Образование лексических новаций - факт словотворчества. Словотворчество - одно из проявлений речетворчества, оно возникает в тех случаях, когда говорящему необходимо подчеркнуть личный творческий характер своей речи. Эта задача решается с помощью создания новых слов - "лексических новаций". Когда нам не хватает какого-нибудь слова, мы придумываем или создаем "свое" слово, которое является индивидуальной авторской находкой или лексической новацией.
Но иногда появление лексических новаций в нашей речи может иметь негативное значение. Экспансия американизмов, использование жаргонной лексики - все это характеризует снижение уровня культуры языка. Например, переосмысление основного значения слова "блин" (кушанье) и "блин" (связка при отсутствии нужного слова, когда не удается сделать что-либо и т.п.) или "замечательное" слово "клёво" (в значении хорошо, замечательно), которое стало сейчас общеупотребительным. Как относиться к таким явлениям? Наблюдения показывают, что нелитературную лексику нередко употребляют не только дети, но и дикторы телевидения, депутаты - люди, речь которых для нас могла бы быть образцом литературного языка. Использо-
стр. 58
--------------------------------------------------------------------------------
вание лексических новаций в СМИ, особенно в заголовках, стало чуть ли не обязательной нормой.
Очень важно, особенно для учителя-словесника, правильно реагировать на засорение русской речи, объяснять школьникам уместность или неуместность употребления того или иного слова в публичном общении. Необходимо различать факты лексических новаций и лексические ошибки.
Урок 1.
Словотворчество и лексические новации
Задачи: мотивировать значение данной темы; раскрыть понятия: "клише", "словотворчество", "лексические новации"; стимулировать творческие поиски учащихся.
Вступительное слово учителя и беседа. Актуализация знаний
- Вы знаете, что диалог является значимым видом общения. Сама речь возникла как диалогическая речь. В диалогической речи используется большой спектр вербальных ресурсов. И в этой речи можно обозначить две совершенно противоположные тенденции:
- клишированность;
- индивидуальность.
В общей сумме наших взаимодействий изрядная часть принадлежит клишированным фразам. Мы очень редко замечаем такие речевые факты, как клише. А что такое клише?
Опыт показывает, что ученики затрудняются ответить на данный вопрос. Тогда мы предлагаем им разыграть несколько ситуаций. Примеры диалогов, которые приводят учащиеся:
1) - Здравствуй! Как тебя зовут? Меня зовут Настя.
- Меня зовут Юля. Приятно познакомиться.
- Ты где учишься? Я учусь в английской спецшколе.
- И я тоже. Вот здорово!
2) - У вас есть ржаной хлеб?
- Да, есть.
- А сколько он стоит?
- Десять рублей. Пробивайте в кассу.
- А хлеб свежий?
- Только привезли.
- Спасибо.
Проанализировав данные примеры, ученики без труда называют клишированные фразы: как тебя зовут, приятно познакомиться, сколько стоит и т.д.
- Итак, клише - это готовый, легко воспроизводимый в определенных ситуациях оборот, лаконично выражающий какую-либо мысль.
Отличительные стороны клише:
- легкая воспроизводимость готовых речевых формул;
- автоматизация процесса воспроизведения.
В результате облегчается процесс коммуникации, экономится мыслительная энергия и время как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего).
Затем мы предлагаем учащимся продолжить ряд слов: одежда, уход из дома, еда, завтрак, в магазине и т.п. словосочетаниями и предложениями, которые в силу их постоянного употребления в одной и той же ситуации становятся как бы неразложимыми. Ученики приводят такие примеры клише:
"Одежда": какой у вас размер, какой красивый свитер, это вам очень идет, тебе не подходят эти брюки и т.п.
"Еда": вкусное мясо, свежие овощи, сладкий арбуз, диетический творог, шоколадные конфеты и т.п.
- С другой стороны, в нашей речи существует совершенно противоположное явление - это словотворчество, в том числе лексические новации. Мы отмечаем, что словотворчество - это создание, образование новых слов языка, или лексических новаций, оно отражает способности и потребности человека к словесному творчеству. Ученики приводят примеры "своих" семейных слов: скреплялка, месилка, лапусик, лазилка (стремянка), драгоценности (о мусоре, разбросанном на письменном столе) и др.
Ставим вопрос: для чего нам, собственно, нужны такие слова, какие коммуникативные задачи они решают?
стр. 59
--------------------------------------------------------------------------------
Ответы учеников:
- Когда нам необходимо коротко и быстро назвать какую-то вещь или предмет, а нужное в данный момент слово не найдено, мы изобретаем свое слово, наиболее удачное в данной ситуации и понятное собеседнику.
- Этот язык нам необходим для того, чтобы не быть такими, как все. Скучно, когда человек не стремится как-то приукрасить свою речь, разнообразить ее.
- Мне кажется, что "свое" слово гораздо лучше использовать в речи, чем, например, бранные слова, ругательства. Моя мама иногда называет меня солнце мое, но обращается так она ко мне, когда я что-то сделал не так или вовсе не хочу что-то делать. Я думаю, что обращение "солнце мое" гораздо уместнее в этой сложной ситуации, чем какие-то ругательные слова. Вот если бы все стали говорить такие хорошие и добрые слова, то мир непременно изменился бы к лучшему, я так считаю.
- Подведем итоги. Словотворчество ярко представлено в нашей обычной, повседневной речи. Например, в семейной речи существуют как клишированные фразы (без которых просто невозможно было бы общение), так и не совсем обычные, нестандартные слова и выражения. Когда нам просто не хватает нужного слова или выражения, когда мы хотим наиболее точно или ярко выразить свою мысль, мы создаем "свои" слова и "словечки", или лексические новации.
Беседа о понятии "лексические новации"
Лексические новации - это любые языковые единицы, в которых эффект остроты достигается нестандартным использованием слов, выражений. При этом происходит трансформация их семантики или состава. Например:
1) - Прервемся, отдохнем!
- (шутливо) Перекур-перечай. Ну а чай-то будет?
2) - Ты любишь кильки?
- Люблю.
- Я тоже. Я такой килеед.
3) - Зачем ты согласился, а?
- (шутливо) Это я под натиском обсуждателей.
Выделим основные особенности лексических новаций:
* эти слова осознанно (намеренно) создаются по известным словообразовательным моделям;
* лексические новации возникают из потребности говорящего коротко, выразительно, однозначно называть различные объекты, предметы, явления и т.п.;
* при этом лексические новации привлекают внимание адресата своей необычностью, шутливой интонацией и т.п.
Задания на анализ лексических новаций
Задание 1. Ученики анализируют примеры:
1) (Несколько человек, находясь в гостях, идут к соседке смотреть старинный торшер):
- Мы уходим. У нас экскурсия на торшер.
- Пока вы торшеритесь, мы покурим. (Рассматривая торшер, одна из женщин с восхищением):
- Этот торшер самый торшеристый из всех, какие я видела.
(Возвратившихся встречают словами):
- Ну вот и торшерники!
Отмечается нарочитое нарушение смысловых норм управления (экскурсия на торшер), подчеркнутые существительные, прилагательные, глаголы отсутствуют в толковых словарях. Весь диалог пронизан юмором, лексические новации понятны в контексте этого диалога.
2) - Сегодня на улице народные гулянья, ликование.
- Ну и ты сходи ликовни!
В данном примере лексическая новация выражена глаголом "ликовни" в повелительном наклонении. Он образован от глагола "ликовать" суффиксальным способом.
3) (вечером в гостях):
- Ну я досиделся, дотаксился.
- Да, метро уже закрыли.
4) - Ты что, вылила туда все оливки?
- Не опивки, а омывка. Сполоснула чашку и вылила.
- Как образованы подобные слова?
- Данные слова образованы по определенной словообразовательной модели:
стр. 60
--------------------------------------------------------------------------------
- торшерники (сущ. торшер + суффикс -ник-);
- дотаксился (приставка до- + сущ. такси + суффикс -л- + постфикс -ся-);
- ликовни (глаг. ликовать + суффикс -ни-) и т.п.
- Здесь используются основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и другие:
- торшеритесь, торшерники, торшеристый, ликовни - суффиксальный способ;
- дотаксился, опивки, омывки - приставочно-суффиксальный способ.
- Некоторые исследователи называют придуманные писателями и поэтами слова окказиональными. Сам термин показывает, что подобные слова созданы однажды, "по случаю" (по-латыни occasionalis - случайный). Некоторые из них со временем могут войти в язык, как, например, щедринские новообразования пенкосниматель, головотяпство, благоглупости; обломовщина Гончарова и карамазовщина Достоевского, прозаседавшиеся Маяковского и бездарь - слово, изобретенное Игорем Северяниным. Окказионализмы обладают повышенной выразительностью, благодаря этому они представляют интерес для культуры речи. Чаще всего окказиональные слова используются в художественной литературе и публицистике.
Задание 2. Прочитайте текст и попробуйте "перевести" его на русский литературный язык. О чем эта сказка?
Л. Петрушевская "Пуськи бятые".
Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявочка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Учащиеся отмечают, что версий сказки может быть очень много, так как каждый человек понимает и интерпретирует ее по-своему. Вот, например, такой вариант сказки:
Шла Калуша по лесной опушке и увидела Бутявку. И говорит:
- Калушата! Бутявочка идет! Калушата (дети Калуши) подбежали и повалили Бутявку.
И повалились вместе. А Калуша говорит:
- Ой, ой! Бутявка-то неуклюжая! Калушата Бутявку подняли.
Бутявка встала, отряхнулась и ушла с опушки.
А Калуша говорит:
- Бутявок не толкают. Бутявки слабые и очень-очень неуклюжие. От бутявок одни беды.
А Бутявка ушла с опушки и говорит:
- Калушата повалились! Калушата повалились! Очень неуклюжие!
Как отметили ученики, героем сказки может быть лягушка и гусеница, птичка и червячок, ботинок и шнурок и т.д.
Подведение итогов. Итак, словотворчество ярко представлено в нашей обычной, повседневной речи. Когда нам не хватает какого-либо слова для общения, мы придумываем, изобретаем, создаем "свои" слова, или лексические новации, которые точно, ярко, экспрессивно отражают тот или иной предмет, образ, объект, действие и т.п., являясь при этом индивидуальной авторской "находкой". Использование лексических новаций в речи разрушает стереотипы восприятия, развивает обоюдное творчество речевых партнеров.
Домашнее задание. Придумайте и напишите сказку на тему "Каникулы на Луне". Герой сказки летит на Луну. Он попадает в незнакомый город, и здесь с ним происходит невероятная история. Дайте имя герою, название города, опишите местность, окружающую героя, подумайте, что с ним может произойти в неизвестном городе.
стр. 61
--------------------------------------------------------------------------------
Урок 2.
Способы образования лексических новаций
Задача: выяснить, в какой мере ученики (старшеклассники) усвоили теоретические сведения о лексических новациях и готовы применять их на практике при создании различного рода текстов.
Слово учителя:
- Как же образуются данные слова и выражения? Для наглядности построим схему, где в центре поставим понятие "способы создания лексических новаций".
Рассматриваются способы создания лексических новаций.
1) Словообразовательный способ:
- Актрисищей она была превеликолепной.
- Ну, поюны, не устали еще?
- Кот оказался очень даже мурлывчатым.
- Вам не надоело виолончелшпь?
2) Переосмысление значения слова:
- У меня порядочная дыра на локте.
- У такого порядочного человека даже дыра на локте должна быть порядочная (Аверченко А. Подходцев и двое других, ч. 1).
(Разговор Алисы со Шляпой):... ...иногда, особенно на уроках музыки, я думала - хорошо бы получше провести время. - Все понятно! - с торжеством сказал Шляпа. - Провести время?! Ишь чего захотела! Время не проведешь! (Л. Кэрролл "Алиса в Стране чудес").
- Скажите, а у вас мальчишки на экзамене не теряются?
- Иногда теряются. Одного, например, три дня не могли найти.
- Известный лингвист В. Максимов писал, что "каждый из способов образования можно уподобить постоянно журчащим ручьям, делающим речевой поток по-весеннему свежим и полноводным". Мы с вами познакомились с разными способами словообразования. Естественно, что словообразовательный способ позволяет образовывать слова с другим значением. Другое значение появляется и при переходе из одной части речи в другую.
Задание 1 - на анализ способов образования лексических новаций:
Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима "Про пана Трулялинского" (перевод Б. Заходера). Чем, по вашему, объясняется, что автор использует в тексте "свои", созданные им слова? Выпишите эти слова из текста, укажите способ их образования.
Кто не слышал об артисте
Трулиславе Трулялияском!
А живет он в Привевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тётка - Трулялётка,
И дочурка - Трулялюрка,
И сынишка - Трулялишка,
И собачка - Трулялячка.
Есть у них еще котенок,
По прозванью Трулялёнок,
И вдобавок попугай -
Развеселый Труляляй!
- От слова "тру-ля-ля", обозначающего радость, веселье, образовались различные лексические новации суффиксальным способом словообразования: труляленок, трулялячка, трулялишка, труляляй и другие. Автору потребовались лексические новации для создания веселого, жизнерадостного настроения.
- Вы знаете, что часто в произведениях для детей авторы используют лексические новации, смысл которых порой очень трудно угадать сразу, однако они оказываются уместными и оправданными.
стр. 62
--------------------------------------------------------------------------------
Задание 2. Прочитайте отрывок из книги Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес", выделите лексические новации:
- Вы так чудесно понимаете слова, - почтительно произнесла Алиса. - Помогите мне, пожайлуста, разобраться в стихотворении "Змеегрыч".
- Ну-ка, ну-ка, прочти его, - оживился Желток-Белток. - Я могу объяснить все написанные когда-либо стихотворения. "...."
- И Алиса с готовностью прочла:
Червело. Ужные мрави
Кузали на снову.
За нисом прали курави,
Склюняя пелаву.
- Пока достаточно, - остановил ее Желток-Белток. - Тут уже хватает заковыристых слов. Червело - означает, что уже пять часов. Еще только вечереет, но уже немного чернеет.
- Ясно, - сказала Алиса, - а теперь слово ужные.
- Так. Ужные - это, конечно, похоже на ужей, и чаще всего - выползающих к ужину. Ты же помнишь, что тогда червело, то есть вечерело.
Ученики выделяют лексические новации и указывают способ их образования - суффиксальный способ словообразования: червело, ужные, мрави, кузали и т.д.
- Итак, и взрослые, и дети, порой сами того не осознавая, используют лексические новации в своей речи. Дети дают "свое" наименование какой-либо вещи или предмету, строя "новые" слова по известным языковым моделям. Многие такие слова становятся семейными, их употребляют не только дети, но и взрослые. Таким образом, с помощью лексических новаций мы восполняем недостаток нужных нам слов для семейного общения.
Задание 3. Объясните лексическое значение "детских слов" и установите, по каким словообразовательным моделям они образованы. Вот, например, некоторые высказывания детей из книги К. И. Чуковского "От двух до пяти", в ней поэт описывает свои наблюдения за речью детей дошкольного возраста:
- Звезды - это салютинки.
- Бабушка заключила буфет.
- Дай мне распакетить пакеты.
- Это не настольная игра, а настульная.
- Жили-были царь и царица, и у них был царёныш.
- Песковый сахар.
В приведенных примерах основные способы образования лексических новаций - суффиксальный и приставочно-суффиксальный. Получившиеся слова однозначно и четко называют предметы, их качества и действия. Ребенок, не зная, как обозначить тот или иной предмет, создает "свое", почти всегда правильно мотивированное слово, удачное в конкретной ситуации общения.
Подведем итоги.
* Какие две тенденции характерны для современной разговорной речи? (Клишированность и индивидуальность.)
* Что такое словотворчество? (Это создание, образование новых слов языка, или лексических новаций.)
* Назовите способы образования лексических новаций. (На основе переосмысления значения слов и с помощью основных способов словообразования.)
- Итак, лексические новации - факт словотворчества. Способность создавать лексические новации в языке наблюдается у людей, которые обладают особым языковым чутьем, интуицией, идеально владеют языком. В речи таких людей появляются осознанные отступления от общепринятых языковых норм. Результатом особого внимания к своей речи становится свободное отношение к форме речи, которое получает эстетическое значение. Например, говорящий ставит перед собой задачу - развлечь себя и собеседника, и для этого он использует "свои" слова, лексические новации. Лексические новации требуют особого внимания в процессе обучения, так как они говорят не только о владении литературным языком, но и о творческих способностях ребенка, о его миропонимании, индивидуальности
стр. 63
--------------------------------------------------------------------------------
речевого развития. В процессе осознанного словотворчества у детей развиваются чувство слова, языковое чутье, языковой вкус.
Домашнее задание.
* Поинтересуйтесь у родителей, помнят ли они, какие "детские" слова вы придумывали в дошкольном возрасте. Как образованы эти слова?
* Вспомните или придумайте (сочините) считалочки, где бы оправданно (удачно) использовались лексические новации.
Литература
1. Чуковский К. И. Живой, как жизнь // Соч.: В 6 т. - Т. 6. - М., 1966.
2. Матвеева Т. В. Учебный словарь. - М., 2003. - С. 143, 414 - 415.
3. Норман Б. Ю. Язык: знакомый незнакомец. - М., 1982. - С. 168.
4. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М., 2002. - С. 26.
5. Щербаков А. В. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. - М., 2003. - С. 414 - 416.
6. Кэрролл Л. Приключения Алисы. - М., 2003. - С. 246.
стр. 64