К. Б. Бархин о работе над эстетикой слова на уроке русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. М. Кулаева

Константин Борисович Бархин, крупный педагог, филолог- языковед, переводчик, литературовед, наиболее ярко проявил себя как методист, активно разрабатывающий проблемы развития речи учащихся в начальной и средней школе, в 20 - 30-е гг.

В последние годы XX столетия внимание к методическому наследию Бархина возросло, и это не случайно. Его идеи о работе по развитию речи на уроках родного языка получили дальнейшее развитие в трудах методистов нового поколения, реализуются в школьном преподавании, нашли отражение в программах по русскому языку для общеобразовательных школ и учебниках 1 , выпущенных в 60-х гг. Многие концептуальные положения, высказанные К.Б. Бархиным еще в 20 - 30-е гг., воспринимаются сегодня необычайно актуально и современно.

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

Уже в студенческие годы (1903-1909) складывались научные интересы К.Б. Бархина, связанные с филологией и методикой преподавания русского языка и словесности, но, как отмечал В.Д. Кудрявцев, по-настоящему его научная работа развернулась в 20 - 30-е гг. 2

Это был необычайно сложный и в то же время яркий период в развитии методической науки. Несмотря на то что с принятием комплексных программ в 1924 г. русский язык как самостоятельный учебный предмет исключался из школьного курса, педагогическая мысль развивалась бурно. Искания тех лет отличались не только широтой постановки проблем и смелым их решением, поиском и утверждением ценных педагогических находок, но и глубокими заблуждениями и горькими неудачами. Проблемы развития речи привлекали внимание виднейших методистов: А.Д. Алферова, A.B. Миртова, А.М. Пешковского, П.О. Афанасьева, В.А. Добромыслова, М.А. Рыбниковой и других.

В орбиту исследований К.Б. Бархина входили практически все направления этой области методики преподавания русского языка: развитие устной и письменной речи учащихся (в терминологии тех лет "словесное творчество"), обогащение словарного запаса, обучение чтению, сочинению и пересказу, а также вопросы грамматической стилистики и стилистических упражнений. В разработке этих проблем применительно к начальной и средней школе Бархин-методист обращался и к опыту обучения родному языку в американской, немецкой, французской, австрийской и бельгийской системах образования. Однако у него была своя позиция, которая и сегодня находит отклик в методических исследованиях. Через все его научное творчество и методическую деятельность проходит идея необходимости "неослабно напряженной" работы со словом и обращения к его эстетической природе.

Хотя в работах Бархина нет терминологических сочетаний "эстетика слова", "эстетическая функция слова", по сути он писал именно об эстетической природе слова, понимая под ней способность языка отражать непосредственные впечатления и переживания человека, а также производить заметное воздействие на слушателя и читателя. Например, разрабатывая упражнения, которые должны обогащать речь старшеклассника изобразительно-выразительными средствами языка (имея в виду цель "создать кадры молодежи, умеющей оценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении и ораторской речи) и создавать свое" 3 , К.Б.Бархин пишет: "Чем должен руководствоваться класс при выборе определений? Раньше всего этот выбор находится в зависимости от того, на какую сторону предмета приходится обращать внимание читателя. <...> Затем нужно выбирать из нескольких эпитетов, имеющихся у класса для определения данного предмета с той или другой стороны (со стороны цвета, звука и т.д.), - наиболее живописный. Живописное - класс это понимает - далеко уходит за пределы живописи и даже за пределы пластических искусств: можно рисовать не только карандашом, углем, краской, но, конечно, и словом. Все, что благодаря неожиданности эпитета, который обращает внимание слушателя или читателя на скрытую для него до сих пор сторону предмета или явления, или благодаря новой связи (ассоциации) с рядом прежних глубоких переживаний слушателя или читателя, производит заметное (если уже не сильное) впечатление и потому придает слову ценность непосредственного переживания (читатель видит перед собой изображаемое в рассказе море, слышит раскаты грома, ловит несущийся с берега аромат расцветающих деревьев и т.д.) - все это будет живописным в слове. Удачно выбранный эпитет передает иногда самые сложные и самые интимные переживания. У учащегося должен явиться вкус к меткому определению. Чтобы этот вкус развить, следует время от времени останавливать внимание учащихся на более "счастливых" примерах у писателей - или на эпитетах как раз спорных, рискованных" 4 .

Проявление эстетического слова Бархин связывал с понятиями красочности, образности, живописности и изобразительности, которые, по мысли Бархина,

стр. 73


--------------------------------------------------------------------------------

достигаются использованием поэтической семантики: "В виду огромного значения для словесных работ учащихся так называемых изобразительных средств (эпитета, сравнения, метафоры и т.д.) нужно близко подвести класс к различным типам украшения художественного языка в произведениях народного и индивидуального творчества."

В методических трудах и пособиях для учителей "Творческая работа по родному языку" (1924), "Культура слова" (1929), "Развитие речи и изучение художественных произведений" (1930), "Развитие речи в начальной школе" (1934) Бархин перенес свое понимание эстетики слова в школьное преподавание родного языка, определил цели и конкретные направления работы по раскрытию эстетической выразительности художественного и "живого", народного слова с учетом возрастных и речевых способностей учащихся, а также разработал систему творческих упражнений.

Работу над эстетикой слова он напрямую связывал, во- первых, с обучением родному языку и, во-вторых, с разбором художественного произведения.

Целями этой работы он ставил:

1) развитие у учащихся "чувства слова";

2) формирование эстетического языкового вкуса;

3) ознакомление учащихся с метафоричностью речи;

4) обогащение речи учащихся словесными образами, а не изолированными словами;

5) углубление понимания поэтических образов.

Работа над эстетическими качествами слова, как считал методист, должна иметь место, во-первых, в системе словарной работы и, во-вторых, в словесном творчестве учащихся.

В словарной работе, как отмечал Бархин, необходимо обратить внимание ребенка на то или иное выражение или слово в контексте, метко и сильно обрисовывающее явление или предмет. Он сформулировал принципы обращения к эстетической функции слова на уроке родного языка. Во- первых, как считает методист, "нельзя давать детям слова, изолированные от предложения, от текста в целом, так как только, общий смысл предложения и логическое соотношение всех составляющих его элементов определяют точное значение того или иного отдельного слова". Во-вторых, "если трудное слово встретилось в рассказе или стихотворении, то нет необходимости отвлекать внимание учащихся... выяснением всех значений непонятного детям слова': вполне достаточно разъяснить слово лишь в том его значении, какое оно имеет в данном тексте". И наконец, "при объяснении слова, употребленного в тексте в переносном значении, раньше всего надлежит указать прямое, точное значение этого слова и только затем перейти к значению переносному" 5 .

К.Б. Бархин выделял два направления, способствующие, по его мнению, реализации этих принципов в работе над словом: "I) разбор тропов и фигур при "медленном чтении" литературных произведений, 2) собственно стилистические упражнения" 6 .

Уже в своем первом методическом труде "Творческая работа по родному языку" (1924) К.Б. Бархин поставил вопрос о месте этой работы на уроках предметно-производственного характера (именно в такой форме преподавался русский язык в 20-х годах), а также о необходимости творческих упражнений, предоставляющих учителю поле для развития у детей наблюдательности, изобразительной способности и выработки точности и образности речи. В круг таких упражнений он включал разбор слов-символов, проверку поэтических определений-эпитетов, поэтических сравнений и олицетворений, а также сочинение и художественное рассказывание. "Мы не боимся говорить детям об утесе: "И тихонько плачет он в пустыне", о звезде, что она "с звездою говорит", о подснежнике, что спрашивает лес, не пришла ли уже весна...", - пишет Бархин, утверждая, что "знакомство детей с характером создания в языке, скажем, символов и олицетворений может принести свою пользу (углубляется понимание художественных образов)" 7 .

Работу над эпитетом К.Б. Бархин предлагает начинать уже в начальной школе и продолжать ее в средних классах. В V клас-

стр. 74


--------------------------------------------------------------------------------

се он вводит определение эпитета, понимая под ним поэтическое определение, которое наглядно, образно, "живописно" определяет предмет или явление с разных сторон, например со стороны звука, цвета, запаха и т.д. 8 Эпитеты "изучаются как "целевые выражения", т.е. выражения, преследующие цель дать читателю определенный образ, создать определенное впечатление" 9 . Исходя из этого положения, Бархин определял логику упражнений и считал необходимым начинать с таких видов упражнений и заданий, которые заставляют "вдумываться" в образ, передаваемый эпитетом, а лишь затем переходить к самостоятельному подбору и придумыванию поэтических определений учащимися в собственных словесных работах.

Назовем основные виды упражнений, которые предлагал Бархин.

1. Анализ эпитетов в художественном тексте.

2. Вставка пропущенных эпитетов в текст из предложенного списка.

3. Самостоятельная вставка эпитетов в текст, в котором они предварительно опущены.

4. Приискание подходящих эпитетов, или поэтических определений, к отдельным словам с целью охарактеризовать их с разных сторон (звука, цвета, запаха и т.д.). Например, снег (в начале зимы) - какой? - .... дождь - какой? - ... (золотой, стеклянный, теплый, весенний, хрустальный) и т.д.

5. Составление табличек "мыслимых", "чувственных" и "эмоциональных" эпитетов и заполнение граф таблицы примерами, взятыми из художественных произведений или собственными примерами.

6. Выписывание эпитетов из произведений одного автора. К примеру: солнце - ..., звезда - ..., земля -..., аромат - ....

7. Словесная игра "Лото определений".

8. Составление словариков эпитетов.

Таким образом, Бархин предлагал осуществлять работу по раскрытию эстетической природы слова, используя художественный текст и отдельное слово в нем.

Работу над эстетикой слова, по мнению методиста, следует продолжать и в словесном творчестве при написании сочинений-описаний, сочинений-стилизаций, творческих работ, направленных на поэтическое углубление и развитие прочитанного отрывка, составлении так называемых продолжений сказок, легенд, например о капельке воды, о старом лесе и т.д. Работы учащихся Бархин-методист предлагал вести по следующим направлениям:

"а) объяснить встретившийся в книге образ;

б) открыть образ, скрытый в выражении ("Есть до отвалу"; пьявка, насосавшаяся крови досыта, сама отваливается);

в) развить чужой, едва намеченный, образ;

г) создать образ, т.е. перевести какое-либо понятие в образ" 10 .

Глубина подхода методиста в решении проблемы обращения к раскрытию эстетики слова на уроке русского языка, несмотря на некоторую ограниченность, объяснимую развитием научной методики в то время, несомненна и поразительна. Внимание к методическим находкам Бархина позволит обогатить поиск оптимальных путей решения этой проблемы на современном этапе.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Русский язык: Учебник для 4 кл. (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Науч. ред. Н.М. Шанский). - М., 1973; Русский язык: Учебники тех же авторов для 5 кл. (1974) и для 6 кл. (1975); Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5 - 7 кл. / Науч. ред. В.В. Бабайцева. - М., 1992.

2 См.: Кудрявцев В.Д. Методические труды К.Б. Бархина // Русский язык в школе. - 1971. - N 2. - С. 69.

3 Бархин К. Б. Культура слова: Методическое пособие для преподавателей П ступени, - М., 1929. - С. 36.

4 Там же - С. 37.

5 Бархин К.Б. Развитие речи учащихся в начальной школе. - М., 1934. - С. 9-12.

6 Бархин К.Б. Культура слова. - С. 35.

7 Бархин К.Б. Творческая работа по родному языку: Статьи и материалы. - Ч. 1. - Харьков, 1924. - С. 77.

8 См.: Бархин К.Б. Сборник упражнений по стилистике для неполной средней и средней школы для 5 - 7 кл. - М., 1935. - С. 39 - 41.

9 Бархин К.Б. Развитие речи... - С. 25.

10 Бархин К.Б. Культура слова. - С. 67.

стр. 75

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. М. Кулаева, К. Б. Бархин о работе над эстетикой слова на уроке русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205319128&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии