Пущин у Пушкина. Культуроведческий подход в обучении изложению

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. Н. Соловьева

Компетентностный подход к преподаванию русского языка на современном этапе развития школы обусловил появление в учебниках, учебных пособиях дидактических материалов культуроведческого содержания. Не редкость они и в сборниках текстов для изложений. Объективные трудности вызывает отсутствие у учащихся необходимых для понимания культуроведческого текста фоновых знаний, фрагментарность работы с подобными образцами в методике связной письменной речи.

Реализация культуроведческого подхода к восприятию и воспроизведению исходного текста при обучении изложениям стала возможной благодаря когнитивно-коммуникативной направленности учебников русского языка для VIII и IX классов (авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова). Обращение к семантике простого и сложного предложений позволило связать изучение синтаксических единиц с внеязыковой действительностью. Задания, направленные на формирование лингвистической компетенции, сопровождаются непременным обращением к речевому и жизненному опыту школьников, а при необходимости - адресацией к справочной и энциклопедической литературе.

"Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения"1, зафиксированное в обязательном минимуме содержания государственного образовательного стандарта по русскому языку, на наш взгляд, может быть положено в основу работы с культуроведческими текстами. Ориентация методики обучения изложениям на анализ языковых единиц, содержащих в своем семантическом поле культурное знание, не только обеспечивает высокое качество выполнения письменной работы, но и способствует эффективному осуществлению межпредметных связей, активному применению разнообразных форм рассредоточенной подготовки.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

В качестве примера приведем методические материалы, использованные в IX классе при обучении изложению с элементами сочинения по отрывку из воспоминаний И. И. Пущина "Записки о Пушкине"2.

Ввиду того что повествование в автобиографическом произведении ведется от первого лица, за пределы исходного текста, в зону фонового знания, выводится ключевая информация об авторе. Иван Иванович Пущин - лицейский друг Пушкина. Впервые они встретились на экзамене при поступлении в Лицей 12 августа 1811 г. и пронесли светлое чувство дружбы через всю жизнь. По окончании Лицея их пути разошлись: Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, а Пущин - в конную артиллерию. В мае 1820 г. за вольнолюбивые стихи Пушкин сослан на юг - друзья расстались на 5 долгих лет. Их последняя встреча произошла в январе 1825 г., когда Пущину удалось навестить ссыльного поэта, переведенного из южной ссылки в родовое имение Михайловское Псковской губернии. Именно этот день, 11 января 1825 г., подробно описан в фрагменте, который предлагается для написания изложения.

Без выведения этой фоновой информации в "светлое поле сознания с помощью внешней подсказки"3 идейное содержание, смысловая цельность, типологическое и стилевое своеобразие текста останутся недоступными для понимания, что, в свою очередь, негативно отразится на последующем письменном пересказе. В роли "внешней подсказки" выступают сообщения учащихся по темам "Лицейские друзья Пушкина", "Период Михайловской ссылки в жизни и творчестве Пушкина", материалы для которых можно найти в двухтомнике "Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники", книге В. В. Вересаева "Спутники Пушкина", школьном энциклопедическом словаре "А. С. Пушкин" (под редакцией В. И. Коровина), путеводителях по пушкинским местам и других изданиях.

При условии прочтения глубинного подтекста становится прозрачной и композиция исходного текста:

1. Приезд Пущина к Пушкину в Михайловское.

2. Встреча друзей:

а) на крыльце барского дома,

б) радость Арины Родионовны,

в) в комнате Пушкина,

г) беседа.

3. Душевное состояние Пушкина в ссылке.

Многолетний учительский и методический опыт свидетельствует: учащиеся неохотно берутся за написание сжатого изложения, им привычнее пересказать текст подробно, - тогда как именно сжатое изложение требует умения отличать главное от второстепенного, точно выражать свои мысли, избегать многословия. С учетом этого обстоятельства задание формулировалось следующим образом: "Озаглавьте текст и перескажите его сжато от третьего лица". Краткий связный ответ по вышеприведенному плану будет служить основой сжатого изложения.

Сведения, собранные учащимися о периоде Михайловской ссылки, окажутся востребованными при написании не только собственно изложения, но и творческой части работы. Для того чтобы подготовить учащихся к написанию сочинения, основанного на интерпретации стихотворения, были использованы такие виды работ, как анализ лирического текста (на уроках литературы), объяснительный диктант (на уроках русского языка), сочинение-рассуждение (на уроках развития речи).

Лингвистический анализ стихотворения А. С. Пушкина "И. И. Пущину", проводимый при изучении темы дружбы в лирике поэта, позволяет выйти на понимание идейного содержания текста и его композиционного своеобразия.



Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!





1. Какие смысловые части можно выделить в стихотворении и каким образом

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

смысловое членение текста отражено на языковом уровне?

(В стихотворении две смысловые части: 1 - воспоминание лирического героя, оказавшегося в невольном уединении, о приезде друга; 2 - молитва лирического героя, продиктованная страстным желанием поддержать друга, также лишенного свободы. Весь текст стихотворения состоит из двух сложных предложений. Он не разделен на строфы. Первое предложение - сложноподчиненное с придаточным времени, содержащее не только сообщение о двух взаимосвязанных событиях (радость лирического героя и приезд друга), но и объяснение того, когда, при каких условиях герой благословляет судьбу. Второе предложение - сложное бессоюзное: основное смысловое членение идет по бессоюзной связи: "Молю святое Провиденье", а далее как пояснение сказуемого первой части следует текст молитвы лирического героя, представляющий собою самостоятельное бессоюзное предложение со значением перечисления: голос "дарует утешенье", он "озарит заточенье". Обращение "Мой первый друг, мой друг бесценный" соединяет две части стихотворения в единое целое: и воспоминания лирического героя, и его молитва связаны с одним и тем же образом. Отсюда проистекает и структурное единство текста.)

2. Какими частями речи являются слова и во второй строке, да в седьмой и девятой строках стихотворения? Как это связано с пониманием идейного содержания текста?

(И - усилительная частица, синонимичная частице даже; подчеркивает особую значимость описываемого события для лирического героя. Да - частица, придающая значение повелительного наклонения глаголам в форме изъявительного наклонения, синонимичная частице пусть: пусть дарует, пусть озарит. Вторая часть стихотворения пронизана искренней верой лирического героя в силу и величие дружеского чувства.)

3. Какова роль местоимений в понимании ключевых образов стихотворения?

(Стихотворение начинается с притяжательного местоимения мой, которое в первой строке повторяется дважды в сочетании с существительным друг. Перед нами обращение лирического героя к близкому его душе человеку. В девяти последующих строках использовано еще 8 местоимений, 4 из них - притяжательные мой и твой: мой - двор, голос; твой - колокольчик, душа. Отнесенность местоимений-прилагательных мой - твой к определенным существительным позволяет сопоставить образы двор - колокольчик, голос - душа: конкретные существительные первой части связаны с реальным событием, тогда как отвлеченные существительные второй части - с ирреальным. Указательное местоимение то в сочетании с существительным утешенье отсылает к контексту первой части стихотворения. Благодаря этому и на морфологическом уровне обеспечивается структурное единство текста.)

4. Проанализируйте лексику стихотворения. Какие изобразительно-выразительные средства, основанные на лексическом богатстве языка, отражают настроение лирического героя?

(В стихотворении много слов высокого стиля: судьба, благословил, уединенный (вследствие принадлежности к высокому стилю в ударном положении [э], а не [о]), огласил, молю, провиденье, дарует, утешенье, озарит, заточенье, - что, с одной стороны, соответствует стилю молитвы, а с другой - подчеркивает избранность и пророческий дар лирического героя. Эпитет "печальным снегом" передает настроение одиночества, грусти. Метонимия "колокольчик огласил" сближает перезвон колокольчиков упряжки лошадей с благовестом - колокольным звоном перед началом церковной службы. Метафорический образ второй части стихотворения "голос дарует, озарит" связан с обращением лирического героя к Провиденью, "высшей божественной силе, направляющей людей к добру и благу"4.)

5. Вспомните обстоятельства жизни и творчества А. С. Пушкина того периода, когда было написано это стихотворение.

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

Как биографический комментарий обогащает восприятие стихотворения?

Подготовка к изложению продолжалась и на уроках русского языка, где в это время изучалась тема "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными", поэтому для объяснительного диктанта, усложненного грамматическими заданиями, предложен текст, в котором многократно использованы сложные предложения указанной конструкции. В основу же содержания текста были положены воспоминания И. И. Пущина "Записки о Пушкине".

Слово друга

За участие в восстании декабристов, которое произошло 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Петербурга, Иван Иванович Пущин был осужден и отправлен на каторжные работы в Сибирь.

В январе 1828 года жена декабриста Никиты Муравьева, последовавшая за мужем в ссылку, разыскала Пущина в читинском остроге, где тот отбывал наказание, и отдала ему листок бумаги, на котором было написано стихотворение "Мой первый друг, мой друг бесценный!". Пушкинский текст Александра Григорьевна получила от одного знакомого в последние дни своего пребывания в Петербурге, когда готовилась к отъезду в Сибирь.

Позднее Пущин переслал это стихотворение в журнал "Современник", издателем и редактором которого был Петр Александрович Плетнев.

В "Записках о Пушкине", что созданы в 1858 году, Пущин с благодарностью вспоминал лицейского друга, который поддержал его чудодейственным словом в трудные годы жизни.

(129 слов)

Уроки развития речи, посвященные сочинению-рассуждению, где в соответствии с методическими рекомендациями к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. для IX класса и календарным планированием курса изучалась тема "Рассуждение о произведении искусства" (упр. 89), также были нацелены на итоговое изложение с элементами сочинения. В качестве тезиса для рассуждения девятиклассникам предлагалась фраза Н. В. Гоголя "Поэзия и живопись - родные сестры", а в качестве опорного материала для наблюдения за изобразительными возможностями интерьера в литературе и живописи рекомендовалось использовать описание кабинета Онегина в его родовом имении (XIX строфа седьмой главы) и репродукцию картины Н. Н. Ге "И. И. Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском" (1875)5.

Приложение 1

Приводим вариант детского сочинения-рассуждения по теме "Изобразительные возможности интерьера в литературе и живописи".

"Поэзия и живопись - родные сестры"?

А. С. Пушкин, описывая обстановку деревенского дома, которая окружает Евгения Онегина в его родовом имении, так же как Н. Н. Ге, создавая интерьер комнаты Пушкина в Михайловском, ставят перед собой одну задачу - дать психологическую характеристику героев.

В тексте Пушкина становится значимой каждая деталь убранства кабинета Евгения Онегина. Считая себя образованным дворянином, интеллигентом, Онегин и в провинции придерживается европейского стиля жизни: не может обойтись без модных книг, портрета английского поэта-романтика Байрона, примеру которого герой подражает в жизни (подобно Байрону, переплывшему в 1810 г. Дарданелльский пролив, Онегин переплывает реку), скульптурки французского полководца Наполеона, властителя дум передовых людей начала XIX в. "Нравственное подчинение ничтожному веку" (Ю. Лотман) - вот что подчеркивают детали интерьера.

На картине Н. Н. Ге "И. И. Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском", воссоздающей атмосферу ссылки поэта 1825 г., в интерьере угадываются приметы кабинета Пушкина в Михайловском: изразцовая печь, диван, письменный стол, полки с книгами, кожаное кресло, стул, портреты предков на стенах. На выступах камина небольшая фигурка Наполеона - обязательная принадлежность либерально настроенного дворянина того времени.

При всей документальной точности изображенной художником обстановки она лишь подчеркивает глубину и искренность чувств поэта, читающего другу только что написанные главы романа в стихах. Одобряющий взгляд Пущина, уютно расположив-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

шегося в кресле, восторженное выражение лица Арины Родионовны, забывшей на миг о рукоделии, усиливают духовный подтекст картины - "поэзия спасла меня, и я воскрес душой".

Таким образом, и поэт, и художник, создавая интерьер, сохраняют колорит эпохи. Однако у А. С. Пушкина описание кабинета Онегина характеризует героя, тогда как у Н. Н. Ге изображение комнаты Пушкина в Михайловском лишь подчеркивает одухотворенность поэта. Если говорить словами Н. В. Гоголя, то, конечно, "поэзия и живопись - родные сестры", только столь же непохожие, как Татьяна и Ольга Ларины.

(Лена З.)

По завершении подготовительного этапа было проведено сжатое изложение с элементами сочинения. Стопроцентное качество знаний (оценки "хорошо" и "отлично" за содержание письменной работы) - подтверждение эффективности форм, выбранных для рассредоточенной подготовки. Большинство учащихся для интерпретации лирического текста (второй вариант задания по пособию Л. М. Рыбченковой и В. С. Скляровой) выбрали стихотворение "И. И. Пущину". И обусловлен выбор не столько тем, что этот текст был проанализирован на уроках литературы, сколько тем, что он тематически и идейно связан с эпизодом из воспоминаний И. И. Пущина. Более того, данный фрагмент воспоминаний при условии анализа именно этого стихотворения приобретает смысловую завершенность, выводит учащихся на нравственные размышления о том, что такое дружба, что нужно для того, чтобы быть настоящим другом. Поэтому главный результат работы - это умение выразить себя через осмысленное и прочувствованное Слово. Ведь, по утверждению И. И. Срезневского, "изучением языка родного начинается и поддерживается развитие духовных сил человека"6.

Приложение 2

Приводим вариант изложения с элементами сочинения по тексту И. И. Пущина, который был создан на итоговом уроке обучения изложению.

Встреча друзей

Пущин торопится к Пушкину в Михайловское. Наконец дом ссыльного поэта показался за поворотом.

Александр Сергеевич, забыв о зимнем холоде, выскакивает на крыльцо к нежданному, но желанному гостю. Прибежавшая на шум Арина Родионовна, няня Пушкина, также обрадовалась незнакомцу, ведь друзья поэта были для нее как родные.

Вошли в дом. В комнате Пушкина стояла кровать с пологом, письменный стол, диван и шкаф с книгами. В помещении царил поэтический беспорядок, везде были разбросаны исписанные листы бумаги, обкусанные кусочки перьев.

Пущин заметил, что за время разлуки лицейский друг почти не изменился, разве что оброс бакенбардами да стал чуть серьезнее.

В ходе беседы Пушкин поинтересовался отношением к нему и его творчеству в столицах и искренне обрадовался, узнав, что его стихи стали народным достоянием, что друзья ждут его возвращения с нетерпением.

Сам же поведал о том, что примирился с уединенной жизнью в Михайловском, где он отдыхал от городской суеты, охотно и плодотворно работал.

Эпизод из биографии Пушкина, с такой теплотой переданный в воспоминаниях И. И. Пущина, имеет огромное значение и для самого Александра Сергеевича - ему отведено особое место в творчестве поэта.

В конце 1826 г. было написано стихотворение "И. И. Пущину", адресованное лицейскому другу, навестившему ссыльного поэта в Михайловском в январе 1825 г. Многое изменилось за это время, друзья словно поменялись ролями. В опале теперь оказался Пущин: за участие в восстании декабристов он, первоначально приговоренный к смертной казни, сослан в Сибирь на вечную каторгу.

Все стихотворение, с первой его строчки "Мой первый друг, мой друг бесценный!", звучит как обращение-молитва, продиктованная Любовью Пушкина к Пущину. Ни одной жалобы на гонения, лишения. Лишь Надежда и Вера, что Судьба будет благосклонна, что Слово друга (в который раз!) спасет от уныния и безверия:



Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских светлых дней.





стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

Усилительная частица "да", с одной стороны, звучит как просьба: "пусть дарует", "пусть озарит". С другой стороны, как убеждение: "да, дарует", "да, озарит". Настоящее чувство, наверное, и обладает такой магической силой, которая способна исполнить самое сокровенное.

Удивительно, как много одно короткое стихотворение может рассказать о жизни и чувствах поэта, умевшего дружить и дорожить дружбой.

(Алла Е.)

Литература

1. А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 1999. - 776 с.

2. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Пособие для учителя. 2-е изд. - Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.

3. Мещеряков В. П., Сербул М. Н. "Дела давно минувших дней...": Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII-XIX веков. - М.: Дрофа, 2003. - 384 с.

4. Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. - М.: Худож. литература, 1986.

5. Пушкинские места. Путеводитель в 2-х ч. Ч. 1. Москва и Подмосковье; Ленинград и его пригороды; Псковский край; Верхневолжье; Болдинская земля. - М.: Профиздат, 1988. - 352 с.

6. Пущин И. И. Записки о Пушкине. - М.: Детская литература, 1975. - 64 с.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Федеральный компонент государственного стандарта / Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М., 2004. - С. 31.

2 Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. - М., 2001. - С. 8 - 9.

3 Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Дом бытия языка. - М., 2000. - С. 16

4 Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - СПб., 2006. - С. 673.

5 Подобное задание рекомендовано в книге Л. А. Ходяковой "Живопись на уроках русского языка".

6 Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. - СПб, 1899. - С. 5.



стр. 58


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. Н. Соловьева, Пущин у Пушкина. Культуроведческий подход в обучении изложению // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204720248&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии