Пунктуация в старших классах. Первые занятия: диагностика умений, обучение самоконтролю

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Ф. Казакова

Учителем Московской лингвистической гимназии N 1531 Людмилой Федоровной Казаковой разработан курс пунктуации для Х (XI) класса (32 двухчасовых урока в течение года). Предлагаемые здесь материалы первого, вступительного занятия дают представление о технологических идеях автора и их осуществлении в практике преподавания русского языка старшеклассникам.

При формировании правописных умений старшеклассников первостепенное внимание следует уделять совершенствованию пунктуационных умений, причем работать на ином, чем в предшествующих классах, уровне: путем расширения знаний учащихся по теоретическим основам современной русской пунктуации и по синтаксису; использования трудных, насыщенных разными знаками препинания текстов, включающих сложные синтаксические конструкции; развития у десятиклассников умения анализировать пунктуационное оформление своего и чужого текста.

Подбирая учебные материалы, необходимо опираться на высокие интеллектуальные умения старшеклассников - сравнивать различные языковые явления и делать выводы, классифицировать, систематизировать и обобщать, абстрагировать на грамматическом материале, действовать самостоятельно, творчески применять приобретенные знания. Курс пунктуации в Х - XI классах отличается своими методическими особенностями:

изучению каждой новой темы предшествует самостоятельное повторение учащимися уже известного материала с целью его актуализации;

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

осуществляется многоаспектное рассмотрение предложений: с точки зрения структурно-семантических и интонационных особенностей, а также с точки зрения функциональных возможностей пунктуации в предложении и обоснования наилучшего варианта при выборе знака (если вариант имеется);

тщательно отрабатываются интонационные умения (при возможности в лингафонном кабинете) с целью развития речевого слуха и умения определять на слух совпадение / несовпадение пунктуационных и интонационных позиций в предложении;

производится составление синтактико-пунктуационных схем предложений в целях обоснования расстановки знаков препинания в трудных случаях и для самоконтроля;

осуществляется постоянная обратная связь между преподавателем и учеником при помощи сигналов (номеров пунктуационных правил) 1 для отслеживания и корректировки формируемых умений.

Изучение пунктуации в старших классах предполагает систематический контроль формируемых пунктуационных умений. Поскольку эти умения необходимо отрабатывать на повышенном, "абитуриентском" уровне, то и тексты контрольных работ (диктантов, тестов) должны соответствовать "розенталевскому" уровню трудности:

объем работы - от 250 до 350 слов, большая насыщенность текста орфограммами и пунктуационными позициями. (Под пунктуационной позицией мы понимаем пробел между словами в предложении, который нужно заполнить определенным или вариантным знаком препинания или - во избежание ошибки лишнего знака 2 - ничем не следует заполнять.)

Предлагаемая на первом занятии в Х (XI) классе диагностирующая работа - диктант "Поездка в "Пенаты"" - отвечает заданным требованиям: записывая большой по объему текст, ученики решают 99 пунктуационных задач как на изученные в VIII - IX классах правила, так и на правила, которые будут рассматриваться в старших классах.

Предложения с пунктуацией на неизученные правила включены в текст диктанта для того, чтобы раскрыть ученикам всю полноту современной русской пунктуации, показать перспективу ее познания и создать мотивационную ситуацию обращения старшеклассников к изучению хорошо знакомого, как им кажется, раздела русского языка.

Приведем текст диктанта и рассмотрим некоторые особенности работы с ним.

Поездка в "Пенаты"

Час назад мы встретились на Финляндском вокзале 3а , и уже за окнами электрички мелькают заснеженные дачи с белыми 6в "кружевными" 6в балкончиками 8а , золотистое солнце сквозь зелень елей 8а , синеватые тени на искрящихся сугробах. Скоро Репино - 1а усадьба великого живописца 9б , знаменитые 6в "Пенаты" 6в .

В этом доме И.Е. Репин жил последние тридцать лет своей жизни 5б ; сюда приходили его друзья: 8г критик Стасов, 8а писатель Чуковский 8а , певец Шаляпин 5б ; здесь 9д , в маленькой передней 9д , хранятся плащ 8а , широкополая шляпа и походный мольберт - 8г вещи 4а , которыми пользовался художник 9г работая на натуре. 6в "Пенаты" 6в были для Репина лучшим местом на земле, 4а ведь здесь был его семейный очаг 3г _ _ и сюда приезжали его сподвижники. Своими руками Илья Ефимович посадил в парке кусты можжевельника 3а , и теперь они 9а , разросшиеся 9а , охраняют его могилу.

Экскурсовод спешит к этому завершающему этапу экскурсии - 5г мы не станем тopoпитьcя_ _ л/з и задержимся в доме у картин. Да 7в , многое они говорят и о личности художника 8а , и его творческом кредо. Вот изнуренные 8а , даже озлобленные 8а , но не лишенные человечности лица бурлаков - 9в героев известной картины 3а , и встает перед нами трудовая Россия - 9в могучая 8а , непорабощенная. 6б "Какой ужас! 6б - 6б негодовал Репин. 6б - Люди вместо скота впряжены" 6б . Но это не эмоциональный всплеск сентиментального интеллигента 8б , а укор глубокого 8б , правдивого 8б , талантливого мастера.

" 6в Бурлаки... 6в " имели потрясающий успех и 7а , по мнению искусствоведов 7а , были смелым поступком молодого худож-

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

ника. Кроме признания его мастерства 9г , Стасов заметил, 4а что 4в _ _ если Репин будет работать 2б _ _ как художник-реалист 4в , то вскоре возглавит реалистическое направление в русской живописи.

До глубокой старости дожил Репин 8в и, 9г месяцами не выходя из мастерской, 9г создал шедевры живописного искусства. Не щадя себя 9г он много работал с учениками л/з _ _ и воспитал плеяду выдающихся художников 4а , которые, 4г когда мастер был прикован к постели 41 ", закончили его последнюю картину.

...Мы выходим из усадьбы и, 9а восхищенные и растроганные 9а , не хотим возвращаться в город: 5в здесь царит покой и красота, 5а там - 1В суета и серый л/з _ _ от выхлопных газов л/з _ _ снег.

По заснеженной тропе ( 7б зимой ее не разметают 7б ) мы пробираемся к заливу. Снег глубок и податлив: 5в щедра зима метелями и морозами. Оступишься в сторону - 3в и накроют тебя белые волны.

Красиво _ _ 2в как в сказке: 5в серебристыми арками склонились над тропой березки 5а , ярко зеленеют _ _ л/з прикрытые белыми лоскутами_ _ л/з ели, 5а а между ними светятся багряными 8б резными фонариками кисти рябин. Солнце 2а , словно спелый апельсин 2а , висит на розовеющем небе _ _ л/з и зажигает алые искры на снежной равнине залива. Невольно вспоминается родное 8б , из детства 8б , пушкинское: 6а



6а6а ...Под голубыми небесами л/з _ _

Великолепными коврами 9г ,

Блестя на солнце 9г , снег лежит... 6а6а

В зимнем парке наступили сумерки _ _ 3г и замерли все звуки. С качнувшейся ветки самоцветами посыпался иней 3а , и почудилось 4а , что слышен шелест его падения, 10 - такая стоит тишина.

Я посмотрела на часы: 5в полпятого. Успеем на выборгскую электричку 5г - к ужину будем дома.

Слов - 396.

Предложений - 25.

Пунктуационных позиций - 99.

Коэффициент трудности 3 - 3,9

Запись этого текста под диктовку занимает 23 - 29 мин. Естественно, ученики утомляются. Но ведь на любом экзамене - и на школьном выпускном, и на вступительном по русскому языку в солидные вузы - им придется не легче. Не менее 20 мин отводим на самопроверку. Зато оставшееся от этого двухчасового занятия время позволяем ученикам немного отдохнуть - предлагаем их вниманию лекцию-беседу об основах современной русской пунктуации 4 .

Но вернемся к диагностике. Как показал анализ результатов выполнения этого диктанта старшеклассниками, разброс допущенных ошибок по пунктуации большой: наименьшее количество ошибок - 10, среднее - 23 - 33... Следовательно, обычную оценку ставить не нужно, а необходимо приободрить учеников тем, что они выполнили трудную работу, и дать возможность каждому рассмотреть свои ошибки, отследить проблемы в своих знаниях и умениях. Для этого воспользуемся "Списком основных пунктуационных правил" - размноженные экземпляры выдаем всем учащихся.

По сигналам, которые учитель при проверке работ выставляет на полях вместо "галочек", ученики классифицируют свои ошибки, находят правила в пособии по пунктуации и осознанно выполняют работу над ошибками на правила, изученные в VIII - IX классах. Организовав работу с сигналами, учитель и в дальнейшем вправе требовать от учащихся качественное выполнение работы над ошибками. Таким образом на уроке и при выполнении домашних заданий осуществляется взаимодействие учеников и учителя в ходе отработки пунктуационных умений.

Сами сигналы (1-а, 6-в и т.д.), разумеется, заучивать не надо, а вот добиваться осознанной реакции учеников на сигнал, развивать умение тщательной, доказательной самопроверки своих записей очень важно.

Диктант (тест) дает возможность оценить правописные умения учащихся в ситуации предъявления знаний и умений. Однако это далеко не всегда позволяет оценить подлинную грамотность учащихся, поскольку некоторые ученики, оказавшись в ситуации создания собственного текста (сочинения на литературную тему) и переключив свое внима-

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

ние на содержание, допускают такие ошибки, которых они не сделали бы в диктанте. Следовательно, надо приучить учеников выполнять качественную самопроверку творческих работ, предлагая такое, например, задание: "Обозначьте сигналами правила, на которые вы опираетесь при расстановке знаков препинания в своем сочинении".

В качестве учебных пособий рекомендуем использовать какую-либо из имеющихся в школьной библиотеке книг (по усмотрению учителя): Розенталь Д.Э. Русский язык. 10 - 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М., 1995 и др. изд.; Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация: Учеб. пособие для вузов по спец. "Журналистика". - М., 1995 и др. изд.; Качалкин А.Н. Русский язык: правописание и словоупотребление: Пособие для поступающих в вузы. - М., 1997; Громов С. А. Русский язык: Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. - М., 1996; Войлова К.А., Гольцова Н.Н. Справочник-практикум по русскому языку. - М., 1996; Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. Орфография и пунктуация / Под. ред. В.Н. Светлышевой. - М., 1997; Чешко Л.А. Русский язык. - М., 1981 и др. изд.; Точка, точка, запятая... Саморепетитор по русской пунктуации / Под ред. А.М. Ломова. - Воронеж, 1993; Казакова Л.Ф. Готовимся к экзамену по русскому языку. - М., 2000.

Приложение 1

Список основных пунктуационных правил

1. Знаки препинания в простом неосложненном предложении:

1а - тире или запрет на тире между подлежащим и сказуемым;

1б - тире в неполном предложении;

1в - многоточие, вопросительный, восклицательный знаки.

2. Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами:

2а - запятая (запятые) при значении "подобно", "будучи", "так как";

2б - запятая (запятые) при наличии указательного слова, при оборотах как и..., как правило и под., не кто иной, как ... и под.;

2в - запрет на запятую при значениях обстоятельственном, "приравнивания", "в качестве";

2г - запрет на запятую, если оборот входит в состав именного сказуемого или является обязательным определением;

2д - запрет на запятую, если оборот является фразеологическим или устойчивым сочетанием или перед ним имеются слова не, совсем и др.

3. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях:

За - запятая между простыми частями;

3б - точка с запятой между простыми частями;

Зв - тире перед союзом и перед последующей частью;

Зг - запрет на запятую между простыми частями.

4. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:

4а - запятая (запятые) при придаточных частях;

4б - запрет на запятую между придаточными частями;

4в - запятая или запрет на запятую на стыке союзов;

4г - запрет на запятую при оборотах, не являющихся придаточными.

5. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях:

5а - запятая между простыми частями;

5б - точка с запятой между простыми частями;

5в - двоеточие между простыми частями;

5г - тире между простыми частями.

6. Знаки препинания при передаче чужой речи:

6а - оформление цитат разного вида;

6б - оформление прямой речи;

6в - другие случаи употребления кавычек;

7. Знаки препинания при вводных и вставных компонентах:

7а - запятая (запятые) при вводных словах, словосочетаниях, предложениях;

7б - скобки или тире при вставных предложениях;

7в - запятая (запятые), восклицательный знак при обращении и других компонентах,

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

присутствующих в предложении на разрыве синтаксической связи".

8. Знаки препинания в предложениях с однородными членами:

8а - запятая или точка с запятой при однородных членах, не связанных союзами или связанных противительными союзами;

8б - запятая или запрет на запятую между определениями;

8в - запрет на запятую между однородными членами, связанными одиночными соединительными или разделительными союзами;

8г - двоеточие или тире в предложениях с однородными членами.

9. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами:

9а - запятая (запятые) или запрет на запятые при определениях - распространенных или одиночных;

9б - запятая (запятые) при распространенных приложениях;

9в - тире при определениях и приложениях;

9г - запятая (запятые) или запрет на запятые при обстоятельствах;

9д - запятая (запятые) или тире при уточнениях, пояснительных или присоединительных членах предложения.

10. Сочетание знаков препинания:

л/з - лишний знак.

Приложение 2

Современная русская пунктуация 5

Что такое пунктуация?

Во-первых, это система внеалфавитных знаков. Во-вторых, это правила употребления знаков препинания, зафиксированные в официальном своде (см.: Правила русской пунктуации и орфографии. - М., 1956; Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке:

Справочник для работников печати. - М., 1988; Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1994 и др. изд.). В-третьих, это раздел языкознания, занимающийся изучением закономерностей современного правописания (в синтаксически-пунктуационном аспекте).

Каково назначение пунктуации?

По словам А.Б. Шапиро, назначение пунктуации в следующем: "Пишущий должен твердо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приемами он должен для этого воспользоваться".

Каковы функции знаков препинания?

В современной русской пунктуации употребляются 11 знаков препинания:

. , ? ! ... ; : - ( ) " " абзац

Знаки препинания выполняют две функции:

1) отделения - одиночные знаки препинания . ; ! ? ...

2) выделения - двойные знаки препинания: ( ) " "

Кроме того, в современной русской пунктуации имеются еще и многофункциональные знаки препинания: , и - : они выполняют и отделяющую, и выделяющую функцию. Все знаки препинания выполняют смыслоразличительную функцию:

Он приедет? Он приедет!

Он встретил жену брата и мать.

Он встретил жену, брата и мать.

Бабушка сердилась: {- ,} внучка капризничала.

Задание. Укажите смысловые отношения между частями в последнем предложении, если на границе частей стоит: а) двоеточие, б) тире, в)запятая.

Каковы теоретические основы русской пунктуации?

В значительной степени наша пунктуация строится на синтаксической основе (вспомните формулировки пунктуационных правил). Но это не означает, что пунктуации копирует структуру предложения, подчиняясь ей: структура предложения сама обусловлена смыслом высказывания, так как исходным моментом для строения предложения и выбора знаков препинания в нем является смысловая сторона речи.

Кроме того, в пунктуационном оформлении речи есть случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами:

Ходить долго - не сможет.

Ходить - долго не сможет.

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

В этих предложениях тире ставится по интонации, которая выражает смысл.

СМЫСЛ + СТРОЕНИЕ + ИНТОНАЦИЯ в совокупности влияют на расстановку знаков препинания в предложении; как утверждает Г.П. Фирсов, "в основе пунктуации лежит смысл, выраженный через синтаксическую структуру и интонацию".

В некоторых случаях знаки препинания являются единственным средством выражения смысловых отношений, которые не могут быть выражены в письменной речи иными способами - грамматическими или лексическими:

Молодежь ушла, на вечере стало скучно. - Перечисление явлений.

Молодежь ушла: на вечере стало скучно. - Указание на причину того, о чем сказано в I предложении.

Молодежь ушла - на вечере стало скучно. - Во 2-й части указывается следствие того, о чем сказано в 1-й части.

Но есть случаи, когда три этих основания - смысловое, структурное и интонационное - могут не совпадать, и при этом возникает опасность постановки или, наоборот, отсутствия знака препинания - неправильного заполнения пунктуационной позиции, пробела в тексте.

Распространенной ошибкой при этом является "лишний знак". Это грубая пунктуационная ошибка, которая встречается на месте дыхательной паузы в распространенных предложениях или в тех местах, где структура и интонационное оформление предложения не совпадают.

Что такое пунктуационная норма?

Это обязательное употребление знаков препинания в соответствии с пунктуационными правилами. Ей свойственны такие качества, как устойчивость, общепринятость, обязательность, традиционность и привычность. Лишь пунктуационно правильно оформленная письменная речь может быть понята читающим так, как хотел этого написавший.

Но правила пунктуации в письменной речи не всегда соблюдаются строго. Допустима вариантность в постановке знаков препинания (например, , ; - или : в бессоюзном сложном предложении) при условии соблюдения одной или другой пунктуационной нормы (см. примеры выше).

Допустимо ситуативное, контекстуально обусловленное использование знаков препинания / например, запятые при контекстуально однородных определениях: Горький, всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры заполнял лес (М. Шолохов).

И вариативная, и ситуативная пунктуация является нормативной; наряду с нею существует ненормативная пунктуация, связанная с понятием авторских знаков препинания. Такая пунктуация образует слог писателя, помогает ему создать характерный эмоциональный строй речи. Но индивидуализация в использовании знаков препинания возможна лишь в пределах общепринятых значений и функций знаков препинания (безграмотное письмо не входит в понятие "авторская пунктуация").

Задание: обнаружьте позиции лишнего знака в предложениях и объясните, почему здесь нельзя ставить запятые.

1. Вместе с тем для античного мировосприятия космическое совершенство проявлялось и в неисчерпаемости земного бытия (В.Ф. Мартынов). 2. Почти три века шли тюльпаны с жаркого юга в страны холодных ветров и лишь в XVIII столетии достигли Голландии (В.С. Моложавенко). 3. В громком жизнерадостном гомоне чаек Никита ощутил приближение тепла и лета и завершение затянувшейся на два лишних месяца экспедиций. 4. Там сплошным пышным ковром покрывает камни ярко-зеленый от вечной сырости мох. 5. Величайший поэт античности Гомер опоэтизировал природу. 6. Внешним образом она никак не выражала своего нерасположения ко мне, но я чувствовал его и, сидя на нижней ступени террасы, испытывал раздражение (А.П. Чехов).


--------------------------------------------------------------------------------

1 См. приложение 1.

2 См.: Михалевич М. А. Приемы работы при обучении пунктуации. Борисов С.Г. Лишние знаки препинания в работах учащихся Х класса вечерней школы // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: Пособие для учителя / Авт.-сост. В.Ф. Иванова, Б.И. Осипов. - М., 1995. - С. 336 и 338-339.

3 Коэффициент пунктуационной трудности текста мы вычисляем так: количество пунктуационной позиций в данном тексте делим на количество предложений. Например, 99 : 25 = 3,9.

4 См. приложение 2.

5 Некоторые примеры заимствованы из статьи Л.А. Тростенцовой "Изучение бессоюзного сложного предложения как контекстуального явления" (Русский язык в школе. - 1977. - N 1).

стр. 39

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Ф. Казакова, Пунктуация в старших классах. Первые занятия: диагностика умений, обучение самоконтролю // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205318057&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии