Быть или не быть выпускному сочинению

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


Мы продолжаем публикацию материалов о судьбе выпускного письменного экзамена по литературе в XI классе. Полемика о возможной замене сочинения изложением идет настолько интенсивно, что вчерашняя реплика сегодня может иметь лишь историческое значение. Обращение учителей Северо-восточного округа Москвы, которое мы печатаем в этом номере журнала, во многом устарело. Сегодня уже, слава богу, не идет речь о безальтернативной замене сочинения изложением. Но именно благодаря такой реакции педагогической (и не только педагогической) общественности во многом изменилась политика власти в этом вопросе. Нам важна прежде всего, конечно же, не история. В "Обращении" учителей достаточно точно определена позиция профессионалов по отношению к подобным экспериментам.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ МОСКОВСКОГО КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ Л.П. КЕЗИНОЙ

КОПИЯ: начальнику СВУО В.Г. Кобозевой

КОПИЯ: ректору МИПКРО А.Л. Семенову

Глубокоуважаемая Любовь Петровна!

Учителя русского языка и литературы школ Северо- Восточного округа г. Москвы серьезно обеспокоены предложением МКО о безальтернативной замене на итоговой аттестации по литературе сочинения изложением. Совершенно очевидно, что форма итоговой аттестации по литературе требует совершенствования, а возможно и переработки, однако, на наш взгляд, предложенное МКО решение проблемы неприемлемо по многим причинам.

1. Безальтернативная замена сочинения изложением противоречит, на наш взгляд, провозглашенной в программе "Столичное образование-2" идее интеграции, "создания единого образовательного пространства города на основе органического сочетания форм общего, профессионального, дополнительного образования". Как известно, лишь отдельные вузы столицы предлагают абитуриентам в качестве формы вступительного экзамена изложение. Налицо - отсутствие необходимого единства в формах проведения выпускных и вступительных экзаменов.

2. Безальтернативная замена сочинения изложением станет причиной катастрофической перегрузки учащихся выпускных классов, так как они будут поставлены перед необходимостью двойной подготовки: к итоговой аттестации в школе и к вступительному экзамену в вузе. Такая ситуация противоречит провозглашенной в Программе "Столичное Образование-2" идее о том, что "основой образования новой России является гуманистическая, личностно ориентированная педагогика...".

3. Безальтернативная замена сочинения изложением поставит учащихся школ Москвы в неравное положение по сравнению с учащимися школ России. Как известно, эксперимент, предложенный Министерством образования РФ, предполагается провести лишь в 20 % школ регионов, давших согласие на проведение эксперимента. А в самих школах Минобразования РФ предполагает предоставить право выбора участия-неучастия в эксперименте выпускникам. Более того, возможно, что выпускники, выбравшие изложение, будут писать его до начала экзаменационного периода - 28 мая, с тем чтобы в случае неудачи иметь возможность сдать экзамен и в форме сочинения. Почему московские школьники лишены предоставленного всем российским школьникам права участия-неучастия в эксперименте?

стр. 2


--------------------------------------------------------------------------------

4. Изложение как форма письменной работы совершенно не отражает специфики литературы как учебного предмета, так как выявляет лишь уровень коммуникативной компетенции выпускников, тогда как литературное образование включает в себя и другие чрезвычайно важные компоненты: теоретико-литературные знания, начитанность, умение понимать художественный текст. Литература является сейчас единственным "полновесным" школьным предметом (не берем в расчет одночасовые предметы эстетического цикла), обеспечивающим целостное эстетическое и нравственное развитие ребенка, формирующим на творческом уровне представление о культуре страны, о ее истории, о человеке. Тревожно оттого, что в результате поспешных и необдуманных действий этот уникальный предмет может погибнуть. Мы рассматриваем введение изложения как формы итоговой аттестации по литературе в качестве первого шага к уничтожению школьного предмета "литература".

5. Изложение всегда рассматривалось в методике как форма проверки знаний и умений по русскому языку и никогда - как форма проверки знаний и умений по литературе. Эта форма проверки знаний и умений учащихся не предусмотрена в действующих программах литературного образования, совершенно не проработана в методическом плане. Недопустимо административное массовое внедрение новой формы проведения итоговой аттестации по литературе без проведения серьезных экспериментальных работ в этом направлении. В настоящее время отсутствуют и нормы оценки изложения как формы письменной работы по литературе в 10 - 11 классах. Работа над созданием и над внедрением таких норм в практику школы также потребует проведения экспериментальных работ, так как использование составленных "на скорую руку", не проверенных экспериментально норм оценки изложения в 10-11 классах существенно затруднит процедуру итоговой аттестации в 2001 г., послужит причиной многих конфликтных ситуаций.

6. Представляется, что вопросы такой важности, как участие школ Москвы в эксперименте по внедрению новых форм итоговой аттестации по литературе, следует решать в совете с учительской общественностью столицы. Пренебрежительное отношение к мнению учителей, на чьи плечи и ляжет основная работа по реализации эксперимента, по меньшей мере - неразумно: совершенно очевидно, что решение, понятное всем, принятое в результате диалога, имеет гораздо больше шансов быть реализованным, чем решение непонятное, навязанное.

Наши предложения:

* Считаем, что проблемы, связанные с участием школ Москвы в эксперименте по внедрению новых форм итоговой аттестации по литературе, требуют серьезной экспертной проработки учительским и методическим активом столицы. Просим Вас создать с этой целью городскую экспертную комиссию, в которую вошли бы ведущие педагоги, ученые, методисты.

* Считаем, что проведение эксперимента по внедрению новых форм итоговой аттестации по литературе возможно лишь на условиях выборочного характера этого эксперимента (несколько школ в каждом учебном округе) и предоставления учащимся выпускных классов права решать вопрос об участии в эксперименте с возможностью повторной сдачи экзамена в традиционной форме сочинения.

Обращение принято на совещании председателей школьных методических объединений учителей русского языка и литературы Северо-Восточного округа г. Москвы 12.10.2000 г.

Присутствовали 75 чел. Результаты голосования:

* Против идеи замены сочинения изложением 52 чел. (69 %).

* За возможность проведения эксперимента по замене сочинения изложением в отдельных школах Москвы с предоставлением учащимся права выбрать форму итоговой аттестации 17 чел. (23 %).

* За безальтернативную замену сочинения изложением 6 чел. (8 %).

От совещания

председателей м/о словесников заведующий лабораторией ОУМЦ заслуженный учитель РФ (В.К. Мяэотс)

стр. 3

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Быть или не быть выпускному сочинению // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317171&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии