Программирование на уроках русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. В. Агибалов

Уроки финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года России-99" Владимира Викторовича Агибалова демонстрируют одну из возможностей интенсифицировать изучение грамматической теории, сделать его более осознанным, вызвать живой интерес школьников.

В. В. Агибалов (Орловская область)

Программирование на уроках русского языка

I. Зачем нам программирование

Настоящая работа представляет собой логическое продолжение опыта применения на уроках русского языка системы графических синонимов при изучении ряда грамматических и орфографических правил. Такой опыт накоплен в Малокуликовской средней общеобразовательной школе Орловского района Орловской области с 1993 г.

Практическое применение системы графических синонимов позволило трансформировать ее в систему программированного обучения, сначала элементарную, а затем и более совершенную.

Общеизвестно, что процесс обучения в современной школе включает в себя не только усвоение учащимися сложной системы знаний, становление интеллектуальных навыков, но и максимально гармоничное, творческое развитие личности каждого ребенка. Однако в большинстве случаев обучение (особенно предметам гуманитарного цикла) остается изолированным от реальной действительности, так как полученные знания не находят практического применения. Подобная тенденция, возникающая, как правило, в IV-VI классах, приводит к падению учебного интереса детей и как следствие - к снижению успеваемости в VIII-XI классах.

К упомянутым объективным трудностям в последние несколько лет прибавилась "узкопрофессиональная": сокращение предметной нагрузки в V-VII классах. В период формирования основ грамотности учащихся это с точки зрения здравого смысла совершенно недопустимо, но - увы...

Именно в этой связи возникает необходимость разговора о комплексном, интегрированном подходе к изучению русского языка в школе. Отчасти данную проблему удается решить внедрением в базовую учебную программу по русскому языку компонентов программированного обучения.

Выбор этого направления работы не случаен. Во-первых, теория программированного обучения реализована на практике и позволяет систематизировать первые удачные итоги учительской деятельности; во-вторых, проблема программированного обучения не нова и имеет прочную психолого-педагогическую основу; в-третьих, предлагаемые элементы теории нашли живой отклик у учеников, способствовали активизации их мышления, повышению успеваемости. А это, согласитесь, самое главное - ведь сущность работы учителя и состоит в развитии личности ребенка, его творческого потенциала.

II. Как возникают идеи?

Причиной возникновения идеи графически отобразить правило учебника стал банальный факт: в V классе на протяжении трех уроков "не пошла" тема "Склонение имен существительных". Проверка знаний по той же теме в VIII и IX классах привела к печальному результату. Более глубокий анализ уровня усвоения учебного материала в старших классах показал, что учащиеся, не сформировавшие автоматизированных орфографических навыков, не в состоянии вспомнить 80% правил. Комментарии, как говорится, излишни...

Проблема "детского склероза" существует давно, но в последнее время это явление стало приобретать массовый характер. Отчасти это следствие потери

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

учебного интереса в подростковом возрасте. Интерес появляется вновь у выпускников, но, увы, иногда слишком поздно.

Источник кризиса скрывается, на мой взгляд, в значительной разнице методов и приемов обучения в начальной школе и среднем звене. Возникает серьезный психологический барьер, который преодолевают немногие. Попадая в условия предметного обучения, ребенок теряется в обилии информации, лишается привычного комфорта общения со "второй мамой". Тактичный классный руководитель поможет адаптации ребенка, но это скорее исключение, чем правило. Спустя два-три года многие ученики "смиряются", утрачивая способность сопоставлять материал урока с окружающей действительностью, сводя обучение к элементарному запоминанию.

Как поддержать угасающий учебный интерес к изучению русского языка в VI-VII классах? Как активизировать мыслительную деятельность ребенка, побудив его не к зазубриванию непонятного, а к творчеству? Эти вопросы требовали немедленного и тактичного решения.

Попытка увеличить количество практических работ привела к возникновению очередной объективной проблемы: нехватке учебного времени. Словесники хорошо представляют себе, что означает "выползти" из планирования на три-четыре часа.

Помогла система графических синонимов, или программирования, на уроках русского языка. Первое: она позволила ввести игровой элемент без ущерба основному содержанию урока. Как следствие - частично сгладился "образовательный порог" между начальной и средней школой. Кроме того, система значительно активизирует память учащихся, способствует творческому осмыслению материала учебника. И наконец, программирование - прекрасный способ интеграции русского языка и основ информатики, вплоть до создания детьми обучающих программ в среде BASIC, PASCAL.

В комплексе все положительные аспекты программирования позволяют отчасти решить одну из главных проблем обучения русскому языку в школе - проблему формирования непроизвольного запоминания материала и осознанного его закрепления. Как говорил один из героев Э. Успенского: "Это и охота, и зверей убивать не надо..."

В основе графического отображения понятий учебника лежат две составляющие: в) возрастно-психологический подход к личности ученика при обучении его русскому языку, 2) методика формирования непроизвольного запоминания В. Ф. Шаталова. Обе составляющие не новы, практически каждый выпускник вуза знаком с ними. Но именно сочетание этих двух начал позволяет учащимся взглянуть на изучаемое правило не как на отвлеченное понятие, а как на необходимый инструмент постижения мира.

III. Как устроен алгоритм

При работе над адаптацией орфографических и пунктуационных правил с последующей трансформацией их в графическую форму педагогу необходимо ставить следующие задачи:

графической синоним правила должен сочетать в себе игровой и учебный элементы;

графический синоним в окончательном варианте должен представлять собой алгоритм рассуждения, выраженный в блок-схеме;

необходимым условием для закрепления блок-схемы является практическая часть - выполнение (устное или письменное) двух-трех упражнений;

любая блок-схема - универсальная матрица для конструирования нового понятия или правила, поэтому забывать об алгоритме через два-три урока не рекомендуется, в противном случае нет смысла начинать подобную работу вообще.

Следует добавить, что, занимаясь программированием, вам не придется изыскивать дополнительных средств на приобретение пособий, методик, наглядного и раздаточного материала.

Несколько рекомендаций для тех, кто решил ознакомить своих учеников с системой программирования:

начинать данную работу необходимо систематически с V класса, еще лучше -

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

с III (с согласия учителя начальных классов, разумеется);

изначально не следует приучать детей к жесткой форме блок- схемы и обязательному ее наличию на каждом уроке - в подобном случае дети быстро потеряют интерес к программированию как обязательному компоненту урока;

не бойтесь "играть" в алгоритмы: в игре теряется время, но приобретается гораздо большее - способность ребенка самостоятельно мыслить и соотносить знания с действительностью. Алгоритм "Как почистить зубы?" не только даст полное представление о строении блок-схемы, но и позволит на элементарной базе построить ряд однотипных алгоритмов;

приучите ребят к наличию линейки, карандаша, стиральной резинки на каждом уроке, заведите половинку альбома для записи блок-схем. Теперь запаситесь терпением - и вперед!

IV. Нужно ли менять программу?

Нет. Описанная ниже идея реконструкции учебной программы - пробная модель, применяемая с 1994 г. в V-VIII классах. Она не требует увеличения количества часов по предмету, а предусматривает нетрадиционную организацию уроков внутри определенной темы. В нашем случае это выглядит так: в V классе теме "Склонение имен существительных" по программе отведено четыре часа. Мы предлагаем первый урок посвятить конструированию алгоритма, составлению блок-схемы и первичному закреплению (блок-схема А1).



стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

Второй и третий уроки направлены на практическое применение алгоритма, выполнение упражнений, работу над орфограммами. Учитывая, что блок-схема находится перед учащимися и они постоянно обращаются к ней, непроизвольное запоминание гарантировано. В VI-VII классе учащиеся способны "оживить" тему за 3 - 5 мин, стоит им только взглянуть на графическое изображение правила. Подобным образом элементарно уплотняются темы "Разряды числительного", "Разряды прилагательного", "Типы односоставных предложений" и ряд других.

Учитель в состоянии варьировать объем практических уроков и способен сэкономить таким образом до 15 часов, которые с успехом перебрасываются на другие виды работ, например на уроки развития речи.

V. Три ступени, ведущие к творчеству

Выше уже говорилось о значительной разнице между начальным и средним звеном обучения и вытекающей отсюда задаче педагога - корректной адаптации ученика V класса в новой предметной среде. Этому поможет перенесение игровых элементов в V-VI классы и систематическое применение их в старших классах.

Теоретический уровень развития ученика начальной школы способствует активной мыслительной деятельности ребенка, развитию всех видов памяти: эмоциональной, образной, словесно-логической и др. Ученик I-III классов просто не умеет разделять окружающий его мир и поток знаний - они неразрывны. Психологической целью нашего опыта и является сближение научных понятий, используемых при обучении русскому языку, с житейскими, активизация мыслительных процессов, формирование в среднем звене обучения навыков непроизвольного запоминания.

На первом этапе работы (IV-V классы) необходимо просто оговорить некоторые моменты игры с учениками (впоследствии эта игра незаметно превратится в базу для конструирования блок-схем алгоритмов). Например, при повторении темы "Род имен существительных" в V классе договоритесь обозначать его фигурками, представленными в алгоритме А2.



стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

Изучая тему "Склонение имен существительных" в VI классе, отправьте фигурки в полет на остров, наделив каждую чемоданчиком с окончаниями и рассадив их в самолет по 1, 2, 3-му классам (соответственно по 1, 2 и 3-му склонениям). Поверьте, через год дети элементарно восстановят все части правила по алгоритму A3 (см. ниже). Кстати, и старшеклассникам можно предложить "разминочное" задание подобного характера.

На втором этапе работы приучите ребят к обязательным элементам алгоритма и блок-схемы: заглавию, содержащему вопрос, выбору условия, ответу. Обозначьте части блок-схемы, изготовьте наглядное пособие, дайте четкое определение алгоритма: "Это последовательность действий для достижения какого-либо результата".

Для начала можно составить пустую матрицу (блок-схему), заполнить ее на уроке вместе с детьми. На следующем уроке попросите заполнить ее самостоятельно, проговорив все элементы конструкции. В итоге должно получиться сооружение, представленное как алгоритм А4 "Как я устроен", который дома заполняется учениками с потрясающим энтузиазмом (в начале работы мы говорили об алгоритме чистки зубов).

Поскольку принцип построения блок-схемы и рассуждения практически одинаков, учащиеся с легкостью освоят очередное правило сначала на базе существующей блок- схемы, а затем построят собственную. Здесь весьма уместным окажется конкурс на самый короткий и правильный алгоритм. Консультация учителя основ информатики поможет вам и вашим ученикам понять, что хорошая блок-схема - это короткая блок-схема, включающая только необходимые условия для применения того или иного правила.



стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------



Освоив необходимые для составления блок-схемы навыки и научившись отслеживать результат работы алгоритма, учащиеся смогут не только предложить собственный вариант конструирования правила, но и самостоятельно разработать новые элементы блок-схемы. Так, в алгоритм "Разряды имен прилагательных" учащиеся VI класса по собственной инициативе предложили ввести знак STOP, так называемую защиту от сбоев. Это ли не элементы детского творчества, основанного на понимании предмета?

Третий этап (VIII-IX классы) предполагает самостоятельное осмысливание правила учеником и составление индивидуального алгоритма рассуждения с последующим коллективным конструированием базовой блок-схемы. Так разработан алгоритм (блок-схема) А6. Кстати, теоретическая часть темы "Виды односоставных предложений" была отработана на основе алгоритма рассуждения полностью, включая подтему "Обобщенно- личные предложения", на одном уроке. Оставшиеся мы посвятили выполнению упражнений и вопросам использования односоставных предложений в литературно- художественных текстах.

Данную блок-схему можно дополнить элементами поиска обобщенно-личного предложения, добавить элементы определения распространенного - нераспрост-



стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

раненного предложения и еще многое другое. Добавлю, что выпускники, избравшие в качестве темы реферата "Сложноподчиненные предложения" или "Постановка знаков препинания в предложениях с разными видами связи" (не правда ли, "больные" темы?), способны самостоятельно составить полный алгоритм рассуждения по вопросу и сконструировать блок-схему. Имея страшноватый вид для непосвященного (на бумаге формата A3), блок-схема позволяет в кратчайшее время восстановить материал, подобрать примеры и логично построить рассуждение.

VI. Советы для желающих заняться программированием

Данные рекомендации не являются обязательными - в конце концов, каждый словесник вправе самостоятельно трансформировать идею программирования. Однако необходимо помнить некоторые обязательные условия алгоритмизации урока русского языка.

1. Применение алгоритма рассуждения (анализа того или иного материала учебника) оптимально оправданно в классах со средним уровнем развития и успеваемости.

2. Необходимо предварять данный вид работы постановкой перед учащимися перспективной цели, объяснением задач предстоящей работы.

3. Начинать подобный вид работы, конечно, следует с игры, так как она активизирует мыслительную и творческую деятельность ребенка. Но в старших классах "не заиграйтесь", программиро-



стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

вание здесь должно строиться на исследовательском подходе, на сочетании личного и коллективного творчества.

4. Элемент программирования должен быть постоянным, матрица - находиться на видном месте, сами блок-схемы - в отдельной тетради, которой можно пользоваться во время проверочных работ всех видов, включая диктанты и контрольные.

5. Опирайтесь на чутье ученика. Он может быть не силен в грамоте, но нестандартно мыслить - и предложить неожиданно верное решение алгоритма. Учитесь слышать на уроке не только себя.

6. Обучение программированию должно строиться не на монологе учителя, а на диалоге с учащимися, в противном случае этот вид работы ничем не будет отличаться от обычного заучивания.

7. Любой алгоритм - пустая игрушка без соответствующего закрепления. Главная задача словесника - научить не только верному пониманию правила, но и способам его практического применения.

8. При известном успехе опыта попытайтесь вернуться к какой-либо сложной изученной теме, оживить в памяти блок- схему, восстановить алгоритм рассуждения. Это позволит учащимся понять неразрывность курса русского языка, осознать логическую связь составляющих предмет русского языка наук с окружающим нас миром.

9. Совершенно не обязательно вводить элемент программирования в изучение всех разделов нашего предмета: остановитесь на "провальных" моментах обучения, попытайтесь понять причины затруднения детей. Отобразите правило как блок-схему, проговорите алгоритм рассуждения - результат не заставит себя долго ждать.

VII. Всегда ли обязателен результат?

Определение результативности опыта - неблагодарная задача для учителя, хотя бы потому, что и ученики, и коллеги по- разному могут относиться к приведенным выше разработкам. Наверняка найдутся и не приемлющие никаких новаций.

На мой взгляд, результативность того или иного нововведения на уроке русского языка определяется не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к личности учителя и самому предмету.

Итак, одним из результатов введения элементов программирования в школьное изучение русского языка можно считать тот факт, что в классах, изучающих алгоритмы, снизился процент неуспевающих учеников. Из трех шестиклассников - потенциальных второгодников двое всерьез заинтересовались программированием и в настоящее время посещают факультатив по информатике. Это что-то да значит.

Качественный анализ успеваемости в классах, которые работают с алгоритмами, показал пятилетнюю устойчивую тенденцию роста успеваемости учеников. При поступлении в вузы, ПТУ, другие учебные заведения выпускники школы, имевшие по языку твердую тройку, получают столь же твердые четверки и пятерки. Согласитесь, ради подобного результата стоит хотя бы попробовать заняться программированием.

Все сказанное выше не подкреплено цифрами - в этом нет необходимости. Ведь обмен опытом - отнюдь не подведение итогов работы, не попытка самореабилитации за "сумасбродную" идею, а обмен мнениями по общей проблеме - воспитания и образования, своеобразный взгляд в будущее.

стр. 56

Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. В. Агибалов, Программирование на уроках русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205319354&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии