ТЕМА СВЯТОСТИ В ПОВЕСТИ Б. ЗАЙЦЕВА "ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. М. КЫШТЫМОВА

Трудно переоценить значение уроков словесности для приобщения школьников к ценностям великой русской культуры - тем содержательным образованиям, в процессе присвоения (интериоризации) которых только и может состояться рождение личности. Эта общественно значимая роль словесности в школе особенно актуальна сегодня, когда девальвация традиционных ценностей отечественной культуры приводит к зыбкости нравственных границ в сознании наших детей.

Самоопределение становящейся личности школьника не может быть безотносительно к процессам осознания себя как части национального целого. И. А. Ильин писал о том, что чувство причастности родине "обретается именно духом, духовным гладом... Кто не голодает духом (срав. у Пушкина "Духовной жаждою томим"), тот может и не найти своей родины: ибо у него может не оказаться органа для нее... Родина есть духовная реальность"1. Ее обретение связано с духовным усилием, как, в свою очередь, духовное развитие человека невозможно без чувства родины. Тесная связь личностного становления с обретением национальной идентичности обусловливает созидающее значение приобщения школьника к традиционным национальным ценностям, сформировавшимся в отечественной культуре идеалам.

Процесс приобщения растущего человека к культурным ценностям своего народа особенно важен в подростковом возрасте - том периоде, когда происходит становление мировоззрения. К сожалению, информационная среда, которая окружает сегодня подростка, по преимуществу не органична отечественной культуре: образцы "звездного" поведения, агрессивно насаждаемые в качестве молодежного идеала средствами массовой информации, далеки от ценностных представлений традиционной русской культуры.

В этих обстоятельствах усиливается нравственно созидающее значение общения школьника с художественным текстом, повышается и значимость посреднической роли учителя, от которого в значительной степени зависит продуктивность этого процесса. Решая задач/ содержательного наполнения вариативной части учебного плана, определяя формы и методы работы с текстом, учитель-словесник моделирует те значимые элементы образовательного пространства, которые обусловливают специфику культурно-личностного развития школьника. Обращение к темам русской духовности и православной святости на уроках

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

словесности представляется необходимым как с позиции знания (ибо, "обходя" тему святости при изучении русской литературы, мы опускаем важнейшее ее основание), так и с позиции самопознания школьника, которое возможно лишь при осознании себя как части культурного и национального целого.

Принятие национального, культурного идеала как личностно значимого и есть основа становления самоценной личности. Русская культура среди многих духовных ценностей знает высшую - святость. В образах святых воплотились идеальные представления русских о человеке, его судьбе и достоинствах. К святым обращается выросший в православной культуре человек, находя в них - понимание, понимая через них - себя: "В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной Руси, в них мы ищем откровения нашего собственного пути... Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих"2. Глубоко органичны русскому культурному сознанию образы святости: "Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки"3.

Осмысливая значение святости, В. Н. Топоров справедливо отмечал невозможность для культурного человека непризнания и непринятия созидающего значения святости, так как "отказ от такого признания обозначал бы отречение от важнейшего наследия духовной культуры, своеобразный эскапизм и своеволие (волюнтаристскую селективность) в вопросе о том, что есть и чему быть"4.

Приобщение школьников к духовной культуре России через их понимание идеала человеческой личности, художественно воплощенного в текстах о святых подвижниках, мы начинали с работы над повестью Бориса Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский", основанной, как известно, на исторических данных. Выбор текста обусловлен, прежде всего, значимостью для читателя образа Сергия Радонежского, в котором "есть... глубокое созвучие народу, великая типичность - сочетание в одном рассеянных черт русских"5. Художественные достоинства повести, рефлексивность и эмоциональность авторского слова делают образ Сергия доступным пониманию школьника, близким и понятным ему. Каноническое "житие" святого, более лаконичное, стилистически "сухое" и, следовательно, трудное для детского восприятия, учащиеся прочитывают и обсуждают после работы с повестью Б. Зайцева.

Первое занятие посвящено содержательному введению школьников в тему святости, обсуждению понятий "идеал", "личность", "духовность", "православие", "святость" и их значению для русской культуры и каждого из нас.

На последующих двух уроках школьники работают с повестью Б. Зайцева, рассматривая художественный образ великого русского святого, а также сравнивают авторскую позицию с житийной, содержательно дифференцируя таким образом черты канонического и авторского художественных текстов.

Понимание идеала и его формирование - психологически взаимозависимые процессы, это, в частности, обусловило необходимость "медленного прочтения" - для проникновения в глубинную суть образа. Основные содержательные стороны идеала личности воплощены в герое обсуждаемой повести: нравственная, психологическая, социальная и национальная. Рассматриваем их подробно, для чего школьники предварительно получают задание выписать основные, на их взгляд, особенности образа святого Сергия (на занятиях они систематизируются).

Важнейшим психологическим качеством Сергия Радонежского, маркированным в тексте, является "гармоничность": непротиворечивость, ясность внутреннего мира, проявленная вовне "чувством меры", скромностью и ласковостью с окружающими. В этой обретенной тишине и гармонии внутреннего мира - то особое, что, с одной стороны, отличает Сергия от иных святых, с другой, - обусловливает "глубокое созвучие народу, великую типичность" (74).

Правомерен вопрос (и мы задаем его школьникам) о том, какое содержательное основание у суждения автора повести о "типичности" его героя? В массовом

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

сознании отражен "тип русского" как склонного к противоречиям, эмоциональным всплескам, терзаемого совестью и вечными поисками правды человека. Русская классическая литература достаточно полно отразила эти представления, изображая типы, не отличающиеся ни гармоничностью, ни внутренней "тихостью".

Размышляя над поставленным вопросом, предлагаем школьникам рефлексию над своим внутренним миром: кто из нас душевно ясен и спокоен, не мучим сомнениями и противоречиями, не подвержен аффектам? Ответ очевиден - "никто", мы - иные. Тогда почему же Сергий Радонежский назван автором "глубочайше русским, глубочайше православным", почему он - один из самых почитаемых в России святых?

Образ святого не воплощает природные черты характера русского человека: "Сергий как раз пример, любимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного...", "не его стихия крайность", "удивительно прост и серьезен", "без напора, без болезненности", "как будто бы всегда он в сдержанной и кристально-разреженной атмосфере", "предельная легкость и чистота"... А при этом: "Через пятьсот лет, всматриваясь в его образ, чувствуешь: да, велика Россия" (122). Перед учащимися обозначен парадокс, решение которого находим в процессе обращения к некоторым психологическим закономерностям развития личности.

Исследуя особенности российского менталитета, современные ученые установили, что важнейшей его характеристикой оказалось "преобладание морального сознания... чувство ответственности и совесть"6. С этим и связано стремление к "деланию", к изменению и совершенствованию самого себя, а следовательно, поиск идеала - такого, в котором воплощены черты, обретение которых ценно для каждого из нас. "Неровность" русского характера, известная как ученым-психологам, так и массовому сознанию, обусловливает деятельную жажду гармонии; эмоциональность, горячность - "прохлады, выдержки и кроткого спокойствия" (122). "...Покой и воля" как "завидная... доля" (А. С. Пушкин) являют тот идеал, в стремлении к которому мы проводим свою жизнь. Образ Сергия Радонежского отличают величайший внутренний покой и свобода. Он воплощает черты, нам желанные; он так жил, значит, и мы - можем: "рядом с силой, истиной мы можем жить" (122). В этом - созидательная сила и непреходящее значение образа святого в отечественной культуре.

Гармоничность характера святого Сергия символически маркируется в повести его глубинной связью с образом Святой Троицы: "...дело его жизни, столь уравновешенно-покойное, приняло покровительство Триединства, глубочайше внутренне уравновешенной идеи христианства... В пустынях Радонежа не Пречистая и не Христос, а Троица вела святого" (81). О христианской идее триединства рассказываем подробнее, используя при этом репродукцию известной картины А. Рублева, которая отличается особым внутренним покоем и гармоничностью, и фотоизображения храмов Троице-Сергиевой лавры.

Значение образа Сергия Радонежского для подростков важно не только потому, что в нем воплощены идеальные личностные черты, но и потому, что обозначены особенности процесса их обретения - "самоделания", трудного пути нахождения себя. "Как достичь совершенства?" - этот вопрос не может не волновать подростка. Глубоко нравственный, органичный нашей культуре ответ он получает, внимательно читая историю трудной жизни великого русского святого.

"Существует целая наука духовного самовоспитания, стратегия борьбы за организованность человеческой души, за выведение ее из пестроты и суетности", - пишет Б. Зайцев (82), выделяя курсивом главное слово - "организованность". И в этом - опять парадоксальность. Ибо всем известны стереотипные представления об иррациональности, непредсказуемости (неорганизованности) сознания русского человека. Тогда - путь к обретению себя связан с преодолением себя: приближение к культурному идеалу личности требует преодоления природности. Этот вывод, к которому учащиеся приходят в процессе работы над содержанием повести, имеет огром-

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

ное значение. Самосовершенствование как путь к идеалу связан с волевым усилием, с трудным деятельным подвигом.

В этом - одна из истин отечественной православной мысли, осознание школьниками которой не может быть безотносительно к процессу их личностного становления. С. Франк справедливо заметил, что, реализуя в реальных поступках природное начало или же - идеальное, культурное, человек тратит неодинаковые усилия: "когда "идеальный" мотив "побеждает" мотив низшего порядка, само переживание имеет... качественный оттенок усилия, соучастия центральной волевой инстанции: пьяница, лентяй, трус никогда не говорит (и не переживает), что он преодолевает в себе стремление к трезвости, энергию, самообладание, как это имеет место в обратных случаях победы высших мотивов; он говорит, наоборот, о своей порабощенности страстям и привычкам"7.

"Духопроводность" (82) как качество души, которое дает "ощущать Бога", желанную внутреннюю ясность и покой, обретается "культурой, дисциплиной" (83), ежечасным трудом. "Св. Сергий, православный глубочайшим образом, насаждал в некотором смысле западную культуру (труд, порядок, дисциплину)", "уча самим собою, "тихим деланием" [88].

Процесс совершенствования - "...долгий, трудный путь самовоспитания" у Сергия проходит ненасильственно, трудом тихим и постоянным: "...жизнь Сергия дает образ постепенного, ясного, внутренне здорового движения. Это непрерывное, недраматическое восхождение. Святость растет в нем органично. Путь Савла, вдруг почувствовавшего себя Павлом, - не его путь" (92).

Еще один немаловажный духовный урок мы получаем, вчитываясь в страницы повести о святом Сергии Радонежском. Речь идет о чувстве собственного достоинства.

Согласно данным психологических исследований российской ментальности, у значительной части русских "отсутствует развитое чувство собственного достоинства"8, свойственное личности западноевропейского и американского типа. Поэтому, отмечают психологи, русские в меньшей степени предприимчивы и самоуверенны. Ментальность западного типа ориентирована на индивидуальность, российского - сообщество. Рассмотрим идеально, в образе почитаемого русского святого воплощенные черты, связанные с представлением о чувстве собственного достоинства.

Образ Сергия Радонежского наполнен как величайшим смирением, так и величайшим достоинством. Уже в истории о трудностях, переживаемых отроком Варфоломеем в связи с неудачами в учении, просвечивает лик будущего российского святого. "Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается". Благословение "старца черноризца, саном пресвитера", которому ребенок "сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту" действительно помогает ему - "и все были поражены, как он читает хорошо" (76). Смиренная просьба, таким образом, оказывается действенным средством решения проблемы. Может показаться, что эпизод этот свидетельствует об отсутствии у героя повести чувства собственного достоинства, о том, что не собственными усилиями, а посторонней помощью достигает человек (идеальный русский!) желаемого. Опровергая такое суждение, обозначим еще один текстуально маркированный парадокс: Сергий "просил" (76) и - "запрещал просить" (94).

Повествуя о монастырском общежитии, Б. Зайцев подчеркивает, что не было у обители при жизни святого Сергия "жалованных сел", жили бедно, но при этом Сергий, не делая запрета принимать дарения, "запрещал просить". Просить человека - значит склонять его к какому-либо действию, довлеть. Просить себе еду и одежду не подобает, недолжно - недостойно.

С другой стороны, прошение у Бога, обращение к нему в смирении о помощи - непременный элемент жизни христианина. Старец-черноризец, которому, плача, поведал Варфоломей о сво-

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

их бедах, - служитель церкви, выполняющей посредническую функцию между человеком и Богом, поэтому обращение к нему с просьбой - должное, достойное действие.

Верность себе, своему призванию - еще одна значимая черта Сергия, свидетельствующая о его высочайшем уровне самопознания, внутренней независимости (при внешней смиренности) и величайшем чувстве собственного достоинства: "Сергий лучше всякого другого знал себя, мог делать только то, к чему был призван. И, как всегда, внутреннему голосу больше всего придавал цены" (105). Потому "свою церковную "карьеру" он пресек", что понимал - "он послушный сын церкви, но не генерал ее" (104). Внутреннее спокойствие, гармоничность и достигаются этой верностью себе вопреки стереотипным ценностным ориентациям.

Значение Сергия Радонежского для русской культуры определяется и его ролью в великой победе русских на Куликовом поле. Национальное и нравственное значения образа святого сливаются воедино, ибо "самостоянье человека, залог величия его", как известно, в преданности Отчизне - "любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам". И эта истина непреложна - она "от века" и "по воле Бога самого" (А. С. Пушкин). Патриотизм - органичная содержательная часть состоявшейся личности, это подтверждает образ Сергия Радонежского.

"Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса Радонежские". Однако не себе, но Родине служит святой: "Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок" (74). Как же сочетаются в образе святого тихость, смиренность и - благословение на кровь? Нет ли в этом решении Сергия нарушения гармонии, проявления амбивалентности, свойственной русскому характеру? "Благословил бы на войну, даже национальную, Христос ? " (110). Сергий не стоит перед мучительным выбором, его решение естественно и органично правдиво-деятельной позиции в жизни: "не его стихия - крайность. Если на трагической земле идет трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой. Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию, православных. Как наставник и утешитель, "Параклет" России, он не может оставаться безучастным" (110). Молитвенный подвиг святого исторически и культурно созидателен. Миротворцем остался Сергий в памяти русского народа. Русским святым, кому не просто поклоняемся, но чувствуем органичность, соприродность собственной душе: "Преподобный Сергий... представляется нам гармоническим выразителем русского идеала святости..." (136).

В трудном и неизбежном поиске идеала значение русской словесности безмерно велико. Урок литературы может выполнить личностно созидающую и психологически компенсаторную в духовно неполноценном информационном пространстве, окружающем современного школьника, роль.

Наш многолетний опыт психолого-педагогической работы со старшеклассниками средней школы N 62 г. Иркутска показал, что современный школьник не просто понимает, казалось бы, содержательно далекие от сегодняшних реалий и стилистически непростые тексты о святости, но читает и осмысливает их с тем желанием, которое позволяет говорить о глубинной в них потребности, о том, что тексты эти проявляют таящуюся в каждом "духовную жажду" и в некоторой степени "утоляют" ее.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 1 - М., 1993. - С. 180.

2 Федотов Г. П. Святые Древней Руси. - М., 2003. - С. 13.

3 Там же.

4 Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. - Т. 1. - М., 1995. - С. 9.

5 Зайцев Б. К. Сергий Радонежский: Рассказы. Повесть. - М, 1991. - С. 74. Далее ссылки на это издание в тексте с указанием страницы.

6 Абульханова К. А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М., 1997.

7 Франк С. Предмет знания. Душа человека. - М., 2000. - С. 842.

8 Абульханова К. А. Указ. соч. - С. 23.



стр. 28


Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. М. КЫШТЫМОВА, ТЕМА СВЯТОСТИ В ПОВЕСТИ Б. ЗАЙЦЕВА "ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204719434&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии