Учебник XXI века: общегуманистическое и национальное в учебной книге.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


Научно-практическая конференция. Санкт-Петербург. 17-18 апреля 2001 г.

В конференции приняли участие 132 представителя из Министерства образования РФ, республик Татарстан, Башкирия, Чувашия, Удмуртия, Тыва, Хакасия, Коми, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Дагестан, Алтай, Мордовия, Ямало-Ненецкого АО, Чукотского АО, Эвенкийского АО, Таймырского АО, Корякского АО, Тюменской области, городов Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Хабаровск и др., а также из Эстонии и Финляндии.

На первом пленарном заседании И. В. Корнута (Министерство образования РФ) познакомила собравшихся с экспериментальной разработкой вариантов базового учебного плана по русскому языку и литературе и форм выпускного экзамена для различных типов школы.

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

Л. Г. Саяхова (Уфа) выступила с концепцией языкового образования, в основе которой - воспитание языковой личности в процессе изучения родного, русского (как государственного), регионального и иностранных языков; учет родного языка, сопоставление не только структур языков, но и языковых картин мира; высокий теоретический уровень учебных материалов.

Излагая концепцию языкового образования, разработанную в Центре филологического образования РАО, Т. С. Кудрявцева (Москва) остановилась на проблемах профильного обучения, углубленного гуманитарного образования, сочетания разных подходов в обучении языку: коммуникативного (обучение общению), текстоцентрического (от анализа образцового текста - к созданию своего), культуроведческого.

Согласно современной концепции, - сказала М. В. Черкезова (РАО, Москва), - литературное образование в национальной школе России не может быть ограничено изучением родной литературы, необходимо знакомить учащихся с русской литературой, ее высокими художественными и нравственными ценностями, с шедеврами мировой литературы, с литературой народов России. Первостепенная задача литературного образования - духовно- нравственное воспитание, ориентированное не на некие идеологические ценности, а на общечеловеческие нравственные идеалы, стремление к истине, добру и красоте. В национальной школе особенно важно осуществление диалога культур, приобщение детей через литературу к культуре других народов, формирование би- или поликультурной личности.

М. Я. Бармич (РПГУ им. Герцена, СПб.) поставила проблему возрождения национальных культур и языков народов Крайнего Севера, только решив которую, можно будет прийти к обучению на родном языке. Пока же нужны новые учебники - для не владеющих и слабо владеющих родным языком. Учебники должны стать средством формирования этнической самоценности личности.

Вопросам возрождения национальной школы в неразрывной связи с сохранением, восстановлением и развитием культурных и хозяйственных традиций народов России посвятили свои выступления Е. Г. Сусой (Салехард), Ф. Ф. Азнабаева (Уфа), Д. В. Герасимова (РПГУ им. Герцена, СПб.), В. Н. Няруй (Салехард), Я. Я. Тимофеева (российский этнографический музей, СПб.) и другие участники конференции.

М. О. Вайполина (Санкт-Петербургский филиал издательства "Просвещение") предложила учредить Ассоциацию авторов учебной книги. Предложение было поддержано присутствующими.

На конференции работали две секции - "Проблемы создания учебников для национальной школы" и "Пути продвижения учебной книги и образовательный процесс". Учителя, методисты, ученые-педагоги, издательские работники из Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска, Дудинки, Ханты- Мансийска, Липецка, Владикавказа обсуждали особенности содержания теоретической части и дидактического материала учебников русского и родного языков и литературы, пособий по этнокультурологии; рассказывали об опыте написания и издания новых учебников и учебно-методических комплектов и внедрения их в школу; размышляли о роли учебной книги в сохранении родного языка и культуры, в нравственном воспитании школьников.

стр. 73

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Учебник XXI века: общегуманистическое и национальное в учебной книге. // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205319670&archive=1205324210 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии