Конспект открытого урока по литературе на тему: "Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка""

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. В. Проскурякова

Обоснование выбора темы

Учитывая недостаточное знакомство школьников (шестиклассников) с культурно-историческим контекстом конца XVIII - начала XIX в., отсутствие представления, особенно у городских школьников, о быте русской деревни, о жизни русских дворян в своих родовых поместьях, думаю, что проникновение в мир дворянской усадьбы позволит школьникам понять эпоху, в которой жили А. С. Пушкин и его герои и которая является неотъемлемой частью нашей истории, более глубоко почувствовать лирику поэтов пушкинской поры и станет основой для прочтения "Евгения Онегина" и понимания русского национального характера (И. Гончаров. "Обломов"). А может, это сподвигнет наших детей на восстановление и сохранение старинных дворянских усадеб и величественных липовых аллей прекрасных парков.

Тема урока: "Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"".

Оборудование урока:

портрет А. С. Пушкина;

репродукции картин, фотографии, иллюстрации учащихся по теме урока;

выставка книг по теме урока;

музыкальное оформление урока (романсы на стихи А. С. Пушкина);

предметно-вещный мир (костюм: сарафан, лапти; крестьянский короб; предметы, воссоздающие колорит дворянской усадьбы, а именно барского дома).

Цели урока:

работа над понятием "русская усадьба" как начало разработки этой темы в последующей литературе XIX - начала XX в.:

- работа над словарно-понятийным аппаратом;

- работа над художественно-изобразительными и выразительными средствами пушкинской речи;

продолжить воспитание у учащихся уважения к минувшей русской культуре прошлого (дворянские усадьбы), являю-

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

щейся неотъемлемой частью нашей истории, а также стремления к возрождению традиций прошлого.

Ход урока

Дворянских гнезд заветные аллеи.

Забытый сад, полузаросший пруд.

Как хорошо, как все знакомо тут!

К. Бальмонт.

Вступительное слово учителя

1. О роли усадьбы в русской культуре и истории

При слове "усадьба" мы переносимся в мир давно ушедший, но сохранившийся в воображении людей многих поколений. Остатки некогда величественных парков и фундаменты усадебных построек, поросшие шиповником, хранят память о былом.

Дворянской усадьбе 200 лет. Когда во второй половине XVIII века дворян освободили от обязательной военной службы, они поспешили в родные места, в свои имения, где обустраивались для постоянной жизни.

Врата столицы затворились,

Все скачут жить по деревням;

С театром, с балами простились,

Обман наскучил их очам;

Природа всякого искусства

Художник рук ценней стократ.

В полях все нежил наши чувства;

В Москве все маска и наряд...

Блажен, кто может устраниться

И у кого есть уголок,

Куда придет он схорониться,

Столицу бросив на часок.

(И. Долгорукий)

Дворянская усадьба - это целый мир с историческими традициями, семейными преданиями, кругом друзей и знакомых. Здесь, в родовом гнезде, для многих происходило открытие и познание Родины: природы, русского языка, "русского духа".

Усадьба - это и духовная крепость, источник душевных сил, воспоминаний и размышлений о будущем. В усадьбу бежали "залечивать" сердечные раны, искать душевное равновесие. В тени липовых аллей раздавалось пение птиц. Все в усадьбе располагало к размышлениям и творчеству.

Усадьба просуществовала немногим более ста лет. С середины XIX века наступает ее угасание, запустение и, наконец, разрушение. Родовые имения продаются богатым дельцам, вековые липы падают под топором нового владельца. Гибнут родовые гнезда. Исчезают из памяти людей даже легенды о прежних традициях.

Связь с прошлым - основа настоящего и будущего. А. С. Пушкин видел в старом дворянстве носителей высших культурных, духовных и нравственных ценностей: "...Оно всегда мне казалось необходимым и естественным сословием великого образованного народа. Семейные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа".

Воспоминания о русской истории, о людях, чьи имена священны для России, приводят нас именно в старинную русскую усадьбу. И, хотя почти ни одна из усадеб (а их осталось только 30) не уцелела в своем первозданном виде, места эти являются своеобразными культурными и духовными магнитами. Познание нашей истории через культуру ведет к духовному возрождению. Поэтому, мне кажется, вам, как подрастающему поколению, важно сохранить старинную русскую усадьбу как часть нашей истории, а для этого надо поселить ее в своем сердце.

2. Дворянская усадьба: основные элементы

Россия во второй половине XIX в. покрылась множеством усадеб. Они были различными: все зависело от достатка, вкуса и фантазии помещиков. Одни усадьбы - это роскошные поместья с грандиозными дворцами, выстроенные по проектам знаменитых архитекторов с красивыми парками. Они принадлежат богачам. Такова усадьба Кусково, где мы с вами были на экскурсии. Другие - скромные, приспособленные для удобного и спокойного житья среднего достатка помещиков.

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

Никаких четких планов дворянских усадеб никто не утверждал. Здесь помещик имел полную свободу. Многие из переехавших в провинцию дворян были знакомы с архитектурой, старались по-новому построить усадебный дом, разбивали парки, копали пруды.

Усадьба была для дворянина его родным домом, он обретал в ней покой и уединение. Место для усадьбы выбиралось особенное, живописное. В центре усадьбы располагался господский дом, обычно в два-три этажа, а то и одноэтажный. Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытыми верандами выходила в парк. На устройство парка помещик порой тратил больше денег, чем на сам дом. Здесь были густые аллеи, расходящиеся во все стороны дорожки, беседки, пруды.

Около господского дома раскидывались хозяйственные постройки, кладовые, конюшни, псарни, людские - комнаты для слуг, бани. Иногда в богатых усадьбах строили оранжереи (застекленные помещения для выращивания и содержания зимой южных вечнозеленых растений) и театры, как правило была своя церковь.

Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно и давала помещику душевный покой и физическое здоровье.

Дворянин просыпался очень рано, на заре в спальне своего усадебного дома. До того, как помещик вылезет из-под пуховиков, он звонил в колокольчик. Тут же появлялся лакей с подносом, и барину подавали чашку чаю или кофе со сливками. Надев широкий бархатный халат, барин начинал день с молитвы, после чего он обыкновенно принимал с докладами дворецкого (управляющий домовым хозяйством в барских имениях), ключника, деревенского старосту, которые старательно докладывали о том, какие работы предстояли в имении в ближайшее время, отчитывались о доходах и расходах, внимательно выслушивали распоряжения помещика. Большинство дворян не занимались хозяйством. Но были и другие помещики: они зорко следили за выполнением работ, объезжали поля, проверяли кладовые, конюшни.

Работа над текстом

1 . Но на этом я прерываю свое повествование, потому что русская пословица гласит: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". И приглашаю вас сесть в старинную карету, запряженную тройкой лошадей, и совершить небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. Только для этого нам с вами надо открыть пушкинские страницы, страницы повести "Барышня-крестьянка", которая входит в цикл "Повести Белкина".

Итак, от шоссе или проселочной дороги мы въезжаем в аллею, которая приводит к воротам парадного двора. Такую аллею часто называли въездной, потому что именно через нее можно было подъехать к дому.

Куда же мы заехали? "В одну из отдаленных наших губерний".

Посмотрим в нашем словаре, что означает слово "губерния" (задание дано заранее). Губерния - основная административно- территориальная единица в России с начала XVII века.

Следовательно, Российская империя делилась на губернии, а губернии - на уезды. И мы с вами оказались в уезде "одной из отдаленных наших губерний" (отдаленной от столицы).

2. Въездная аллея привела нас к воротам. Как выдумаете, чьи это ворота? (Ворота усадьбы Ивана Петровича Берестова или его соседа Григория Ивановича Муромского.)

Снова обратимся к словарю: усадьба - отдельный дом со всеми примыкающими строениями, угодьями.

Если обратимся к словарю В. И. Даля, то увидим, что там слово усадьба наполнено более конкретным содержанием: "Усадьба - господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом". Господский - принадлежащий господину, т.е. дворянину, помещику, барину. Село - обстроенное и заселенное крестьянами место. Огородом, или овощником, называлось место для разведения "полезных, более съедомых растений". А вот слово сад имело несколько иное значение, чем в наше время. Сад - "участок земли, засаженный старанием человека деревьями,

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

кустами, цветами, с ... дорожками и разного рода и вида затеями, украшениями". В таком понимании слово сад более соответствует современному парк.

3. Давайте на первых страницах повести найдем описание действующих лиц, помещиков Берестова и Муромского, и описания их усадеб. Похожи ли их усадьбы? - Нет. В усадьбе Берестова была суконная фабрика, дом он выстроил по собственному плану. Усадьба Муромского была выстроена на английский манер. В чем выражалось англизирование? - "Английский сад", "конюхи ... одеты английскими жокеями", "поля ... обрабатывал он по английской методе".

Английский сад ... Если бы мы с вами не были на экскурсии в Кускове, нам было бы очень трудно понять и представить без описания, что такое английский парк. Что же это такое? (Это незаметный парк, где было больше естественной природы, не тронутой человеком. Такой парк располагался на холмах с большим количеством деревьев - дубов, кленов, берез, лип.)

I. Почему А. С. Пушкин не дает нам описания, что такое "английский парк"? Почему здесь вообще очень мало описаний?

II. а) "Повести Белкина". Изданы А. С. Пушкиным, написаны И. П. Белкиным, а Белкину рассказаны разными лицами, а в сами повести вмонтированы рассказы их действующих лиц. То есть мы с вами слышим уже через третье лицо. Возможно здесь описание? - Нет.

б) Какова повествовательная манера И. П. Белкина? - Предельно проста, речь приближена к разговорной. К примеру, возьмем абзац: "Сели за стол ...". Здесь в основном простые предложения, есть и сложное, но без сложных синтаксических образований.

в) А. С. Пушкин: "Точность и краткость - вот первые достоинства прозы, она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат". Пушкин уважает читателя, дает возможность представить все самому.

Не могли бы вы привести пример описания живописности расположения усадьбы? ("Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птиц наполняли сердце Лизы младенческой веселостию".)

За счет чего в этом небольшом описании достигается красочность изображения? - За счет изобразительно-выразительных средств языка.

Но вернемся к нашему разговору о парках.

А какие еще были модны парки? (Французские, или регулярные, которые имели четкий план и строились по симметрии. Они занимали одну или две стороны от дома дворянина. Перед домом разбивали партер - открытую часть парка с цветниками, ухоженными газонами.)

Следовательно, дворянские усадьбы не были похожи одна на другую. Все зависело от фантазии помещика. Но, как я уже говорила, место для усадьбы выбиралось живописное.

4 . Продолжаем дальше наш с вами путь. Мы въезжаем в усадьбу через ворота ("Настя за воротами ожидала пастуха"). Они иногда оформлялись в виде торжественной арки, отделанной скульптурными изображениями зверей. Но если есть ворота, то барская усадьба, наверно, огорожена и имеет границы.

Проверим наши предположения ("Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише").

И вот мы с вами по главной аллее парка подъезжаем к барскому дому, который и является центром усадьбы. ("...Коляска домашней работы, запряженная шестью лошадьми, въехала на двор и покатилась около густо-зеленого дернового круга. Старый Берестов взошел на крыльцо с помощью двух ливрейных лакеев Муромского".)

А на какое же крыльцо взошел Берестов? - Парадное, к которому подъезжали гости. А еще было заднее крыльцо, выходившее на хозяйственный двор (Лиза "вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле").

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

5. А теперь давайте следом за Берестовым войдем в дворянский дом и посмотрим, какие же комнаты там были?

Гостиная. ("Она ... явилась в гостиную. Стол был накрыт, завтрак готов... Возвратясь в гостиную, они уселись втроем...".)

Каково было назначение гостиной? - Обычно в них принимали гостей, отсюда они и получили свое название. Часто свое название гостиная получала по цвету обивочной ткани, которой отделывали комнату. Гостиные заставляли диванами, креслами, их обшивка должна была соответствовать обшивке стен. Вспомните, пожалуйста, Кусково и скажите, что непременно ставили в гостиных? - Ломберные столы для игры в карты, их отделывали зеленым сукном. Свое название они получили от названия карточной игры "ломбер".

На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.

Столовая. ("Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошел в столовую".) Рядом со столовой находилась буфетная для хранения посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Сама же кухня была подальше от дома: нельзя было раздражать хозяина неприятными запахами.

Кабинет. ("В тот же вечер призвал он сына в своей кабинет".) Это комната, где хозяин занимался интеллектуальным трудом.

Спальни; библиотека, где наряду с книгами, хранились гербарии; комнаты для горничной, мисс Жаксон; девичья ("Лиза засадила за шитье всю девичью"), где жила женская прислуга.

6. А теперь посмотрим: какие строения и угодья примыкали к барскому дому в пределах усадьбы?

Ферма ("Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму");

конюшни ("Конюхи... были одеты английскими жокеями");

пастбища для коров ("деревенское стадо потянулось мимо барского двора");

зверинец (для содержания зверей и диких животных), "(Муромский... предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец");

Алексея на охоте постоянно сопровождают собаки, следовательно, должны быть псарни;

если господа имели в своем распоряжении коляски, то должен быть и сарай для них;

среди хозяйственных построек были баня, дровяной сарай.

7. Давайте подумаем: кто находился в услужении у дворян?

Если есть сад - садовники; коляска домашней работы - мастера по изготовлению колясок; псарня - псари для ухода за собаками; нужно было стряпать не только на господ, но и на всю дворню - повара; убирать комнаты - горничные, прислуга, лакеи; стирать белье - прачки; дом необходимо было отапливать - нужен истопник.

А где же все эти люди жили? Прислуга, горничные, лакеи жили в людской - комнате "для людей" в барском доме. Остальные имели свои дома, семьи, хозяйство: жили в деревне.

Откуда же они брали одежду, обувь? Крестьяне сами себя обеспечивали: пряли, ткали, шили одежду, Трофим-пастух плел лапти. Как правило, был кузнец.

8. Как крестьяне отдыхали? (Крестьяне окрестных деревень общались друг с другом, ходили в гости.)

Расскажите, как проходил праздник у именинницы - поваровой жены в Тугилове. Как вы думаете, сколько народу было?

9. А как протекала повседневная жизнь помещика в древней усадьбе? (Жизнь здесь текла по законам самой природы: с восходом солнца вставали, с заходом ложились. Этот режим давал энергию и силу душе.)

Дворянин просыпался очень рано ("семнадцатилетняя барышня, одна, в роще в шестом часу весеннего утра"; "Отец похвалил ее за раннюю прогулку"; "Он всякий же день, рано поутру, ходил с ружьем на охоту").

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

Любимым занятием дворян была охота.

В быт дворян прочно вошли прогулки, во время которых они созерцали природу, общались с семьей, друзьями. ("В одно ясное холодное утро... Берестов выехал прогуляться верхом. В то же самое время ... Муромский, соблазняясь хорошею погодою, велел оседлать свою куцую кобылку и рысью поехал около своих англизированных владений".)

Помещики не мыслили своей деревенской жизни без атмосферы дружеского общения, поэтому ездили друг к другу в гости. Во время приемов гостей собравшихся в усадьбе людей связывал воедино именно закон дружбы. (К Берестову соседи приезжали "гостить со своими семействами и собаками"; Муромский "принял своих соседей как нельзя ласковее".)

Часто помещики самостоятельно вели хозяйство (Берестов "сам записывал расход".)

А. С. Пушкин попытался нам показать сутки в усадьбе, так называемый денной круг. Есть ранее утро, есть полдень в гостиной, есть глубокий вечер в усадьбе.

10. Сегодня мы говорим не об усадьбе вообще, а об усадьбе, где проглядываются судьбы людей. Нет усадьбы без жизни дворянина, без его судьбы.

А можно ли сказать, что слово "усадьба" ассоциируется со словом "судьба". Присмотритесь повнимательнее, что одинакового можно заметить в этих словах:

уСаДьБа - СуДьБа (повторение согласных).

Давайте прочитаем эпиграф к уроку! Скажите, как еще называют усадьбу? (Дворянское гнездо.}

Да, усадьба - это колыбель дворянина. Здесь он родился, здесь делал первые в жизни шаги, здесь постигал русский язык и "русский дух", здесь к нему приходила первая любовь.

11.

Мое село, мое именье

В саду песчаном и пустом;

Но где любви есть услажденье,

Не нужен там и царский дом.

К каким героям повести "Барышня-крестьянка" эти строчки из стихотворения И. Долгорукого "Весна" имеют непосредственное отношение? (К Алексею и Лизе.)

12. Давайте с вами найдем в тексте описание Лизы. - "Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя. Ее резвость и минутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам, мисс Жаксон"; "Лиза ... открывала ей [Насте] все свои тайны, вместе с нею обдумывала свои затеи"; "...но шалость его дочери казалась ему так забавна, что он едва мог удержаться".

Как же А. С. Пушкин называет Лизу? (Шалунья и проказница.)

А чем еще занималась Лиза, кроме того, что шалила? (Читала книги: "Воспитанные на чистом воздухе, ... они знание света и жизни почерпают из книжек".)

13. А теперь посмотрим: что же собой представлял Алексей? ("Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку..."; "...такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться".)

14. Давайте припомним: в какой момент начинается завязка повести, как начинает зарождаться чувство молодых людей?

15. Скажите, где традиционно (обычно) происходили встречи Алексея и Лизы? (В роще, в лесу.)

16. Попробуем представить: как происходила первая встреча наших героев? (Инсценировка эпизода.)

17. Первое переодевание Лизы было вызвано естественным женским любопытством, кокетством. Почему Лиза решилась на дальнейшие встречи? (Чтобы не раскрылся обман, чтобы сохранить сложившиеся отношения.)

Сама Лиза каким считает свой поступок? ("Легкомысленным"; "она в нем раскаивалась..."; т.е. Лизу тревожат мысли о нравственности.)

18. Эпиграф к повести: "Во всех ты, душенька, нарядах хороша". Почему именно

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

эти слова автор взял для эпиграфа? (Эпиграф относится к Лизе, она главная героиня повести. Это является как бы нравственной характеристикой Лизы. Лиза дворянка, но дружит с Настей, крестьянкой, входит в дела и заботы деревенских девушек, умеет говорить на местном наречии и не считает для себя зазорным надеть толстую рубашку, сарафан и лапти.)

19. А как вел себя Алексей во время встреч? Ведь что о нем говорили ранее? ("...за девушками слишком любит гоняться".)

20. Почему свадьба Алексея и Акулины не может состояться? ("Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между ним и бедной крестьянкою".)

(В начале XIX в. человека характеризовали по принадлежности к тому или иному сословию: крестьян, купцов, мещан, дворян. Брак между мужчиной и женщиной разных сословий считался неравным. Дворянин не мог жениться на крестьянке, в противном случае родители лишали его наследства.)

А в чем Лиза видела причину невозможности этого брака? ("Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное примирение".)

21. Но примирение между старшим Берестовым и Муромским произошло? Каким образом? Расскажите.

22. Почему Алексей, находясь в гостях у Муромского, не узнал Акулину? Давайте найдем это описание и посмотрим, какие здесь изобразительно-выразительные средства использует А. С. Пушкин?

23. Готов ли Алексей променять свою любовь на будущее наследство? Как это характеризует Алексея?

24. Пушкин не показывает нам дальнейшую судьбу героев? Но мы можем догадаться? Заключения нет, нет конца. Здесь философский взгляд Пушкина на жизнь, как на нечто непрекращающееся, не имеющее конца.

25. Вот мы и познакомились с вами, опираясь на повесть А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка", с русской дворянской усадьбой, жизнью дворян в усадьбе.

О чем же эта повесть? (О русских традициях, о семейных преданиях, о дружбе, верности, о том, как зарождалась любовь, о счастье.)

Домашнее задание: попытаться изобразить план имения с полями, рощами, аллеей, рекой или нарисовать планировку комнат в господском доме.

стр. 36


Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. В. Проскурякова, Конспект открытого урока по литературе на тему: "Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205319908&archive=1205324210 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии