РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. С. КОРШУНОВА

Опыт коммуникативной методики в VI классе*

Учебник 6 класса предлагает довольно сложный для 12-летнего ребенка подбор стихотворений о природе. Опыт чтения стихов у шестиклассников невелик. Язык XIX века в ряде случаев вызывает трудности в понимании ("чу!...", "град сольется", "по дебрям", "в сонном сумраке", "с докучливых ветвей" и др.)

Концептуальная таблица как учебный прием позволила сконцентрировать внимание учащихся на анализе стихотворений, делать это направленно, четко. Это также хорошая подготовка к освоению в дальнейшем плана самостоятельного анализа стихотворения.

На этапе Вызова зададим шестиклассникам вопрос "Кто ни разу не пытался написать стихотворение?" Как правило, в классе таких двое-трое.

Спросим дальше: "Зачем люди пишут стихи о природе?" Проведем коллективное обсуждение, кратко записывая высказывания ребят на доске. Получается примерно вот что:

* запомнить, какая она красивая

* передать свои чувства другим

* стихи - самое красивое в литературе, природа - самое красивое в мире. Соединить

* чтобы стать знаменитым

* одинокая природа и одинокий человек

* природа умиротворяет человека

* кто-то увидел чудо и хочет рассказать

* когда пишешь стихи, не думаешь, зачем ты это делаешь

* зафиксировать мгновение

Далее предложим для обсуждения в парах такой вопрос: "Мы будем читать стихи о природе русских поэтов XIX века, обсуждать их и соберем наши наблюдения в таблицу. Какие вы предложите графы этой таблицы?"

Когда работа в парах закончена, учитель организовывает коллективное обсуждение и записывает предложенное на доске. Получается примерно такая запись:

* чувства человека

* когда написано

* какое время года

* какой пейзаж

* о чем стихотворение


--------------------------------------------------------------------------------

* О коммуникативной методике см.: Русская словесность. - 2007. - N 1.



стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

* индивидуальные особенности и художественные приемы

* отношение автора к пейзажу

* название

* время суток

* погода

* состояние природы

* идея

* явление природы

* место действия

* стихотворный размер

Учитель предлагает некоторые графы объединить и формирует таблицу.

Пора переходить к этапу Осмысление.

Каждое стихотворение читается и обсуждается отдельно.

Таблица заполняется на доске и в тетради.

Автор
Название
Время года
Время суток
Место действия
Состояние природы
Состояние человека
Художественные приемы

Полонский Я. П.
"По горам две хмурых тучи..."
Лето
Вечер
Горы
Гроза
Ревность, грусть
Глаголы: блуждали, не уступили, засмеялась, стоном сказалась, не смели

Полонский Я. П.
"Посмотри - какая мгла..."
Лето
Ночь
Долина
Мгла
"Без приюта"
Свет: мгла, дымка, фосфорический луч

Тютчев Ф. И.
"Неохотно и несмело..."
Лето
День
Поля
Гроза
Возвышенное, торжественное
Цвет: зеленый, синий, сияние

Тютчев Ф. И.
Листья
Осень
?
Лес
Листопад
Желание перемен
Антитеза: хвоя - листья

Фет А. А.
"Ель рукавом мне тропинку завесила..."
Осень
День?
Лес
Ветер
Смятение
Метафоры: медный глашатай, ель завесила рукавом

Баратынский Е. А.
"Весна, весна!.."
Весна
День
Роща, река
Ледоход
Радость, освобождение
Десять восклицательных предложений

Баратынский Е. А.
"Чудный град порой сольется..."
?
День?
Небо
Облака плывут
Вдохновение, мечты
Сопоставление

Никитин И. С.
Встреча зимы
Начало зимы
Утро
Деревня, река, поле, лес
Снег выпал
Торжество, радость
Олицетворение: здравствуй, гостья-зима!

Никитин И. С.
"Ярко звезд мерцание..."
Лето, август
Ночь
Край леса и поля
Ясная ночь
Душа поет
Звуки: чаща молчит, звенит цепь, костер трещит, песня косарей, коростель поет

Майков А. Н.
Рассвет
Лето
Рассвет
Степь
Перед восходом солнца
Ощущение начала
Рисунок-аппликация

Майков А. Н.
Осень
Поздняя осень
Утро, день
Лес
Перед снегом
Конец тайны
Эпитеты






стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

Майков А. Н.
Пейзаж
Сентябрь
Перед закатом
Лес
Перед заходом солнца
В волшебном мире
?

Толстой А. К.
"Где гнутся над омутом лозы..."
Середина лета
День
Омут
Зной
Воспоминания о детстве
Олицетворение: стрекозы






На этапе Рефлексии попросим каждого ученика письменно ответить на вопрос: "Какое стихотворение тебе больше всего понравилось (ты выучишь его наизусть)? Почему?" Можно использовать таблицу.

Вот фрагменты из работ учащихся.

Макс Л.

Мне понравилось стихотворение Баратынского "Чудный град порой сольется...". Это стихотворение подходит под что-то сказочное. Мне оно понравилось и потому, что оно очень хорошо учится. Под это стихотворение хорошо мечтать. И оно подходит для юных поэтов.

Антон М.

Мне понравилось стихотворение Майкова "Осень". Мне понравилось, что лес - тайна, я никогда не думал об этом. Летом лес - тайна, а осенью эта тайна раскрывается.

Ира К.

Мне понравилось стихотворение Полонского "По горам две хмурых тучи..." потому, что автор приписывает тучам свое чувство - ревность! Это звучит очень необыкновенно, "дуэль" туч и вздохи скалы напоминают мне драки мальчиков, а девочки говорят им с наивным видом: "Мальчики, не ссорьтесь!" И мальчики утихомириваются ради того, чтобы не слышать "вздохов".

Дима П.

Я выбрал стихотворение Евгения Баратынского "Чудный град порой сольется...". В нем сравниваются писательские мысли и облака. В этом есть большой смысл, и так на самом деле.

Оля Б.

Стихотворение Баратынского о весне. Весна несет с собой что-то новое, чистое, трепещущее. Весна приближает долгожданные каникулы, поездки с друзьями на велосипедах... Стихи Баратынского удивительно музыкальные. Автор сам восторгается окружающим миром и передает это чувство мне. Природа в этом стихотворении как бы оживает, пробуждаясь от долгого сна, облака летают, ручьи шумят, как расшалившиеся дети, река ревет, а жаворонок парит высоко в чистом небе.

И все это отражается в душе поэта и в моей немножко.

Андрей Г.

Стихотворение Майкова "Рассвет". Сейчас вот читал этот стих, вспоминал свою дачу, как я выходил встречать рассвет. Еле-еле покачиваются деревья, птицы не поют - красота! Читал этот стих и хотел на дачу.

Павел К.

Больше всего мне понравилось стихотворение "Рассвет", потому что мне нравится лето, открытое пространство, смотреть на горизонт, смотреть, как начинается новый день. Нравится, когда обдувает теплый ветер. Нравится рисовать картину разными цветами. Мне близко чувство начала дня, работы, дела...

Вася Л.

Мне больше всего понравилось стихотворение "Чудный град...". Оно мне по душе потому, что здесь изображается очень легкое состояние души и тела. Еще здесь написано о необходимости разделения высоких духовных чувств и повседневной суетной жизни. Также оно очень легко учится наизусть. В этом стихотворении присутствует очень меткое сопоставление "города из облаков" и "создания поэтической мечты".

Маша В.

Больше всего мне понравилось стихотворение "Весна, весна! Как воздух чист!". У него легкое, радостное, весеннее настроение. Это стихотворение интересно слушать и читать благодаря его ритму и размеру (четырехстопный ямб). Оно подходит к сегодняшнему состоянию природы. Все тает: и лед, и зимнее настроение.

Света Г.

Стихотворение, которое мне понравилось, написал Е. Баратынский ("Чудный град"). Поэт применяет тут сопоставление: облака сравниваются со словами. Из слов как-то неожиданно получаются стихи, но

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

чуть кто-нибудь станет тебя отвлекать, все это сразу "растает", вдохновение исчезнет. Так же и облака - они образуют чудесные фигуры, но подует ветер - и все исчезнет.

Этап Рефлексии желательно связать с Вызовом. Поэтому во время чтения и обсуждения ответов ребят (если есть необходимость такой работы) стоит сфокусировать внимание на соотношении граф таблицы "состояние природы" - "состояние человека".

Вся работа по теме занимает три часа и вызывает обычно у ребят интерес.

стр. 19


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. С. КОРШУНОВА, РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321108&archive=1205324210 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии