Игра на уроках словесности в IX классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Р.И. Альбеткова

Множество игр, помогающих увидеть богатства языка и свойства произведения словесности, полезно использовать на уроках в IX классе. Можно наполнить новым, соответствующим возможностям девятиклассников содержанием знакомые 1 игры: Например:

Анаграммы

Попробуйте отгадать, какая пословица или афоризм зашифрованы по принципу анаграммы (перестановки букв в словах, при которой образуются новые слова): Волос ей не боров, не вылетишь - поймает (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь). На лотосе я и притемнил (Слона-то я и не приметил). Команды игроков могут составить подобные загадки для соперников.

Отгадай слово

Игру можно проводить как викторину, в которой каждый отвечает самостоятельно, или соревнуются группы участников, или по типу КВН, где команды предлагают загадки друг другу.

Надо отгадать слово, в котором указано количество букв, одна-две буквы и определено значение, по возможности остроумно - - - - - - - - - а . То, чего на белом свете вообще не может быть ( фантастика ).

- - - - - - я. Есть в комнате и есть в артиллерии ( батарея ).

О - - - - - - - - - - - - - - -о . Обман ( очковтирательство ).

К - - - - - - - . Прилагательное. Может быть определением к словам: зуб, конь, перелом (коренной).

- - - - - - - - - к. Мужички без топоров срубили избу без углов ( муравейник ).

Д - - - - а. Чего к стене не прислонишь? ( дорога ).

- - - - - - Не видно и не слышно ее, а стоит заговорить о ней - она исчезает ( тишина ).

- - - - - - Первый слог - предлог, второй и третий найдете во флоте, а без целого не сваришь и не съешь кулеш ( посуда ).

д - - - - - - - - - - - - - - - - - - ь. Получается, когда из мухи делают слона ( достопримечательность ).

Кроме таких игр, можно предложить целый ряд новых.

Логогриф

Логориф - это более сложный вид шарады. Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом. Вот пример логогрифа на слово муха.

Всегда из четырех частей я составляюсь

И кровию людей, как хищный зверь,

питаюсь.

Когда ж ты голову отнимешь у меня,

Питаю я тебя, янтарностью маня.

А если ты меня разделишь пополам,

Вторую часть мою я в смех тебе отдам.

Когда же только хвост один ты мой

возьмешь,

То в азбуках и даже здесь меня найдешь;

Из слова муха, состоящего из четырех букв (частей), сделано несколько слов:

муха - уха - ха - а. В Основе логогрифа лежит метаграмма - слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами, причем каждое слово определяется, как в шараде.

Целое произведение может быть построено как логогриф. Вот эпиграмма Л. Н. Трефолева на К. П. Победоносцева.

Победоносцев - для синода,

Обедоносцев - для двора,

Бедоносцев - для народа

И Доносцев, - для царя.

А вот детская шутка, но тоже логогриф:

На фабрике "Победа"

Во время обеда

Случилась беда -

Пропала еда!

Ты украл? - ...


--------------------------------------------------------------------------------

1 См. статьи Р.И. Альбетковой об игре на уроках словесности в VII классе (Русская словесность, 2000. - N 4) и в VIII классе (2001. - N 3).

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

Пусть ребята попробуют составить логогрифы на слова: вода (ода, да, а), квас (вас, ас), клад (лад, ад), комар (ком, омар, ар), а также найдут новые слова и предложат логогрифы друзьям.

Палиндромы, "рачьи" стихи

Существуют целые произведения-палиндромы. Их называют "рачьими" стихами, потому что каждая строка может читаться справа налево, задом наперед. Вот палиндром С. И. Кирсанова:

Летя, дятел,

ищи пищи.

Ищи, пищи!

Веред дерев

ища, тащи

и чуть стучи

носом о сон.

Буди дуб, -

ешь еще.

Не сук вкусен -

червь - в речь,

тебе - щебет.

Жук уж

не зело полезен

Личинок кончил?

Ты - сыт?

Тепло ль петь?

Ешь еще

и дуди.

о лесе весело.

Хорошо. Шорох.

Утро во рту

И клей елки

течет.

В стихотворении В. Я. Брюсова "Кирпичиками" стали не буквы, а целые слова, которые читаются как обычно, слева направо. Но состоящие из слов строки "перевернуты": если читать эти стихотворение, начиная с конца последней строки - последнее слово, потом предпоследнее и так далее, текст полностью совпадает с тем, который читается с первой строки.

Жестоко - раздумье. Ночное молчанье

Качает виденья былого;

Мерцанье встречает улыбки сурово;

Страданье - глубоко-глубоко!

Страданье сурово улыбки встречает...

Мерцанье былого - виденья качает...

Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!

Этот прием использовал в пародии Н. А. Полевой. В очерке "Беседа у молодого литератора" один из героев читает "Посвящение П. А. Плетневу" из романа "Евгений Онегин" наоборот:

Вот сердца горестных замет,

Ума холодных наблюдении,

Незрелых и увядших лет,

Бессонниц, легких вдохновений

Небрежный плод. Моих забав,

Простонародных, идеальных,

Полусмешных, полупечальиых -

Прими собранье пестрых глав,

Ну! так и быть - рукой пристрастной,

Высоких дум и простоты,

Поэзии живой и ясной,

Святой исполненной мечты,

Достойнее души прекрасной,

Залог достойнее тебя,

Хотел бы я тебе представить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Не мысля гордый свет забавить...

Публика восхищается: "Это Пушкин, Пушкин! Соловей, чудо! Что Байрон перед ним!" А один замечает: "Да ты прочитал стихи его задом наперед!"

Девятиклассники могут попробовать свои силы в составлении предложений-палиндромов. Те, кто пишет стихи, попытаются сочинить стихи-палиндромы.

Буриме-монорим

Монорим - это стихотворение с одной рифмой. Например, шуточный монорим А. Н. Апухтина, вот начало:

Когда будете, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и президентами,

Над морями и континентами...

Пусть девятиклассники придумают стихи-моноримы на заданные рифмы. В игре могут соревноваться группы участников, жюри выберет лучшее стихотворение. Можно взять часть предложенных рифм, изменить их порядок. Приведем некоторые слова, составляющие рифму -ОК., для таких стихотворений. Много слов можно найти с рифмой -НА, -ОН и другими. Высок - кусок - носок - лесок - голосок - досок - песок - туесок - чеснок - без ног - мог - комок - помог - намок - смог - совок - рывок - привлек - недалек - василек - королек - клубок - глубок - порог - жирок -- без дорог - творог - носорог - единорог - строг - зарок - исток - пирог - урок - пророк - срок.

Беседа с переводом

Участвуют трое: "знаток", "иностранец" и "переводчик". "Знаток" произносит одну фразу о чем угодно (о школе,

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

весне, картине" дворе, событии, книге и др.). "Переводчик" должен заменить в сказанной "знатоком" фразе все слова на синонимы. "Иностранец" отвечает тоже одной фразой: задает вопрос, возражает, делится своими соображениями, воспоминаниями и др. "Переводчик" снова заменяет слова на синонимы. Если он не справился (бывают слова, к которым трудно подобрать синонимы), игроки меняются ролями.

Другой вариант игры "перевод". Надо отгадать произведение по "переводу", в котором все слова заменены синонимами или описательными выражениями. Например: Холод и свет; светлое время суток очень хорошее. (Мороз и солнце; день чудесный!)

Труднее, но тоже можно заменить слова антонимами: Жара и тьма - ночь ужасная. Такие загадки команды заранее подготовят и предложат друг другу.

Угадай строчку

Водящий ("вода") выходит из комнаты. Оставшиеся задумывают строчку из известного всем стихотворения. Текст ее разбивается на отдельные слова, и каждый игрок запоминает свое слово. Они выстраиваются в том порядке, в .каком стоят слова в тексте. "Вода" входит и, подойдя сначала к первому, "слову", задает ему любой вопрос, потом - к следующему и так далее. Отвечать на вопросы надо быстро и так, чтобы употребить в ответе свое слово, хитро спрятав его среди других слов. Задача - отгадать строку.

Например, загаданы строки Сурикова: Вот моя деревня, вот мой дом родной. Первому "слову" задан вопрос: Ты встаешь рано? Надо ответить так, чтобы слово вот присутствовало в ответе, но не было слишком заметно. Может быть так: Вот еще, зачем мне вставать рано, лучше я посплю!

Кстати, подобрать строки для игры не так просто: надо, чтобы слова в них не сразу узнавались. Поэтому пусть инициативная группа ребят подготовит такой материал заранее.

Другой вариант игры. Все слова в знакомом стихотворении заменены на другие слова, представляющие собой рифмы к нужным словам. Например: Вот моя деревня, вот - мой дом родной - Хоровод своя харчевня завод умой льдом больной.

Центон

Еще: в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихами, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало "одеяло из цветных лоскутов". Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.

Предложите девятиклассникам отгадать, из каких произведений составлен этот центон.

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой,

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище?

Спой, светик, не стыдись!

Не даром говорится,

Что дело мастера боится".

Медведь взревел - и подлинно запел;

Да только лишь совсем особым складом:

То он пищал, то он хрипел,

То верещал козленком,

То не путем мяукал он котенком.

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

Ответ: "Зеркало и Обезьяна", "Осел и Соловей", "Ворона и Лисица", "Щука и Кот", "Крестьянин и Работник", "Скворец", "Волк и Журавль".

Девятиклассники могут составить центон из сказок К.И. Чуковского или А.С. Пушкина, из стихов и сказок разных поэтов и предложить другой команде определить, откуда взяты строки.

Пародия и стилизация

Задача - по пародии отгадать ее адресата и определить черты стиля, которые позволяют это сделать. Для этого надо отбирать пародии, в которых легко угадывается стиль пародируемого автора или литературного направления. Приве-

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

дем отрывки из книги "Русская стихотворная пародия (XVIII - начало XIX в.)" (Л, 1960).

А.П. Сумароков. "Ода вздорная - 1":

Превыше звезд, луны и солнца

В восторге возлетаю нынь;

Из горних областей взираю

На полуночный океан;

С волнами волны там воюют,

Там вихри с вихрями дерутся

И пену блещут в облака...

(На Ломоносова)

А.С. Пушкин. "Ода Его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову":

Султан ярится 1 . Кровь Эллады

И резвоскачет 2 , и кипит.

Открылись грекам древни клады 3 ,

Трепещет в Стиксе лютый Пит 4 .

И се - летит предерзко судно,

И мещет громы обоюдно...

(На классицизм)

Примечания (автора пародии):

1. Подражание г. Петрову, знаменитому нашему лирику.

2. Слово, употребленное весьма счастливо Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером в стихотворном его письме к г. Грибоедову.

3. Под словом клады должно разуметь правдивую ненависть нынешних Леонидов, Ахиллесов и Мильтиадов к жестоким чалмоносцам.

4. Г. Питт, знаменитый английский министр и известный противник Свободы.

Н.А. Полевой. "Разуверение - элегия":

Она прошла, былая радость,

Он пролетел, мой счастья сон,

И потускнел твой небосклон,

Разочарованная младость!

Мои бывалые мечтанья,

Мои далекие мечты,

Ты, трепет счастья, упованья,

Ты, вольный гений красоты!..

(На сентиментализм)

И.И. Панаев. "Серенада":

Уж ночь, Акулина!

Окрестности спят;

Все жители Клина

Давно уж храпят.

Покушав наваги

И выпив потом

Целительной браги,

Я здесь, под окном!..

(На романтизм)

Третий - лишний: средства художественной изобразительности

(Из произведений Лермонтова)

Класс делится на две команды, от каждой команды выходит по одному игроку. Им дается задание: определить "третье лишнее" (что именно - не говорится), и читаются вслух три отрывка. Кто из игроков первым даст правильный ответ, приносит своей команде 1 очко. Если ответ неправильный, у команды снимается 1 очко. На раздумье - 30 секунд. За опоздание, за отсутствие ответа также снимается 1 очко. Затем выходит следующая пара и т.д.

1)

а) В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным...

б) ...Он блещет на стене,

Увы, бесславный и безвредный!

в) Звучал как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

(а и б - эпитеты.)

2)

а) Игрушкой золотой он блещет на стене...

б) Но скучен нам простой и гордый твой язык...

в) Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

(а и в - сравнения.)

3)

а) Когда всходит месяц - звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает...

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися...

б) Когда сизой орел зовет голосом

На кровавую долину побоища,

Зовет пир пировать, мертвецов убирать,

К нему малые орлята слетаются.

Ты наш старший брат, нам второй отец:

Делай сам, как знаешь, как ведаешь,

А уж мы тебя, родного, не выдадим.

в) Отзвонили вечерню во святых церквах;

За Кремлем горит заря туманная;

Набегают тучки на небо,

Гонит их метелица, распеваючи...

(а и б - развернутое сравнение.)

3)

а) ...Мир Божий спал

В оцепенении глухом

Отчаянья тяжелым сном.

б) Вершины цепи снеговой

Светло-лиловою стеной

На чистом небе рисовались...

в) И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста.

(а и в - олицетворение.)

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

4)

а) Тогда на земли" я упал,

И грыз сырую грудь земли...,

б) Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез...

в) Но, верь мне, помощи людской

Я не желал...

(а и б - метафора.)

5)

а) И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

б) Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

в) Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна!

(а и в - метонимия.)

6)

а) Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный...

б) Отделкой золотой блистает мой кинжал...

в) Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

(а и в - риторическое обращение.)

7)

а) Была без радостей любовь,

Разлука будет без печали.

б) Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале.

в) Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ... ,

(а и в - антитеза.)

8)

а) От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

б) Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы.

в) Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской...

(а и в - анафора.)

Викторина: средства художественной изобразительности

Класс делится на две команды. От каждой команды выступает по одному "эксперту", которые отвечают на заданный им вопрос. Для обдумывания ответа - 30 секунд. За правильный ответ команде начисляется 1 очко, за неправильный или отсутствие ответа - 1 очко снимается. Первых "экспертов" сменяют следующие, и так все участники игры побывают в этой роли. По этому типу учитель может подобрать любые другие тексты и предложить к ним задания.

Кто автор, как называется произведение, какое средство художественной изобразительности вы здесь увидели?

1.

а) И нынешней еще весной

С него обрушились (весь город это знает)

Два журналиста да портной.

(Крылов. "Лжец", город - метонимия.)

б) Вот, в Риме, например, я видел огурец:

Ах, мой Творец!

И по сию не вспомнюсь пору!

Поверишь ли? ну, право, был он с гору.

(Крылов."Лжец", гипербола.)

2.

а) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!

(Крылов. "Квартет", аллегория.)

б) У семи нянек дитя без глазу.

(Пословица. Парадокс.)

3.

а) Чрез две минуты нос действительно вышел. Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага.

(Гоголь. "Нос", гротеск, фантастика.)

б) - Вы изволили затерять нос свой?''

- Так точно.

- Он теперь найден. <...> Странным случаем: его перехватили почти на дороге. Он уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу: И пашпорт давно был написан на имя одного чиновника...'

(Гоголь. "Нос", алогизм.)

4.

а) Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(Пушкин. "Евгений Онегин", олицетворение, метонимия.)

б) Я на холме спал высоком,

Слышал глас твой, соловей,

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей;

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он...

(Державин. "Соловей во сне", звукопись.)

5.

а) Унылая пора! очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

(Пушкин. "Осень", оксюморон, метонимия.)

б) Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

(Пушкин. "Евгений Онегин", риторический вопрос, метонимия, олицетворение.)

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

6.

а) Все мое, сказало злато;

Все мое, сказал булат.

Все куплю, сказало злато;

Все возьму, сказал булат.

(Пушкин. Метонимия, олицетворение, повторы.)

б) И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

(Пушкин. "Осень", олицетворение, повтор.)

Лото: термины словесности

Каждый игрок получает таблицу, в которой записаны 4 термина словесности. Например: антоним, просторечие, рассказ, описание. А у другого - сравнение, текст, стиль, амфибрахий. Ведущий читает:

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.

Игрок произносит: ангел, демон - лексические антонимы, прекрасна, коварна и зла - текстовые антонимы. Надо не только узнать явление, но и аргументировать свое решение, например; так: Антонимы служат в произведении средством раскрытия противоречий жизни. Если ведущий одобрил объяснение, игрок закрывает термин на таблице маленькой карточкой.

Второй игрок заявляет: с равнение - как ангел и как демон. Здесь мы видим сопоставление явлений, обладающих общим признаком, и это помогает передать контрасты характера царицы Тамары в балладе Лермонтова. А еще амфибрахий трехсложный размер с ударением на втором слоге. И закрывает оба термина на своей таблице.

Когда первый слышит, как ведущий читает определение: Небольшое эпическое произведение, в котором всего несколько героев и одно событие, он называет: "Рассказ", и закрывает термин.

Игроки, справившиеся со своей таблицей, выходят из игры, а она продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все таблицы. Эта игра может служить зачетом по всему курсу или его части.

стр. 45

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Р.И. Альбеткова, Игра на уроках словесности в IX классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205320678&archive=1205324210 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии