О РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. И. Формановская

Речевой этикет - это этикет, т.е. правила обхождения людей друг с другом, воплощенный в речи. Это приветствие и прощание, обращение, благодарность и извинение и многие другие речевые проявления этикета. В узком смысле это определенная сумма ситуаций и выражений, употребляемых в каждой ситуации, в широком же смысле - обхождение людей друг с другом охватывает все наше общение.

Что особого в наших обыденных "здравствуйте", "извините", "спасибо" ... Мы ведь употребляем это, почти не замечая. Однако замечаем, притом болезненно реагируем, если по отношению к нам кто-то другой этого не употребил в подходящей ситуации: не сказали спасибо, не извинились - как неприятно, как тяжело становится на душе! И ведь не даром слово "пожалуйста" названо волшебным. Так в чем же здесь дело, в чем "сила" речевого этикета, если вполне примелькавшиеся выражения оказывают на нас такое воздействие? Попробуем разобраться и напомним, кстати, что существует множество книг и пособий по русскому речевому этикету как для иностранцев, изучающих русский язык, так и для русских читателей. Перечислим лишь некоторые: А.А. Акишина, Н.И. Формановская. Русский речевой этикет. М., 1974 и послед, изд.; модификации этого учебного пособия для лиц, говорящих на английском, немецком, французском, итальянском, вьетнамском и др. языках; А.А. Акишина, Н.И. Формановская. Этикет русского письма. М., 1981 и послед. изд.; Н.И. Формановская. Употребление русского речевого этикета. М., 1982 и послед. изд.; Н.И. Формановская. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1982, 1987; Н.И. Формановская, Э. Сепеши. Русский речевой этикет в зеркале венгерского. М., 1986; Н.И. Формановская, П. Тучны. Русский речевой этикет в зеркале чешского. М., 1986; есть ряд популярных книг, рассчитанных на носителей русского языка: В.Е. Гольдин. Речь и этикет. М., 1983; Н.И. Формановская. Вы сказали: "Здравствуйте!". Речевой этикет в нашем общении. М., 1982 и послед, изд.; Речевой этикет и культура общения. М., 1986. Для россиян, изучающих иностранные языки, выпущены пособия, представляющие русско-немецкие, русско-французские, русско-итальянские, русско-испанские соответствия этикетных формул и выражений. Проблемы теории и практики речевого этикета отражены в ряде других книг, статей, диссертаций. В 1999 году в Кемерово вышел замечательный двухтомный словарь А.Г. Балакая "Доброе слово. Словарь-справочник русского речевого этикета и простонародного доброжелательного обхождения". Сейчас в Москве готовится новое издание, будем надеяться, большим тиражом.

Речевой этикет, как упоминалось, связан с понятием этикета, которое определяется следующим образом: "ЭТИКЕТ - фр. /.../ ярлык, этикетка - совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда)" (Словарь по этике. М., 1981). Этикет, по определению, диалогичен: он отражает ту часть действительного мира, которая связана с человеком в его отношении к другим людям (обхождение с окружающими) и к этикетно значимым вещам (одежда, прическа и т.д.). Как видим, в определении этикета в Словаре по этике совмещены неречевые и речевые проявления, что характерно, поскольку словесные и "вещные" этикетные отношения в процессе общения, как правило, взаимодействуют. Ср.: "- Я люблю, как дядя Павел наклоняется ко мне и берет мою руку в свою, большую и теплую, и улыбается, и хрипло и ласково говорит: - Здравствуй, Человек!" (В. Драгунский). Однако в центре нашего внимания будет именно речевой этикет.

Словарь по этике относится к типу философских (этика - раздел философии), поэтому можно сказать, что понятие этикета изучается в философии.

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

Этикет исследует и семиотика - теория знаковых систем: этикетные знаки с их значениями рассматриваются с точки зрения отражения взаимоотношений и взаимодействий людей в обществе и в общении (семантика этикетных знаков), с точки зрения сочетания этикетных знаков в диалогах, текстах (синтактика этикетных знаков), с точки зрения говорящего, его оценки и выбора знака в конкретной ситуации, для конкретного адресата (прагматика этикетных знаков).

Этикет изучается в этнографии с точки зрения быта, строения семьи, общества, ритуалов, обрядов, обычаев, поведенческих традиций и т.д., как правило, национально специфичных. Ср. ритуалы отпевания умершего, заговор от болезни, величание невесты и мн. др. Приведем пример ритуальных проводов мальчика на первую охоту на морского зверя, равную у нивхов посвящению в мужчины: "Провожала его только мать, и только мать, и то, не сказав вслух ни слова о предстоящем плавании и не дойдя до бухты, попрощалась. "Ну, иди в лес!" - нарочито внятно сказала она сыну, при этом не глядя на море, а глядя в сторону леса: "Смотри, чтобы дрова были сухие, а сам не заблудись в лесу!" Это она говорила для того, чтобы запутать следы, оберечь сына от кинров - от злых духов" (Ч. Айтматов).

Обратимся к пониманию этикетных знаков в следующем примере: "Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые" (П. Бажов). Информация "а по косе видать - девка" - несомненно этикетного характера. Это этикетный социальный знак принадлежности к "девкам", т.е. незамужним женщинам. "Рано мою косоньку на две расплетать" - рано меня, девицу, замуж отдавать. Стало быть, старорусские обычаи причесываться определенным образом имели этикетное значение: девица с одной косой могла позволить себе одни манеры и способы поведения (плясать с парнями на гулянках, принимать ухаживания и т.д.), особа с двумя косами, оплетенными вокруг головы, имела совершенно иной статус и разрешенные формы поведения. В приведенном отрывке из художественного текста и другая богатая информация. Прежде всего, о времени описываемого эпизода - оно ушедшее, старое; во-вторых, о месте действия и социальной среде - это не город, скорее, деревня, деревенский обиход, девица принадлежит, возможно, крестьянской среде (так запечатлевает народное сознание в уральских сказах облик волшебный и царственный - Хозяйки медной горы).

Этикет возник в древнейшие времена как правила упорядочения общественной жизни. Исследователи отмечают, что сведения об этикете содержатся уже в "Поучениях Кагемни фараону Снофру", которым пять тысяч лет. Этикетные правила охватывают разрешения и запреты, организующие в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, имей совесть и т.д. и т.п. Правила поведения петровских времен "Юности честное зерцало" были переизданы трижды.

Этикетные знаки несут информацию и об иерархическом устройстве общества. Ср. описание Марко Поло (XIII-XIV вв.) пира при дворе монгольского хана Хубилая: "На пиру великий хан за столом сидит вот как: его стол много выше других столов; садится он на северной стороне, лицом на юг; с левой стороны возле него сидит старшая жена, а по правую руку, много ниже, сыновья, племянники и родичи императорского роду; а головы их приходятся у ног великого хана; а прочие князья садятся за другие столы, еще ниже. Жены рассаживаются точно так же. Жены сыновей великого хана, его племянников и родичей - с левой стороны, пониже, а за ними, еще ниже, садятся жены баронов и рыцарей. Всякий знает свое место, где он должен сидеть по порядку, установленному великим ханом..." (Цитируется по книге В.Е. Гольдина "Речь и этикет". М., 1983.) Ср. с русским феодальным "местничеством" XIV-XV вв.

Как видим, этикет - это такие правила социального поведения, которые отражают существенные для данного общества моральные и этические нормы, связанные как со статусными и ролевыми признаками общающихся, так и с их социально значимыми биологическими признаками

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

(мужчина - женщина, старый - молодой). Этикет вырабатывает нормы поведения, общения, способы и приемы исполнения, демонстрации этих норм и вещественные атрибуты такой демонстрации.

Этикетных знаков великое множество, они непрерывно развиваются вместе с развитием общества, несмотря на устойчивость и консерватизм, на смену одним приходят другие. Само же слово этикет возникло при дворе Людовика XIV и сообщало главным образом о правилах придворного церемониала. Однако этикет распространяется далеко за пределы дворцового поведения и охватывает вообще всякое обхождение людей друг с другом, правила общественного поведения и социальных взаимодействий людей.

Этикет связан с ритуалом. Ритуализованное поведение можно усмотреть и в некоторых проявлениях взаимодействий особей в животном сообществе. Интересно, что исследователь поведения животных лауреат Нобелевской премии, австрийский этолог Конрад Лоренц свидетельствует 1 : животным сообществам присущи ритуалы, служащие сохранению стада, стаи, в конечном итоге вида - как неукоснительные правила совместного общежития, поведения каждого члена сообщества с точки зрения его места в иерархическом устройстве этого сообщества и соблюдения соответствующих правил, согласно своей "роли". При этом сами правила передаются как наследственные. Ритуал, по мнению Лоренца, возникает из привычки к определенным, поначалу целесообразным действиям, переходящим в обычай. Далее возникает собственно ритуал, когда движения и действия утрачивают житейскую целесообразность и становятся символическими. Так, символическими являются брачные ритуалы, когда ярко украшенные природой самцы "сражаются" за самку, однако не до смерти, а до принятия символической позы покорности. А далее Лоренц замечает, что позы покорности у животных сродни ритуалам вежливости у людей: поклоны, прижимания рук к груди и т.д. "Общественное поведение людей пронизано культурной ритуализацией до такой степени, что именно из-за ее вездесущности это почти не доходит до нашего сознания. Если захотеть привести пример заведомо неритуализованного поведения человека, то придется обратиться к таким действиям, которые открыто не производятся, как неприкрытая зевота или потягивание, ковыряние в носу или почесывание в неудобоназываемых частях тела. Все, что называется манерами, жестко закреплено культурной ритуализацией".

К. Лоренц приписывает ритуалу 3 главных функции: 1) сдерживание агрессии как запрет смертельной борьбы между членами группы, 2) удержание членов группы в замкнутом сообществе "своих", 3) отторжение членов других сообществ как "чужих". Далее мы увидим, что речевой этикет ярко отмечен именно этими (наряду с другими) сущностными признаками. Сейчас же можно сделать вывод, что в глубокую древность уходит рождение ритуалов, норм и правил социального поведения, которые присущи не только человеку, но и "братьям наших меньшим".

Ритуализованность предполагает стандарт, стереотип определенных форм поведения, в том числе и речевого. Общество для гармоничного взаимодействия своих членов вырабатывает стандартизованные нормы социального поведения, определяемые представлениями об образце, шаблоне. Поведение людей, в том числе и речевое, чтобы не быть анархичным, осуществляется в рамках неписаных (и писаных) законов, выработанных обществом в силу многократного повторения одинаковых проявлений в стандартных ситуациях. И прежде всего в общении подвергаются стандартизации простейшие, миллионы и миллиарды раз повторяющиеся проявления. Это в первую очередь отношения этикета, т.е. поддержания неантагонистических контактов в человеческом общежитии. Они обрастают стереотипами, которые усваиваются с детства в процессе воспитания и воспроизводятся в коммуникативных ситуациях. В самом деле, бытовые стереотипы общения - Сколько стоит...?, - Покажите, пожалуйста..., - Взвесьте..., - Заверните... - характерны для общения в магазине; - Вы выходите на следующей?, - Проходите вперед, там свободно и мн. др. - для общения в транспорте...


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.; Знание - сила. - 1990, - N 9, - С. 58-67.

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

Итак, речевой этикет представляет собой образец ярко выраженного стандартизованного речевого поведения. Стандартны сами ситуации знакомств, представлений, обращений, приветствий, прощаний, извинений, благодарностей и мн. др. Стандартны и выражения, применяемые в этих ситуациях, несмотря на то что говорящий ведет непрерывный выбор из обширного языкового арсенала наиболее уместного средства применительно к официальной/неофициальной обстановке общения, социальным признакам адресанта/адресата и т.д. Таким образом, в употреблении единиц речевого этикета совмещаются стандарт и творческий выбор как существенное свойство этой коммуникативной системы.

Еще раз вспомним и подчеркнем выделенные К. Лоренцом три функции ритуалов и посмотрим, как они проявляются в этикетном речевом поведении. Функцию снятия агрессии с помощью применения речевого этикета автор этих строк неоднократно испытывал на себе. Один лишь пример. Несколько лет назад возникла необходимость обсудить с коллегой ряд профессиональных вопросов, и мы договорились встретиться в центре Москвы в кафе "Артистическое", чтобы заодно и пообедать. Было немало свободных столиков, мы выбрали один и, сделав заказ, расположились со своими бумагами. Официантка принесла заказанное разом - и холодное, и горячее, в том числе и чай, а минут через 20 подошла и сказала: "Знаете чего? Я со столиков работаю, а вы тут со своими конспектами сидите. Давайте ешьте и уходите." Я ответила, что считаю это неправильным и посоветуюсь по этому поводу с руководством кафе. Официантка метнулась за портьеру, а через несколько мгновений вошла в служебное помещение и я. Там стояли три женщины в белых халатах и буквально "расстреливали" меня взглядами. Понимая, чего от меня ждут ("вы такие-сякие" в тональности ругани), я разрушила речевые ожидания и сказала: "Здравствуйте, друзья", что произвело эффект разорвавшейся бомбы. Но я продолжала: "Вы меня извините, может быть, я не права. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в ситуации, и я буду очень благодарна". Далее, сделав комплимент в адрес выбранного нами кафе, я мягко обрисовала происшедшее, в результате чего "начальство" выругало официантку, велело сменить остывшие блюда, а нам с коллегой было предложено сидеть до закрытия и посещать кафе как можно чаще. Примеров подобного рода множество.

Вторую функцию, отмеченную для ритуалов, - функцию обозначения "своих", связанную с третьей - отторжением "чужих", - можно применительно к речевому этикету продемонстрировать следующим примером из произведения Ч. Айтматова "Плаха". Герой повествования, молодой интеллигент, должен вступить в деловые (а стало быть, сначала и в речевые) отношения с главарем "гонцов" за наркотической коноплей. Известно, что этот персонаж работает носильщиком на вокзале. Текст таков: "Я подождал в стороне - пока он освободится, пока отъезжающие скроются в вагоне, а провожающие рассредоточатся вдоль состава по окнам купе. И тут он вышел из тамбура, запыхавшись, суя чаевые в карман. Этакий рыжеватый детина, этакий кот с бегающими глазами. Я чуть было не допустил оплошность - едва не обратился к нему на "вы", да еще чуть не извинился за беспокойство.

- Привет, Утюг, как дела? - сказал я ему насколько возможно бесцеремонней.

- Дела как в Польше: у кого телега, тот и пан, - бойко ответил он, точно мы с ним сто лет были знакомы".

Как видим, за естественным речевым контактом "своих" (сто лет знакомы) легко пойдут и деловые связи. Но если бы наш герой, действуя привычно-стереотипно (с незнакомым надо общаться на "вы" и особо вежливо), допустил такое, он оказался бы среди "чужих", т.е. тех, с кем контакты нежелательны, противопоказаны. В "поле" речевого этикета есть множество языковых единиц, тактик и стратегией, позволяющих в каждой ситуации общения каждому говорящему выбирать знаки опознания "своих" и "чужих". В самом деле, для одного партнера выбирается: "Привет, Валюш!", - а для другого или для этого же, но со стороны иного говорящего, или в другой обстановке общения и при других ролевых и взаимных отношениях: "Рад вас приветствовать, Валентин Сергеевич!"

Одной из важнейших функций речевого этикета является контактоустанав-

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

ливающая (контактная, фатическая). Включение и поддержание речевого контакта с собеседником осуществляется именно с помощью единиц речевого этикета. Разветвленная сеть обращений, приветствия, осведомления о жизни, делах, здоровье - все разнообразие начальных относительно текста общения реплик и все возможные варианты поддержания контакта принятым в данном обществе способом обслуживают эту функцию речевого этикета. Ср.: "- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. - Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! - Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?" (А. Чехов).

Поскольку речевой этикет ориентирован на неконфликтное общение, он обслуживает зону доброжелательных отношений партнеров. И в этом смысле он противопоставлен зоне недоброжелательства, разрыва контактов, ссоры, брани, ругани, хулы и т.п. Осуществить с помощью речи этикетное действие - это послать партнеру некое социальное "поглаживание". Это наименование вошло в психологию, психиатрию и лингвистику общения после биологического исследования (на группах крысят) результатов разного обхождения с животными. Одна группа животных вырастала в обычных лабораторных условиях, а другую группу лаборанты должны были гладить, ласкать. Когда крысята выросли, они оказались значительно здоровее, крупнее и умнее контрольных. Третья группа подвергалась ударам электрического тока, и в этих условиях крысы выросли умными и стойкими в сопротивлении среде. Однако последние были злобными, агрессивными индивидуалистами, тогда как поглаживаемые выросли добрыми, веселыми коллективистами. Человеческие сообщества могут извлечь из этого эксперимента полезные уроки. В речевых взаимодействиях роль "поглаживаний" берут на себя этикетные знаки внимания и расположения. Ср. пример из В. Солоухина (стихотворение "Здравствуйте"):

"- Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто "здравствуйте", больше ведь

мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?"

Конечно, в автоматических этикетных репликах и жестах в повседневном обиходе человек не испытывает, может быть, подобных эмоционально-оценочных нюансов, но вот отсутствие ожидаемых знаков внимания - приветствия, извинения, благодарности, поздравления и др. - воспринимается болезненно, как отмечалось.

В наибольшей степени выражают эмоционально-оценочную зону "поглаживаний" ситуации одобрение, похвала, комплимент. Потребность в одобрении исконная, природная, связанная со всем живым. Медики и психологи утверждают, что грудные младенцы реагируют на одобрение. Это же знают и владельцы домашних животных. См. из последних свидетельство профессора Л.П. Пономаревой, заведующей отделением новорожденных: "Представляете, от комплиментов младенцы розовеют! Я похваливаю всех, даже крошечных неудачников - в родах чего только не бывает..." ("Комсомольская правда", 4 марта, 1997 г.) Вот какие слова (по словарю) обозначают наши действия, когда мы хвалим другого: одобрение (одобрять), поддержка (поддерживать - перен. ), поощрение (поощрять), похвала (хвала - высок. ) (хвалить), восхваление (восхвалять - книжн. ), благословлять (высок.), славословие (славословить), славить (высок.), восславлять (высок.), прославлять, воскурять фимиам (ирон.), петь дифирамбы (книжн.), превозношение (превозносить), делать (говорить) комплимент. К этому списку мы добавили бы и лесть (льстить), поскольку петь дифирамбы и воскурять фимиам, славословить - речевые действия не менее сильные и не более искренние, чем лесть, которую относят к предосудительным. Вот что мы узнаем о лести от Эразма Роттердамского: "...Но моя лесть рождается от добродушия и простосердечия и более соседствует с добродетелью, нежели противные ей суровость и угрюмство, столь несносные и докучливые, по

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

слову Горациеву. Она ободряет упавших духом, увеселяет печальных, поднимает расслабленных, будит оцепенелых, больных исцеляет, свирепых умягчает, любящих сближает, а сблизив, удерживает в единении. Она побуждает отроков к усвоению наук, веселит старцев; под видом похвал и без обиды увещевает и научает государей. В общем, благодаря ей каждый становится приятнее и милее самому себе, а ведь в этом и состоит наивысшее счастье. Поглядите, как услужливо два мула почесывают друг другу спины. Не в этом ли состоит главная задача красноречия, еще в большей степени медицины и всего более поэзии. Лесть - это мед и приправа во всяком общении между людьми" ("Похвала глупости"). Конечно, в обыденном сознании лесть - это своекорыстная, неискренняя похвала, изобилующий комплимент, чаще нижестоящего вышестоящему, для достижения своей цели, тем не менее это тоже своеобразная похвала. Судя по характеристике Э. Роттердамского, можно сделать вывод о том, что он уравнивает лесть с одобрением, похвалой, комплиментом. Во всяком случае, цели, которые побуждают говорящего одобрять собеседника, многочисленны и разнообразны по способам выражения, их семантическим и стилистическим оттенкам. Речевому этикету в целом как зоне благожелательных, одобрительных отношений общающихся свойственна аура положительной оценки, поглаживания собеседника, контактоподдержания. Можно сделать вывод, что этикетные ритуалы исполняются в модальном ключе "я должен" - "я хочу". Долженствование ритуала обусловлено его социальной заданностью, желательность исполнения связана с созданием уз общности, благоприятной обстановки общения: "Дорогая Алла Сергеевна! От всей души хочу поздравить вас с днем рождения и пожелать вам всего самого-самого доброго!"

Итак, речевой этикет - это воплощенные в речи правила обхождения людей друг с другом, социально заданные и, конечно же, национально специфичные, о чем речь впереди.

стр. 68

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. И. Формановская, О РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317818&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии