В русской сказочной традиции широко распространены сюжетные типы с героиней - маленькой девочкой, которая идет в лес за ягодами, там проходит испытания и возвращается домой (или погибает).
Сказки этого сюжетного гнезда встречаются довольно часто, особенно популярны варианты о девочке Снегурочке: старик и старуха лепят куклу из снега. Она оживает. Летом девушка идет с подружками в лес и тает.
Эти сказки интересны тем, что в них присутствуют мотивы бездетности родителей, а потом и чудесное рождение героини. В сказке "Снегурушка" появление героини происходит следующим образом: "Жили-были дед да баба. Они были очень добрые, а детей у них не было. Решили они из снега девочку слепить. Слепили снежную дочку Снегурушку"1.
В сказке "Снежная кукла" появление героини мотивировано по-другому: "Ну, жили-были" дедка с бабкой, у них не было робят. Вот пришла зима. Снег падает, сырой такой, мокрой. Робята комья катают, а дедка с бабкой сидят под окошечком <...> Бабка говорит: "Дедка, пойдем-ка, мы с тобой сделаем куклу"2. В других вариантах бездетные родители также лепят дочку из снега, но иногда девочка появляется иначе: "Жили-были старик со старухой. Детей у них не было. Вот однажды зимой пошла старуха во двор, взяла корчагу и набрала в нее снегу. Принесли они корчагу домой, поставили на печь и закрыли платком. А утром проснулись и слышат: тихонечко на печке девочка плачет. Открыли корчагу, а в ней маленькая Снегурочка"3. Бездетные супруги радуются и удивляются тому, что их "творение" из снега чудесным образом ожива-
стр. 13
--------------------------------------------------------------------------------
ет: В одном из вариантов: старики "Состроили куклу: глазки, ручки, все. Пошли домой с дедом, идуть, а самы взад поглядывают, Бабка говорит, зовет:
- Дедка, гляди-ко, кукла за намы идет!
- Полно, бабка, ошавела, однако!
Ну, да оны домой - ды и эта куколка домой"4.
Дочка помогает старикам в домашних делах: подметает да полы моет, прядет, да все"5; "Уж такая мастерица, такая заботливая. Все-то им делает, все прибирает. Не нарадуются старики на нее"6. В поведении героини есть особенности, связанные с ее чудесным рождением: она боится всего теплого: "На печь-то не идет. Дедка на печь с бабкой, а куколка сидит здесь", "только мни горячею не наб, мни холодного дайте!"7. В варианте, записанном в Арзамасском крае, появляется мифологический персонаж - Мороз, который предупреждает девочку: "Снегурочка, ты же из снега сделана, значит, мы родственники с тобой. Бойся солнышка, его горячих лучей. <...> Снегурочка стала теперь солнышка бояться, прятаться от него"8.
Эпизод основного испытания Снегурочки, которое она не проходит, приурочен к теплому сезону - весне или лету. Подружки приходят за героиней и уводят ее в лес: "А потом они в лесу играли, играли и развели огонь. Огонь развели и начали скакать"9; "Ушли подружки в лес и заблудились. Поймал их в лесу лешак. Развел он большой костер и заставил всех через костер прыгать"10; "Ну и пошли, она [героиня] все к деревинам ближе, где, это солнца нету. Потом девки там брали, брали ягодки, ягодки набирали да вздумали костерок разжечь. Ну, и давай прыгать <...>"11. Обычай прыгать через костер известен с древности. Это важная составляющая обрядового поведения славян, приуроченная к летним календарным праздникам. Участники ритуала очищения огнем должны были показать свою силу и получить доказательства расположения к ним высших сил природы. Героиня участвует в этом обряде, но для нее он заканчивается гибелью!
Финальный эпизод повествует о реакции родителей на смерть Снегурочки: "Дед с бабушкой так плакали, жалели, что она растаяла"12.
Обычай лепить из мокрого снега антропоморфную фигуру существует, по всей вероятности, с незапамятных времен, с тех пор, когда наши пращуры пришли на земли с холодными зимами и обильными снегами. Возможно, существовали ритуалы, связанные с почитанием хозяйки зимнего времени года, сохранившиеся в русской культуре в масленичной обрядности. В одном из вариантов есть указание, что Снегурочку лепят на масленичной неделе.
В этом сюжетном типе можно обнаружить элементы древних анимистических представлений: неживая снежная кукла оживает, превращается в девочку и становится членом крестьянской семьи. Гибель героини обусловлена сезонными изменениями природы: жаркое летнее солнце губительно для Снегурочки, поэтому она умирает летом. Сюжетная основа этой сказки очень древняя: героиня, пришедшая из другого мира зимой, возвращается обратно в "иной" мир летом. Нетипичный для волшебных сказок в целом финал, отсутствие ожидаемого счастливого конца можно считать признаком архаики. Героиня погибает потому, что ее существование подчиняется силам природы.
Другая группа сказок представляет собой контаминацию сюжетов "Снегурочка" и "Чудесная дудочка". Соединение двух чистых сюжетов наблюдается в сказке "Дудочка": мотив чудесного рождения Снегурочки присутствует в начальном эпизоде, а основной содержит испытание в лесу. Здесь нет ритуальных прыжков через костер, зато наблюдаются соревнования девушек на скорость в сборе ягод. Снегурочка превзошла подружек в этой работе, они позавидовали и убили ее. В заключительном эпизоде повествуется о смерти героини, подробности которой пропела чудесная дудочка, а также реакции родителей: "Ну, што делать? Погоревали, погоревали - да придется, наверное, другую лепить. Ак получится такая или нет - не знаю"13.
стр. 14
--------------------------------------------------------------------------------
В сказке "Чудесная дудочка" нет мотивов бездетности и чудесного рождения героини, а в остальном этот вариант совпадает с предыдущим. Героиня этой сказки безымянная девушка14.
Эпизод основного испытания в этом сюжетном типе связан с лесом, куда подружки идут за ягодами и где из зависти убивают героиню: "Вот пришли в лес. Девицы-то заленились, а Снегурочка берет ягоды и кладет их в свое голубое блюдечко, а сама такая красивая да веселая. Девицы завидуют ей и говорят меж собой:
- Давайте убьем Снегурку"15. На месте убийства героини вырастает дудочка, из которой в заключительном эпизоде появляется ожившая Снегурочка.
Героиню-девочку убивают из зависти подружки, потому что она быстрее их собирает ягоды в лесу. Вероятно, в способности это делать заключалась какая-то форма девичьей инициации. Умение собирать ягоды, грибы, ориентироваться в лесу всегда было необходимо человеку. А в далекие от нас времена эти навыки входили в число жизнеобеспечивающих, ведь только женщины и дети занимались собирательством. Создать летом необходимый запас ягод на весь год считается важным и в наше время! Героиня обладает исключительными способностями: она проворна, неутомима, внимательна, прилежна и настойчива. Показав свое превосходство в скорости сбора ягод она вызвала не только зависть других, но и ненависть, желание уничтожить соперницу. Жестокое убийство в лесу необходимо скрыть, поэтому появляется мотив похорон. Хоронят героиню не по обряду, а как придется - под деревом, закладывают под корни, что является двойным преступлением, ведь во все времена (и в языческое и в христианское) представители самых непохожих культур совершали похоронные обряды по умершим сородичам.
Как известно, у русских только преступников и самоубийц не хоронили по обычаю, они назывались заложными покойниками, вызывая чувство ужаса у живых. Еще поэтому люди боялись ходить в лес16. В сказке "Девушка-Снежурочка" после убийства героини подружками на могиле выросла дудка: "Мужики шли да и сорвали дудку-ту. Стали сопиться - она и выговаривает:
Дедюшка, потихоньку,
Свет-родной, помаленьку!
Две меня сестрицы убили,
Под сыр дуб схоронили,
Чеботом притоптали,
Чашечку изломали -
Ягодки отнимали"17.
Мы проанализировали тексты сказок, объединенные образом девочки-Снегурочки. Классический вариант этой сказки предполагает трагический конец. Гибель героини-Снегурочки наблюдается лишь в некоторых вариантах, потому что народный оптимизм и жизнелюбие не смогли смириться со смертью любимой героини. Поэтому в большинстве вариантов мы наблюдаем счастливый конец.
Итак, мотив чудесного рождения девочки, рассмотренный нами на примерах сюжетных типов 703 Снегурочка и 780 Чудесная дудочка, показал как схожесть способов появления героини в семье, так и различия в разных вариантах18. Несомненно, что тип героини архаичен, за ним закреплен определенный "нежный" возраст и социальный статус: это не девушка и не невеста, а чаще всего девочка. Испытание героини состоит в том, чтобы спасти свою жизнь, вернуться домой невредимой. Она идет в лес за ягодами добровольно, вместе с другими девочками. Это обусловлено стремлением доказать свою социальную принадлежность к этой женской возрастной группе, вместе с другими приобрести новые навыки и умения. Во многом героини-девочки этих сказок похожи, но несомненны и существенные отличия, которые определили специфику разработки сюжетов, образов и художественных деталей.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Сказки: В 2 кн. Кн. 1: Народная поэзия Арзамасского края / Сост. Ю. А. Курдин. - Арзамас, 2002. - С. 160 - 161.
2 Сказки Заонежья / Сост. Н. Ф. Онегина. - Петрозаводск, 1986. - С. 191.
3 Сказки / Сост. Т. А. Шуклина. - Ижевск, 1999. - С. 25 - 26.
4 Сказки Заонежья / Сост. Н. Ф. Онегина. - Петрозаводск, 1986. - С. 192.
5 Там же.
стр. 15
--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
6 Сказки: В 2 кн. Кн. 1: Народная поэзия Арзамасского края / Сост. Ю. А. Курдин. - Арзамас, 2002. - С. 160.
7 Сказки Заонежья / Сост. Н. Ф. Онегина. - Петрозаводск, 1986. - С. 192.
8 Русские сказки Урала (Из фондов Свердловского областного Дома фольклора) / Сост. О. В. Востриков, В. В. Балкова. - Екатеринбург, 1997. - С. 160.
9 Лутовинова Е. И. Сюжетный состав и принципы систематизации сказок с героиней-женщиной. - Кемерово, 1998. - С. 58.
10 Сказки / Сост. Т. А. Шуклина. - Ижевск, 1999. - С. 26.
11 Сказки Заонежья / Сост. Н. Ф. Онегина. - Петрозаводск, 1986. - С. 192.
12 Лутовинова Е. И. Сюжетный состав и принципы систематизации сказок с героиней-женщиной. - Кемерово, 1998. - С. 58.
13 Русские сказки Урала (Из фондов Свердловского областного Дома фольклора) / Сост. О. В. Востриков, В. В. Балкова. - Екатеринбург, 1997. - С. 101.
14 Архангельские сказки (Из материалов лаборатории фольклора Поморского университета) / Сост. и отв. ред. Н. В. Дранникова. - Архангельск, 2002.
15 Леонова Т. Г. Русские сказки Сибири. - Новосибирск, 1977. - С. 37 - 39.
16 Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. - М., 1995.
17 Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии. - М., 1991. - С. 299 - 301.
18 Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / Сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников и др. - Л., 1979.
стр. 16