Я - экскурсовод

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. А. Налимова

Каждый ли может интересно рассказать об увиденном и услышанном? На наш взгляд, можно научить школьников делиться впечатлениями (повествовать, описывать, убеждать), предложив им выступить в роли экскурсовода. Эта коммуникативная, роль естественна для ученика. Он знакомит гостей со своим городом, школой, домом. По заданию учителя совершает на уроке путешествие по воображаемой лингвистической стране, рассказывает об экспонатах школьного музея, выставке детских работ, о картинной галерее.

Предлагаем вариант обучения экскурсионному слову на уроках развития речи (риторики) в IX классе. Темы уроков цикла "Я - экскурсовод" охватывают различные коммуникативные ситуации: "Особенности экскурсионного общения", "Готовимся к экскурсии", "Город, что сердцу дорог...", "В музее одной картины", "На экскурсию... домой!", "Путешествуем в мир литературы".

Модель обучения экскурсионной речи включает в себя следующие компоненты: вводное слово о предстоящей работе; сообщающее слово об источнике речи (о картине, литературных местах, связанных с жизнью и творчеством писателей, и т.д.); языковую подготовку (анализ текстов- образцов, которые позволяют выявить особенности создания и произнесения экскурсионного высказывания в зависимости от того или иного источника речи и коммуникативной ситуации в целом); создание варианта текста экскурсионной речи на основе предложенных материалов; подготовку оригинального текста экскурсионной речи и проведение экскурсии.

На уроке "Особенности экскурсионного общения" выясняем роль экскурсовода как коммуникативного лидера; проводим анализ ситуации экскурсионного общения; учащиеся описывают условия, при которых оно возникает (по схеме: зачем? - где? - когда? - кто? - с кем? - о чем?), приходят к выводам о том, что экскурсионное общение является одновременно информативным и фатическим (т.е. обеспечивающим контакт участников общения), что оно осуществляется в официальной обстановке, что экскурсовод использует специальные средства установления контакта и поддержания внимания (обращения, риторические вопросы, "неожиданные" вопросы, элементы беседы), невербальные средства (жесты, взгляд, мимика). Анализируются тексты - образцы экскурсионной речи, как устной, так и письменной (путеводители, каталоги и т.п.).

Урок "Готовимся к экскурсии" строится на основе памятки.

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

Как готовиться к экскурсии

1. Определите тему, цель экскурсии, придумайте название.

2. Подумайте, кому адресована речь и в какой обстановке она будет звучать.

3. Отберите объекты показа, на которых будет построена экскурсия. Составьте экскурсионный маршрут.

4. Изучите литературу и другие источники по теме экскурсии, выберите интересный фактический материал.

5. Подготовьте текст экскурсии.

В ходе урока учитель открывает секреты успеха речи экскурсовода.

Секрет первый. Как правило, экскурсионное высказывание состоит из трех частей: 1) вступление (экскурсоводу необходимо привлечь внимание аудитории и дать целевую установку экскурсантам:

с чего начать наблюдение, на что обратить внимание, с чем сравнить); 2) основная часть - развитие темы; 3) заключение (последнее слово должно усилить эффект от уже сказанного и увиденного).

Задание 1. Прочитайте фрагменты речи экскурсоводов. Определите, какая часть экскурсионной речи представлена в этих тестах и какова целевая установка экскурсовода в каждом случае.

1. Вы находитесь на крыльце дома, где бывал Ф.М. Достоевский. Мы совершим экскурсию по этому дому, но экскурсию необычную. Мы попадем в мир литературных образов Достоевского. Во время экскурсии по комнатам дома нас будут вести звук и свет...

2. Во всем мире славятся богатства Эрмитажа - крупнейшего музея нашей страны. Люди приходят сюда, чтобы увидеть чудесные творения Леонардо да Винчи и Тициана, Рембрандта и Рубенса, познакомиться с памятниками Древнего Египта, Греции и Рима, с культурой и искусством многих народов земного шара. И каждый посетитель находит среди 60 000 картин, скульптур, разнообразных памятников, представленных на выставках Эрмитажа, вещи, увлекательные, яркие и интересные именно для него (по Ю.Г. Шапиро).

Задание 2. Прочитайте текст экскурсии. Выделите структурно-смысловые части экскурсионной речи. О чем рассказывается в основной части? Найдите в литературе интересные факты о жизни Лермонтова в Тарханах и дополните ими речь экскурсовода. Какими словами вы завершите экскурсию? Проведите заочную экскурсию в Тарханы.

Тарханы

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в Тарханы - в одну из "столиц" на литературной карте страны. Здесь прошли 12 лет жизни М.Ю. Лермонтова - почти половина его короткого пути...

Тарханы были приобретены за два десятилетия до рождения Лермонтова его дедом и бабушкой. Маленький Миша был привезен сюда нескольких месяцев от роду ранней весной 1815 года. Мария Михайловна, мать поэта, скончалась в возрасте около 22 лет и была похоронена в Тарханах.

После смерти Марии Михайловны старый дом был продан бабушкой на слом, а на его месте в память дочери сооружена каменная церковь Марии Египетской, возле которой мы сейчас остановились...

Неподалеку был построен новый дом, деревянный, обшитый тесом, покрашенный в желтый цвет, с мезонином и большими балконами. Подойдем ближе к этому дому. Как и во времена Лермонтова, он окружен обширным парком с липовыми и сосновыми аллеями, а также садами и дубовыми рощами. Окна детской комнаты Лермонтова выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду. Это был счастливый мир детства. В течение первых двенадцати лет Тарханы были для Лермонтова окном, через которое он познавал жизнь, людей, себя...

Побывав здесь, вы поймете те чувства, которые вложены в поэтические строки:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

(По М. Евсеевой.)

(Структурно-смысловые части: 1 -и абзац - вступление, 2-4-й абзацы - основная часть, последний абзац - заключение. В основной части рассказывается об истории Тархан, о зданиях, которые сейчас мы можем увидеть в Тарханах.)

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

Задание 3. Выберите из предложенных вариантов самую удачную экскурсионную речь о решетке Летнего сада. О чем удалось и не удалось сказать экскурсоводу в каждом варианте речи?

1. Перед нами решетка Летнего сада, которую справедливо называют "царицей оград", восьмым чудом света. Она действительно среди произведений архитектуры малых форм является одной из красивейших в мире. Поэт Батюшков писал: "Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов, дубов! Какая легкость и стройность в ее рисунке! Я видел славную решетку тюильрийского замка, отягченную, раздавленную, так сказать, украшениями - пиками, касками, трофеями. Она безобразна в сравнении с этой". Еще в конце XVIII века, как только она была установлена на набережной Невы, слава о ее красоте разнеслась по всему свету.

2. Перед нами решетка Летнего сада. Она состоит из 36 столбов-колонн розового путиловского гранита и железных кованых звеньев. Рисунок звеньев - копья, охваченные вытянутыми прямоугольниками, в центре каждого прямоугольника золоченая розетка. По главной оси ограды и парка - входные ворота. На верху столбов - вазы и урны.

3. Чем прекрасна решетка Летнего сада? Своей строгой соразмерностью. Пышных декоративных украшений, как на ограде Тюильри, здесь нет. Попытайтесь представить, что колонны немного выше в размере. Что будет? А если увеличить вершину звена? А если она будет вся не чугунная, а золотая, как жар?

Создавалась решетка в конце XVIII века, во времена классицизма, увлечения просветительскими идеями о ценности человеческой личности. Началом отсчета произведений искусства той поры был человек, уважение к его физическому телу и внутреннему миру. Решетка скроена в расчете на человеческую фигуру - ни велика, ни мала, как надо. Ее единая идея - тип мужской красоты. Фельтен берет дорический ордер и все подчиняет ему. Какой камень к лицу мужчине? Представьте, что колонны были бы мраморными... Получилось бы что-то излишне женственное. Автор берет суровый северный гранит, который как нельзя лучше раскрывает черты скупого мужского характера. Какое занятие к лицу мужчине?

Спорт, война, охота. Символ всего этого - копье. Вот почему за основу рисунка решетки взяты высокие стройные копья. Эта единая внутренняя идея - соразмерность частей и целого - и делает ее такой неповторимо прекрасной. (По Б.Ф. Омельченко.)

Задание 4. Подготовьте и произнесите свою экскурсионную речь о решетке Летнего сада. При подготовке воспользуйтесь секретом, вторым. Какими фразами скрепляются части экскурсионной речи?

Секрет второй. Части экскурсионной речи скрепляются фразами, указывающими на действия, которые необходимо совершить экскурсантам, направление движения: подойдем ближе...; остановимся на мгновение...; следует вглядеться пристальнее...; обратите внимание...; перейдем в следующий зал...

Задание 5. Прочитайте юмореску Б. Бронштейна. Для чего автор выбирает форму экскурсии? Можно ли назвать текст экскурсионной речью? Докажите, используя его структуру и языковое оформление как аргумент. Выпишите из текста слова и выражения, характерные для экскурсионной речи.

Неповторимые города

- Уважаемые экскурсанты, мы с вами совершаем часовую автобусную поездку по городу Белибердянску, расположенному на крутом берегу реки Халявы.

Город Белибердянск основан в XI веке половцами, а в XII завоеван русскими... На протяжении своей многовековой истории город не раз переходил в руки неприятелей, но каждый раз те охотно отдавали его обратно.

Сейчас мы находимся в центре города возле знаменитой башни с часами. Нет, башня не падающая. Падающие здесь - часы...

Немного истории. В XVI веке в Белибердянске был построен водопровод. В XVIII по трубам пошла вода. А в XX она вот-вот дойдет до потребителей, живущих на верхних этажах.

Говоря об истории города, хотелось бы назвать несколько имен. Пушкин, Крылов, Кутузов, Репин, Шаляпин... Эти и многие другие люди не раз и не два объезжали Белибердянск стороной.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Слева от нас - здание городской Думы, построенное в прошлом веке французским архитектором Мишелем Вермишелем.

Перед зданием сидит с плакатом голодающий Парамонов. Это тоже своего рода достопримечательность города.

Что вы спросили? Вы интересуетесь тем розовым зданием, на котором крупно написано нехорошее слово? Это институт культуры. Ну зачем это фотографировать!

Наша экскурсия подходит к концу, мы возвращаемся на вокзал, и экскурсионный поезд повезет вас дальше по просторам России, где щедро разбросаны уникальные и неповторимые города...

Текст можно назвать экскурсионной речью. Он состоит из трех частей (вступления, основной части, заключения); в нем встречаются слова, характерные для экскурсионной речи: "сейчас мы находится...", "слева от нас...".

Задание 6. Прочитайте фрагменты текстов. Определите жанры этих фрагментов.

Секрет третий. В текст экскурсионной речи могут включаться различные жанры: дневниковые записи, письма, портретные характеристики, легенды, предания, искусствоведческие, исторические, биографические тексты.

1. Там, где шумит городской парк, в XVI столетии стояли бревенчатые стены крепости с ,12 боевыми башнями. Крепость располагалась на высоком холме, возвышающемся над Окой между двумя глубокими оврагами - Березуйским и Городенским (историческая справка).

2. Своему ученику К.А. Коровину В.Д. Поленов писал: "Я много кое-что понаделал: построил усадьбу и назвал ее по местному названию Борок. Еще построил две школы... мастерскую и много лодок, устроил дамбу, вышло сто восьмое чудо света" (письмо).

Задание 7. Докажите на примерах выдвинутый тезис.

Секрет четвертый. Одна из составных частей речевого мастерства экскурсовода - умелое владение голосом.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать профессиональный голос экскурсовода?

Задание 8. Игра "Лучший экскурсовод".

- Представьте, что вы находитесь на выставке "Культура и искусство Древнего Рима" в Эрмитаже. Гулкий зал... несколько экскурсионных групп.

В игре участвуют все ученики класса. Трое учеников работают на выставке экскурсоводами. Класс делится на три группы экскурсантов. Каждая группа слушает своего экскурсовода. Задание - понять и пересказать речь своего экскурсовода. Экскурсии происходят одновременно! Тот экскурсовод, чья группа хорошо справится с заданием, - лучший!

Совет: заранее подготовьте экскурсионную речь. Тему можно изменить.

Задание 9. Проанализируйте тезис.

Секрет пятый. Экскурсовод должен умело пользоваться средствами выразительности устной речи: искусно использовать паузы, менять интонацию и темп речи в процессе высказывания.

Задание 10. Составьте партитуру своего слова о решетке Летнего сада: выделите ключевые слова, расставьте интонационные знаки, значки пауз, обозначьте, как меняется темп речи (быстро, медленно). Произнесите речь.

Задание 11. А теперь, когда вы узнали все секреты подготовки экскурсионной речи, вспомните памятку "Как готовиться к экскурсии", подготовьте и проведите экскурсию по своей школе. Что интересного могут увидеть гости в стенах вашей школы? При проведении экскурсии используйте видеозапись.

Основные моменты урока "В музее одной картины"

1. Вводное слово учителя . Давайте совершим экскурсию по картинной галерее. И пусть она начнется с рассказа об одной картине, потом прибавится рассказ о другой, так мы вместе окажемся в мире живописных форм и красок.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

2. Чтение и анализ текста. Вопросы для анализа: 1. О чем рассказывает экскурсовод? 2. Чем отличается экскурсия по картинной галерее от других видов экскурсий? 3. Как строится речь экскурсовода? 4. На что он обращает внимание? 5. Зачем он использует в речи фрагменты поэмы М.Ю. Лермонтова?

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей...

Кто не знает этих лермонтовских строк? Одним из тех, кто ощутил волнующую глубину лермонтовского образа, был М.А. Врубель. Два врубелевских Демона живут в Русском музее. Один из них выполнен в гипсе. Другой, перед которым мы с вами остановились, - на полотне. Полотно это считается неоконченным. Но и в незавершенном виде оно хранит мечту художника.

Демон занимает почти все пространство картины, это гигант с втянутой в плечи головой и удлиненным узким лицом. Он летит над снежными горами и дикими скалами. Кажется, под ним простерлась чуждая, мертвая планета, где ни единый звук, ни единый проблеск света не согреет вечного странника.

Обратите внимание на цветовое решение картины. Оно строится на блеклых, тусклых, будто погашенных коричневых и синевато-лиловых тонах. Такова живописная трансформация лермонтовских строк:

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет...

Быть может, вся противоречивость творчества художника, все трагические искания, все его одиночество отразились в этом полотне. Перед нами - одинокий бунтарь, восставший против обыденного и плоского. Но злая тоска наложила печать на его лицо. Посмотрите, глаза Демона страшны: они видят нечто, что наполняет Демона страданием.

Таков Демон Врубеля, выросший из Демона Лермонтова. (По Ю.Л. Алянскому.)

Анализируя этот текст, учитель обращает внимание учащихся на то, что экскурсия по картинной галерее отличается от других видов экскурсий тем, что предметом речи выступает произведение живописи, поэтому необходимо рассказать об особенностях языка живописи (о композиции произведения, основных цветах). Речь экскурсовода строится по-особому: сначала рассказывается об общем впечатлении от картины, затем о деталях (экскурсовод обращает внимание на организацию пространства картины, на использование художником блеклых цветов и т.д.). Лермонтовские строки вводятся в рассказ экскурсовода для того, чтобы обратить внимание слушателей на литературную основу картины.

3. Создание учащимися текста экскурсионной речи на основе предложенных материалов.

- Давайте совершим экскурсию по музею, в котором только одна картина - "Девочка с персиками" В. Серова. Выберите из справочных материалов те, которые войдут в текст вашей экскурсии, и проведите экскурсию.

Я хочу таким быть - беззаботным, в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. (Из письма В. Серова.)

Первый шедевр Серова - "Портрет Веры Саввишны Мамонтовой", Веруши Мамонтовой, знаменитая "Девочка с персиками" - написан в Абрамцеве.

Старинное имение, расположенное недалеко от Москвы, с 1870 года переходит во владение Мамонтова, "Саввы Великолепного", мецената, сумевшего собрать вокруг себя талантливых художников, создать атмосферу творческой увлеченности.

Вернувшись из Италии, Серов проводит все дни в Абрамцеве, встречается с дочерьми Мамонтова.

Это был тип настоящей русской девушки, по характеру, красоте лица, обаянию, - вспоминал о дочери Мамонтова Вере В. Васнецов.

Замысел возник неожиданно. Увидев девочку в розовом, в розовой кофточке, с наивным темно-синим бантом, сидевшую в столовой спиной к свету, он вдруг почувствовал, что наконец нашел мотив, созвучный его пониманию красоты.

Перед обитателями "мамонтовского гнезда" сидела девочка, та и не та, какой они видели ее каждый день. Конечно, это она, Веруша. Но откуда этот взгляд, направленный прямо на зрителя?

Веруша кажется старше своих 12 лет. Впервые прервав обычную беготню, позируя, даже скучая, она задумалась о чем-то

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

значительном, стала взрослее. Ее мысли не мешают счастью, но само счастье обретает новое содержание. Это уже не наивное детское одушевление, а тревоги и радости, близкие Наташе Ростовой, ждущей первого бала.

Пушистые персики, розовая блуза подростка, игрушечный гренадер в углу - это осталось от прошлого. Но открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигают пределы комнаты, напоминают о большом, "настоящем" мире, в который - еще минута, и уйдет эта милая повзрослевшая девочка... (По М.В. Алпатову.)

4. Создание учащимися своего текста экскурсионной речи.

Задание 1. Подберите картину для Музея одной картины, соберите материал о ней и приготовьтесь вести экскурсию. Рассказ экскурсовода может строиться по такому плану: 1. Краткие сведения о художнике. 2. Содержание картины. 3. История создания картины. 4. О чем хотел рассказать художник? 5. Какие средства он использовал для выражения смысла произведения, своего отношения к нему?

Учитель напоминает, что в восприятии картины различают два этапа. Первый - это целостный охват произведения (непосредственное впечатление от рассматривания картины в целом), второй - осмысленное рассматривание деталей картины с их пояснениями.

Задание 2. Отберите из рассказов одноклассников- экскурсоводов самые интересные, составьте из них единый текст и проведите экскурсию, организовав выставку картин, о которых пойдет речь (отбор произведений может быть тематическим или обзорным, осуществляться по жанровому принципу или по направлениям и историческим периодам развития искусства).

- Подумайте, как можно оформить выставку. Что может придать рассказу экскурсовода особый эмоциональный настрой? (Вместе с учениками учитель может подобрать подходящую музыку, на фоне которой будет проведена экскурсия.)

Основные моменты урока "На экскурсию... домой!"

1. Вводное слово учителя. Нам предстоит необычная экскурсия - экскурсия в мир вашей семьи. Конечно, никто не сможет лучше рассказать о вашей семье и семейных реликвиях, чем вы. Главное - увидеть среди ваших родственников и друзей людей интересных, заметить в привычных предметах что-то необычное и рассказать об этом так, чтобы другим было интересно познакомиться с вашей семьей и вашим домом.

2. Анализ текста. Для обсуждения можно использовать текст повести А. Алексина "Третий в пятом ряду". Возможные вопросы для беседы: 1. О чем рассказали фотографии? 2. Что вы знаете о герое повести Ване Белове?

3. Создание текста на основе предложенных материалов.

Задание 1. Расскажите о фотографиях из повести А. Алексина "Третий в пятом ряду", выступив в роли экскурсовода, который проводит экскурсию по семейному музею Беловых.

Задание 2. Рассмотрите литографию из собрания Вяземских, внизу которой выведено рукой В. Жуковского: "Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила" 1820. Марта 26. Великая пятница". О каких фактах биографии Пушкина рассказывает литография? Подготовьте фрагмент экскурсионной речи, который включает рассказ об этой литографии.

Задание 3. О многих качествах человека может поведать мир вещей, среди которых он живет. Расскажите, какие предметы вам особенно дороги.

Задание 4. Путешествуя по своей квартире, мы можем побывать в разных странах и эпохах. Каждый из хорошо знакомых нам предметов имеет свою историю. Проведите экскурсию

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

по своей квартире (комнате), включив в нее сведения из приведенного ниже текста.

И все вокруг нас, что создано людьми, появилось впервые в разные эпохи - ив разных странах.

Сборная "стенка" для книг сделана из дерева, служащего человеку материалом для различных изделий уже миллионы лет. Печатные книги существуют с XV века, когда в Германии появился первый печатный станок. Бумаге, сделанной из размельченного дерева, более двух тысяч лет. Впервые такая бумага была изготовлена в Китае.

Стенной шкаф пришел в европейские города совсем недавно из Японии, где это традиционная мебель.

Столу почти столько же тысячелетий, сколько насчитывает цивилизация. И в основе своей он не изменился: у него всегда было четыре ножки, и делался он почти всегда и везде из дерева.

Стул гораздо моложе стола. В России он получил широкое распространение совсем недавно (крестьяне вплоть до XX века предпочитали лавки).

Кухонной полке многие тысячи лет. Керамическая ваза для цветов на этой полке - ее ровесница; фарфоровым чашкам двадцать веков, фаянсовым чашкам многие сотни лет, а само слово "фаянс" произошло от названия итальянского города, славившегося производством керамических изделий. (По Ю.В. Бромлею и Р.Г. Подольному.)

4. Создание учащимися своего текста экскурсионной речи.

Задание 1. В каждое семье есть семейные реликвии, которые бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение: чайная пара, скатерть, старая поздравительная открытка, любимая игрушка и т.п. Есть ли в вашей семье такая реликвия? Пофантазируйте, какое место ваша семейная реликвия могла бы занять в экспозиции Политехнического, местного краеведческого или школьного музея.

Задание 2. Раскройте семейный альбом... Чьи фотографии помещены в альбом? Что вы можете рассказать об этих людях? Перелистывая страницы альбома, помните слова поэта Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой есть особое, свое, И нет планет, похожих на нее.

Представьте, что семейный альбом - один из экспонатов вашего музея семьи. Рассказывая о фотографиях, не забудьте в историю семьи включить родословную, воспоминания о знаменательных событиях, которые произошли с вами, вашими родственниками и друзьями, фрагменты писем.

Объедините в единый текст экскурсии рассказы о семейных реликвиях, об интересных людях, о привычных вещах. Проведите экскурсию по домашнему музею.

стр. 51

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. А. Налимова, Я - экскурсовод // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205318137&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии