Лексические новации на уроках русского языка в старших классах

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. Е. Тимофеева

Образование лексических новаций - факт словотворчества. Словотворчество - одно из проявлений речетворчества, оно возникает в тех случаях, когда говорящему необходимо подчеркнуть личный творческий характер своей речи. Эта задача решается с помощью создания новых слов - "лексических новаций". Когда нам не хватает какого-нибудь слова, мы придумываем или создаем "свое" слово, которое является индивидуальной авторской находкой или лексической новацией.

Но иногда появление лексических новаций в нашей речи может иметь негативное значение. Экспансия американизмов, использование жаргонной лексики - все это характеризует снижение уровня культуры языка. Например, переосмысление основного значения слова "блин" (кушанье) и "блин" (связка при отсутствии нужного слова, когда не удается сделать что-либо и т.п.) или "замечательное" слово "клёво" (в значении хорошо, замечательно), которое стало сейчас общеупотребительным. Как относиться к таким явлениям? Наблюдения показывают, что нелитературную лексику нередко употребляют не только дети, но и дикторы телевидения, депутаты - люди, речь которых для нас могла бы быть образцом литературного языка. Использо-

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

вание лексических новаций в СМИ, особенно в заголовках, стало чуть ли не обязательной нормой.

Очень важно, особенно для учителя-словесника, правильно реагировать на засорение русской речи, объяснять школьникам уместность или неуместность употребления того или иного слова в публичном общении. Необходимо различать факты лексических новаций и лексические ошибки.

Урок 1.

Словотворчество и лексические новации

Задачи: мотивировать значение данной темы; раскрыть понятия: "клише", "словотворчество", "лексические новации"; стимулировать творческие поиски учащихся.

Вступительное слово учителя и беседа. Актуализация знаний

- Вы знаете, что диалог является значимым видом общения. Сама речь возникла как диалогическая речь. В диалогической речи используется большой спектр вербальных ресурсов. И в этой речи можно обозначить две совершенно противоположные тенденции:

- клишированность;

- индивидуальность.

В общей сумме наших взаимодействий изрядная часть принадлежит клишированным фразам. Мы очень редко замечаем такие речевые факты, как клише. А что такое клише?

Опыт показывает, что ученики затрудняются ответить на данный вопрос. Тогда мы предлагаем им разыграть несколько ситуаций. Примеры диалогов, которые приводят учащиеся:

1) - Здравствуй! Как тебя зовут? Меня зовут Настя.

- Меня зовут Юля. Приятно познакомиться.

- Ты где учишься? Я учусь в английской спецшколе.

- И я тоже. Вот здорово!

2) - У вас есть ржаной хлеб?

- Да, есть.

- А сколько он стоит?

- Десять рублей. Пробивайте в кассу.

- А хлеб свежий?

- Только привезли.

- Спасибо.

Проанализировав данные примеры, ученики без труда называют клишированные фразы: как тебя зовут, приятно познакомиться, сколько стоит и т.д.

- Итак, клише - это готовый, легко воспроизводимый в определенных ситуациях оборот, лаконично выражающий какую-либо мысль.

Отличительные стороны клише:

- легкая воспроизводимость готовых речевых формул;

- автоматизация процесса воспроизведения.

В результате облегчается процесс коммуникации, экономится мыслительная энергия и время как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего).

Затем мы предлагаем учащимся продолжить ряд слов: одежда, уход из дома, еда, завтрак, в магазине и т.п. словосочетаниями и предложениями, которые в силу их постоянного употребления в одной и той же ситуации становятся как бы неразложимыми. Ученики приводят такие примеры клише:

"Одежда": какой у вас размер, какой красивый свитер, это вам очень идет, тебе не подходят эти брюки и т.п.

"Еда": вкусное мясо, свежие овощи, сладкий арбуз, диетический творог, шоколадные конфеты и т.п.

- С другой стороны, в нашей речи существует совершенно противоположное явление - это словотворчество, в том числе лексические новации. Мы отмечаем, что словотворчество - это создание, образование новых слов языка, или лексических новаций, оно отражает способности и потребности человека к словесному творчеству. Ученики приводят примеры "своих" семейных слов: скреплялка, месилка, лапусик, лазилка (стремянка), драгоценности (о мусоре, разбросанном на письменном столе) и др.

Ставим вопрос: для чего нам, собственно, нужны такие слова, какие коммуникативные задачи они решают?

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

Ответы учеников:

- Когда нам необходимо коротко и быстро назвать какую-то вещь или предмет, а нужное в данный момент слово не найдено, мы изобретаем свое слово, наиболее удачное в данной ситуации и понятное собеседнику.

- Этот язык нам необходим для того, чтобы не быть такими, как все. Скучно, когда человек не стремится как-то приукрасить свою речь, разнообразить ее.

- Мне кажется, что "свое" слово гораздо лучше использовать в речи, чем, например, бранные слова, ругательства. Моя мама иногда называет меня солнце мое, но обращается так она ко мне, когда я что-то сделал не так или вовсе не хочу что-то делать. Я думаю, что обращение "солнце мое" гораздо уместнее в этой сложной ситуации, чем какие-то ругательные слова. Вот если бы все стали говорить такие хорошие и добрые слова, то мир непременно изменился бы к лучшему, я так считаю.

- Подведем итоги. Словотворчество ярко представлено в нашей обычной, повседневной речи. Например, в семейной речи существуют как клишированные фразы (без которых просто невозможно было бы общение), так и не совсем обычные, нестандартные слова и выражения. Когда нам просто не хватает нужного слова или выражения, когда мы хотим наиболее точно или ярко выразить свою мысль, мы создаем "свои" слова и "словечки", или лексические новации.

Беседа о понятии "лексические новации"

Лексические новации - это любые языковые единицы, в которых эффект остроты достигается нестандартным использованием слов, выражений. При этом происходит трансформация их семантики или состава. Например:

1) - Прервемся, отдохнем!

- (шутливо) Перекур-перечай. Ну а чай-то будет?

2) - Ты любишь кильки?

- Люблю.

- Я тоже. Я такой килеед.

3) - Зачем ты согласился, а?

- (шутливо) Это я под натиском обсуждателей.

Выделим основные особенности лексических новаций:

* эти слова осознанно (намеренно) создаются по известным словообразовательным моделям;

* лексические новации возникают из потребности говорящего коротко, выразительно, однозначно называть различные объекты, предметы, явления и т.п.;

* при этом лексические новации привлекают внимание адресата своей необычностью, шутливой интонацией и т.п.

Задания на анализ лексических новаций

Задание 1. Ученики анализируют примеры:

1) (Несколько человек, находясь в гостях, идут к соседке смотреть старинный торшер):

- Мы уходим. У нас экскурсия на торшер.

- Пока вы торшеритесь, мы покурим. (Рассматривая торшер, одна из женщин с восхищением):

- Этот торшер самый торшеристый из всех, какие я видела.

(Возвратившихся встречают словами):

- Ну вот и торшерники!

Отмечается нарочитое нарушение смысловых норм управления (экскурсия на торшер), подчеркнутые существительные, прилагательные, глаголы отсутствуют в толковых словарях. Весь диалог пронизан юмором, лексические новации понятны в контексте этого диалога.

2) - Сегодня на улице народные гулянья, ликование.

- Ну и ты сходи ликовни!

В данном примере лексическая новация выражена глаголом "ликовни" в повелительном наклонении. Он образован от глагола "ликовать" суффиксальным способом.

3) (вечером в гостях):

- Ну я досиделся, дотаксился.

- Да, метро уже закрыли.

4) - Ты что, вылила туда все оливки?

- Не опивки, а омывка. Сполоснула чашку и вылила.

- Как образованы подобные слова?

- Данные слова образованы по определенной словообразовательной модели:

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

- торшерники (сущ. торшер + суффикс -ник-);

- дотаксился (приставка до- + сущ. такси + суффикс -л- + постфикс -ся-);

- ликовни (глаг. ликовать + суффикс -ни-) и т.п.

- Здесь используются основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и другие:

- торшеритесь, торшерники, торшеристый, ликовни - суффиксальный способ;

- дотаксился, опивки, омывки - приставочно-суффиксальный способ.

- Некоторые исследователи называют придуманные писателями и поэтами слова окказиональными. Сам термин показывает, что подобные слова созданы однажды, "по случаю" (по-латыни occasionalis - случайный). Некоторые из них со временем могут войти в язык, как, например, щедринские новообразования пенкосниматель, головотяпство, благоглупости; обломовщина Гончарова и карамазовщина Достоевского, прозаседавшиеся Маяковского и бездарь - слово, изобретенное Игорем Северяниным. Окказионализмы обладают повышенной выразительностью, благодаря этому они представляют интерес для культуры речи. Чаще всего окказиональные слова используются в художественной литературе и публицистике.

Задание 2. Прочитайте текст и попробуйте "перевести" его на русский литературный язык. О чем эта сказка?

Л. Петрушевская "Пуськи бятые".

Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявочка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Учащиеся отмечают, что версий сказки может быть очень много, так как каждый человек понимает и интерпретирует ее по-своему. Вот, например, такой вариант сказки:

Шла Калуша по лесной опушке и увидела Бутявку. И говорит:

- Калушата! Бутявочка идет! Калушата (дети Калуши) подбежали и повалили Бутявку.

И повалились вместе. А Калуша говорит:

- Ой, ой! Бутявка-то неуклюжая! Калушата Бутявку подняли.

Бутявка встала, отряхнулась и ушла с опушки.

А Калуша говорит:

- Бутявок не толкают. Бутявки слабые и очень-очень неуклюжие. От бутявок одни беды.

А Бутявка ушла с опушки и говорит:

- Калушата повалились! Калушата повалились! Очень неуклюжие!

Как отметили ученики, героем сказки может быть лягушка и гусеница, птичка и червячок, ботинок и шнурок и т.д.

Подведение итогов. Итак, словотворчество ярко представлено в нашей обычной, повседневной речи. Когда нам не хватает какого-либо слова для общения, мы придумываем, изобретаем, создаем "свои" слова, или лексические новации, которые точно, ярко, экспрессивно отражают тот или иной предмет, образ, объект, действие и т.п., являясь при этом индивидуальной авторской "находкой". Использование лексических новаций в речи разрушает стереотипы восприятия, развивает обоюдное творчество речевых партнеров.

Домашнее задание. Придумайте и напишите сказку на тему "Каникулы на Луне". Герой сказки летит на Луну. Он попадает в незнакомый город, и здесь с ним происходит невероятная история. Дайте имя герою, название города, опишите местность, окружающую героя, подумайте, что с ним может произойти в неизвестном городе.

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

Урок 2.

Способы образования лексических новаций

Задача: выяснить, в какой мере ученики (старшеклассники) усвоили теоретические сведения о лексических новациях и готовы применять их на практике при создании различного рода текстов.

Слово учителя:

- Как же образуются данные слова и выражения? Для наглядности построим схему, где в центре поставим понятие "способы создания лексических новаций".



Рассматриваются способы создания лексических новаций.

1) Словообразовательный способ:

- Актрисищей она была превеликолепной.

- Ну, поюны, не устали еще?

- Кот оказался очень даже мурлывчатым.

- Вам не надоело виолончелшпь?

2) Переосмысление значения слова:

- У меня порядочная дыра на локте.

- У такого порядочного человека даже дыра на локте должна быть порядочная (Аверченко А. Подходцев и двое других, ч. 1).

(Разговор Алисы со Шляпой):... ...иногда, особенно на уроках музыки, я думала - хорошо бы получше провести время. - Все понятно! - с торжеством сказал Шляпа. - Провести время?! Ишь чего захотела! Время не проведешь! (Л. Кэрролл "Алиса в Стране чудес").

- Скажите, а у вас мальчишки на экзамене не теряются?

- Иногда теряются. Одного, например, три дня не могли найти.

- Известный лингвист В. Максимов писал, что "каждый из способов образования можно уподобить постоянно журчащим ручьям, делающим речевой поток по-весеннему свежим и полноводным". Мы с вами познакомились с разными способами словообразования. Естественно, что словообразовательный способ позволяет образовывать слова с другим значением. Другое значение появляется и при переходе из одной части речи в другую.

Задание 1 - на анализ способов образования лексических новаций:

Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима "Про пана Трулялинского" (перевод Б. Заходера). Чем, по вашему, объясняется, что автор использует в тексте "свои", созданные им слова? Выпишите эти слова из текста, укажите способ их образования.



Кто не слышал об артисте
Трулиславе Трулялияском!
А живет он в Привевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тётка - Трулялётка,
И дочурка - Трулялюрка,
И сынишка - Трулялишка,
И собачка - Трулялячка.
Есть у них еще котенок,
По прозванью Трулялёнок,
И вдобавок попугай -
Развеселый Труляляй!





- От слова "тру-ля-ля", обозначающего радость, веселье, образовались различные лексические новации суффиксальным способом словообразования: труляленок, трулялячка, трулялишка, труляляй и другие. Автору потребовались лексические новации для создания веселого, жизнерадостного настроения.

- Вы знаете, что часто в произведениях для детей авторы используют лексические новации, смысл которых порой очень трудно угадать сразу, однако они оказываются уместными и оправданными.

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

Задание 2. Прочитайте отрывок из книги Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес", выделите лексические новации:

- Вы так чудесно понимаете слова, - почтительно произнесла Алиса. - Помогите мне, пожайлуста, разобраться в стихотворении "Змеегрыч".

- Ну-ка, ну-ка, прочти его, - оживился Желток-Белток. - Я могу объяснить все написанные когда-либо стихотворения. "...."

- И Алиса с готовностью прочла:



Червело. Ужные мрави
Кузали на снову.
За нисом прали курави,
Склюняя пелаву.





- Пока достаточно, - остановил ее Желток-Белток. - Тут уже хватает заковыристых слов. Червело - означает, что уже пять часов. Еще только вечереет, но уже немного чернеет.

- Ясно, - сказала Алиса, - а теперь слово ужные.

- Так. Ужные - это, конечно, похоже на ужей, и чаще всего - выползающих к ужину. Ты же помнишь, что тогда червело, то есть вечерело.

Ученики выделяют лексические новации и указывают способ их образования - суффиксальный способ словообразования: червело, ужные, мрави, кузали и т.д.

- Итак, и взрослые, и дети, порой сами того не осознавая, используют лексические новации в своей речи. Дети дают "свое" наименование какой-либо вещи или предмету, строя "новые" слова по известным языковым моделям. Многие такие слова становятся семейными, их употребляют не только дети, но и взрослые. Таким образом, с помощью лексических новаций мы восполняем недостаток нужных нам слов для семейного общения.

Задание 3. Объясните лексическое значение "детских слов" и установите, по каким словообразовательным моделям они образованы. Вот, например, некоторые высказывания детей из книги К. И. Чуковского "От двух до пяти", в ней поэт описывает свои наблюдения за речью детей дошкольного возраста:

- Звезды - это салютинки.

- Бабушка заключила буфет.

- Дай мне распакетить пакеты.

- Это не настольная игра, а настульная.

- Жили-были царь и царица, и у них был царёныш.

- Песковый сахар.

В приведенных примерах основные способы образования лексических новаций - суффиксальный и приставочно-суффиксальный. Получившиеся слова однозначно и четко называют предметы, их качества и действия. Ребенок, не зная, как обозначить тот или иной предмет, создает "свое", почти всегда правильно мотивированное слово, удачное в конкретной ситуации общения.

Подведем итоги.

* Какие две тенденции характерны для современной разговорной речи? (Клишированность и индивидуальность.)

* Что такое словотворчество? (Это создание, образование новых слов языка, или лексических новаций.)

* Назовите способы образования лексических новаций. (На основе переосмысления значения слов и с помощью основных способов словообразования.)

- Итак, лексические новации - факт словотворчества. Способность создавать лексические новации в языке наблюдается у людей, которые обладают особым языковым чутьем, интуицией, идеально владеют языком. В речи таких людей появляются осознанные отступления от общепринятых языковых норм. Результатом особого внимания к своей речи становится свободное отношение к форме речи, которое получает эстетическое значение. Например, говорящий ставит перед собой задачу - развлечь себя и собеседника, и для этого он использует "свои" слова, лексические новации. Лексические новации требуют особого внимания в процессе обучения, так как они говорят не только о владении литературным языком, но и о творческих способностях ребенка, о его миропонимании, индивидуальности

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

речевого развития. В процессе осознанного словотворчества у детей развиваются чувство слова, языковое чутье, языковой вкус.

Домашнее задание.

* Поинтересуйтесь у родителей, помнят ли они, какие "детские" слова вы придумывали в дошкольном возрасте. Как образованы эти слова?

* Вспомните или придумайте (сочините) считалочки, где бы оправданно (удачно) использовались лексические новации.

Литература

1. Чуковский К. И. Живой, как жизнь // Соч.: В 6 т. - Т. 6. - М., 1966.

2. Матвеева Т. В. Учебный словарь. - М., 2003. - С. 143, 414 - 415.

3. Норман Б. Ю. Язык: знакомый незнакомец. - М., 1982. - С. 168.

4. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М., 2002. - С. 26.

5. Щербаков А. В. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. - М., 2003. - С. 414 - 416.

6. Кэрролл Л. Приключения Алисы. - М., 2003. - С. 246.

стр. 64


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. Е. Тимофеева, Лексические новации на уроках русского языка в старших классах // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204720296&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии