Сочинение по картине И.И. Шишкина "Рожь" в V классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. Н. Крупина

Цель: обучение словесному описанию картины; эстетическое воспитание учащихся; привитие любви к родной природе.

Оборудование: репродукции картин Шишкина "Рожь", "Корабельная роща", "Лесные дали" и др.; звукозапись: В. Калинников. Симфония N 1. Ч. 1.

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Н.А. Некрасов

I. Вступительная беседа.

Уроженец Елабуги - маленького уездного городка на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин (1832-1898) детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии. Он рано пристрастился к рисованию и стремился запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.

- Что означает слово пейзаж? Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи и ваяния. Здесь он подружился с молодыми художниками В. Перовым, И. Прянишниковым, К. Маковским. В 1860 г. Шишкин, окончив Академию художеств, получает Большую золотую медаль и право иа заграничную командировку. В 1873 г. он становится профессором Академии художеств. В 1894-1895 гг. Шишкин - "руководитель пейзажной мастерской Академии.

Шишкин - мастер изображения картин природы. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших произведений Шишкина "Рожь". Перед вами репродукция картины.

- Что означает слово репродукция?

- Где хранят подлинники? (Эта картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.)

Это полотно знаменует пору, творческой зрелости художника. В. Стасов называл его картины "пейзажами для богатырей" - именно ко "Ржи" такие слова подходят более чем к любому иному произведению.

Все в картине проникнуто чувством покоя - летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Шишкин избирает здесь, как и во множестве других пейзажей, время дня - полдень. Полуденный пейзаж - это образ России. "Рожь" - идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Покой и постоянство претворяются в четкой композиции.

II. Анализ картины.

В ходе беседы, готовясь к предстоящему сочинению, составляем краткий план, записываем рабочие материалы, подбираем контекстные синонимы.

1. Желтеющее море ржи.

- Какое впечатление производит на вас. картина?

- Определите объект изображения. (На картине изображена золотистая рожь. Поле - пашня - нива.)

- Вспомните стихи о ржаном поле. (Фет. "Зреет рожь над жаркой нивой..." )

- Какие строки подойдут для описания картины? ("Золотые переливы", "над безбрежной жатвой хлеба", "жаркая нива".)

- Что можно сказать о колосьях? (Наклонились к земле. Золотые, спелые, тучные. Легкое дуновение ветерка. Колышется - волнуется .)

- Какие цветы растут во ржи? (Васильки, ромашки и 'др. Полевые, родные, простые .)

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

- Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)

2. Огромные сосны среди ржи.

- Расскажите о соснах. (Как грозные часовые, поднимаются сосны. Справа - высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Сосны - богатыри. Темные, стойкие, мощные, могучие.)

3. Как хорошо в поле!

- О каких еще впечатлениях мы расскажем? (Голубое небо, скользят облака. Высокое, светлое. Легкие, воздушные. Приятно пахнет зерном.)

- Почему мы чувствуем, что перед нами не дикая природа? (Рожь - дело рук человека. Яркие платки крестьянок.)

- Можем ли мы определить место России, где написана картина? (Это образ Родины.)

Шишкин написал на обратной стороне эскиза одного из своих пейзажей: "Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать. Русское богатство".

- О чем хотел, нам рассказать создатель картины "Рожь"? Определите главную мысль произведения. (Как прекрасно поле, где спеет рожь!)

- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

- Какие произведения русских композиторов вспоминаются вам?

Прослушаем фрагмент Симфонии N 1 русского композитора XIX в. Василия Сергеевича Калинникова (звучит 1-я часть). Эта мелодия созвучна картине Шишкина, также воспевает широту, простор родной природы.

Закончить беседу по картине можно стихотворением И. Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья..."

(Использованы материалы книг: Порудоминский В. "Первая Третьяковка". - М., 1979; Осокин В.Н. "Рассказы о русском пейзаже". - М., 1966 и др.)

стр. 54

Похожие публикации:



Цитирование документа:

С. Н. Крупина, Сочинение по картине И.И. Шишкина "Рожь" в V классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205320760&archive=1205324210 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии