Интеллектуальный марафон

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© К.П. Домарев

Школа N 506, в которой я работаю, дает учащимся углубленные знания по экономике, маркетингу и другим дисциплинам, необходимым будущему бизнесмену И если к IX классу еще проявляется интерес к географии и истории, то литература и русский язык явно отодвигаются на задний план. А это недопустимо: в конце учебного года проводится аттестация. Как сделать так, чтобы все учебные предметы стали одинаково важны и одинаково нужны? Нужно неформальное коллективное творческое дело. И оно было разработано и проведено в школе в 1998/99 уч. г. Интеллектуальный марафон - праздник знаний, проявляемых в нестандартной ситуации, проблемные конференции, встречи в клубе веселых и находчивых, лекции преподавателей кафедры экономики Открытого университета. В течение недели учебные занятия проводились по особому расписанию, а учителя-предметники давали особые уроки. Для удобства все учащиеся с VIII по XI класс разделились на три команды внутри класса и объединились в лиги по цветам российского флага.

Первый урок первого дня марафона начался с зачтения Легенды. Привожу ее полный текст.

"Никто не помнит, что произошло. Кажется, был взрыв, а может быть, все-таки врезалась в Землю какая-то комета, как ни убеждали ученые прошлого в безопасности планеты. Теперь это уже не имеет значения.

Вы - выжившие. Вас немного. Надо тесно сплотить ряды, не позволять себя больше разделять. Достаточно того, что вы уже разделены на три этноса и во главе каждого Вера (символ белого цвета), Надежда (символ синего цвета) и Любовь (символ красного цвета). Утеряны знания, приобретавшиеся столетиями, наука и культура в запустении. Ваша Цивилизация стоит на месте. Вас может спасти только чудо, и сегодня оно становится реальностью.

Много лет назад была отправлена космическая экспедиция для изучения поведения звезд в созвездии Кассиопея. Но не получая сигналов с Земли, экспедиция возвращается домой. Астронавты найдут вас и помогут восстановить Цивилизацию. Ваша задача, не теряя ни минуты, приступить к восстановлению разрушенной планеты и в кратчайший срок вывести ее на уровень XX века".

Марафон начался. Девятый класс заходит в мой кабинет. Каждый экипаж (Белые, Синие, Красные) зарабатывает очки в копилку своей Лиги. Начинается разминка. Задаю по пять вопросов каждой команде.

Разминка

Укажите правильное лексическое значение слова из нескольких предложенных (правильное выделено) 1 .

- узкий проход между горами; перерезка головного мозга выше продолговатого мозга; оборонительная тактика в войне.

- отдельно стоящая башня феодального замка: маскарадный костюм; струнный щипковый музыкальный инструмент.

- род травянистых растении из семейства зонтичных; теория о наследственном здоровье человека; протестантское учение.

- смесь различных сладостей; возвышенность на юго-востоке Европейской части России; в греческой мифологии чудовище - полудева- полузмея.

- птица отряда попугаев; семейство бесхвостых земноводных; французский писатель конца XIX - начала XX века.

- околополюсное созвездие Северного полушария; река, левый приток Оби; семейство птиц, отряд воробьиных.

- клуб любителей изобразительного искусства; рыхлые снегообразные кристаллы льда; атомное ядро с одинаковым числом нуклонов, но разным числом протонов и нейтронов.

- представитель иностранной дипломатической миссии; система связей и обмен информацией; боевое интернациональное формирование.

- город в Центральной Мексике; порт в Греции; млекопитающее семейства кошачьих (снежный барс).

- вид восточного единоборства, разновидность тхеквондо; группа всадников, едущих вместе; город в Японии на о. Хонсю.

- сетчатая хлопчатобумажная сильно аппретированная ткань; город в Шри-Ланке; холодное течение Атлантического океана.

- металлорежущий станок; левый приток р. Шатт-эль-Араб в Иране; диск из немагнитного материала с делениями в компасе.

- геодезический инструмент; род многолетних трав; древнее боевое оружие.

- деревянная или металлическая деталь закругленной формы; механическое воспроизведение; быстрое ритмичное сокращение отдельных мышц.

- залив в Средиземном море; хлопчатобумажная ткань с рубчиками на лицевой поверхности; нить в виде узкой полоски блестящей пленки.

Разминка окончилась. За каждый правильный ответ той или иной команде присуждается одно очко.

стр. 74


--------------------------------------------------------------------------------

Следующее задание под рубрикой

Полминутки для шутки

Где поставить запятую

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей схватил

зерно

Да как крикнет

Улетая

Вот что значит

Запятая!

(Б. Заходвр.)



За правильное выполнение данного задания присуждается три очка той команде, которая первой правильно расставила знаки препинания. 2,5 и 2 очка получат последующие правильно ответившие команды.

О "глокой куздре" уже сложены легенды, поэтому следующее задание достаточно простое.

Глокое предложение

Сделайте графический разбор и поставьте знаки препинания в "глоком" предложении. Начертите его схему.

В глятульное турылище куда кинулись ровейники разлыкал виластный тырнок.

Достаточно, если команда подаст такой вариант ответа:



За выполнение этого задания ставится два очка.

Следующее задание требует дополнительного объяснения.

О "гусях" и "матрешках" 2

Вы уже научились считать, сколько частей в сложном предложении, и видеть, чем они соединены. Но этого недостаточно: нужно видеть, как расположены эти части.

На доске записаны два предложения:

1) Хамелеон приспосабливается к окружающей среде, чтобы его не съели хищники.

2) Хамелеон, чтобы его не съели хищники, приспосабливается к окружающей среде.

В этих предложениях части расположены по-разному. В первом одна часть идет за другой, во втором она находится внутри другой. Действительно, эти предложения отличаются своим "устройством". В первом части следуют одна за другой, как гуси на прогулке. Давайте договоримся называть такие предложения "гусями". Во втором - одно предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке. Так и назовем их "матрешками".



В следующих предложениях расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений. Определите общее количество "гусей" и "матрешек". Найдите одну грамматическую ошибку.

1. Волька с Хоттабычем пришли в кинотеатр когда начинался вечерний сеанс. 2. Дети которые не достигли шестнадцатилетнего возраста на этот

стр. 75


--------------------------------------------------------------------------------

сеанс не допускались. 3. Тогда Хоттабыч что-то прошептал над волоском который он вырвал из своей бороды и веснушчатое лицо Вольки покрылось роскошной русой бородой. 4. В фойе кинотеатра куда Хоттабыч привел Вольку столпился народ. 5. Администратор крикнул чтобы все разошлись потому что бородатый ребенок смущается. 6. Тут все кто был в буфете тоже прибежали смотреть бородатого ребенка. 7. Если бы в эту минуту не прозвенел звонок никто не знал чем бы это все кончилось.

Дополнительное задание: укажите предложение, в котором придаточное изъяснительное служит для передачи косвенной речи, выражая косвенное побуждение.



За выполнение данного задания ставится десять очков. Добавить по очку можно за выполнение дополнительного задания

Упражнение с улыбкой



Расставьте запятые по своим местам.

1. По вечерам я развлекал сестренку, которая болела чтением вслух. 2. Сестренка слушала о приключениях Тома Сойера, которые ей понравились с большим интересом. 3. Когда Том Сойер заблудился в пещере у сестренки, даже слезы выступили на глазах. 4. За движениями рыбок, которые плавали в аквариуме жадными глазами, следила кошка. 5. Васька, с которым я вчера поссорился с веселым лицом, бежал мне навстречу.



По одному очку за каждое предложение.

Собиралка

Предложения и их части потеряли друг друга. Помогите им объединиться, чтобы получился маленький рассказ из четырех предложений. Два из них будут "гуси", а остальные "матрешки". Запишите его, сделайте графический разбор предложений и расставьте в них знаки препинания.



Выполнение задания оценивается в восемь очков.

И последнее задание:

Выделите морфемы в словах:

Свинина, баранина, говядина.

Какие морфемы у этих слов совпадают?



Задание оценивается в три очка.

Экипажи успешно справились с поставленной задачей, были оценены астронавтом-учителем и довольные отправились за знаниями в другие кабинеты. Один из этапов интеллектуального марафона закончился.

Надо добавить, что у данного коллективного творческого дела есть и своя периодичность: интеллектуальный марафон проводится два раза в год, а творческие группы - Лиги - работают постоянно и ежемесячно выполняют ту или иную задачу. Правда, в нашей школе интересно.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Материал для разминки выбран из Большого энциклопедического словаря под ред. А. П. Горкина. - М.,1998.

2 См.: Речь, язык и секреты пунктуации: Кн. для учащихся / Г. Г. Граник и др. - М., 1995.

3 См. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л. П. Крысина. - М., 1995.

стр. 76

Похожие публикации:



Цитирование документа:

К.П. Домарев, Интеллектуальный марафон // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205319714&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии