Мотивы лирики XIX в. в произведениях литературы XX в.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. П. Курбатова

Повесть А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит по-новому взглянуть на стихотворение, которое вы, вероятно, знаете с детства. А картины М. Ю. Лермонтова - кавказские акварели поэта, - надеюсь, помогут вам и самим почувствовать себя в роли художников.

Итак, стихотворение "Утес":



Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,'
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса.
Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.





Давайте ответим на несколько вопросов, которые помогут вам более внимательно всмотреться в этот небольшой текст.

Сначала закройте глаза и мысленно изобразите "героев" этого стихотворения. А теперь вопросы (в скобках даны ответы учеников):

- Почему на груди утеса ночевала не туча, а тучка? (Тучка - это нечто легкое, изящное, ласковое.)

- Что обозначает в этом тексте слово "золотая"? (Вероятно, освещенная вечерним солнцем и от этого еще более красивая.)

- Почему тучка появилась рядом с утесом именно с наступлением ночи? (Ночью страшно, холодно, одиноко и так нужна прочная, надежная опора.)

- Почему тучка не "улетела", а именно "умчалась" утром? (Подчеркивается ее стремление к новым впечатлениям.)

- Почему Лермонтов в конце стихотворения слово "одиноко" выносит в начало предложения, а остальную часть предложения переносит на следующую строку? (Поэт выделяет это слово и паузой, и переносом его в начало предложения, т.к. оно несет огромную смысловую нагрузку, являясь лейтмотивом всего стихотворения.)

- Почему "действие" произведения происходит именно в пустыне? (Это еще раз подчеркивает одиночество одного из героев.)

Попытаемся сопоставить героев, выписав относящийся к ним словесный ряд. Одновременно отметим тропы и фигуры, использованные автором. (Планируется, что учащиеся выделят олицетворение, эпитеты, метафоры, инверсию как ведущие изобразительные средства в этом произведении.)

- Кому из героев сочувствует автор? Вы лично?

Симпатии большинства учащихся обычно на стороне Утеса. Но очень часто находятся и те, кто считает, что тучка не могла не улететь, ведь ее стихия - свобода, борьба с ветрами и бурями. В этом случае созвучным их рассуждениям будет следующее стихотворение А. Ахматовой:



Тебе покорной? Ты сошел с ума!
Покорна я одной Господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли,
Мне муж - палач, а дом его - тюрьма.
Но, видишь ли! Ведь я пришла сама...
Декабрь рождался, ветры выли в поле,
И было так светло в твоей неволе,





стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------



А за окошком сторожила тьма.
Так птица о прозрачное стекло
Всем телом бьется в зимнее ненастье,
И кровь пятнает белое крыло.
Теперь во мне спокойствие и счастье.
Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
За то, что в дом свой странницу пустил.





Чем созвучны эти два стихотворения? Предполагается, что учащиеся отметят общее в настроении лирических героинь: невозможность долго оставаться на одном месте, с одним человеком, жажду свободы, необходимость новых жизненных впечатлений. Сходна и ситуация, изображенная в стихотворениях: тяжелые испытания, неуютная обстановка, которые помогает пережить герой.

Всегда находятся дети, как осуждающие, так и оправдывающие этих героинь. Подобный анализ помогает учащимся понять, что возможны разные точки зрения, разные позиции при разборе одних и тех же ситуаций.

- Вернемся к этюду, который мы мысленно создаем. Выберите для себя тот момент во взаимоотношениях героев, который вы хотели бы изобразить. Представьте себе его. Какие краски будут в нем преобладать?

- А теперь посмотрим, как звучит это стихотворение в контексте повести А. Приставкина.

Это произведение, очень трогательное и печальное, посвящено теме военного детства. Дома вы его прочитали. Давайте ответим на вопрос:

- Насколько удачно выбрано название произведения? Обоснуйте свое мнение.

Прочитаем по ролям первый отрывок, в котором звучат лермонтовские строчки.

- Сегодня стишки учили, - вспомнил Сашка, которому пришлось отсиживать в школе за двоих. - Михаил Лермонтов, "Утес" называется. Сашка не помнил все наизусть, хоть стихи были короткие. Не то что "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"... Уф! Одно название полкилометра длиной! Не говоря о самих стихах!

А из "Утеса" всего две строчки Сашка запомнил.



Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана...





- Про Кавказ, что ли? - скучно поинтересовался Колька.

- Ага. Утес же...

- Если он такой же дурной, как этот... - И Колька сунул кулаком опять в фундамент. - Утес твой!

- Он не мой!

Сашка молчал, раздумывая.

Он уже давно не о стихах думал. В стихах он ничего не понимал, да и понимать в них особенно нечего. Если на сытый желудок читать, может, толк и будет. Вон лохматая в хоре их мучает, а если бы без обеда не оставляли, они все давно бы из хора пятки намылили. Нужны им эти песни, стихи... Поешь ли, читаешь, все одно о жратве думаешь. Голодной куме все куры на уме!

- Ну и чего? - вдруг спросил Колька.

- Чего-чего? - повторил за ним Сашка.

- Чего он там, утес-то? Развалился аль нет?

- Не знаю, - сказал как-то по-глупому Сашка.

- Как не знаешь? А стихи?

- Чего стихи... Ну, там, это... Как ее... Туча, значит, уперлась в утес...

- Как мы в фундамент?

- Ну, покемарила... улетела... Кольки присвистнул.

- Все?

- Все.

- Ни фига себе сочиняют! То про цыпленка, то про тучу..

- А я-то при чем! - разозлился теперь Сашка. - Я тебе сочинитель, что ли? - Но разозлился не сильно. Да и сам виноват: размечтался, не слышал объяснения учительницы.

Понятно ли содержание стихотворных строк братьям Кузьменышам? Почему?

- Когда Колька снова вспомнит эти стихи?

Прочитаем этот отрывок.

Колька сел на ступеньки и стал смотреть вниз. Смотрел-смотрел и заплакал. Он плакал, и слезы застилали ему прекрасный вид на горы и на долину.



А потом он устал плакать и уснул.
Проснулся от страха Колька.





Пощупал лицо: мокро от слез. Значит, он опять плакал.

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

Посмотрел вниз на долину, вдруг вспомнил стихи. Никогда раньше он не вспоминал этих стихов, да и не знал, что их помнит.



Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя,
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса.
Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне...





Может, этот холм и есть утес, а ротонда - тучка...

Колька оглянулся и вздохнул. А может, тучка - это поезд, который Сашку увез с собой. Или нет. Утес сейчас - это Колька, он потому и плачет, что стал каменным, старым, старым, как весь этот Кавказ. А Сашка превратился в тучку... Ху из ху? Тучки мы... Влажный след мы... Были и нет.

- Перекликается ли содержание этого отрывка с настроением лермонтовского "Утеса"?

- Какой момент является кульминационным в душевном страдании мальчика? Как строки из "Утеса" помогают А. Приставкину выразить это? (Читая "Утес" со сцены, мальчик замолкает, будучи не в силах выговорить то самое слово "одиноко", на которое мы уже обращали внимание. Только теперь он в полной мере почувствовал всю горечь своей утраты, всю полноту своего одиночества.)

А теперь представьте, что вас попросили написать несколько слов об этом произведении в "Книге отзывов". Попробуйте письменно выполнить это задание.

Прочитаем несколько записей, подводя итоги занятия.

Вот примеры работ детей в разные годы преподавания.

"Эта книга поразила меня. Автор очень тонко изобразил чувства мальчиков, их страдания, их духовное прозрение. Некоторые эпизоды невозможно читать без слез. Мне показалось, что у меня самой перехватило горло, когда я мысленно произнесла это страшное слово - одиноко".

"Повесть Приставкина - это произведение о страшном мире, в котором живут и взрослые, и дети. Но по отношению к детям мир оказывается особенно жесток. И дело не в военном времени, а в безразличии, равнодушии к детям. Автор показал, как страдают дети, как от страницы к странице все тяжелее становится у них на душе. Строчки Лермонтова показывают высшую степень страдания героя. Хочется плакать вместе с ним".

"Я не люблю слишком сентиментальных произведений. Мне кажется, что чувства, слезы, страдания - все это ближе и понятней девочкам. Но повесть Приставкина не оставила меня равнодушным. Она о том, как страдают молча и с достоинством. А еще в ней говорится о хрупкости человеческой жизни, о том, что надо ценить каждый миг, проведенный вместе".

"Это очень трогательное произведение. Оно об ответственности людей друг за друга. Старшие отвечают за младших, учителя - за своих учеников. Хотя это очень нелегко - отвечать за другого человека, я хочу стать учителем. Я думаю, что смогу быть доброй, отзывчивой. Я мечтаю о том, чтобы дети делились со мной своими мыслями, были со мной откровенны. А я никогда не брошу их в беде".

стр. 42


Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. П. Курбатова, Мотивы лирики XIX в. в произведениях литературы XX в. // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718771&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии