Обособленные определения и приложения. VIII класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. В. Ветренко

Цели: систематизировать и обобщить знания об обособлении определений и приложений; совершенствовать умения правильно ставить при них знаки препинания и использовать в речи предложения с обособленными определениями и приложениями.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Терминологический диктант.



(Словосочетание) (Предложение) (Текст)

- Перед вами цепочка с несколькими "неизвестными" (терминами). Восстановите ее по определениям, которые я прочитаю.

а) Сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

б) Основная единица синтаксиса.

В ней заключается мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить. Имеет грамматическую основу. Характеризуется интонационной законченностью.

- В каком разделе изучаются словосочетания и предложения? Охарактеризуйте этот раздел. (Синтаксис - это...)

- Для чего необходимо изучать строение словосочетаний и предложений? (Знание строения словосочетаний и предложений помогает логически стройно выражать мысли, правильно ставить знаки препинания, которые тоже помогают точно и ясно выражать мысли.)

в) Словосочетания формируются в предложения, а предложения в ... Закончите высказывание и ... цепочку, (...текст)

- Что такое текст? (Сочетание двух или нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.)

III. Анализ текста.

Класс анализирует текст, а в это время 4 человека выполняют индивидуальные задания.

1-й чел. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения.

Дополнительно: охарактеризовать интонацию предложения и ответить на вопрос: "Зачем используется инверсия?" (Выделяет наиболее важные по смыслу члены предложения.)

2-й чел. Немой самодиктант.

* По картинкам (3 шт.), на которых изображены герои из сказок А. С. Пушкина, составить предложения, соответствующие схемам:



3-й чел. и 4-й чел. Выборочный самодиктант.

3-й. Выписать из текста, написанного в художественном стиле, предложения с обособленными определениями и указать причины обособления.

4-й. Выписать из текста, написанного в научном стиле (уч. геометрии, географии, химии), предложения с обособленными определениями и указать причины обособления.

Осень.

На пригорке стоит рябина покрасневшая от холода и от колючего осе...его ветра. Осе...яя ночь серая и тума...ая воет в проводах и сбрасывает последнюю одежонку с лип и тополей'. По осе...ей слякоти бредет путник укута...ый в плащ. Он усталый с трудом вытаскивает нож из (не) жидкого месива. Видимо встревоже...ые первыми заморозками воробьи забились на ночь под еще (не) покрытые снегом крыши. Лужи серебря. ..ые от инея отражают холодных зайчиков. На пороге зима.

- Будет ли эта запись текстом? Докажите. (Несколько предложений расположены последовательно, связаны параллельной связью, кроме 3-го и 4-го (цепная связь), объединены общей темой - осень (любимое время года А. С. Пушки-

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

на, чьи произведения (предложения из них) - "гости" нашего урока.)

- Какова основная мысль?

- Определите тип текста.

- Определите стиль текста. (Художественный.)

- Какие языковые средства характерны для художественного стиля? Найдите их в тексте.

* Выполните орфографический разбор (вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание слов, над которыми работали, перечислите орфограммы, сформулируйте правила).

Читая, должны соблюдать интонацию * Выполните пунктуационный разбор (расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните расстановку знаков препинания).

- Чем осложнены почти все предложения? (Обособленными определениями.)

- Перечислите причины обособления определений.

- Рассмотрим одно предложение с обособленными определениями подробнее.

* Ученик, выполнявший 1-е индивидуальное задание, разбирает предложение, предварительно прочитав его с соответствующей интонацией (паузы, повышенные тона, быстрое произношение), дает характеристику (простое, повествовательное, двусоставное, полное, есть инверсия, распростр., осложн. обособл. чл. и однородными), строит схему.

(Класс, слушая, выполняет, комментирует, дополняет.)

* Сравнительный анализ.

- Сравните предложение, только что разобранное, с данными

Осенняя ночь серая и туманная. Ночь воет в проводах и сбрасывает последнюю одежонку с лип и тополей.

- Чем отличается? (Предл. с обособленными членами передает мысль лаконично, сжато, компактно, живо, позволяет избежать повторов. Оно более пластично.)

- Преимущество таких предложений доказывает ученик, выполнявший 2-е индивидуальное задание.

- Для какого стиля характерно использование предложений с обособленными определениями? (Научный, художественный.)

- Примеры приводят ученики, выполнявшие 3-е задание.

1-й ученик дает историческую справку об обособленных членах предложения.

IV. Взаимоопрос.

- Подводя итоги (I этап урока), зададим друг другу вопросы по теме "Обособленные определения".

V. "Лото".

- Я прочитаю 6 предложений. Каждому предложению соответствует фишка с номером.

* Закройте фишкой схему, которой соответствует прочитанное предложение.



1) Подъезжая к лесу, увидел Григорий Иванович Муромский своего соседа, гордо сидящего верхом.

2) Муромский, как образованный европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал.

3) Не бывавшая никогда на охоте, лошадь Муромского испугалась и понесла.

4) Он, провозгласивший себя отличным седоком, дал лошади волю.

5) Лесной шум, глухой, перекатный, приветствовал Лизу.

6) Лиза, смуглая от природы, набелена была по уши.

* Самопроверка (образец на доске).

- Какое предложение лишнее? (2-е.) Почему? (Осложнено обособленным приложением.)

- Что такое приложение?

VI. Графический диктант.

- Проверим, насколько хорошо помним, в каких случаях обособляются приложения.

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

* Выслушайте предложения и составьте к каждому схему.

1) Троекуров, отставной генерал, приехал в свое поместье...



2) Я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином.



3) Он, Троекуров, с ним на века рассорился.



4) Гости окружали исправника, нашего знакомца.



5) Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань.



* Взаимопроверка (образец на доске).

- Какие условия соблюдали, обособляя приложения?

- В каких еще случаях могут обособляться приложения? Приведите примеры.

- В каких случаях приложение можно выделить не запятыми, а тире? Приведите пример.

VII. Составление алгоритма.

- Совпадают ли условия обособления определений и приложений? Если да, то какие?

- Значит, мы можем выработать общий алгоритм для обособления определений и приложений. (1 ученик, рассуждая, составляет алгоритм на доске, класс - в тетрадях. Несколько учащихся в это время выполняют творческую работу - пишут миниатюру либо на тему "Роль обособленных определений и приложений", либо на тему "Мой А. С. Пушкин" - с последующим заданием: указать обособленные определения и приложения.)

VIII. Тест.

- Мы составили алгоритм, обобщив знания об обособлении определений и приложений.

Этим алгоритмом будем пользоваться, выполняя тестовую работу.

Тест (А)

I. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения.

1. Избалованный всем он (Троекуров) привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава.

2. Слуга поскакавший за ним (Дубровским) воротился.

Обособление определений и приложений (алгоритм)



стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

3. Маша бледная и трепещущая подошла к Ивану Кузьмичу.

4. А он мятежный просит бури.

5. Я... представлял его (капитана Миронова) строгим сердитым стариком.

II. Укажите предложения, в которых есть обособленные приложения.

1. Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы.

2. Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань.

3. Друг И. Пущин первым навестил А. С. Пушкина в Михайловском.

4. Взойдет она звезда пленительного счастья.

Тест (В)

I. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения.

1. Незримый ты мне был уж мил.

2. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

3. Хмурая, холодная осень - любимое время года А. С. Пушкина.

4. Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом.

5. Уверенный в своей правоте Андрей Гаврилович мало беспокоился.

II. Укажите предложения, в которых есть обособленные приложения.

1. Буянов братец мой задорный к герою нашему подвел Татьяну с Ольгою.

2. Я знаю и люблю Пушкина как талантливого писателя и поэта.

3. Вдруг она моя душа пошатнулась не дыша.

4. Поэт Пушкин известен не только в Росси, но и в других странах.

IX. Творческие работы (чтение).

- А теперь посмотрим, как мы научились использовать в своей речи (письменной) предложения с обособленными определениями и приложениями...

X. Итоги.

XI. Домашнее задание.

* В чем сходство и в чем различие предложений с обособленными членами (опр. и прил.) и с вводными членами? (Ответьте на вопрос письменно.)

Или

* упр. по уч.

стр. 72


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. В. Ветренко, Обособленные определения и приложения. VIII класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204719125&archive=1205324210 (дата обращения: 17.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии