"...И бездны мрачной на краю..." (К вопросу о преподавании поэзии в школе)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. Волченко

И.Ф. Гербарт, говоря о роли знаний в развитии личности школьника, отмечал, что "знания развивают не только ум, но и нравственность учащихся. Особенно остро этот вопрос стоит на уроках литературы, и здесь важно все: подбор художественных произведений, направление их анализа, соотношение эстетического и идейно-нравственного в произведении и многое другое. А ведь русская литература, как никакая другая, теснейшим образом связана с политическим, экономическим и прочими состояниями общества. Каждый виток развития литературного процесса вплотную зависит от событий, будоражащих страну.

И поэзия - самый мобильный род литературы - быстрее других родов откликается на происходящее. В дни потрясений "большая" проза не поспевает за событиями, вперед выходят очеркисты, рассказчики и - поэты. И некоторым из них кажется, что новое нужно и изображать по-новому, как-то необычно, оригинально. Все происходит чрезвычайно закономерно: социальный взрыв - как следствие - взрыв литературный, когда "новое" пытается смести "старое" и на обломках, а порой и на пустом месте построить что-то свое, небывалое ранее.

Наше время - конец XX в. - время потрясений и революций. Наступившая внезапно свобода не стала осознанной необходимостью, а не превратилась в разнузданный беспредел. К сожалению, ничего нового в современной поэзии изобрести не удалось: были и метафористы (есенинские метафоры, пожалуй, будут покруче нынешних), были и иронисты, и концептуалисты, и традиционалисты - все было: и знаки препинания отменяли, и слова новые создавали, и в желтых кофтах ходили, были и "вне жанра", и в жанре... Но, может, в нашей поэзии сегодня главное все-таки не форма, а содержание?

...не

терпеливое над грудой трупов

похотливое но все же есть на

свете справедливость карканье

ворон каркан кар захлебывающееся в

разливе нефти

(А. Карвовский)

Ты дрянь.

Ты спишь с моим басистом

и играешь в бридж с его женой...

Тебя снимают все подряд,

и тебе это лестно... Но готова

ли ты к 502-му аборту?

(И. Науменко)

Соседка за стеною. А диван

скрипит, как черт, скрипит, как угорелый...

Мы тыкались друг в друга неумело

под пение сестер Лисициан.

(Т. Кибиров)

А тетя выпивши. Не трогайте. Пускай блюет

сквозь версты года. А дядя выпивши. Не

трогайте. Пускай с ножом резвится.

(Л. Завальнюк)

Конечно, во-первых, подборка сделана мной предвзято. Предвзято, потому что она взята из "Юности", которую листает 13 - 16-летний читатель. А читатель этот по природе своей, чисто физиологически, пока еще должен быть романтиком. И вот так им - "мордой в грязь"... Во-вторых, конечно, понятно, что "поток сознания" имеет право на жизнь, но только если есть это самое "сознание", а кроме того, этот поток должен быть читаем, должен быть интересен.

стр. 11


--------------------------------------------------------------------------------

Поэтому особенно важно в наше неспокойное время научить ребят хорошо разбираться именно в поэзии, ведь писать подобное все равно будут, читать это все равно придется, но вот воспринимать и оценивать ребята должны уметь соответственно, отличая зерна от плевел. Литература в России испокон веку была и молитвой, и прокламацией, и социологическим исследованием, и исповедью, и очерком нравов. И именно поэтому важно научить ребят ориентироваться в поэтическом мире, помочь почувствовать гармонию слов и мыслей, дабы, понимая чужое слово, учились передавать свои ощущения и мысли. Важнейшим элементом работы считаю развитие творческих возможностей ребенка. Но всякое творчество зиждется прежде всего на знании, прочном и глубоком.

В преподавании литературы особенно необходимым является доведение уровня знаний учащихся до стадии "знание- трансформация" (1-й уровень - знакомство, 2-й - воспроизведение, 3-й - умение (по образцу), 4-й - трансформация), когда полученные и усвоенные знания помогают им ориентироваться и принимать решения в творческих ситуациях.

Установлено, что человеку свойственны два вида мышления: конвергентное, которое аккуратно и, так сказать, систематически стремится к получению ответа, и дивергентное, центробежное, устремляющееся одновременно в нескольких направлениях и стремящееся не к какой-либо заданной цели, а к поискам новых путей.

Творческие личности избегают старых решений. Основной чертой творческой деятельности является создание нового, способность выйти за рамки установленных образцов и правил.

Творческие способности детей можно развивать не только на специальных уроках, а вводить развивающие элементы на всех уроках. Даже простое коллективное чтение может стать увлекательной игрой в открытия. Читая любое произведение, сделай каждое слово открытием.

V класс. В. Астафьев "Васюткино озеро". "...Осинник за ночь разделся почти донага. Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали темно-красные листья. Вода в речке заметно прибыла. Лесная жизнь примолкла". Почему листья похожи на свеклу? - Дети почувствовали, что мальчик голоден, он хочет есть, следовательно, на озеро смотрит не автор, а мальчик, мы видим озеро глазами мальчика. Значит, слова подобраны не случайным образом, передают не только информацию, но и ощущения, впечатления, даже желания...

Такой комментарий развивает воображение, заставляет занимать активную читательскую позицию, внимательно относиться к каждому слову в тексте.

Так, анализируя очень небольшие фрагменты художественных текстов, ученики постепенно овладевают элементарными навыками лингвистического анализа языка литературного произведения. Такая работа, естественно и органично включенная в процесс обучения, воспитывает внимательное отношение к слову, к образной стороне художественного высказывания. Готовность ребенка к проведению лингвистического анализа, очень небольшого по временным затратам на уроке, в дальнейшем может стать той основой, на которой можно организовать целостный анализ произведения, проводить разнообразную исследовательскую работу с художественным текстом.

Художественное мышление - это в большой степени ассоциативное мышление. Давно занимаясь развитием ассоциативных способностей, убедилась, что это не только позволяет ребятам приблизиться к пониманию замысла произведения, но и помогает в написании собственных текстов. Работу с ассоциациями тоже можно начинать с малых форм. Мои дети любят такой вид работы:

- даю слово (либо словарное, либо то, в написании которого ошиблись многие),

- предлагаю подобрать к нему ассоциации,

- выбираем два-три из них,

- "собираем" в предложение (например, в V классе - в бессоюзное сложное, это и великолепная пропедевтика),

стр. 12


--------------------------------------------------------------------------------

- добавляем эпитет,

- смотрим, что изменилось,

- пробуем переделать в строчки стихотворения - что теперь изменилось?..

При определенном навыке такая работа занимает не более 5 - 7 минут, но создает настроение, создает урок.

Например, работаем со словом карнавал. Ассоциации можно подобрать только к данному слову ("солнышко"), можно к каждому следующему слова ("цепочка").



Составляем предложение с 3 любыми словами из ассоциативного ряда, предложение должно быть, например, осложнено деепричастным оборотом: Карнавал бушевал на корабле, море улыбалось, глядя на танец своей звезды.

Вводим в это предложение, например, оксюморон. Карнавал тихо бушевал на корабле, море грустно улыбалось, глядя на танец своей звезды.

Рифмуем это предложение:

Карнавал на корабле.

Весело тебе и мне.

Грустно морю улыбнулись,

Звезды в танце покачнулись...

Эта небольшая по затратам времени работа позволяет решить сразу несколько задач: словарная работа становится более интересной, проводится пропедевтика синтаксиса, обогащается лексикон, развиваются воображение и речь, закрепляется знание литературоведческих терминов.

Учеников же порой трудно побудить выучить термины, понять их значения, и уж тем более использовать в своих ответах и сочинениях. И часто это происходит только оттого, что ребенок не научился распознавать данное явление в тексте, а этому можно научиться лишь благодаря неоднократной самостоятельной работе с понятиями. Начинаю такую работу с небольших поэтических разминок, аналогичных приведенной выше работе с ассоциациями. Заслушиваем отрывок, определяем, какой художественный прием лежит в основе создания текста, анализируем его значение для восприятия авторской позиции, иногда пробуем создать свой текст с использованием данного приема. Причем часто такая разминка является началом обсуждения большой темы. Например, приступая к изучению темы "Система образов в романе "Отцы и дети" Тургенева", в начале урока рассматриваем отрывок из "Евгения Онегина" (гл. 2, строфа XIII):

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой...

Какой художественный прием лежит в основе создания этой строфы? (Антитеза.) Какое отношение этот прием имеет к теме урока?

Дети начинают сравнивать героев романа, обнаруживают, что каждый из героев в чем-то противопоставлен автором главному герою:



Таким образом, делаем вывод, что антитеза является основой создания системы образов романа, анализируем причину именно такого построения системы, ее значение для понимания смысла названия романа и его идейной сути...

С V класса провожу и такие разминки: сочинить буриме или акростих. Позднее усложняем эту работу - выполнить условие: сочиняя, использовать определенный художественный прием. Например, написать посвящение А.С. Пушкину, используя оксюморон, метафоры, градацию:

стр. 13


--------------------------------------------------------------------------------

А - Ax, Александр Сергеевич,

Л - Легко ль, пронзая даль веков,

Е - Едва узнав стихов волненье,

К - Коснуться прелести грехов,

С - Смущаясь страсти вдохновенья!

А - Архивы мыслей вороша,

Н - Надежду завлекая в гости,

Д - Дарить шедевры не спеша,

Р - Решительно, - и ничего нет проще!

П - Пусть выстрел, пусть метель,

У - Удачи затерялся след...

Ш - Шагов неслышная капель

К - Коснется паутины бед...

И - И стон, и крик, и боль, и слезы

Н - Невольно воскрешают ваши грезы!..

Такие разминки не просто развивают творческие способности детей, они развивают литературоведческую зоркость, учат не только обнаружить изобразительное средство, но и понять, что дает его использование.

До IX класса идет, по сути, накопление базы терминов. В IX классе, когда дети уже должны уметь элементарно проанализировать стихотворение или фрагмент прозы, владение терминами становится осознанным. Не секрет, что в школах очень плохо со справочной литературой. Мы выходит из этого положения так: каждый ученик оформляет лист- термин.

На альбомном листе должно быть следующее: 1) определение понятия (у каждого свое); 2) пример использования данного приема из художественного произведения (из справочника примеры брать нельзя); 3) краткое пояснение целесообразности использования данного приема в этом тексте; 4) возможны иллюстрации.

Например:

ЛИТОТА - один из основных тропов художественной речи, преуменьшение. Литотой называется также стилистический прием двойного отрицания (небезуспешный, небезнравственный).

Примеры: 1. Тише воды, ниже травы.

2. Коляска легка, как перышко.

3. Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить... (Некрасов.)

4. Несмотря на то, что она была отчасти тяжеловата, сделалась вдруг тонее, стала похожа на легкий пух, который вот так и полетит на воздух от дуновенья. (Гоголь. "Мертвые души".) Литота характерна для поэтики эпического фольклора, поэзии романтизма, жанра сатиры (Гоголь, Салтыков- Щедрин). Литота противоположна гиперболе...

(Овчинникова Е., Х кл.)

Сшиваем листы в своеобразный справочник, которым можно пользоваться и на уроке, и при подготовке домашнего задания. По этим же листам проводим и разминки. Тогда разминку проводит автор листа. Иногда разворачиваются мини-дискуссии, если в тексте задействовано не одно художественное средство, - какое из них основное, почему? "Справочник" оформляем обложкой, даем яркое название, например "Альманах "Шестое чувство"".

Многие ребята (по желанию) выполняют и такое задание: в творчестве одного или нескольких поэтов найти стихи разных жанров, оформить в книжечку "Жанры лирики": 1) определение жанра; 2) стихотворение данного жанра; 3) возможны иллюстрации.

Эти книжечки тоже могут служить справочниками.

Нелегко детям, не чувствующим прелести поэтического слова, читать стихи. Чтобы увлечь поэзией или дать возможность хотя бы пролистать сборник стихов, предлагаю следующие задания, которые мы условно называем "разговор с поэтом": 1) задать вопрос поэту (по биографии, творчеству, общественно-политическим, этическим проблемам); 2) найти в его стихах ответ или строки, могущие стать ответом; 3) возможны иллюстрации.

На уроке мы вступаем в диалог с поэтом: ребята задают свои вопросы, дают классу возможность ответить, затем предлагают свой вариант ответа.

Вообще, ничто так полно не может дать понять учителю, насколько ученик осознал произведение, как рисунок. Поэтому мы рисуем (карандашами, красками, ручками, мелом на альбомных листах, тетрадных, обрывках, кусочках) ил-

стр. 14


--------------------------------------------------------------------------------

люстрации к стихам, своеобразный герб лирического героя, символ стихотворения или творчества, цветовую гамму...

Таким образом дети исподволь готовятся проводить в IX классе целостный анализ стихотворения. Важно дать понять ученикам, что следует помнить о нерасчленимости содержания и формы произведения. Форма является средством передачи содержания. Каждый отдельно взятый элемент формы (сюжет, пейзаж) выражает ту или иную идею автора.

Анализ содержания включает: 1) анализ жизненного материала, использованного автором, круг затронутых тем (тематику); 2) круг проблем, волнующих автора (проблематику); 3) эмоциональное отношение поэта к изображаемому - от героики до сатиры; 4) авторскую идею.

Идеей определяется авторская позиция. Но форма ее выражения может быть различна. Авторская позиция может выражаться прямо, в авторских высказываниях, и косвенно, в выборе места действия, композиции, изображении пейзажа и т.п.

Анализ формы лирического произведения:

1) жанровая форма;

2) особенности структуры;

3) строфика, ритм;

4) доминирующее настроение, движение настроения;

5) сквозной образ;

6) лексика (тропы, поэтизмы);

7) синтаксис (сравнения, эллипсы);

8) характеристика лирического героя;

9) степень типизированности выражения чувства;

10) соотнесение бытовых и психологических, отвлеченных и прочих понятий.

При анализе отмечаются характерность исследуемого элемента для данного писателя (или для целого направления), идейное значение исследуемого элемента. Все элементы формы объединены в систему изобразительно- выразительных средств. Эта система определяет стиль произведения (как индивидуальный, так и характерный для направления).

В Х классе становится возможным системное проведение лабораторных работ исследовательского характера на основе полного или частичного анализа произведения. Хотя такая работа возможна и в средних классах, но в Х классе она становится более самостоятельной, с минимумом наводящих вопросов. Очень продуктивно проходит сопоставительный анализ текстов одного автора, разных авторов (лучше эта работа идет в парах, тогда каждый ученик будет вовлечен в работу). Сопоставление позволяет выявить своеобразие каждого писателя, развивает внимание к слову, позволяющее впоследствии отличать одного автора от другого. Кроме того, сопоставительная работа учит ребят не только самостоятельно делать выводы, но и обоснованно доказывать свою точку зрения.

Возможна такая схема проведения сопоставительного анализа:

1) постановка задач (учитель);

2) восприятие текстов для сопоставления (ученики);

3) собственно сравнение (ученики самостоятельно или совместно с учителем);

4) выводы, обсуждение результатов анализа (ученики);

5) обобщение, дополнительные сведения, корректировка (учитель).

Инструкция учителя к проведению лабораторной работы может содержать как вопросы для анализа каждого произведения в отдельности и для сопоставительного анализа, так и просто общее задание: сравнить, разрешить проблему. Начинать нужно с заданий, имеющих направляющие вопросы, которые показывают учащимся логику сравнительного анализа, учат способам проведения сопоставления. Тексты на первом этапе желательно брать ограниченные, это облегчает задачу учащимся, концентрирует внимание на особенностях данных произведений и не позволяет делать отвлеченные выводы, а сопоставление

стр. 15


--------------------------------------------------------------------------------

больших произведений лучше начинать с предварительного анализа каждого текста в отдельности.

Введение новых понятий можно также организовать через лабораторную работу, опираясь на уже имеющиеся знания. Так, понятие импрессионизма впервые возникает в Х классе. Это сложное направление в искусстве, и усвоить понятие о нем будет проще, если привлечь не только литературный материал, но и материал других видов искусств. Работу можно организовать так:

1) дети получают репродукции картин импрессионистов и художников-классиков, сравнивают манеры их письма, выявляют основные черты импрессионизма;

2) затем они прослушивают музыкальные фрагменты К. Дебюсси и классической музыки, определяют основные черты музыки импрессионистов;

3) на следующем этапе ученики получают стихотворение А. Фета "Шепот..." и аналогичное по теме стихотворение А. Пушкина; выделив отличительные особенности манеры Фета, объединяют уже имеющиеся черты импрессионизма в живописи и музыке, выводят определение импрессионизма как направления в искусстве.

Очень заинтересованно дети участвуют и в проведении эксперимента по восстановлению стихотворного текста. Каждая пара получает свой текст с пропущенными словами, подбирает возможные варианты, обосновывает значения подобранных слов для выявления роли этого эпизода в произведении. Затем сравнивает свой вариант с оригиналом, проводит сопоставительный анализ авторского и своего текстов. Например, восстановить отрывок стихотворения А. Фета "Шопену":

Ты..., ты предстала,

Снова сердце ...

Под... звуки

То же счастье, те же муки,

Слышу... руки -

Ты еще со мной!

(Мелькнула, задрожало, чарующие, трепетные.)

При выполнении таких заданий нужно дать детям подсказку: определить размер стиха, тогда будет сохранен ритм и ограничено количество возможных вариантов.

Мои ученики с удовольствием создают стилизованные тексты (такую работу лучше организовывать в группах по 3 - 4 человека). В тексте должны быть отражены черты характера, язык героя, сохранены особенности поэтики автора.

Ночь (стилизация по Фету)

Звезды... Луна... Вспомни меня...

Ночь серебристую... Жди у окна -

Фея придет,

Сказку расскажет чистую...

Белая ночь, светлая дочь

Дня бесконечного,

Будет сверкать, ярко сиять,

Милая, вечная!

Знает - не знает,

Ответа не скажет

Юная...

Спи-засыпай, ночь не ругай,

Ты ведь такая умная!

Ночь ждет рассвета.

Теплое лето.

Ярко-пурпурный купол небес.

Слезки-росинки.

Ромашки-снежинки.

Звон колокольчика.

Звезды... Луна...

Помни меня...

(Овчинникова Е., Х кл.)

Обязательна защита своей работы (анализ своего текста, выводы, внесение исправлений по ходу анализа). Такой вид работы учит еще и проверять свои сочинения, что, как известно, вызывает большие затруднения практически у всех детей, а главное - вносить коррективы в собственный текст.

Использование этих и подобных форм и приемов организации работы на уроках изучения поэзии позволяет получить хорошие результаты при подготовке ребят к экзаменам и развивает способность просто по-человечески наслаждаться поэзией.

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

В наше время, когда информационный поток настолько мощен, настолько противоречив и разнороден и по нравственному, и по художественному наполнению, что ученик может просто-напросто потерять ориентацию и в конце концов будет потерян для общества, а поэзия, как ничто другое в мире, способна проникнуть в сердце, тронуть душу, завладеть умом; и задача учителя - помочь Поэзии и Ученику найти друг друга, чтобы не кончалось это Вечное:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

стр. 17

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. Волченко, "...И бездны мрачной на краю..." (К вопросу о преподавании поэзии в школе) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317945&archive=1205324210 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии