. Комиссаров. РТР. "Моя семья").

"...И они втроем, как Дуремары, таскают гнилой мешок, в котором и гайки-то заржавЕли, а на самом дне гнутые велосипедные колеса и рыжий, из конского волоса парик...". ("Эхо Москвы", сентябрь 1998 г.)

"Давайте обОдрим нашего слушателя из Владивостока..." (Радио России. 29 мая 1996 г.)

"Откуда черпАть силы маленькому человеку?.." ("600 секунд").

Произнесите слова, в которых вы обнаружили ошибки, в соответствии с нормами русского литературного языка. Запишите их в "Личный орфоэпический словарик". Используйте эти слова в придуманном вами микротексте.

Многие учащиеся к выполнению данного задания подошли творчески и сочинили стихотворные тексты, в которых заданные ритм, размер (хорей), рифма не позволяют произнести данные слова с ударением на другом слоге):



Внука бабушка целует,
Внука бабушка балУет:
"Деток надо миловать,
Деток надо баловАть!
Дать возможность пошалить.
А заплачет - ободрИть.
Пусть растет внук не спеша.
Не заржАвела б душа!".
С внуком бабушка играет,
Внуку бабушка читает,
Чтобы с детства он привык
ЧЕрпать знания из книг. (Евгений И.)





2. Прочитайте фразы из средств массовой информации. Какие ошибки затрудняют понимание? Объясните и исправьте их. (В скобках приводится комментарий учащихся.)

"Эти действия не вдохновляли на поддержку ни городских, ни краевых властей (REN-TV, 10 окт. 2001 г.)". (Грамматическая ошибка - склонение неодушевленного существительного с прилагательным как одушевленного: не вдохновляли... ни городских, ни краевых властей.)

"Разница между ей и впереди идущими спортсменами большая (Русское радио. 15 февр. 2003 г.)". (Грамматическая ошибка - неправильное образование местоименных форм: между ей; норма: между ней...)

"Покупая наши макаронные изделия, вам гарантировано качество (из телерекламы)". (Грамматическая ошибка - в построении предложений с деепричастным оборотом; следует: При покупке наших макаронных изделий вам гарантировано качество.)

"Поглазеть на Земфиру, подышать уфимским "свежим воздухом" притрюхалась вся крутая знать из хоть и покрытой тиной, но бездонной попе-заводи ("Московский комсомолец", 13 - 20 апр. 2001 г.)". (Этикоречевая ошибка, немотивированное использование нелитературной лексики.)

К корректурным упражнениям можно отнести и тестовые задания, в которых также используется отрицательный речевой материал, например:

1. Укажите, в каких словах допущены грамматические ошибки.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

Недавно произошел со мной очень неприятный (1) инцидент, (2) Подскользнулась я на улице, а человек, шедший (3) взади, сумочку-то схватил и бежать. Я после этого совсем в людях (4) изуверилась: любой (5) обокрасть норовит. Не осталось, видно, (6) благородности ни в ком.

2. Прочитайте фрагмент литературной пародии. Определите, сколько ошибок допущено в нем?



Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов -
Прокленывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.





А. Матюшкин-Герке

Интересным дополнением к заданиям с использованием отрицательного речевого материала могут быть фрагменты из сатирических произведений А. Аверченко, М. Булгакова, М. Зощенко, В. Шукшина, М. Задорнова и др., в которых авторы намеренно допускают речевые ошибки, характеризуя героев. Например:

Прочитайте фрагмент из рассказа М. Зощенко "Обезьяний язык". Найдите и охарактеризуйте ошибки, намеренно допущенные автором. С какой целью писатель-сатирик использует их в тексте?

Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, который добавил с мягкой улыбкой:

- Вот вы, товарищ, не одобряете эти пленарные заседания... А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете, выходит в них по существу дня... Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

- Не всегда это, - возразил первый, - если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да - индустрия конкретно.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа на основе отрицательного речевого материала с использованием корректурных упражнений и тестов позволяет говорить о новых возможностях методики обучения русскому языку и культуре речи. Включение подобных заданий дает возможность учащимся убедиться в том, что ошибки не просто компрометируют человека, вызывают недоверие к нему, но и позволяют усомниться в его компетентности, а главное - затрудняют понимание устной и письменной речи.


--------------------------------------------------------------------------------

Литература

Абрамова Ю. В. Речевая ошибка и ее дидактические возможности при обучении русскому литературному языку // Некоторые аспекты в преподавании русского литературного языка в школе и в вузе. Доклады и тезисы докладов участников международной научно-практической конференции (12 - 13 марта 2002 г.) / Сост. и науч. ред. проф. А. Д. Дейкина, проф. Л. А. Ходякова. - М.: МПГУ, 2002. - С. 176- 179.

Богачева А. В. Развитие языковых навыков учащихся посредством аудиометода (на базе отрицательного речевого материала из радио- и телеэфира): Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2005.

Волков С. Возьмем ошибку в союзники // Русский язык. - 1999. - N 17.

Львова С. И. ЕГЭ - 2006: Русский язык. Сборник заданий / С. И. Львова, И. П. Цыбулько. - М., 2006.

Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. - СПб., 1999.

Шклярова Т. В. Сборник самостоятельных работ "Найди ошибку!". 7 кл.: Пособие для средней школы. - М., 2005.



стр. 47


Похожие публикации:



Цитирование документа:

С. В. ЛУНЕВА, С. Ю. ИВАНОВА, УЧИМСЯ... НА ОШИБКАХ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321337&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии