Цель урока: анализируя текст Д. С. Лихачева, подготовить учащихся к написанию части С ЕГЭ.
Эпиграф к уроку
В своей книге "Письма о добром и прекрасном"... я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен...
Д. С. Лихачев
I. Вступительное слово учителя.
На уроках русского языка и литературы мы уже знакомились со статьями Дмитрия Сергеевича Лихачева о памятниках прошлого и о любви к чтению. Они взяты из сборника "Письма о добром и прекрасном", изданного в 1985 г. Это поистине сборник мудрости, это речь доброжелательного учителя, каким и был Д. С. Лихачев, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, четырежды лауреат Государственной премии, первым удостоенный ордена Андрея Первозванного и ордена "За заслуги перед Отечеством II степени, основатель Фонда культуры и журнала "Наше наследие". В 2006 г. исполняется 100 лет со дня его рождения. Да, это большой ученый, настоящий интеллигент, незаурядная личность, патриот. И все это не могло не отразиться в его размышлениях на нравственные темы: в "Письмах о добром и вечном" и "Раздумьях". В первый сборник вошло 46 писем. В предисловии автор пишет: "Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро". Именно этими качествами обладал замечательный человек - Д. С. Лихачев. Сегодня на уроке мы поговорим о письме третьем - "Самое большое". Попрошу по ходу анализа текста записывать его основные проблемы, выразительные средства, использованные автором, и объяснение их роли. В общем, все то, что поможет вам написать сочинение...
Письмо третье
САМОЕ БОЛЬШОЕ
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией ("Германия превыше всего" - слова шовинистической немецкой песни)
стр. 73
--------------------------------------------------------------------------------
привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.
Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: "Большое в малом", "Молодость - всегда" и "Самое большое"? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: "Верность". Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде - правде-истине и правде-справедливости.
Итак, скажите, какие слова этого текста звучат как афоризмы?
* Добро - это счастье всех людей.
* Надо быть патриотом, а не националистом.
* Большая цель добра начинается с малого...
* Мудрость - это ум, соединенный с добротой.
* Ум без доброты - хитрость.
Учитель. Какова их роль? Что их объединяет?
* Афоризмы подчеркивают публицистичность текста, их чеканное звучание заставляет воспринимать эти высказывания как незыблемую истину.
* В целом это размышление о такой проблеме, как значение доброты в нашей жизни.
Учитель. Вы сказали, что данный текст - это размышление. А что доказывает это?
* Начинается письмо с вопроса. "А в чем самая большая цель жизни?" Союз а как будто соединяет это предложение с какой-то прежде высказанной мыслью автора, и потому сразу начинаешь вдумываться в текст.
* Автор, по сути, сразу начинает отвечать на поставленный вопрос: "Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас".
* Лихачев последовательно доказывает свою мысль о "самом большом", приводит конкретные примеры.
* Его речь афористична. Для убедительности он использует градацию: "Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее".
Учитель. Вы сказали о последовательной аргументации автора. Так какова цепочка его рассуждений о самом главном в жизни?
* Сначала ребенок любит своих близких, свой дом. Затем "его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну". Но любовь к своей стране не должна исключать уважения к другим странам, то есть к миру вообще.
Учитель. А от чего предостерегает автор?
* Лихачев предостерегает читателей от слепой любви, когда не замечают недостатки, не говорят о них.
* Мне кажется, именно такие "слепые" люди бывают фанатами певцов, а это может привести к трагедии.
* Такое прекрасное чувство, как любовь, по мысли автора, "может привести к ужасным последствиям". Он приводит пример, когда слепая любовь матери формирует "нравственного урода".
* Лихачев считает, что именно "слепой восторг перед Германией ("Германия превыше всего"...) привел к нацизму", то есть к мировой войне.
Учитель. В чем актуальность проблем, поднятых Д. С. Лихачевым?
* Он говорит о терпимом отношении к представителям других народов, объясняя это очень просто: "Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою". Синтаксический параллелизм ("Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот") позволяет более ярко подчеркнуть разницу между патриотизмом и национализмом.
стр. 74
--------------------------------------------------------------------------------
* На мой взгляд, актуален и вопрос о значении раннего воспитания доброго отношения к окружающим. Ведь дети очень восприимчивы ко всему хорошему. Автор очень уместно употребляет антонимы: мелочь - крупное ("мелочь и крупное нельзя разделять"), подчеркивая необходимость тренировать детей на добрых делах.
* А я думаю, актуальна и проблема "верности" в широком смысле этого слова. Ведь сейчас это слово почти не употребляется, мы как будто забыли его, вывели из своего лексикона за ненадобностью. А ведь за ним стоит прекрасное качество человека: хранить веру в любовь, в счастье; верный человек - надежный человек.
Учитель. Какое средство выразительности использует автор в последнем абзаце, с какой целью?
* Это лексический повтор (слова верность). Он употреблен в последнем абзаце, прежде всего, потому, что в конце статьи содержится своеобразный итог, вывод: доброе отношение к окружающему миру делает человека верным. Повтор слова верность расширяет эту мысль до философских обобщений ("В конечном счете верность есть верность правде: правде - правде-истине и правде-справедливости"). Таким образом, остро ставится проблема верности, в широком смысле этого слова.
Учитель. Подводя итог, скажу, что талантливый публицист Д. С. Лихачев всегда пишет очень искренне, для убеждения читателей в своей правоте использует различные языковые приемы (так, в этом тексте мы отметили вопросно-ответную форму изложения, афоризмы, градацию, синтаксический параллелизм, антонимы, лексический повтор). Его статьи будут актуальны всегда, ибо в них поднимаются вечные проблемы. Хотелось бы напомнить, что в 2004 г. Лабинской центральной библиотеке было присвоено имя этого выдающегося человека, который закончил одно из писем, обращенных к молодым, так: "Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед..."
Домашнее задание: написать сочинение по тексту Д. С. Лихачева.
Сочинение Сергея Е.
Как известно, Д. С. Лихачев, замечательный человек и публицист, ряд своих книг посвятил юношеству. В данном тексте рассуждения автора касаются очень важных для подрастающего поколения проблем. Одна из них - это терпимое отношение к людям другой национальности.
Причем Д. С. Лихачев начинает свои рассуждения с того, что доказывает необходимость воспитания добра с детских лет, а потом показывает, применяя градацию, рост, увеличение этого чувства по мере взросления. От любви к своей семье - к любви к стране, к миру. Но автор предостерегает читателей от "слепой любви". Причем любой: к человеку, к стране, к нации. Запоминающе и емко звучат слова: "Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот". Этот синтаксический параллелизм позволяет нам ясно представить четко сформированную позицию публициста, с которой нельзя не согласиться. А действительно, почему бы нам просто не любить свою землю, свою страну, свой край, делая все для их процветания, не отвлекаясь на неприязнь, ненависть к другим. Ведь ненависть, как и любовь, сильное чувство. Оно тоже требует сил, здоровья, материальных затрат. Если просто понять, что "превыше всего" не Германия, не США, не Ирак или Турция, а гуманизм, терпимость к другим, интерес к разным культурам, то насколько проще и ярче могла бы быть наша жизнь...
Вообще, весь текст пронизан желанием Д. С. Лихачева внушить читателям простым и убедительным языком незыблемые истины: любовь и добро - это главное в жизни. Без них невозможны ни счастье одного человека, ни благополучие страны. Именно это позволяет ему сделать поистине философские выводы о "правде-истине и правде-справедливости", в основе которых всегда лежит добро...
Сочинение ученицы Ольги Х.
Есть такая публицистика, которая привлекает необыкновенной искренностью, правдивостью, актуальностью. Именно этим отличается статья-письмо Д. С. Лихачева "Самое
стр. 75
--------------------------------------------------------------------------------
большое". Безусловно, текст многопроблемный, но мое внимание привлек вопрос о значении раннего воспитания доброго отношения к миру. Автор взволнованно говорит об этой проблеме, подчеркивая необходимость тренировать детей на "добрых делах". А ведь в самом деле, разве можно научиться плавать, не вступив в воду? Так как же можно требовать от подростка или даже взрослого человека, чтобы они были добры, если им в детстве не приходилось приносить домой бездомного котенка, если не жертвовали своими детскими удовольствиями ради больной бабушки, с которой надо было "посидеть", если не делились с мамой или младшей сестренкой чем-то вкусным...
Замечательный публицист и мудрый человек, Д. С. Лихачев, конечно, понимает всю значимость доброго раннего воспитания человека. "Большая цель добра начинается с малого", - афористично звучат его слова, употребляемые для доказательства тезиса о добре. Антонимы "мелочь" - "крупное" тоже подчеркивают значение этой проблемы. Важно, по-моему, и то, что весь текст проникнут убеждением автора, что люди должны "увеличивать добро в окружающем нас". В этом его незыблемая позиция, позиция человека и гражданина. И конечно, он последовательно доказывает ее, начиная свои рассуждения с такого аргумента, как воспитание любви маленького человека к своему дому, своей семье. Если вдуматься, это очень важно: любовь. Именно любовь формирует добро. А "добро - это счастье всех людей" - так считает Д. С. Лихачев. И я, безусловно, не могу с ним не согласиться, ведь именно добра, милосердия нам так сейчас не хватает. И мир в доме, в семье, в стране, на планете зависит от того, каким вырастет маленький человек, играющий сейчас в "доброго доктора" или в "безжалостного террориста"...
стр. 76