Множество игр, помогающих увидеть богатства языка и свойства произведения словесности, полезно использовать на уроках в IX классе. Можно наполнить новым, соответствующим возможностям девятиклассников содержанием знакомые 1 игры: Например:
Анаграммы
Попробуйте отгадать, какая пословица или афоризм зашифрованы по принципу анаграммы (перестановки букв в словах, при которой образуются новые слова): Волос ей не боров, не вылетишь - поймает (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь). На лотосе я и притемнил (Слона-то я и не приметил). Команды игроков могут составить подобные загадки для соперников.
Отгадай слово
Игру можно проводить как викторину, в которой каждый отвечает самостоятельно, или соревнуются группы участников, или по типу КВН, где команды предлагают загадки друг другу.
Надо отгадать слово, в котором указано количество букв, одна-две буквы и определено значение, по возможности остроумно - - - - - - - - - а . То, чего на белом свете вообще не может быть ( фантастика ).
- - - - - - я. Есть в комнате и есть в артиллерии ( батарея ).
О - - - - - - - - - - - - - - -о . Обман ( очковтирательство ).
К - - - - - - - . Прилагательное. Может быть определением к словам: зуб, конь, перелом (коренной).
- - - - - - - - - к. Мужички без топоров срубили избу без углов ( муравейник ).
Д - - - - а. Чего к стене не прислонишь? ( дорога ).
- - - - - - Не видно и не слышно ее, а стоит заговорить о ней - она исчезает ( тишина ).
- - - - - - Первый слог - предлог, второй и третий найдете во флоте, а без целого не сваришь и не съешь кулеш ( посуда ).
д - - - - - - - - - - - - - - - - - - ь. Получается, когда из мухи делают слона ( достопримечательность ).
Кроме таких игр, можно предложить целый ряд новых.
Логогриф
Логориф - это более сложный вид шарады. Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом. Вот пример логогрифа на слово муха.
Всегда из четырех частей я составляюсь
И кровию людей, как хищный зверь,
питаюсь.
Когда ж ты голову отнимешь у меня,
Питаю я тебя, янтарностью маня.
А если ты меня разделишь пополам,
Вторую часть мою я в смех тебе отдам.
Когда же только хвост один ты мой
возьмешь,
То в азбуках и даже здесь меня найдешь;
Из слова муха, состоящего из четырех букв (частей), сделано несколько слов:
муха - уха - ха - а. В Основе логогрифа лежит метаграмма - слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами, причем каждое слово определяется, как в шараде.
Целое произведение может быть построено как логогриф. Вот эпиграмма Л. Н. Трефолева на К. П. Победоносцева.
Победоносцев - для синода,
Обедоносцев - для двора,
Бедоносцев - для народа
И Доносцев, - для царя.
А вот детская шутка, но тоже логогриф:
На фабрике "Победа"
Во время обеда
Случилась беда -
Пропала еда!
Ты украл? - ...
--------------------------------------------------------------------------------
1 См. статьи Р.И. Альбетковой об игре на уроках словесности в VII классе (Русская словесность, 2000. - N 4) и в VIII классе (2001. - N 3).
стр. 40
--------------------------------------------------------------------------------
Пусть ребята попробуют составить логогрифы на слова: вода (ода, да, а), квас (вас, ас), клад (лад, ад), комар (ком, омар, ар), а также найдут новые слова и предложат логогрифы друзьям.
Палиндромы, "рачьи" стихи
Существуют целые произведения-палиндромы. Их называют "рачьими" стихами, потому что каждая строка может читаться справа налево, задом наперед. Вот палиндром С. И. Кирсанова:
Летя, дятел,
ищи пищи.
Ищи, пищи!
Веред дерев
ища, тащи
и чуть стучи
носом о сон.
Буди дуб, -
ешь еще.
Не сук вкусен -
червь - в речь,
тебе - щебет.
Жук уж
не зело полезен
Личинок кончил?
Ты - сыт?
Тепло ль петь?
Ешь еще
и дуди.
о лесе весело.
Хорошо. Шорох.
Утро во рту
И клей елки
течет.
В стихотворении В. Я. Брюсова "Кирпичиками" стали не буквы, а целые слова, которые читаются как обычно, слева направо. Но состоящие из слов строки "перевернуты": если читать эти стихотворение, начиная с конца последней строки - последнее слово, потом предпоследнее и так далее, текст полностью совпадает с тем, который читается с первой строки.
Жестоко - раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого;
Мерцанье встречает улыбки сурово;
Страданье - глубоко-глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого - виденья качает...
Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!
Этот прием использовал в пародии Н. А. Полевой. В очерке "Беседа у молодого литератора" один из героев читает "Посвящение П. А. Плетневу" из романа "Евгений Онегин" наоборот:
Вот сердца горестных замет,
Ума холодных наблюдении,
Незрелых и увядших лет,
Бессонниц, легких вдохновений
Небрежный плод. Моих забав,
Простонародных, идеальных,
Полусмешных, полупечальиых -
Прими собранье пестрых глав,
Ну! так и быть - рукой пристрастной,
Высоких дум и простоты,
Поэзии живой и ясной,
Святой исполненной мечты,
Достойнее души прекрасной,
Залог достойнее тебя,
Хотел бы я тебе представить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Не мысля гордый свет забавить...
Публика восхищается: "Это Пушкин, Пушкин! Соловей, чудо! Что Байрон перед ним!" А один замечает: "Да ты прочитал стихи его задом наперед!"
Девятиклассники могут попробовать свои силы в составлении предложений-палиндромов. Те, кто пишет стихи, попытаются сочинить стихи-палиндромы.
Буриме-монорим
Монорим - это стихотворение с одной рифмой. Например, шуточный монорим А. Н. Апухтина, вот начало:
Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и президентами,
Над морями и континентами...
Пусть девятиклассники придумают стихи-моноримы на заданные рифмы. В игре могут соревноваться группы участников, жюри выберет лучшее стихотворение. Можно взять часть предложенных рифм, изменить их порядок. Приведем некоторые слова, составляющие рифму -ОК., для таких стихотворений. Много слов можно найти с рифмой -НА, -ОН и другими. Высок - кусок - носок - лесок - голосок - досок - песок - туесок - чеснок - без ног - мог - комок - помог - намок - смог - совок - рывок - привлек - недалек - василек - королек - клубок - глубок - порог - жирок -- без дорог - творог - носорог - единорог - строг - зарок - исток - пирог - урок - пророк - срок.
Беседа с переводом
Участвуют трое: "знаток", "иностранец" и "переводчик". "Знаток" произносит одну фразу о чем угодно (о школе,
стр. 41
--------------------------------------------------------------------------------
весне, картине" дворе, событии, книге и др.). "Переводчик" должен заменить в сказанной "знатоком" фразе все слова на синонимы. "Иностранец" отвечает тоже одной фразой: задает вопрос, возражает, делится своими соображениями, воспоминаниями и др. "Переводчик" снова заменяет слова на синонимы. Если он не справился (бывают слова, к которым трудно подобрать синонимы), игроки меняются ролями.
Другой вариант игры "перевод". Надо отгадать произведение по "переводу", в котором все слова заменены синонимами или описательными выражениями. Например: Холод и свет; светлое время суток очень хорошее. (Мороз и солнце; день чудесный!)
Труднее, но тоже можно заменить слова антонимами: Жара и тьма - ночь ужасная. Такие загадки команды заранее подготовят и предложат друг другу.
Угадай строчку
Водящий ("вода") выходит из комнаты. Оставшиеся задумывают строчку из известного всем стихотворения. Текст ее разбивается на отдельные слова, и каждый игрок запоминает свое слово. Они выстраиваются в том порядке, в .каком стоят слова в тексте. "Вода" входит и, подойдя сначала к первому, "слову", задает ему любой вопрос, потом - к следующему и так далее. Отвечать на вопросы надо быстро и так, чтобы употребить в ответе свое слово, хитро спрятав его среди других слов. Задача - отгадать строку.
Например, загаданы строки Сурикова: Вот моя деревня, вот мой дом родной. Первому "слову" задан вопрос: Ты встаешь рано? Надо ответить так, чтобы слово вот присутствовало в ответе, но не было слишком заметно. Может быть так: Вот еще, зачем мне вставать рано, лучше я посплю!
Кстати, подобрать строки для игры не так просто: надо, чтобы слова в них не сразу узнавались. Поэтому пусть инициативная группа ребят подготовит такой материал заранее.
Другой вариант игры. Все слова в знакомом стихотворении заменены на другие слова, представляющие собой рифмы к нужным словам. Например: Вот моя деревня, вот - мой дом родной - Хоровод своя харчевня завод умой льдом больной.
Центон
Еще: в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихами, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало "одеяло из цветных лоскутов". Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.
Предложите девятиклассникам отгадать, из каких произведений составлен этот центон.
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой,
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище?
Спой, светик, не стыдись!
Не даром говорится,
Что дело мастера боится".
Медведь взревел - и подлинно запел;
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем мяукал он котенком.
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
Ответ: "Зеркало и Обезьяна", "Осел и Соловей", "Ворона и Лисица", "Щука и Кот", "Крестьянин и Работник", "Скворец", "Волк и Журавль".
Девятиклассники могут составить центон из сказок К.И. Чуковского или А.С. Пушкина, из стихов и сказок разных поэтов и предложить другой команде определить, откуда взяты строки.
Пародия и стилизация
Задача - по пародии отгадать ее адресата и определить черты стиля, которые позволяют это сделать. Для этого надо отбирать пародии, в которых легко угадывается стиль пародируемого автора или литературного направления. Приве-
стр. 42
--------------------------------------------------------------------------------
дем отрывки из книги "Русская стихотворная пародия (XVIII - начало XIX в.)" (Л, 1960).
А.П. Сумароков. "Ода вздорная - 1":
Превыше звезд, луны и солнца
В восторге возлетаю нынь;
Из горних областей взираю
На полуночный океан;
С волнами волны там воюют,
Там вихри с вихрями дерутся
И пену блещут в облака...
(На Ломоносова)
А.С. Пушкин. "Ода Его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову":
Султан ярится 1 . Кровь Эллады
И резвоскачет 2 , и кипит.
Открылись грекам древни клады 3 ,
Трепещет в Стиксе лютый Пит 4 .
И се - летит предерзко судно,
И мещет громы обоюдно...
(На классицизм)
Примечания (автора пародии):
1. Подражание г. Петрову, знаменитому нашему лирику.
2. Слово, употребленное весьма счастливо Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером в стихотворном его письме к г. Грибоедову.
3. Под словом клады должно разуметь правдивую ненависть нынешних Леонидов, Ахиллесов и Мильтиадов к жестоким чалмоносцам.
4. Г. Питт, знаменитый английский министр и известный противник Свободы.
Н.А. Полевой. "Разуверение - элегия":
Она прошла, былая радость,
Он пролетел, мой счастья сон,
И потускнел твой небосклон,
Разочарованная младость!
Мои бывалые мечтанья,
Мои далекие мечты,
Ты, трепет счастья, упованья,
Ты, вольный гений красоты!..
(На сентиментализм)
И.И. Панаев. "Серенада":
Уж ночь, Акулина!
Окрестности спят;
Все жители Клина
Давно уж храпят.
Покушав наваги
И выпив потом
Целительной браги,
Я здесь, под окном!..
(На романтизм)
Третий - лишний: средства художественной изобразительности
(Из произведений Лермонтова)
Класс делится на две команды, от каждой команды выходит по одному игроку. Им дается задание: определить "третье лишнее" (что именно - не говорится), и читаются вслух три отрывка. Кто из игроков первым даст правильный ответ, приносит своей команде 1 очко. Если ответ неправильный, у команды снимается 1 очко. На раздумье - 30 секунд. За опоздание, за отсутствие ответа также снимается 1 очко. Затем выходит следующая пара и т.д.
1)
а) В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным...
б) ...Он блещет на стене,
Увы, бесславный и безвредный!
в) Звучал как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
(а и б - эпитеты.)
2)
а) Игрушкой золотой он блещет на стене...
б) Но скучен нам простой и гордый твой язык...
в) Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
(а и в - сравнения.)
3)
а) Когда всходит месяц - звезды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучку прячется,
Та стремглав на землю падает...
Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Царской радостью гнушатися...
б) Когда сизой орел зовет голосом
На кровавую долину побоища,
Зовет пир пировать, мертвецов убирать,
К нему малые орлята слетаются.
Ты наш старший брат, нам второй отец:
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя, родного, не выдадим.
в) Отзвонили вечерню во святых церквах;
За Кремлем горит заря туманная;
Набегают тучки на небо,
Гонит их метелица, распеваючи...
(а и б - развернутое сравнение.)
3)
а) ...Мир Божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.
б) Вершины цепи снеговой
Светло-лиловою стеной
На чистом небе рисовались...
в) И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.
(а и в - олицетворение.)
стр. 43
--------------------------------------------------------------------------------
4)
а) Тогда на земли" я упал,
И грыз сырую грудь земли...,
б) Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез...
в) Но, верь мне, помощи людской
Я не желал...
(а и б - метафора.)
5)
а) И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
б) Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
в) Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!
(а и в - метонимия.)
6)
а) Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный...
б) Отделкой золотой блистает мой кинжал...
в) Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
(а и в - риторическое обращение.)
7)
а) Была без радостей любовь,
Разлука будет без печали.
б) Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
в) Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ... ,
(а и в - антитеза.)
8)
а) От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
б) Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы.
в) Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской...
(а и в - анафора.)
Викторина: средства художественной изобразительности
Класс делится на две команды. От каждой команды выступает по одному "эксперту", которые отвечают на заданный им вопрос. Для обдумывания ответа - 30 секунд. За правильный ответ команде начисляется 1 очко, за неправильный или отсутствие ответа - 1 очко снимается. Первых "экспертов" сменяют следующие, и так все участники игры побывают в этой роли. По этому типу учитель может подобрать любые другие тексты и предложить к ним задания.
Кто автор, как называется произведение, какое средство художественной изобразительности вы здесь увидели?
1.
а) И нынешней еще весной
С него обрушились (весь город это знает)
Два журналиста да портной.
(Крылов. "Лжец", город - метонимия.)
б) Вот, в Риме, например, я видел огурец:
Ах, мой Творец!
И по сию не вспомнюсь пору!
Поверишь ли? ну, право, был он с гору.
(Крылов."Лжец", гипербола.)
2.
а) А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!
(Крылов. "Квартет", аллегория.)
б) У семи нянек дитя без глазу.
(Пословица. Парадокс.)
3.
а) Чрез две минуты нос действительно вышел. Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага.
(Гоголь. "Нос", гротеск, фантастика.)
б) - Вы изволили затерять нос свой?''
- Так точно.
- Он теперь найден. <...> Странным случаем: его перехватили почти на дороге. Он уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу: И пашпорт давно был написан на имя одного чиновника...'
(Гоголь. "Нос", алогизм.)
4.
а) Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(Пушкин. "Евгений Онегин", олицетворение, метонимия.)
б) Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой, соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей;
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он...
(Державин. "Соловей во сне", звукопись.)
5.
а) Унылая пора! очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
(Пушкин. "Осень", оксюморон, метонимия.)
б) Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
(Пушкин. "Евгений Онегин", риторический вопрос, метонимия, олицетворение.)
стр. 44
--------------------------------------------------------------------------------
6.
а) Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат.
(Пушкин. Метонимия, олицетворение, повторы.)
б) И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
(Пушкин. "Осень", олицетворение, повтор.)
Лото: термины словесности
Каждый игрок получает таблицу, в которой записаны 4 термина словесности. Например: антоним, просторечие, рассказ, описание. А у другого - сравнение, текст, стиль, амфибрахий. Ведущий читает:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.
Игрок произносит: ангел, демон - лексические антонимы, прекрасна, коварна и зла - текстовые антонимы. Надо не только узнать явление, но и аргументировать свое решение, например; так: Антонимы служат в произведении средством раскрытия противоречий жизни. Если ведущий одобрил объяснение, игрок закрывает термин на таблице маленькой карточкой.
Второй игрок заявляет: с равнение - как ангел и как демон. Здесь мы видим сопоставление явлений, обладающих общим признаком, и это помогает передать контрасты характера царицы Тамары в балладе Лермонтова. А еще амфибрахий трехсложный размер с ударением на втором слоге. И закрывает оба термина на своей таблице.
Когда первый слышит, как ведущий читает определение: Небольшое эпическое произведение, в котором всего несколько героев и одно событие, он называет: "Рассказ", и закрывает термин.
Игроки, справившиеся со своей таблицей, выходят из игры, а она продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все таблицы. Эта игра может служить зачетом по всему курсу или его части.
стр. 45