Примерное планирование на IV четверть по русскому языку для VI класса на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. Сальникова


Уроки 157-158. Понятие о наречии.

Начинаем урок с порядка морфологического разбора наречия (вопросы к таблице см. в упр. 625).

Читаем пар. 139, составляем простой план параграфа.

Задания. 1. Записать текст под диктовку. Подчеркнуть грамматические основы и наречия как члены предложения. Выписать 2-3 наречия, произвести их морфемный и морфологический разбор. Объяснить изученные орфограммы.

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше.

(Н.В. Гоголь.)

2. Составить наречия по схемам, составить с ними словосочетания.



3. Выписать из предложения словосочетания "глагол + наречие", обозначить в наречиях морфемы.

1) Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь... 2) Утром был он у жадринского помещика; насилу с ним уговорился; потом поехал искать свидетелей между соседними помещиками. 3) Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу. 4) Слезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу. 5) Он увидел невдалеке деревушку, состоящую из четырех или пяти дворов.

(А.С. Пушкин. "Метель".)

Р. Составить текст-повествование по опорным словам: Утром, быстро, сначала, решительно, без устали, наскоро, пешком, верхом, затем, снова, скоро, бесследно, вдруг, долго, медленно, вечером.

Д/з.: пар. 139, упр. 626.

Уроки 159-160. Наречия образа действия.

Желательно начать урок с анализа творческих работ, написанных на предыдущем уроке. Учащиеся с помощью учителя смогут сделать вывод о роли наречий в речи.

Знакомимся с разрядами наречий по значению (см. пар. 140 учебника).

Составляем таблицу:

Разряд
Вопросы
Примеры












Выполняем упр. 627.

Р. Сочинение-миниатюра по опорным словам (упр. 628).

Упр. 629-633 позволяют повторить синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова, упр. 637 - 638 - фразеологизмы.

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

Устно выполняем упр. 634, затем письменно - упр. 636.

Д/з.: пар. 140, упр. 635 или 639, 640 (по выбору учащихся).

Урок 161. Наречия меры и степени.

Начнем урок с записи текста под диктовку.

Задание. Определить разряд наречий по значению. Выписать словосочетания по образцу:

Сидел (сколько?) долго - наречие времени.

Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.

(А. С. Пушкин. "Дубровский ".)

Доп. задания: указать синтаксическую функцию наречий; произвести фонетический разбор слова еще.

Выполняем упр. 641.

Р. Сочинение-миниатюра (упр. 642).

Д/з.: пар. 140, упр. 643.

Урок 162. Наречия места.

Диктант по домашнему упр. 643.

Заполняем рубрики таблицы - упр. 644.

Упр. 645 направлено на формирование орфографических умений. С этой же целью выполняем упр. 646, 647 на различение функциональных омонимов.

Упр. 650 можно использовать для диктанта с само- или взаимопроверкой.

Р. Составить текст-описание (упр. 649).

Д/з.: пар. 140, упр. 648.

Урок 163. Наречия времени.

Задание. Записать предложения, произвести синтаксический разбор.

1) Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. (Тютчев.) 2) Поутру вчера дождь в стекла окон стучал; над землею туман облаками вставал. (И. Никитин.)

Выполняем упр. 651.

Р. Упр. 652 (устно) - рассуждение на лингвистическую тему. Упр. 653 - составление текста по опорным словам и словосочетаниям.

Д/з.: пар. 140, упр. 654.

Уроки 164-165. Наречия причины и цели.

Начинаем урок с определения разрядов наречий (упр. 656) и их стилистической принадлежности.

После составления предложений с наречиями причины и цели (упр. 655) переходим к подбору наречий разных разрядов (упр. 657-659).

При выполнении упр. 660 обращаем внимание на правописание наречий, знакомим учащихся с правилом дефисного написания наречий (см. с. 220 учебника).

Диктант по упр. 662 с подготовкой.

Р. Составляем текст с неопределенными местоимениями- наречиями (упр. 663).

Д/з.: пар. 140 - повт., пар. 126, 127, 128 - повт., упр. 661.

Уроки 166-167. Степени сравнения наречий.

Задание 1. Записать предложения под диктовку. Выписать прилагательные в форме сравнительной степени, указать полную форму, обозначить морфемы. Произвести морфологический разбор слова тоньше.

1) Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше, но растения, наверное, очень крепко сплелись и хорошо держали человека... 2) Чем старше старушка [ель] на болоте, тем кажется чуднее.

(М. Пришвин.)

Выписать наречия, образовать форму сравнительной степени, обозначить морфемы.

Чтение пар. 141 с предварительным заданием найти общее и различное в образовании форм сравнительной степени прилагательных и наречий.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

Задание 2. Выписать из предложений формы сравнительной степени наречий, указать полную форму, обозначить морфемы.

Митраша по елани шел вначале лучше, чем даже раньше по болоту. Постепенно, однако, нога его стала утопать все глубже и глубже, и становилось все труднее и труднее вытаскивать ее обратно.

(М. Пришвин.)

Произвести морфологический разбор слова труднее.

Выполняем упр. 664, 665.

Задание 3. Записать текст под диктовку. Определить, какие части речи употребляются в форме сравнительной степени. Как вы различаете прилагательные и наречия в форме сравнительной степени?

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

(Ф.И. Тютчев.)

Р. Составить предложения с антонимическими парами, подчеркнуть как члены предложения слова в форме сравнительной степени. Ближе - дальше, раньше - позже, шире - уже, медленнее - быстрее.

Д/з.: пар. 141. yпp. 666.

Урок 168. Словообразование наречий.

В начале урока читаем пар. 142.

Упр. 669, 670 на определение способа словообразования наречий, упр. 671,672 на образование наречий разными способами.

Р. Составление текста по опорным словам (упр. 674).

Д/з.: пар. 142, упр. 673.

Урок 169-170. Правописание наречий.

Повторяем правило написания суффиксов на конце наречий, выполняем упр. 667, 668.

Различение функциональных омонимов: кратких прилагательных, наречий и кратких причастий - упр. 675. Обращаем внимание учащихся на написание н-нн в омонимичных формах, в том числе в кратких причастиях.

Упр. 676 на орфограмму "Н-нн в наречиях" поможет закрепить умение определять части речи словоформ на - о .

Р. Редактирование (упр. 678).

Задание на правописание ь на конце наречий. Вставить подходящие по смыслу наречия, заканчивающиеся на шипящую, объяснить написание.

Мама открыла окна ...(настежь). Юноша погнал лошадь ...(вскачь). Моя сестра недавно вышла ...(замуж). Мальчик упал ...(навзничь). Противник ударил меня по щеке ...(наотмашь).

Д/з.: выучить правила, упр. 677.

Уроки 171-172. Переход существительных и прилагательных в наречия.

Начнем урок с чтения текста пар. 144, 145 (без правил).

Учимся различать функциональные омонимы: существительные и прилагательные с предлогами и наречия (упр. 679, 680), попутно формулируем правила слитного и раздельного написания.

Р. Составление предложений с функциональными омонимами (упр. 681). Синтаксическая функция омонимичных форм - упр. 682, 683.

Задание. Образовать наречия от слов, обозначить морфемы. Пустой, чистый, рукопашный, ход, бок, левый, век, высь.

Д/з.: пар. 144, 145, упр. 684.

Уроки 173-174. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Повторяем правило дефисного написания наречий (с. 220). Выполняем упр. 685, 686.

Словарный диктант по упр. 687. Подбираем и записываем примеры в обобщающей таблице (упр. 688).

Самостоятельная работа - упр. 689.

Р. Сочинение-миниатюра "Весенний день в лесу (на даче, у озера и т.п.)" с использованием наречий.

Д/з.: выписать из орфографического словаря по 15 наречий со слитным и раздельным написанием, составить с любыми 10 словосочетаний.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Уроки 175-176. Правописание не с наречиями.

Р. Комплексный анализ текста (упр. 690).

Читаем правило (с. 219 учебника).

Тренировочные упражнения на разные случаи написания не с наречиями - упр. 691-694.

Обобщающее упражнение 695 для самостоятельной работы.

Упр. 696 - 699 - на выбор учителя.

Д/з.: пар. 143, упр. 700.

Урок 177. Р. Подробное изложение.

Готовимся и проводим изложение по тексту и вопросам упр. 704.

Урок 178. Р. Анализ изложений.

Уроки 179-180. Обобщающий урок по теме "Наречие".

Записать текст под диктовку, указать разряды наречий по значению. Обозначить в наречиях морфемы. Произвести морфологический разбор наречий сгоряча, поскорее.

Сгоряча, как раненый, - пропадать, так уж пропадать, - на авось рванулся [Митраша] еще, и еще, и еще. И почувствовал себя плотно схваченным со всех сторон по самую грудь. Теперь даже и сильно дыхнуть ему нельзя было, при малейшем движении его тянуло вниз. Он мог сделать только одно: положить плашмя ружье на болото и, опираясь на него двумя руками, не шевелиться и успокоить поскорее дыхание.

(М. Пришвин.)

Готовимся к словарному диктанту с самопроверкой (упр. 702).

Р. Упр. 703 - рассуждение на лингвистическую тему.

Задание. Расскажите о слове все, что можно. I вариант - сегодня. II вариант - тотчас

Д/з.: упр. 701.

Уроки 181-182. Понятие об имени состояния.

Начинаем урок с чтения пар. 146 и порядка морфологического разбора имени состояния (вопросы см. в упр. 705), составляем конспект параграфа.

Анализ предложений - упр. 706. Упр. 707 - определяем принадлежность к частям речи слов на - о.

Задание. Записать предложение, подчеркнуть члены предложения.

В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело, я ничего не пойму.

(Фет.)

Р. Составить небольшой текст на тему "Когда мне было страшно (грустно, весело, обидно...)".

Д/з.: пар. 146, упр. 708.

Уроки 183-184. Разряды имен состояния по значению.

Читаем пар. 147, составляем простой план.

Выполняем упр. 709 - определение разрядов имен состояния по значению, упр. 710 - составление предложений с разными по значению именами состояния, упр. 711 - морфологический разбор имен состояния, упр. 712-714 - различение функциональных омонимов: кратких прилагательных, наречий и имен состояния.

Употребление имен состояния в речи - упр. 717, правописание не с именами состояния - упр.718.

Р. Составление текста по опорным словам - упр. 719.

Д/з.: пар. 147, упр. 722.

Урок 185. Р. Сочинение-отзыв о прочитанной книге или сочинение на лингвистическую тему.

Учитель может по своему усмотрению использовать этот урок или для обучения речевому жанру отзыва (если подобная работа не проводилась на уроках литературы), или для проведения итогового сочинения на лингвистическую тему. Предложите учащимся на выбор два задания: 1) сочинение- рассуждение "Как различать функциональные омонимы?"; 2) творческая работа "Путешествие в Страну Частей Речи".

Урок 186. Р. Анализ сочинений.

Уроки 187-188. Обобщающий урок по теме "Наречие. Имена состояния".

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Р. Начинаем урок с рассуждения на лингвистическую тему - упр. 721.

Различение функциональных омонимов - кратких прилагательных, наречий и имен состояния - упр. 715, 716.

Задание. Сравнить морфемный состав и написание слов вообще и в общем. Составить с ними предложения. Объяснить разницу в лексическом значении.

Р. Сочинение-миниатюра (упр. 720).

Обобщающее упр. 724- повторение изученного: указать части речи, произвести морфологический разбор слов разных частей речи по выбору учителя или учащихся.

Д/з.: упр. 723.

Урок 189. Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливал короткими лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторять, - я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. Все было впустую. (110 слов.)

(В. Распутин.)

Дополнительные задания

1. Синтаксический разбор: I вариант - 1-го предложения; II вариант - 5-го предложения.

2. Морфологический разбор: I вариант - легко ; II вариант - быстро.

3. Морфемный разбор: I вариант - прекрасно, очередями; II вариант - бессильно, впустую.

4. Подписать разряд наречий по значению.

5. Выписать наречия, содержащие орфограммы, объяснить правописание.

Урок 190. Анализ контрольного диктанта.

ПОВТОРЕНИЕ (14 ч)

Уроки повторения учитель может построить, исходя из особенностей класса, необходимости повторить те или иные темы, специфики преподавания.

Мы предлагаем примерные темы обобщающего характера, отражающие основные темы курса VI класса, а также некоторые задания, которые учитель может использовать по своему усмотрению.

Уроки 191-192. Систематизация изученного о существительном, глаголе, прилагательном, числительном, наречии, имени состояния.

Уроки 193-194. Морфемный состав слов разных частей речи.

Уроки 195-196. Синтаксическая функция слов разных частей речи как основа различения функциональных омонимов.

Уроки 197-198. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

Уроки 199-200. Правописание окончаний существительных, прилагательных, наречий.

Уроки 201-202. Не с существительными, прилагательными, наречиями, именами состояния.

Уроки 203-204. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи.

Задание 1. Записать текст под диктовку. Р. Определить тип и стиль речи, аргументировать свой ответ.

Подписать части речи. Выписать по одному существительному, прилагательному, числительному, наречию для морфологического разбора.

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было только десять лет с хвостиком. Он был коро-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

тенькии, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный (76 слов).

(М. Пришвин.)

Задание 2. Подобрать однокоренные слова разных частей речи, обозначить морфемы.

Верх -

Крепкий -

Два -

Общий -

Задание 3. Подобрать синонимы к прилагательным и наречиям, указать их стилистическую окраску. Составить словосочетания или предложения с ними. Смелый, ясный, грустно, близко, скоро.

Задание 4. Составить слова по схемам, указать части речи:



Задание 5. Записать тексты, подчеркнуть члены предложения, подписать части речи.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

(С. Есенин.)

...Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор! -

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

(Н. Некрасов.)

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка,

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

(Н. Никитин.)

Задание 6. Подобрать антонимы к словам, составить с ними предложения. Грустный - ..., близкий - ..., молчаливый - ..., молодой - ..., тихий - ..., высокий - ..., трудный -...

Задание 7. Записать текст. Обозначить известные орфограммы.

Р. Определить тип и стиль речи, аргументировать ответ. Какими языковыми средствами выражает автор цвета и звуки природы?

День был ясный летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины слезки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника, на обогретой земле, лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зобы - должно быть, заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары. Боярка доцветала и сорила в воду. (73 слова.)

(В. Астафьев.)

Задание 8. Записать текст, объяснить написание не с разными частями речи.

Р. Определить тип и стиль речи, аргументировать свой ответ.

В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку. Так или иначе, от него никуда было не деться. <...> Я никак не мог поверить, что сижу у нее в доме, все здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный легкими и незнакомыми запахами, иной, чем я знал, жизни. Невольно создавалось ощущение, словно я подглядываю эту жизнь со стороны, и от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый пиджачишко... (104 слова)

(В. Распутин.)

Задание 9. Р. Составить текст по опорным словам: невидаль, незабудка, недаром, не наглядеться, невысокий, неброский, не заметить.

Задание 10. Записать текст. Р. Определить тип и стиль речи, аргументировать свой ответ. Указать разряд наречий по значению. Объяснить написание наречий.

Мало-помалу деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу. Погода утихла,

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

тучи расходились, перед ним лежала равнина, устланная белым волнистым ковром. Ночь была довольно ясна. Он увидел невдалеке деревушку, состоящую из четырех или пяти дворов. Владимир поехал к ней. (56 слов.)

(А.С. Пушкин.)

Задание 11. Составить предложения с функциональными омонимами. Весело, радостно, смешна.

Задание 12. Распределить слова по рубрикам таблицы.

ь пишется
ь не пишется






Хорош, намажь, наотмашь, много пастбищ, ешьте, могуч, невтерпеж, шалаш, гуашь, вояж, линюч, неуклюж, навзничь, из-за туч, чертеж, ландыш, пахуч, вскачь, отрежь, стеречь, течь, фальшь, колюч, трубач.

Задание 13. Выписать из произведений художественной литературы 6 предложений со словами в форме сравнительной степени. Определить, какой частью речи они являются. Доказать.

Задание 14. Рассказать все, что можно, о слове настежь.

Задание 15. Какими частями речи могут быть слова, оканчивающиеся на -ло? Привести примеры. Обозначить морфемы.

Задание 16. Р. Написать сочинение-миниатюру на тему "Любимый уголок природы".

Примечание. В учебный комплекс входит рабочая тетрадь. Одним из вариантов работы с ней может стать такой: учащиеся получают задание на неделю: 10-12 упражнений по рабочей тетради на тему, изучаемую в данный момент. Раз в неделю учитель собирает тетради, проверяет все упражнения, выставляет ученику общую оценку. В начале одного из уроков целесообразно разобрать типичные ошибки или выполнить наиболее трудное упражнение. Такая форма работы позволяет сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы по предмету, учит планировать деятельность, способствует организации систематических занятий по русскому языку.

стр. 51


Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. Сальникова, Примерное планирование на IV четверть по русскому языку для VI класса на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317673&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии