Повторение в начале года. VII класс. По учебнику под ред. М. В. Панова

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. П. Шульгина

Повторение учебного материала в начале учебного года - главная "осенняя" забота учителя. В учебниках русского языка под редакцией М. В. Панова, опыт работы по которому мы представляем, этот раздел программы не нашел отражения. Мы хотим поделиться с коллегами своей системой уроков повторения в начале учебного года в VII классе.

В соответствии с тематическим планированием уроков русского языка в VII классе по учебнику М. В. Панова на повторение в начале учебного года мы выделяем 6 уроков.

Урок N 1. Орфограмма в корне слова.

Знаки препинания при прямой речи.

Фонетика.

Служебные части речи. Предлог.

I. Орфографическая задача. Послушайте текст и найдите ошибку.

Однажды Вера не смогла пойти к больной подруге и написала своей однокласснице Марусе такую записку: "Сегодня у Наташи не буду. Когда к ней ни придешь, она недовольна. Сходи сегодня ты". "Наверное, Наташа и Вера поссорились, - подумала Маруся. - Надо их помирить". "Но, побывав у Наташи, она поняла, что подруги и не думали ссориться. Тогда Маруся рассказала о своих подозрениях Наташе и показала записку Веры.

- Вера здесь сделала ошибку, - сказала Наташа.

- Какую?

Подсказка. Частицы не, ни в слабой позиции не различаются. Поэтому их путают на письме. Чтобы не делать таких ошибок, нужно помнить, что эти частицы различаются по смыслу: не - отрицательная, а ни - усилительная.

Задания к тексту.

1. Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания. "Наверное, Наташа и Вера поссорились, - подумала Маруся. - Надо их помирить". Вспомните и начертите все схемы постановки знаков препинания при прямой речи и вводных словах.

2. Транскрибируйте.

Наташа все еще болела.



Расскажите о слабой и сильной позиции, об основном законе русской орфографии (в слабой позиции - проверяю, в сильной пишу, как слышу). Приведите примеры из записанного предложения.

3. Выполните морфологический разбор слов: к подруге 3 (не смогла пойти), у Наташи 3 (побывав), о подозрениях 3 (рассказала).

II. Систематизация знаний о самостоятельных и служебных частях речи. Закрепление навыка написания предлогов.

1. Повторение.

Что такое части речи? Как выражаются их грамматические значения? Приведите примеры.

Какова роль служебных слов в языке? Приведите примеры.

Что такое предлог? Охарактеризуйте грамматическое значение предлогов.

Чем отличаются предлоги-омонимы самостоятельных слов и самостоятельные слова, от которых эти предлоги образовались?

Подсказка. Предлог - это служебная часть речи, которая вместе с падежным окончанием существительного является грамматическим средством для связи слов в предложении.

2. Грамматические задачи.

а) Когда посылают телеграмму, то стараются, чтобы слов было как можно меньше (каждое слово оплачивается отдельно). Поэтому иногда опускают предлоги. Вместо "Приеду в Курск в понедельник" телеграфируют; "Приеду Курск понедельник". Но иногда предлог опустить нельзя.

Прочтите предложения, найдите предлоги. Подумайте, почему их нельзя опустить.

Подсказка. Причины могут быть такие: омонимия предложной и беспредложной конструкций, омонимия разных

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

предложных конструкции, недостаточная определенность контекста.

Получили большую посылку для Анастасии. Летом приеду с бабушкой навестить вас. Охота не удалась. От медведя еле унесли ноги. Готовь большую банку для варенья. Будем через неделю.

б) Придумайте предложения с такими сочетаниями слов: благодаря + сущ. в Д.п.; благодаря + сущ. в В.п. Определите, какой частью речи является слово благодаря в каждом из предложений, каким членом предложения оно является.

Подсказка. Предлог благодаря употребляется всегда с окончанием существительного в Д.п. Вместе с окончанием дательного падежа они выражают причинные или следственные отношения.

Как форма глагола благодарить слово благодаря управляет существительным в В.п. ("Русский язык" / Под ред. М. В. Панова. 6 класс. С. 143).

в) Послушайте предложения. Замените в них предлог благодаря словами: по причине, вследствие, а глагольную форму благодаря глагольной формой благодарили.

Благодаря крепкому здоровью хоккеист легко переносил любые нагрузки.

Гости разъезжались, благодаря хозяев за радушный прием.

Матросы на шхуне подняли паруса, благодаря судьбу за попутный ветер.

Шхуна благодаря попутному ветру стремительно неслась по волнам.

3. Орфографические задачи.

а) Почему по-разному написано не смотря в следующих предложениях?

Не смотря ему в глаза, она подошла и села у стола.

Несмотря на дождливую погоду, туристы решили идти дальше.

б) Слитно или раздельно? Объясните написание.

Карточка N 1

Из кустов (на)встречу охотнику кубарем выкатился заяц. Экспедиция геологов упорно продвигалась (на)встречу солнцу и весне. В ближайшем поселке (на)встречу с геологами пришло много людей. Жители заполярного города вышли (на)встречу солнца, впервые после долгой, полярной ночи показавшегося из-за горизонта, и с нетерпением обратили лица (на)встречу солнцу.

Подсказка. Предлог навстречу всегда употребляется с дательным падежом.

Объясните графически все известные вам орфограммы.

Карточка N 2

(В)течение дня, (в)течении реки, (в)следствии по делу, (в)следствие неопытности. По окончании (и, е, ю) доклада был объявлен перерыв. По окончании, е, ю) существительного можно определить его род, число, падеж.

Карточка N 3

Сравните:

1. - В следствии были допущены ошибки.

- Вследствие неопытности следователя?

2. - В течении реки видны перемены: она сильнее подмывает правый берег.

- В течение всего года?

Придумайте свои диалоги из двух реплик, чтобы в одной был предлог, а в другой похожее по звучанию сочетание существительного с предлогом. Запишите ваши диалоги.

4. Речевая разминка. Послушайте текст. Найдите речевые ошибки, объясните их причину.

Жаркий день. Вася Воздушный идет по улице, в руках - два стаканчика мороженого. Он кричит:

- Нина, сейчас будем употреблять мороженое! Вследствие жары оно тает.

Съедим побыстрее, ну прямо в течение пяти минут! Поддерживаешь предложение?

Нина обиделась:

- Почему ты так со мной разговариваешь?

- Нина, я пошутил. Сейчас был у Ивана Семеновича Полупшенного. Я по его примеру. Он теперь работает замом и чувствует свою значительность.

- И вследствие этого предпочитает говорить тяжеловесно-книжно? - вступила в игру Нина.

Подсказка. Ответ нужно начинать с определения стиля речи"

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

III. Домашнее задание. I уровень. Придумайте свой диалог со словами, уместными в деловой речи и непригодными для разговора друзей. Скажите, как надо стилистически исправить придуманный вами текст.

II уровень. Составьте предложения или словосочетания со словами: ввиду, вследствие, навстречу, в связи таким образом, чтобы в одном случае они были предлогами, а в другом существительными с предлогами.

Урок N 2. Служебные части речи. Частицы. Орфограммы в корне. Фонетика.

I. Проверка домашнего задания.

1. Записать на доске пары предложений или словосочетаний со словами ввиду, вследствие навстречу, в связи. Объяснить, в каких примерах эти слова являются предлогами, а в каких - существительными с предлогами.

2. Прочитать составленные дома диалоги со словами, уместными в деловой речи и непригодными для разговора друзей. Стилистическая правка (устно).

II. Опрос. (Задания по карточкам выполняются на доске, затем комментируются. Одновременно с индивидуальной работой у доски класс работает с текстом.)

Карточка N 1

Запишите словосочетания, определите, какой частью речи являются выделенные слова. Аргументируйте свой выбор.

Поступить согласно правилу, добиться благодаря настойчивости, ехать в течение суток, разговаривать в продолжение урока, заболеть вследствие усталости, говорить насчет работы.

Устно составьте словосочетания, в которых данные слова не были бы предлогами.

Карточка N 2

Определите, когда в скобках находится предлог, когда - приставка. Спишите, раскрывая скобки.

(На)деревянный (на)стил мостика упали первые капли дождя. Сторож бежал вдоль огорода и на бегу выдергивал (из)плетеной (из)городи прутья. Очертания домов растаяли (за) мутной (за)весой дождя.

Задание классу. Запишите текст под диктовку.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье.

Графически объясните орфограммы;

выполните синтаксический разбор.

Выполните фонетический разбор слова люблю.

Перечитайте текст, вслушайтесь:

"Унылая пора! Очей очарованье!"

Кто автор этих строк? Как вы понимаете выражение "очей очарованье"?

Не показалось ли вам странным такое сочетание: унылая пора - очей очарованье ? Как вы думаете, почему автор допустил такое смысловое несоответствие?

(Закончив работу с текстом, класс проверяет выполнение работы у доски.)

III. Орфографическая пятиминутка.

Запишите слова под диктовку, графически объясните орфограммы. (Два ученика работают на закрытых от класса досках, остальные - в тетрадях. Затем проводится взаимопроверка.)

Разложить костер, шепот листвы, вырастают быстро, черный желудь, поседела головушка, аккуратно растирать краски, интересная профессия, скользкая шерстка, распевать песни, радостно замереть, гибкий росток, выследить опасную желтую рысь.

IV. Систематизация знаний о частицах.

1. Что такое частицы? Какую работу они выполняют? Ответить вам помогут записанные на доске примеры. Прочитайте предложения, найдите частицы, определите их роль, сделайте вывод: что такое частицы.

"Пусть всегда будет небо..." (К. И. Чуковский.)

"Да здравствует солнце, да скроется тьма!" (А. С. Пушкин.)

"Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай..." (И. Крылов.)

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

"Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма". (А. С. Пушкин.)

Если бы ты читал немножко больше и внимательнее, тебе было бы легко назвать авторов этих строк.

2. Практикум.

1) Задание. Объясните правописание частиц в следующих предложениях.

За что ни брался Иванов, все делал он ловко и умело.

За что не брался Иванов, того уже не мог сделать ни один мастер.

Подсказка. В первом предложении речь идет о том, что делал Иванов.

Частица ни подчеркивает, что Иванов делал ловко и умело все, за что брался. Во втором предложении говорится о том, что отказывался делать Иванов, не делал. На это указывает отрицательная частица не.

2) Вопрос. Как отличить частицу не от приставки не?

Подсказка. Чтобы не путать частицу не и приставку не, запомните правило:

если слово без не не употребляется, то не является приставкой или невычленяемой частью основы;

если слово с не противопоставлено другому при помощи союза а, не является частицей;

если слово с не может быть заменено близким по смыслу словом без не, то она приставка.

3) Задание. Кто прав?

Вова и Настя прочитали предложение: "Рыжик был тогда небольшим щенком, а теперь стал рослым и сильным псом". Вова сказал:

- Опечатка! Не нужно писать отдельно, потому что здесь есть противопоставление с союзом а.

- Нет, опечатки нет, - возразила Настя. - Слово небольшой можно заменить словом маленький. Значит, не здесь приставка.

- Тогда в правилах противоречие, - объявил Вова.

V. Домашнее задание. Докажите, что противоречия нет: просто Вова неверно применил правило.

Урок N 3. Служебные части речи.

Союзы.

Орфография. Синтаксис.

Пунктуация. Речь.

I. Проверка домашнего задания.

1. Докажите, что в предложении: "Рыжик был тогда небольшим щенком, а теперь стал рослым и сильным псом" слово небольшим написано верно.

2. Вставьте не или ни (частицу или приставку) на месте пропуска.

У нее вовсе ... счастливая судьба.

Он ... разу ... возвращался в родной город, где уже ... осталось у него ... одного близкого человека.

И знакомые и ... знакомые люди улыбались при встрече с ним.

Аргументируйте свой выбор.

3. Анализ текста. (Работа с данным текстом используется с целью обобщения изученного по теме "Служебные части речи".)

Запишите текст под диктовку, обозначьте орфограммы, графически объясните постановку знаков препинания.

Как прекрасно было бы иметь ласкового щенка. Неужели Мишке никогда не удастся уговорить родителей? Но ни мама, ни папа не хотели даже слышать об этом. Внезапно Мишка услышал писк и увидел дрожащее, лохматое, совсем маленькое существо. Оно лишь тихонько поскуливало. Разве мог Мишка пройти мимо?

Над каждым словом надпишите часть речи, выпишите служебные; Какие из них частицы? ( неужели, не, ни , даже, почти, как, бы, лишь, разве ) . Расскажите об их роли в данном тексте.

II. Систематизация знаний о союзах.

1. Грамматическое значение союза.

Прочитайте текст, записанный на доске.

Я сошел с лыжни на опушке леса. Я устал. Я воткнул палки в снег, снял лыжи. Внимательно смотрел я вокруг. Хотел запомнить лес ранней весной. Я заметил заячьи следы на снегу. Заметил на деревьях желтогрудых синиц. Они подлетали совсем близко. Я не шевелился. Солнце пригревало. Слышался настойчивый звук талой воды под снегом. На поляне тинькали синицы. Из глубины леса подавал свой голос клест.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Определите тему и основную мысль текста. К какому типу и стилю речи он относится? Аргументируйте свой выбор.

Какие языковые средства помогают сделать текст более ярким и выразительным?

Сделайте текст более выразительным с помощью союзов, соединив простые предложения в сложные.

Обсуждение вариантов текстов, составленных учащимися.

2. Выводы.

Что такое союзы? (Союзы - это служебные слова, которые указывают на грамматическую связь между равноправными членами предложения, между частями сложного предложения; они выражают различные отношения между этими синтаксическими единицами. - Русский язык / Под ред. М. В. Панова. 6 класс.)

Какую роль выполняют союзы в записанных вами текстах? Поясните на конкретных примерах.

Какие из перечисленных союзов называются сочинительными, а какие - подчинительными? Какие отношения они выражают?

Придумайте сложные предложения с заданной подчиненной частью. Укажите подчинительные союзы.

... потому что разбушевалась непогода.

... чтобы все лето сын читал книги.

... хотя мотоциклист все наращивал скорость.

... если наступит засушливое лето.

... едва забрезжил рассвет.

... чтобы оконные стекла сияли чистотой.

3. Союзы и знаки препинания. Рассмотрите таблицу, заполните ее своими примерами. (Таблица дана ученикам на заранее приготовленных листочках.)

Схемы расстановки запятых
Примеры

1. 0 и 0




2. и 0 (,) и 0 (в этой конструкции запятая ставится только тогда, когда союзная связь подчеркнута интонацией. - Русский язык / Под ред. М. В. Панова. 6 класс)




3.0, 0 и 0


4. и 0, и 0, и 0


5. 0, и 0, и 0





При каких сочинительных союзах знаки препинания между однородными членами ставятся по этому же принципу? (Или, либо, не то - не то, то - то.)

4. Правописание союзов.

Подсказка. Нужно помнить, что союзы зато, тоже, также, чтобы, первую часть в союзах потому что, оттого что необходимо отличать от местоимений с частицами или предлогами.

Запишите предложения, выполните синтаксический разбор, дайте предложениям характеристику. Определите, какими частями речи являются слова: зато - за то, также - так же.

Солнце скрылось за горизонт, зато из-за тучи выплыла круглая луна. Заходящее солнце словно зацепилось на мгновение за то дерево, которое стояло на холме. Мохнатые ели вытягивали свои широкие, покрытые снегом лапы и тихо, тихо качались. В воздухе так же тихо садились лучистые снежинки. Я уже начинал сильно любить природу, охота удить также сильно начинала овладевать мною.

Графически объясните орфограммы. Выполните разбор: снегом 1 , в воздухе 3 (качались), мохнатые 3 (ели), садились 3 (снежинки).

5. Итог урока. Грамматическая задача. Спишите предложение и объясните, почему при трех союзах и нет ни одной запятой.

Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то, что чувствовал. (К. Паустовский.)

III. Домашнее задание. Грамматическая задача.

Почему при четырех союзах и стоит только одна запятая? Люди начали подниматься, и на конном дворе чаще и чаще слышалось фырканье, возня на соломе и сердитое ржанье столпившихся и повздоривших за что-то коней. (Л. Толстой.)

Урок N 4. Комплексное повторение на основе анализа художественного текста.

I. 1. Задание. Внимательно прочитайте текст про себя, подготовьтесь прочитать его выразительно вслух.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Я лежал у входа в палатку на своем плаще на животе, положив локти на рюкзак, а подбородок - на руки, и смотрел на желтый одуванчик. Одуванчик рос прямо передо мной, у входа в палатку. У него были зубчатые остро-зеленые листья, а сам он был ярко-желтый, ядовитого цвета, потому что он только что распустился. Это был первый весенний одуванчик. На его цветке ползла какая-то черненькая букашка. У букашки было блестящее, приплюснутое с боков тельце величиной с пшениченку и маленькая-маленькая головка, величиной с булавочную головку. На голове торчало два усика, тоненьких, как паутинки, и букашка все время шевелила этими усиками, барахтаясь в лепесточках цветка. Я опустил глаза и посмотрел сквозь одуванчик. Одуванчик сразу стал огромным; он заслонил собою весь мир: он заслонил толстые бревна костра, и огонь над ними, и маленькую березку позади костра, и луг, и пять белых козочек, и деревню за лугом, и небо, и облака.

И я представил себе мир с точки зрения этой букашки. "Каким он должен представляться ей огромным, этот мир!" - подумал я о букашке и закрыл глаза ... (Художественные тексты с вопросами и заданиями / А. А. Луховицкая, В. В. Луховицкий. Дидактические материалы к учебникам 5-9 классов по русскому языку под ред. М. В. Панова.)

2. Слово об авторе

Данный текст - фрагмент из автобиографической повести Юрия Коринеца "Там вдали за рекой". В ней автор рассказывает о том, какими сохранились в его памяти 30-е годы. Самая яркая фигура в повести - дядя главного героя, профессиональный революционер, позже дипломат, участник войны в Испании, репрессированный, расстрелянный в конце 30-х годов. Автор вспоминает свое детство, и рассказ поэтому ведется от лица мальчика.

Репрессированный - подвергнутый наказанию, карательной мере, примененной государственными органами.

II. Вопросы и задания к тексту

1. Найдите качественные прилагательные. Почему в тексте много качественных прилагательных? Объясните правописание сложных прилагательных.

Подсказка. Прилагательное - это часть речи, которая обозначает непроцессуальный признак предмета - признак, не изменяющийся во времени. С помощью прилагательных передается все многоцветье мира, вся его яркость, все звучание. Чтобы ярче нарисовать мир, автору нужны эпитеты - образные, художественные определения. Эпитетами в художественном произведении чаще всего бывают прилагательные, но могут быть и глаголы и наречия (эти части речи ярко рисуют действия или признаки действий).

2. Найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Относится ли к ним слово букашка?

3. Найдите предложение, в котором два раза встречается слово головка. Определите в каждом случае лексическое значение. Это омонимы или одно слово в различных значениях?

Справка (по словарю С. И. Ожегова). Головка, -и, ж. 1. см. голова. 2. Группа руководящих лиц организации (разг.) 3. Утолщенная или выступающая вперед оконечность чего-н. 4. Передняя часть сапога.)

4. Синтаксический разбор предложения: Я лежал на своем плаще на животе.

Сравните предложно-падежные значения.

5. Сравните: смотрел на одуванчик и смотрел сквозь одуванчик - почему выделено слово сквозь?

Подсказка. Сквозь - производный предлог (из наречия), в современном языке как самостоятельная часть речи употребляется только с приставкой на-.

6. Наблюдение над ролью союзов в данном тексте.

Что в предложениях и в тексте соединяют сочинительные союзы? (Ученики находят в тексте сочинительные союзы, разбирают предложения, а схемы чертят в тетрадях; делают вывод о функции сочинительных союзов соединять равноправные единицы языка - однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного и отдельные предложения в целом тексте.)

Продолжая разговор о выразительности языка, предлагаем учащимся выяснить функционально-эстетическую роль сочинительного противительного союза а. (Анализируя предложенный текст, они приходят к выводу, что союз а начинает собой противоположное, противопоставленное сказанному ранее.)

7. Выполните синтаксический разбор предложения: "... а сам он был ярко-жел-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

тый, ядовитого цвета, потому что он только что распустился". Какую функцию выполняет союз потому что? Можно ли отнести его к сочинительным союзам? Почему?

III. Домашнее задание. Прочитайте притчу Феликса Кривина "Фрегат". Найдите подчинительные союзы, подумайте над их ролью в данном тексте. Помогают ли подчинительные союзы строить художественный образ?

Урок N 5. Комплексное повторение на основе анализа художественного текста.

I. 1. Послушайте текст.

Фрегат.

Фрегат - морская птица, но плавать ему не дано, за всю жизнь он ни разу не отправился в плаванье. Его жизнь - у моря, над морем, но в море для него жизни нет. Для него, на всю жизнь полюбившего море.

Море зовет его, и он уходит от берега к горизонту. Горизонт отступает, чтобы увлечь его от родных берегов, - так он поступает со всеми, кто бороздит моря. Но фрегат не бороздит морей, он из тех фрегатов, которые так и не удается спустить на воду.

Вот он почти спустился, погрузил в воду свой клюв, чтобы ощутить вкус моря и рыбы, - и тут же взмыл вверх, как самолет, которому не дают посадки. Хотя морская гладь - чем не посадочная площадка? Но гладь ему не подходит, такая это птица, Фрегат. Ему не нравится, когда все чересчур гладко. Для того чтобы взлететь, ему нужно, чтоб земля была каменистой, гористой, ветвистой - но только не ровной, как это бывает с землей, когда она превращается в посадочную площадку, во взлетную дорожку, с которой Фрегату никогда не взлететь. Ему нужны острые скалы, деревья, крутые, высокие берега. Ему нужно, чтоб земля была неудобной, тогда ему легче ее покидать.

Фрегат - морская птица, но плавать ему не дано. И ходить по земле не дано. Из трех стихий - неба, земли и воды - Фрегату остается лишь небо. И хотя море его зовет и земля зовет, расстилая перед ним все посадочные площадки, но он снова и снова взмывает в небо, как фрегат, не спущенный на воду, но надувающий паруса, как самолет, которому не дают посадки...

(Из сборника текстов к учебнику под ред. М. В. Панова). Дайте определение этому литературному жанру. (Ученики этого класса изучают литературу по программе и учебникам А. Г. Кутузова и др. В V классе они знакомились с притчами Иисуса Христа "Притча о сеятеле", "Притча о семени и плевелах" и знают, что притча - иносказательный рассказ с нравоучением.)

2. Данный текст - притча, современная притча, написанная для детей сатириком Феликсом Кривиным. Дайте определение этому литературному жанру.

3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

4. Прочитайте текст вслух.

II. Языковой анализ текста.

1. Найдите слова, составляющие смысловую основу этого текста. Какой художественный прием использовал автор, создавая этот текст? (Ученики приходят к выводу, что смысловую основу текста составляют три слова: море, земля, небо. В основе построения текста - антитеза. Средствами структурного противопоставления в этом тексте являются противительный союз но и интонация.)

2. Определите, к какому типу и стилю речи относится данный текст.

(Учащиеся рассуждали следующим образом. Текст повествует нам о Морской птице - фрегате, но в нем нет описания внешнего вида птицы. Автор акцентирует внимание читателей на одной особенности этой птицы: "Фрегат - морская птица, но плавать ему не дано. И ходить по земле не дано. Из трех стихий - неба, земли и воды - фрегату остается лишь небо". В тексте достаточно много глаголов, в том числе глаголов движения. Отсюда ученики делают вывод, что это повествование. К данному выводу их подтолкнул и жанр художественного произведения - притча. Именно на жанр школьники обратили внимание и при определении стиля. Назначение притчи - воздействие на читателя, нравоучение. С этой целью автор рисует конкретный образ средствами художественной выразительности. Значит, стиль - художественный.)

3. Для художественного стиля речи характерны сравнения, метафоры, эпитеты и другие лексические средства языка. Есть ли лексические средства языковой выразительности в данном тексте?

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

(Анализ текста показал, что привычных эпитетов, метафор в нем нет. Есть сравнение: "... он снова взмывает в небо, как фрегат, не спущенный на воду, но надувающий паруса, как самолет, которому не дают посадки". Автор использует его, чтобы читатель ярче представил себе необычную птицу.)

4. Найдите в третьем абзаце контекстуальные антонимы слова ровный. (Каменистый, гористый, ветвистой, неудобной .)

Есть ли еще контекстуальные антонимы в этом тексте? ( Спустился, погрузился - взмыл; море зовет - он уходит ) .

С какой целью использованы контекстуальные антонимы в этом тексте? (Средство создания художественного образа.)

5. Найдите параллельные ряды однородных членов. (Использование однородных членов позволяет автору, избегая повторений, выразить мысль более точно, рассказать о птице ярко.)

6. Являются ли глаголы отступает и поступает, использованные в тексте, однокоренными? С каким глаголом слово поступь является однокоренным? (Отступает - поступь; поступает - поступок .)

7 . С какой целью автор использует лексический повтор? (Путем повтора автор выделяет ключевые слова. Это не механическое повторение, каждый раз повторяющиеся слова получают новое, усложненное содержание.)

Вывод: к лексическим изобразительным средствам, использованным автором для нравоучительного рассказа о необычной морской птице, ученики отнесли еще контекстуальные антонимы, однородные слова, лексические повторы.

8. Исследование роли союзов в данном тексте.

а) Чем в данном тексте связываются однородные члены предложения?

б) Точнее понять смысл притчи помогают мастерски использованные автором сложноподчиненные предложения, в которых придаточные присоединяются по значению подчинительными союзами и союзными словами. (Школьники выясняют, что среди подчинительных союзов текста есть союзы цели чтобы, уступки хотя. Кроме того, в тексте много сложноподчиненных предложений, в которых придаточные присоединяются союзными словами: местоименным наречием когда, местоименным существительным кто, местоименным прилагательным который.)

в) Найдите самый характерный для этого текста союз. Почему именно этот союз так часто употребляется? (Ученики увидели смысловую нагрузку союза но: этот союз начинает собой противоположное в рассказе о птице, противопоставленное тому, что уже рассказано.)

III. Подготовка к устному пересказу текста.

1. Разделите текст на композиционные и смысловые части, озаглавьте их. Напишите черновик плана. Проследите, все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

2. Перескажите текст устно, используя составленный план.

IV. Домашнее задание. Запишите текст по памяти, используя план и материалы данного урока, записанные в тетрадь.

Урок N 6. Контрольная работа по итогам повторения.

Мы не предлагаем своего текста контрольной работы с целью экономии места в журнале. Каждый учитель сам выберет текст, отвечающий его целям и индивидуальным особенностям класса.

стр. 51

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. П. Шульгина, Повторение в начале года. VII класс. По учебнику под ред. М. В. Панова // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205320042&archive=1205324210 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии