От планирования материала к планированию деятельности

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. И. Княжицкий

Понимание специфики художественной литературы целиком связано с проблемой художественного образа. Поэтому, основываясь на изученных пятиклассниками разделах учебника - что такое искусство и литература как искусство слова, что такое художественная литература и в чем ее отличия от других видов литературы, что такое творческое своеобразие писателя как создателя новой по отношению к действительности художественной реальности, в каких формах - поэтической или прозаической - может существовать текст, - мы переходим к центральной проблеме всего курса пятого класса - к проблеме "автор и герой".

Проблема "автор и герой" принципиально важна, прежде всего, тем, что именно на пересечении взглядов автора произ-

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

ведения и его героев формируется читательская позиция. К одним героям читатель присоединяется, смотрит на все происходящее их глазами, с кем-то прямо себя идентифицирует, находит собственные черты в характере героя и черты героя в собственном характере, к другим относится с непониманием, с негодованием и отвращением. Я пытаюсь убедить учеников в том, что художественный мир писателя - это мир его героев, проявление его отношения к жизни, воплощение его концепции мира и человека.

Продолжая выяснение проблемы автора, мы углубляем представление о том, как он, автор, воплощается в произведении, как строит его, как подчиняет все в нем единой художественной идее. Именно постановкой этой задачи и объясняется выбор основного произведения пятого раздела учебника - повести Льва Толстого "Детство". В толстовской повести повествователь и герой - одно лицо. Просто маленький Николенька Иртенев и смотрящий на свое детство выросший Николай Иртенев видят одни и те же события, одних и тех же героев с разных временных точек обзора. Причем, отстраняясь от основных событий "Детства", повествователь обращается к тому, что не могло быть известно юному герою. Так зримо разводятся позиции повествователя и героя. Обостренное внимание к внутреннему миру героя, понимание сложности, постоянной изменчивости душевного строя человека при сохранении его целостности, сохранении устойчивых его качеств делает повесть Толстого совершенно необходимой при решении конкретной учебной задачи - научить школьников осознавать своеобразие приемов изображения человека в художественной литературе, индивидуальные особенности создания характеров, присущие именно этому писателю.

Идя в изучении литературы от жизненных интересов ребенка, от включения читательских интересов в жизненные, от дополнения и расширения этих интересов опытом, приобретаемым при чтении художественных произведений, мы начинаем изучение темы с обращения к тому, что такое характер человека, какие качества присущи тому или иному человеку, что главное в ряду этих качеств, как мы узнаем о наличии или отсутствии определенных черт характера. Направленные наблюдения над собой, над окружающими призваны обострить интерес к себе и своим близким. Формирование убеждения в ценности каждого человека, каждого человеческого переживания, каждого человеческого поступка - вот в чем мы видим главный нравственный итог предлагаемой темы.

Но такая трактовка темы имеет и литературный, читательский смысл: повесть Толстого не только о Николеньке Иртеневе, о его брате Володе, об их матери и отце, о Карле Иваныче, но и обо всех нас, о каждом из нас, потому что, читая повесть, мы узнаем в героях себя, узнаем что-то самое главное о самих себе. Еще раз хочу подчеркнуть, что все время нужно обнаруживать значимость литературы для каждого человека, что литературу нужно рассматривать не извне, а изнутри, и только тогда литература становится частью жизни читателя.

На первом уроке мы, вспоминая опыт изучения записок - рассказов из "Записок охотника" Тургенева и "Записок юного врача" Булгакова, - говорим о том, как преображенный жизненный материал, как то, что происходило с отдельным человеком, становится интересным, заставляющим задуматься о жизни в целом, о собственной жизни. Отталкиваясь от этих наблюдений, мы читаем записанные со слов старших - мам и пап, дедушек и бабушек, их знакомых воспоминания о детстве. Ученики обсуждают и оценивают записи воспоминаний по двум направлениям: во- первых, по интересу самих воспоминаний: какой материал и почему отобран как наиболее показательный, - и, во-вторых, как литературно обработан этот материал в соавторстве взрослого - вспоминающего - и ученика, записывающего эти воспоминания. Здесь, как и во всех предшествующих ситуациях на уроках по развитию речи, важно выяснить, что по-настоящему важно в жизни и памяти, что из внешнего, может быть, незначительного, случайного, сиюминутного осталось навсегда в памяти в ряду самых главных, определивших ход жизни событий.

Мысль о том, что существуют как бы две независимые иерархии жизненно важного: одна - внешняя (это важно, потому

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

что от этого зависит весь последующий ход жизни) и другая - внутренняя (это важно, потому что никуда не уйти мне от этих воспоминаний, потому что они живут во мне, составляют часть, может быть, главную, часть меня) - определяет вхождение в чтение повести Льва Толстого "Детство".

Мы начинаем чтение ( второй и третий уроки по первой и второй главам) с выяснения того, чем важны воспоминания о Карле Иваныче, об обычном и вместе необычном утре одного из последних дней в усадьбе. Вопрос о том, почему писатель начинает повесть, построенную как воспоминания, именно с этой сцены, - основа этого урока. Вереница совершенно незначительных бытовых подробностей, вырастающих в восприятии героя, а вслед за ним и повествователя до вселенских масштабов, обнажают смысл толстовского понимания жизни и человека: все в этом мире равно значительно и важно, жизнь - это бесконечное сцепление событий и переживаний, и никому не дано знать, что в ней важно, что нет. И только время расставляет все по своим местам, когда оказывается, что самое главное - это шапочка Карла Иваныча, его странная библиотека, его строгие уроки. Взаимосвязь подробнейшего описания обстоятельств и внутреннего мира героя, сложность их взаимоотношений, взаимоперетекания - в центре внимания учеников, все вопросы и задания при медленном чтении сосредоточены именно на этом.

Отметим, что только две первые главы повести снабжены постраничными вопросами и заданиями. Мы тратим очень много времени и сил на то, чтобы выяснить особенности писательской манеры Толстого, для того чтобы продолжить работу по самостоятельному составлению учениками вопросов и заданий к последующим главам. Именно эта часть нашей работы составляет основу формирования квалифицированного читателя.

На втором уроке важно обратить внимание учеников на непредсказуемость движения настроений героя, на увлекательность изменений его душевного строя, на соотношение отдельных моментов этих изменений. Все время акцентируется взаимная обусловленность двух позиций - маленького героя и взрослого повествователя в создании образа Карла Иваныча от наивного, детского возмущения до понимания мотивов поведения доброго, искреннего, несчастного учителя.

Мы отмечаем, что состояние, переживание центрального героя повести становятся главным интересом повествования: самое существенное происходит на границе внешнего мира и внутреннего мира героя. Все, что находится вне его, осознается только через призму его отношения. В этом истоки исповедального начала повести "Детство", исповедального начала всего творчества Толстого. Все написанное им - это одна грандиозная, протянувшаяся на годы, на десятилетия исповедь. Говоря об отличительных чертах творчества Толстого, которые для нас будут определяющими до конца курса старшей школы, мы вводим понятие об осязаемости, ощутимости, зримости описаний в произведениях Льва Толстого, об эффекте присутствия читателя в каждой сцене, при "общении" с каждым героем.

Четвертый урок посвящен портретным главам повести, в которых главное содержание - внешность, манера поведения и речи героев; "Maman", "Папа", "Юродивый", "Гриша", "Княгиня Корнакова", "Князь Иван Иваныч". Уже здесь, при обращении к первому серьезному произведению Толстого, выясняются различия в отношении писателя к разным группам героев. Во-первых, совершенно особое место в повести занимает maman - пожалуй, идеальное в своей трогательности, искренности, тонкости существо, воплощение любви и добра. Толстой, не помнивший своей матери, знакомый с ней по силуэтному портрету и воспоминаниям яснополянского дома, создал нерукотворный памятник ей и в повести "Детство", и в образе княжны Марьи в "Войне и мире".

Герои, которых Толстой не любит, отмечены фальшивым отношением к жизни, к окружающим. Они основываются на светских условностях, на comme il faut, на внешних правилах, лишенных какого бы то ни было содержания. Такова, например, княгиня Корнакова - начало галереи героев, в которую войдут Курагины, Шерер, Друбецкая, Бетси Тверская и многие, многие другие.

Для читателей не представляет труда выяснить суть характеров и особенности

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

выражения прямого, я бы сказал, подчеркнуто нарочитого авторского отношения к героям при сопоставлении двух портретных характеристик: "Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее впечатление ускользает от меня" и "Княгиня была женщина лет сорока пяти, маленькая, тщедушная, сухая и желчная, с серо- зелеными неприятными глазками, выражение которых явно противоречило неестественно-умильно сложенному ротику".

Ученики понимают, насколько важны в портрете для Толстого глаза - прекрасные в одном случае и отвратительные в другом. Но важно и другое: каждая деталь портрета и поведения героя даются в определенной ситуации, Толстому чуждо сколько-нибудь объективное письмо, герой постоянно подсвечен писательской любовью или презрением. И все это находит выход в повторяющихся деталях.

Поэтому тема пятого урока - повторяющиеся детали. В этом отношении они несут различную функцию. Так, указание на глаза матери буквально в каждой сцене, где она появляется, необходимо для того, чтобы обнаружить глубину и интенсивность внутренней жизни героини, при сохранении выражения любви и доброты. В других случаях индивидуальная повторяющаяся деталь, закрепленная за героем, делает его мгновенно узнаваемым: "красная вязаная ермолка с кисточкой" Карла Иваныча или беспрестанно крутящий пальцами приказчик Яков Михайлович.

Очень важны на этом уроке этюды, призванные обострить наблюдательность детей. Ученики ищут в портрете одноклассника что-то такое, что могло бы стать своеобразной визитной карточкой, по чему бы он сразу узнавался: здесь имитируется походка, выражение лица, яркая черта в манере поведения ближнего. Очень важно, чтобы в этих этюдах проявилось отношение изображающего к изображаемому - положительное начало или чаще пародирование.

Отталкиваясь от анализа повторяющихся деталей в повести Толстого и от непосредственных жизненных наблюдений, пятиклассники завершают этот этап изучения темы уроком развития речи - работой над этюдом "Портрет любимого человека" ( урок шестой ). Готовясь к выполнению дома этой работы, они выдвигают и рассматривают с помощью учителя различные варианты содержания и построения этюда. При всех возможных различиях здесь отчетливо выделяются два возможных принципиальных направления. Первое - от личного отношения к любимому человеку к обоснованию любви качествами, чертами характера, внешностью, манерой поведения и так далее. Второе направление - это движение от описания героя к выражению отношения к нему.

При решении этой, казалось бы, чисто композиционной задачи - что чему может предшествовать - ставится в высшей степени перспективный вопрос, имеющий значение в системе нравственной ориентации, в самопознании, в познании вечных нравственных ценностей. Речь идет о том, любим ли мы то, что достойно любви, или пытаемся оправдать свою любовь, находя доказательства обоснованности любви в предмете своего обожания.

Большинство учеников, как показывает опыт, пишет, по сути, этюды, которым можно дать подзаголовок "Моя мама". Раскрывая тему, они пытаются идти путем Толстого, как бы пронизывая описание личным, трогательным, искренним отношением к героям своих произведений. Но в других случаях, когда любовь определяется личным выбором, необходимо объяснить, чем обусловлен этот выбор, чем привлекает тот или иной человек. И тогда этюд о любимом человеке перерастает в самоисследование, разумеется на психологическом уровне пятиклассников: кто я такой, если мне нравится человек, который сильнее меня, который может меня защитить, или наоборот - я люблю младшую сестру, потому что она предмет моей заботы, я люблю в себе свою любовь к ней.

На седьмом уроке проходит серьезное обсуждение этих этюдов. Важно, чтобы такие уроки взаимного обучения структурировались учителем, чтобы он корректно итожил каждое отдельное обсуждение,

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

чтобы упреки перевоплощались в советы по доработке не слишком совершенных этюдов. Как и во всех аналогичных обсуждениях, речь идет, с одной стороны, об удачности отбора жизненного материала, с другой - об убедительности его подачи, о том, насколько хорошо написано это маленькое произведение. Такие уроки коллективного редактирования, по моим наблюдениям, гораздо интереснее и полезнее, чем менторское учительское слово. Такие уроки взаимного обучения, генерации наблюдательности, формирования умения доброжелательно и вместе с тем принципиально оценивать ближнего прививают культуру общения при обсуждении собственного учебного литературного творчества.

Восьмой урок посвящен изучению группы глав, которые я условно называю, в отличие от глав-портретов, главами-сценами. Разумеется провести достаточно точную границу между ними невозможно, но главный интерес автора в этих главах сосредотачивается на взаимоотношениях героев в конкретных обстоятельствах. Основное внимание в таких главах сосредоточено на действии, и только через действие продолжается выяснение характеров героев.

Анализ материала урока - седьмой и восьмой глав повести ("Приготовление к охоте" и "Охота") - позволяют поставить вопрос об иерархии ценностей в художественном мире Льва Толстого. С самого начала речь идет о том, что охота - это праздник жизни, что в ней для дворянина нет никакого утилитарного значения, что охота - это выход тех сил и желаний, которым нет места в повседневной, будничной жизни. Серьезность приготовления к охоте подчеркивает важность этого события для всех участников сцены. Каждый по-своему преображается в предчувствии этого события, часто даже внешне: "Фока, несмотря на свои преклонные лета, сбежал с лестницы очень ловко и скоро, крикнул "Подавай!" - и, раздвинув ноги, твердо стал между тем местом, куда должен был подкатить линейный кучер, и порогом, в позиции человека, которому не нужно напоминать о его обязанности". К этому уроку я прошу двух учеников подготовить сообщения по сцене охоты в романе "Война и мир". Вслед за обсуждением главы "Приготовление к охоте" зачитываются небольшие отрывки из третьей главы третьей части второго тома романа, где события, предшествующие охоте, удивительно напоминают подготовку к сражению. Так у учеников создается впечатление, что для Толстого сцены охоты были любимыми, что отношение к охоте не изменилось у него на протяжении десятилетий. (Иногда, если позволяет время, я читаю и отрывки из сцены охоты в "Анне Карениной".)

Мы вспоминаем, какими интересными, тонко чувствующими природу, глубоко понимающими жизнь людьми могли быть охотники. Таким охотником был, например, Тургенев, в чем дети могли убедиться, читая рассказ "Бежин луг".

Кульминация самой сцены охоты - промах юного, неопытного охотника, его позор, презрение к нему егеря: "Но каков был мой стыд, когда вслед за гончими, которые в голос вывели на опушку, из-за кустов показался Турка! Он видел мою ошибку (которая состояла в том, что я не выдержал) и, презрительно взглянув на меня, сказал только: "Эх, барин!" Как это удивительно напоминает сцену промаха старого графа в "Войне и мире"! И как интересно в десятом классе вспомнить об этой перекличке!

Интересно и еще одно возможное перспективное сопоставление этой сцены с "Войной и миром": в самый ответственный момент охоты Николенька отвлекается от участия в действе и начинает изучать поведение муравьев. Муравьиная жизнь, "муравайное братство" становятся для маленького героя Толстого самым интересным и самым главным. Мне кажется, вряд ли стоит упускать момент, когда можно ввести основополагающее для миропонимания Толстого понятие муравейника, где каждый - только часть огромного живого целого.

Девятый и десятый уроки прерывают изучение повести "Детство". Это уроки лирики. Мне кажется, что, во- первых, в чисто содержательном отношении в ходе изучения большого для пятиклассников произведения стоит сопоставить различные родовые формы изображения человека, воплощения авторского начала. Во-вторых, необходимо разнообразить сам литературный материал.

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

Продолжая чтение лирики, мы пытаемся обнаружить новые аспекты изучения: каким предстает перед нами автор в стихотворении, что мы узнаем о нем как о человеке чувствующем, переживающем, мыслящем. Не вводя понятие лирики, мы на практическом уровне постоянно говорим о коренных родовых отличиях лирических произведений от эпических. Поэтому опять-таки в непосредственном анализе читаемых нами лирических произведений мы обращаемся к образу, который складывается в сознании читателя как герой такого произведения. Для нас очень важен порядок чтения самого произведения и биографического комментария к нему: сначала по тексту стихотворения мы выясняем, каким представляется поэт в его непосредственном, разворачивающемся перед нами переживании, и только затем узнаем о том, каким был герой стихотворения в реальной жизни. Так формируется представление о дистанции, отделяющей "живого" поэта от поэтически перевоплощенного автора - героя стихотворения.

На первом из двух уроков, посвященных лирике, мы внимательно читаем стихотворение Тютчева "Что ты клонишь над водами..." Выбор этого стихотворения обусловлен тем, что этот небольшой лирический пейзаж, казалось бы, целиком обращенный к переживаниям ивы, передает тоску и боль человека, пытающегося прикоснуться к ускользающему, вечно меняющемуся впечатлению жизни. Уже известные пятиклассникам произведения Тютчева убедили их в том, что содержание его стихотворений всегда много-много глубже, чем может показаться на первый взгляд. Таково, например, стихотворение "Весенняя гроза". Мы показываем, что в стихотворениях поэта в центре внимания может быть не только его поэтическое "я" ("Люблю грозу в начале мая..."), но и поэтическое "ты" ("Что ты клонишь над водами..."). В этом стихотворении переживания воплощены в поэтическом иносказании, в диалоге с не умеющей утолить жажду ивой. Здесь герой стихотворения - это человек, признающий невозможность удовлетворения желания, сострадающий тому, кто обречен на вечно неутолимое желание и страдает от этого. Еще раз подчеркну, что нам важно убедить пятиклассников в том, что человек в литературе может быть представлен не только через описание внешности, поведение, оценку других героев и т.д., но и через непосредственно поэтически выраженное переживание. И здесь мы узнаем о нем ничуть не меньше, чем в описании. Просто узнаем по- другому.

На следующем уроке под тем же утлом зрения рассматриваются стихотворения Анненского "Снег", Блока "Летний вечер", Цветаевой "Красною кистью...". Я специально выбрал произведения очень разные по настроению, которое в каждом отдельном случае обнаруживает "лица необщее выражение" поэтического героя. В стихотворении Анненского на первый план выступает тема зимы как времени года, несущего в себе своей постоянной переменчивостью "всесожжение весны".

"Красною кистью..." - очень цветаевское стихотворение: в нем поражает невероятная емкость поэтического слова. Соединение церковного календаря - Иоанн Богослов, календаря осенней красной рябины - "жаркой" и "горькой", прошедшей через всю жизнь и обозначившей ее единство, календаря жизни - характернейшая черта поэтического облика Цветаевой, живущей во вселенском пространстве, в мгновении и вечности одновременно.

Блоковский "Летний вечер" - пример воплощения в конкретной картине природы поэтического переживания. Важно связать эти стихи с традицией Фета, по прочитанным ранее стихотворениям.

Подводя итог этих двух уроков, можно еще раз обратить внимание на то общее, что отличает характер воплощения героя в прочитанных стихотворениях, и на принципиальную разницу миропонимания, воплощения мира и переживания мира в творчестве каждого большого поэта.

Одиннадцатый урок возвращает нас к чтению повести Толстого. Мы обращаемся к главам-биографиям. Герои предстают здесь не портретно, не в сцене с другими героями, их характеры раскрываются и объясняются в движении их жизни с самой ранней поры до старости. Пожалуй самые интересные в этом отношении герои - это князь Иван Иваныч и, конечно же, Наталья Савишна. Причем жизнеописание героини в повести предстает завершенным: "Последние грустные воспоми-

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

нания" - глава о смерти Натальи Савишны - финальная глава повести. Путь от "босоногой, но веселой, краснощекой девки Наташки" до Натальи Савишны, шьющей себе за месяц до смерти белое платье и во всех подробностях распоряжающейся всем, что "нужно было для ее похорон", вмещает в себя не только огромную - кем бы он ни был - жизнь человека, но и огромную историческую эпоху. На этом материале объясняется главная особенность миропонимания Толстого - единство исторического и человеческого, точнее - то, что человеческая судьба вплетена в историю, и без нее она была бы неполна, а может быть, невозможна.

Мы обращаем внимание учеников на то, что мысль об общем мире, о единении всех людей начинается с семьи, в которую естественно включаются крестьяне, не мыслящие себя вне жизни, вне дома их господ: "Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталию Савишну за двадцатилетние труды и привязанность, она вызвала ее к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на которой была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей. Наталья Савишна молча выслушала все это, потом, взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью". В отношении Натальи Савишны к детям продолжение материнской любви и ласки: родное для Толстого шире семейного, именно здесь - единство темы семьи и темы народа, столь характерное для зрелого творчества писателя.

Если Наталья Савишна - идеальная героиня, предмет самых светлых воспоминаний, стоящая рядом с источающей любовь матерью героя, то образ и биография князя Ивана Иваныча необычайно сложны и отражают двойственное отношение Толстого к родовитому дворянству. Человек для повествователя прошлого века, он воплощает представления своего времени о достоинствах, о том, что обеспечивает успех в обществе: "Князь Иван Иваныч в конце прошлого столетия, благодаря своему благородному характеру, красивой наружности, замечательной храбрости, знатной и сильной родне и в особенности счастию, сделал еще в очень молодых летах блестящую карьеру". Очень примечательно, что и Наталья Савишна, и князь Иван Иваныч связаны с бабушкой, все время в повести оказываются рядом с ней.

В образах героев, в их отношениях ощущается и постоянно проступает на поверхность главное в повести - мысль о детстве как об идеале жизни, как о гармонии человека и мира, согласии человека с самим собой и о взрослении как об утрате этой гармонии. Поэтому, подходя к обобщению изучения повести, мы на двенадцатом и тринадцатом уроках как раз и решаем эти проблемы - "Счастливая, счастливая, невозвратная пора детства!" и "Крушение гармонии".

По мысли Льва Толстого, идеал жизни человека не впереди, в мечтах и планах, не в надежде на будущее счастье, а позади, в детстве. Детство - это пора "свежести, беззаботности, потребности любви и силы веры", это пора "двух лучших добродетелей - невинной веселости и беспредельной потребности любви". В главе "Детство" соединяются две темы - тема материнской любви и чистой, наивной молитвы: "Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство".

По сути жизнь человеческая в повести - это не только и не столько постоянные новые обретения, но бесконечные и невосполнимые утраты - естественные, если можно так сказать, потери, уход из жизни самых дорогих, прежде всего, матери, и утрата ощущения гармонии жизни - следствие непонимания, обид, суеты - всего того, что уродует жизнь по вине самих людей.

Именно в этом, я думаю, главный итог работы над повестью. Важна, разумеется, постановка проблемы, важна перспектива дальнейшего изучения творчества Льва Толстого, литературы в целом.

стр. 27

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. И. Княжицкий, От планирования материала к планированию деятельности // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317403&archive=1205324210 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии