Живые демонстрации

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. А. Острикова

Живые демонстрации, или новый взгляд на хорошо известное "старое"

Движенья нет, - сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

А. С. Пушкин.

Средством наглядного обучения русскому языку могут быть не только таблицы, схемы, рисунки, окружающие предметы, но и учитель, а также ученики. Предъявление в учебных целях человека, его действий, состояний мы условно называем живыми демонспрациями (ср.: живая очередь, живой звук). Живая демонстрация как метод обучения была показана в одной из передач телевизионной программы "Тема". Учитель физики, чтобы проблемно объяснить материал и обеспечить его запоминание, поставил ведущего вниз головой/вверх ногами в прямом смысле слова и в такой позиции предложил ему выпить глоток воды. Правда, этот запоминающийся учебный опыт лучше было бы проделать не над пожилым ведущим, а над его молодым ассистентом.

Живые демонстрации на уроках русского языка не самоцель, а один из возможных способов объяснения новой темы, развития речи, контроля за знаниями и речевыми умениями.

Живая демонстрация как способ наглядного введения нового материала по русскому языку - естественный конкурент распространившимся в учебно-методической литературе лингвистическим сказкам (миниатюрам). Вспомним мудрые слова Срезневского И.И.: "Методу, прямее ведущую к цели, более естественную, надобно всегда предпочесть той, которая ведет путем извилистым, искусственным, некстати забавляющим или некстати затрудняющим и утомляющим" 1 .

Живые демонстрации помогают словеснику лучше объяснить новый материал, уложить новую тему в "отсеках памяти" на основе наглядных действий, сравнений, старых ассоциаций, взаимосвязей, личного опыта, чувств и эмоций.

В работе по развитию связной речи живые демонстрации реализуются при использовании метода учебного инсценирования. Например, в начале XX в. Г. Г. Тумим проводил сочинения на основе наблюдений за театрализованной игрой учеников в разыгранных ими сценках. В частности, он пропагандировал идею описания живых групп, которые составлены из учеников, "резко отличающихся друг от друга внешним своим видом и темпераментом", и полагал, что воспроизводить надо только хорошо знакомое детям с максимумом "движения, действия, жизни"* В одном случае описание сценки может быть как словесная фотография, а в другом - как кинематографическая лента. Описание инсценировок развивает в учащихся способность к наблюдениям, приучает точно и правильно описывать увиденное, ограничивая работу фантазии 2 .

Современными учителями метод инсценирования применяется как с целью развития речи, так и изучения языковых тем. Например, при изучении глагола Л. К. Табашникова практикует немое изложение. Вместо текста классу предлагается немая сценка, разыгрываемая учениками в течение 2-3 минут. Учитель заранее продумывает сценарий и готовит учеников-актеров из числа желающих 3 .

Живые демонстрации - основа немого диктанта, предложенного П. Ф. Митрофановым в середине XX века. Учитель не диктует текст, а совершает действия, как актер немого кино. Методика Проведения немого диктанта подробно описана Т. А. Ладыженской. Приведем фрагмент из ее статьи:

"- Сейчас мы с вами будем писать немой диктант. Немым он называется потому, что я ничего не буду произносить, т.е. ничего не буду вам диктовать. Вы будете описывать то, что я стану делать. Допустим, так. (Молча подхожу к

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

двери класса, открываю ее, заглядываю в коридор и вновь прикрываю дверь, после чего руки закладываю за спину.) Что я делала?". После обсуждения ответов учитель обращает внимание на условный знак: если учитель кладет руки за спину, это значит, что демонстрация действия закончена и его следует описать в тетради отдельным предложением 4 .

Живые демонстрации применимы при изучении многих языковых тем. Одна из них - "Формы слова и однокоренные слова". Формы слова можно сравнить с конкретным учеником. Например, попросим Петю, стоящего у доски, повернуться боком к классу, потом спиной, другим боком и снова лицом. Изменился ли ученик? Нет, изменялась только его позиция. Как бы Петя ни вертелся, он все тот же Петя. Так и формы одного слова: в какой бы падеж существительное ни поставили, это все то же самое существительное. А однокоренные слова - как учащиеся целого класса: все разные, но объединены общим "корнем".

В морфологии и орфографии живые демонстрации уместны при изучении глагола, причастий, деепричастий, приставок пре- / при- и других тем - в тех случаях, когда значение слова связано с действиями, обстоятельствами действий, признаками по действию. Например: придвинуть стул; учитель, придвинувший стул; стул, придвинутый учителем; сесть, придвинув стул,

Живые демонстрации могут быть реализованы в разной форме. В частности, при изучении фонетики применяется метод самонаблюдения за работой органов речи, реализующийся несколькими приемами.

1. При разграничении звонких и глухих согласных звуков речи, например [д] - [т], используется прием закрывания ушей. "Чтобы учащиеся лучше уяснили себе понятие звонкости, следует предложить им зажать ладонями уши и отчетливо произносить парные звонкие и глухие. При образовании звонкого мы услышим характерный для этого звука "звон" в ушах" (рис. I) 5 .

2. Второй прием различения звонких и глухих согласных - наложение пальцев на гортань. Если произносить парные по глухости / звонкости звуки речи, например, [з] - [с], то при образовании звонких согласных пальцы ощущают дрожание работающих голосовых связок (рис. 2).

3. При сопоставлении твердых и мягких согласных используется прием наблюдения за дополнительным подъемом языка к небу, т.е. за дополнительной йо-товой артикуляцией при образовании мягких согласных, ср.: [m] - [m'], [д] - [д'], [н] - [н'].

4. Чтобы научить различению ударных и безударных гласных, ударных и безударных слогов, используем самонаблюдения со свечой. В частности, следим за колебанием пламени под влиянием силы воздушной струи. Например, если произносить слова молоко 7 или другие двух-трехсложные слова, то можно заметить, что при произнесении ударного слога пламя отклоняется в сторону сильнее и даже гаснет (рис. 3).

Применяется также метод имитации. Как отмечала Л. П. Федоренко, имитация - это языковая работа учащихся, состоящая в подражании речи учителя при изучении фонетики, синтаксиса, в







стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

обучении артикуляции, интонации, выразительному чтению. Точное повторение сказанного учителем - не только тренировка мускулатуры речевого аппарата, но и первая ступень в понимании изучаемого 6 .

Живые демонстрации помогают провести предметно- языковые наблюдения, необходимые для анализа изучаемых языковых явлений. Например, на уроке по теме "Устойчивые сочетания слов" фразеологизм заткнуть за пояс (Иван заткнул всех за пояс по математике) сопоставляем со свободным словосочетанием заткнуть за пояс с помощью перчатки, платочка, которые можно заложить за пояс, ремень. Это показывает, что значение свободного словосочетания действительно складывается из значений составляющих его слов, а значение фразеологизма - определяется с помощью подбора синонима.

Как метод обучения и/или источник высказывания живые демонстрации не могут быть использованы на каждом уроке. При объяснении нового материала чаще проводятся предметно-языковые наблюдения, активизирующие взаимообщение "ты и я, да мы с тобой" на основе определенных речевых ситуаций.

Например, порядковые числительные вспоминаем с помощью выполнения команды "По порядку рассчитайсь!"

Или другой пример. В начале урока по теме "Обращение" учитель просит какого-нибудь ученика:

- Коля, дай мне учебник.

Не дожидаясь выполнения просьбы, спрашивает:

- К кому я обратилась с просьбой?

- К Коле.

- Вот мы и будем на сегодняшнем уроке изучать слова, которые называют того, к кому обращаются с речью, то есть обращения 7 .

Предложения с обращениями составить совсем нетрудно, если повернуться к соседу по парте и вежливо попросить что- либо, называя полное имя. Например: Владимир, дай мне, пожалуйста, карандаш. Заслушав подобные примеры, начинаем отрабатывать особый литературно-художественный прием - обращение к предметам. Учитель предлагает в шутливой форме обратиться к своим канцелярским принадлежностям, обуви, одежде и другим вещам. Например: Мой любимый карандашик, я торжественно обещаю заточить тебя.

Предметно-языковые наблюдения на основе живых демонстраций помогают, "обучая букве, укреплять дух". Например, при объяснении темы "Степени сравнения прилагательных" приглашаем желающих к доске и коллективно сравниваем нескольких учеников по росту, цвету волос и др. признакам, при этом учимся смотреть друг на друга добрым глазом, что актуально для подростков.

При подготовке к сочинению - описанию внешности проводим игру "Dixi" "Я высказался" в письменном варианте. Просим ученика, желающего узнать мнение о себе, выйти к доске. Каждый одноклассник на карточке пишет одно слово, словосочетание, предложение, наиболее точно характеризующее смельчака. Тактичное воспитательное воздействие осуществляется с помощью известного приема "смотрим добрым глазом". Собранные листы группируются по положительным и отрицательным характеристикам, которые зачитываются поочередно. Грубые, нетактичные варианты снимаются.

Такой способ сбора материалов к сочинению - описанию внешности вызывает большой интерес у школьников, активизирует их речь и способствует решению воспитательных задач. Их важность подчеркнем словами ученого В. Вернадского. В его дневниках есть актуальная для нашего времени мысль, записанная в тяжелом 1918 году. "Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет - "хлеба и зрелищ"" 8 .

В самой замечательной методике невозможно описать все конкретные учебные ситуации, возникающие на уроках русского языка. Опытный словесник всегда найдет возможность уместного и

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

целесообразного применения живых демонстраций, потому что у него, как у хорошего доктора, "лекарство" не только в аптеке, но и в голове. Ум учителя русского языка - не просто хорошо выученная книга, а вечный генератор методических идей и решений.

С этой точки зрения важен совет Песталоцци: "Я стараюсь психологизировать обучение, стараюсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего существования. Поэтому я не исхожу из каких-либо определившихся форм обучения как таковых, а просто спрашиваю себя: что бы ты сделал, если бы захотел передать какому-либо отдельному ребенку весь объем знаний и навыков, в которых он нуждается для того, чтобы хорошо обеспечить свои наиболее существенные потребности и тем самым добиться внутреннего удовлетворения?" 9 .


--------------------------------------------------------------------------------

1 Срезневский И.И. Русское слово. - М., 1986. С. 143- 144.

2 См.: Тумим Г. Г. Живые группы (1910г.)// Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса... - М., 1991. С. 210-217.

3 См.; Русский язык в школе. - 1989, N 4. С. 39-40.

4 См.: Русский язык в школе. - 1968, N 2. С. 45-51.

5 Вавилов В.А. Изучение фонетики и графики в IV классе // Русский язык в школе. - 1975. N 5. С. 64. См. также: Ладыженская ТА Изучение фонетики и графики в IV классе // Русский язык в школе. - 1981. N 5.

6 См.: Федоренко Л.П. Типология методов обучения русскому языку в средней школе // Русский язык в школе. - 1985. N 1. С. 27.

7 См.: Обучение русскому языку в IV классе. - М., 1985. С. 113.

8 В. Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. - М., 1993. С. 205.

9 Песталоцци И.Г. Метод // Я. Коменский, Д. Локк, Ж.- Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци: педагогическое наследие. - М., 1989. С. 322.

стр. 60

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. А. Острикова, Живые демонстрации // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205319398&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии