Формирование функциональной грамотности с использованием блочно-модульной технологии

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. М. Никитина

Отчего у нас так мало людей, пишущих совершенно правильно, отчего даже и в печати так часто появляются ошибки против правописания?

Не оттого ли, что мы не довольно уважали основательное изучение первых начал, азбуку всякого дела, знание которой не составляет заслуги, но которой неведение - непростительно?

Я. К. Грот

Главная цель моей технологии - сформировать языковую компетенцию учащихся, то есть практическое владение языком, соблюдение в устной и письменной речи языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Постановка этой цели обусловлена негативными тенденциями снижения грамотности и общей речевой культуры населения.

Для достижения поставленной цели определен комплекс задач, направленных на:

* создание положительной мотивации в обучении родному языку;

* использование на уроках русского языка принципов обучения:

а) дидактических (научность, доступность, систематичность, последовательность):

б) общеметодических (структурно-семантический, функциональный);

в) частнометодических (опора на опознавательные признаки орфограмм, морфолого-синтаксический);

* распределение материала, его реструктуризация в блочно-модульные дидактические единицы в рамках учебного времени;

* развитие познавательной и эмоциональной сферы личности;

* развитие речи детей;

* коррекцию полученных результатов.

Можно ли научить всех грамотно говорить и писать по-русски? Мечта это или реальность? За годы работы учителем русского языка я пришла к выводу, что сделать это трудно, порой очень трудно. Но возможно.

Грамотное письмо - один из важнейших показателей речевой и общей культуры человека. Именно эту мысль стараюсь внушить своим ученикам, объясняя, зачем нужно писать правильно. Вопросам мотивации каждодневной орфографической работы придаю большое значение. Развивая и углубляя познавательные интересы детей, показываю, что грамотность нужна для успешного обучения в школе, для общения, получения

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

профессии, для завоевания уважения окружающих и для самоуважения.

Убеждаю, что научиться писать правильно может каждый, если овладеет "всего" пятью умениями, которые являются азбукой грамотности:

* умею определять слабую и сильную позиции звуков в слове;

* вижу корень в слове;

* распознаю части речи;

* нахожу грамматическую основу любого предложения;

* слышу интонационные особенности текста.

Орфография и пунктуация моих учеников совсем не пугают, поэтому на уроки русского языка дети идут чаще всего с удовольствием, во всяком случае - без страха. Они чувствуют себя уверенно, так как хорошо знают теоретический материал, вооружены умениями находить правильный ответ, имеют прочные орфографические и пунктуационные навыки.

В 1988 г., когда я начинала осваивать блочно-модульную технологию, вводя укрупненные дидактические единицы, эта система обучения называлась элементами методики В. Ф. Шаталова. Затем я познакомилась с учителем из Искитима Г. Ф. Гузовой, с опытом украинского методиста Ю. С. Меженко. Идея крупноблочной подачи теоретического материала по предмету привлекла меня многим.

Во-первых, язык опоры позволяет объемную информацию выразить небольшим количеством условных обозначений.

Во-вторых, в опорных конспектах выделяется самое важное.

В-третьих, вариативное многократное повторение позволяет всем учащимся усвоить теорию.

Наконец, освобождается много времени для тренировочных уроков, где формируются необходимые умения и навыки. Именно при помощи опорных конспектов реализуются такие принципы обучения, как научность, доступность, систематичность и другие. Такая система работы дает хорошие результаты, а ученики чувствуют себя более уверенно.

Планируя уроки русского языка, реструктурирую материал, объединяю в блоки по темам. Выделяю уроки теоретические, тренировочные, обобщающие, контрольные. Знакомлю и детей, и их родителей со своей системой обучения, а затем регулярно информирую о результатах работы. На специальном стенде "Как мы учимся" постоянно отмечаются успехи детей.

Теоретических уроков, или уроков-лекций, в течение года, как правило, немного - 20 - 25. Это достигается за счет того, что материал выдается укрупненными блоками. Цель этих уроков - добиться осознанного и прочного усвоения теории всеми детьми. Усвоение нового материала происходит с опорой на ранее полученные знания. После "полетного" повторения с помощью учебника, анализа языкового явления, беседы или постановки проблемного вопроса уясняется новый материал с одновременным воспроизведением на классной доске опорного конспекта. Предельное внимание учеников при первоначальном ознакомлении с новым материалом помогает дойти до каждого. Повторное объяснение материала ведется по красочно выполненному конспекту (Приложение 1). Цель этого объяснения - дать образец ответа. Периодически использую творческие задания: составить свой вариант конспекта; чтобы получить отличную оценку, привести свои примеры, равноценные по качеству материалу конспекта. Обязательным компонентом первого теоретического урока является работа с учебником, так называемый инсерт (вставка): "восклицательный знак" - выучить наизусть понятие, "плюс" - уметь пересказать, "галочка" - прочитать информацию, "вопросительный знак" - что-то непонятно.

Теоретические уроки продолжаются воспроизведением и озвучиванием опорного конспекта. Здесь действуют: принцип открытых перспектив (повысить оценку можно всегда), закон двадцати четырех часов (исправить отметку на отличную можно в течение суток), закон добровольности обучения и сознательности, гласности результатов обуче-

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

ния. "Лист учета знаний и умений" по теме вывешен на стенде (Приложение 2).

Воспроизводятся конспекты в особых тетрадях карандашом после двух-, трехкратного повторения материала (конспект вывешен, перед учениками - свои тетради для опорных конспектов, которые дети ведут с V по IX класс, а в X - XI классах используют для повторения и подготовки к экзаменам). После воспроизведения конспекты проверяются, оценки заносятся в лист учета знаний: "3" и "4" - карандашом, "2" не выставляется. "Дыры" не только у тех, кто не смог сразу воспроизвести ОК, но и у тех, кто был болен. До итоговых уроков по теме все ученики должны закрыть "дыры", могут исправить "тройки", а вот "4" можно исправить на "5" только в течение 24 часов. Стремление исправить оценку, а значит, знать теоретический материал, появляется у большинства детей.

Большое значение для формирования речевой компетенции имеет озвучивание опорных конспектов. Это и умение использовать лингвистические понятия, и умение логично и последовательно излагать материал, подбирать для примера языковые факты. Озвучивание проводится в группах. Формирование таких групп происходит обычно по желанию, но во главе - консультант, назначенный учителем. Сотрудничество с консультантами дает неплохие результаты: консультант сам знает конспект лучше всех, помогает слабым ученикам его озвучить, подготовит к словарному диктанту, к проверочной работе.

После освоения теории следуют тренировочные уроки. Цель таких уроков - выработка практических умений и навыков. Использую разные формы упражнений: орфографический разбор текста, различные виды диктантов (наиболее часто практикую зрительные, словарные, "Проверяю себя", графические), синтаксические пятиминутки, игры "Подскажи словечко!", "Кто больше?" и многое другое. Использую различные средства обучения: обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы.

Именно алгоритмизация самых сложных орфограмм и пунктограмм помогает ученикам оптимально найти "ключ" к правильному написанию. Алгоритмы учат обобщать знания, приводить их в определенную систему, логически, последовательно ("со ступеньки на ступеньку") приходить к решению языковой задачи.

Как обычно отвечают дети (а мы их не поправляем)? "Пишу в окончании "е", потому что...". Это все равно что в задаче по математике сначала написать ответ, а затем решать эту задачу. Где же логика?!

Чтобы сконцентрировать внимание учеников на конечном результате, я назвала алгоритмы в форме вопросительных предложений. Например: "Нужен ли мягкий знак на конце слова после шипящих?", "О или ё (е) после шипящих?", "Н или нн?" и т. д. (Приложение 3).

Какова система работы по алгоритму? Во-первых, нужно научить детей видеть "ошибкоопасные" места, то есть уметь определять опознавательные признаки орфограмм и задавать вопросы. Обратимся к алгоритму "Нужен ли мягкий знак на конце слова после шипящих?"

Этот алгоритм, как и многие другие, основан на знании частей речи. Алгоритм вводится постепенно. В V классе после изучения имени существительного учимся определять, к какому склонению (3-му или не 3-му) относится слово, после изучения глагола запоминаем, что после шипящих в любой форме глагола пишем ("с разбегу") мягкий знак. В VI классе сначала добавляем в алгоритм правописание мягкого знака в кратких прилагательных, а затем - в наречиях. Отрабатывая правописание мягкого знака после шипящих, не ограничиваюсь "горсткой" примеров, а включаю словосочетания, фразеологические обороты, обучая на высоком уровне трудности.

Такая же система работы по алгоритму "о или ё (е) после шипящих?"

Он основан на знании частей речи и частей слова. Алгоритм рассуждения таков:

* определяю часть речи;

* если это глагол (а в VII классе добавляем глагольные формы), пишу "е";

* если это не глагол, определяю часть слова;

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

* если орфограмма в корне, пишу "е" минус слова - исключения (их конечно, не 22, а больше, но для запоминания даю список. У меня он хоть и не зарифмован, но запомнить нетрудно);

* если орфограмма в суффиксе или в окончании ("после корня"), пишу под ударением "о", без ударения "е" (в VII классе добавляю минус 5 слов: дирижер, стажер, тренажер, ухажер, массажер).

Эти алгоритмы достаточно просты, доступны для логического осмысления. Даже самые трудные случаи правописания можно осмыслить и довести до автоматизма благодаря алгоритмам "н или нн?", "не (ни): слитно или раздельно?" (Приложение 4). Алгоритмы помогают понять и премудрости пунктуации. Например, такой: "Как выбрать знаки препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения?".

Этапы рассуждения следующие:

* разбить данное сложное на простые;

* определить связь между простыми предложениями;

* если предложения обозначают одновременность или последовательность событий и можно вставить союз "и", то определяем, значительно ли распространено предложение, есть ли свои знаки;

* если нет, ставь запятую, если да, ставь точку с запятой;

* если простые предложения зависят одно от другого и можно вставить союзы "потому что", "а именно", "что" или слова "и увидел", "и услышал", "и почувствовал", то ставь двоеточие;

* если простые предложения зависят одно от другого, но можно вставить союзы "а", "но", "когда", "если", "так что", "поэтому", ставь тире.

Кроме этого, алгоритм напоминает об учете интонации при произношении безличных предложений.

Большое значение в формировании грамотного письма имеют уроки само- и взаимоконтроля, которые проводятся после изучения каждой темы.

Эти уроки приводят в систему полученные знания, учат выделять главное, развивают навыки связной речи учащихся, учат мыслить и отвечать доказательно. Вопросы в листах самоконтроля разные: некоторые предполагают репродуктивные ответы, другие вопросы требуют ориентации в межпредметных связях, умения применять теорию на практике.

Взаимоконтроль - это по сути дела зачет по теме. Самым активным образом, помимо учителя, выполняют контрольно-оценочную деятельность ученики. Эта работа направлена на более глубокое и осмысленное усвоение ими учебного материала. У ребят появляется потребность в самоконтроле и самооценке своих знаний. Навыки самоконтроля формируются к VII-VIII классу.

Чтобы контролировать уровень практических умений и навыков, предусматриваю еще в начале изучения темы (систематически отмечая это в листе учета знаний) все срезовые и проверочные работы, рационально сочетая традиционные (диктанты, грамматические задания, изложения, сочинения, опрос и т.д.) и нетрадиционные формы контроля. Срезовые работы провожу обычно в конце каждого тренировочного урока. Это оценка не столько ученику, сколько учителю, эффективности его урока. Для быстрого получения обратной информации использую тесты с цифровым выбором правильного ответа. Анализируя ошибки детей, решаю, на кого и на что обратить внимание, что доработать, чтобы дети усвоили материал. В конце каждой темы - проверочная работа. Эти работы различны по объему, по степени сложности (ученик может выбрать работу на "3", на "4" - с одной звездочкой, на "5" - с двумя звездочками), по содержанию заданий: сопоставление языковых явлений, конструирование предложений, орфографические и пунктуационные задачи, творческие задания.

Таким образом, работа по формированию умений и навыков грамотной речи многогранна и сложна. Подача материала укрупненными дидактическими единицами в сочетании с другими приемами обучения позволяет добиться хороших результатов. Эти результаты - высокое качество знаний и стопроцентная успеваемость моих учеников. Это обретение ими веры в себя, психологи-

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

ческий комфорт на уроках, сотрудничество учителя и ученика, уважение к личности каждого ребенка.

Само время заставляет педагога искать оптимальные пути и методы работы. С введением Единого государственного экзамена у моих учеников проблем не прибавилось: к тестированию по русскому языку они готовы. Мы начинаем подготовку к ЕГЭ не за 3 - 4 месяца до экзамена, а с V класса.

Разрабатывая программу элективного курса для X -XI классов "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку", я ориентировалась не на натаскивание по отдельным темам, а отбирала материал для повторения, учитывая практическую важность, его значимость для речевого развития будущих выпускников. Еще раз убедилась, что алгоритмы, опорные конспекты, таблицы позволяют проще и результативнее повторить изученное. Благодаря применению блочно-модульной технологии у детей сформировано целостное представление о системе русского правописания, выработана практическая грамотность. Эти основные задачи решаются в комплексе с другими: с работой по развитию коммуникативной компетенции, с углублением и расширением знаний о системе языка. Стыд безграмотности", по определению С. Л. Соловейчика, надеюсь, не будет терзать моих учеников.

Приложение

1.

Инструментарий блочно-модульной технологии по русскому языку



стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

2.

Лист учета знаний и умений учащихся по теме "Причастие"

(VII класс)

Гр.
Воспр. ОК-23
Озвуч. ОК-23
Провер. N 1
Провер. N 2
Воспр. ОК-24
Озвуч. ОК-24
Провер. N 3
Тест "н или нн"
Слов, диктант
Провер. N 4
Контр, диктант





































































Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. М. Никитина, Формирование функциональной грамотности с использованием блочно-модульной технологии // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718935&archive=1205324210 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии