Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И.П. Цыбулько

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 33. Виды сложноподчиненного предложения (пар.10). (Продолжение.)

Цель урока: научить конструировать сложноподчиненные предложения по схемам; закрепить навыки синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.

В качестве факультативного предложен материал о придаточном присоединительном.

Начать урок можно с упр. 86. После этого уместно еще раз обратиться к обобщающей таблице на с. 61. Таким образом, один из возможных приемов конструирования, заложенный в условии упражнения, будет вплотную стыковаться с теоретическим материалом. Прием конструирования широко применяется на уроках, посвященных сложноподчиненным предложениям. Структура предложения может быть задана в виде фрагмента предложения (упр. 86), схемы (вертикальной или горизонтальной) (упр. 85, 87, 90), модели сложноподчиненного предложения определенного вида (упр. 93).

Центральное место на уроке должен занять разбор сложноподчиненного предложения (схема на с. 66, упр. 89, 90).

Подводя итог урока, следует еще раз вернуться к теоретическому материалу и дать учащимся возможность обобщить изученное.

ЗСП-2.

Домашнее задание: упр. 92 (устно), 93.

Урок 34. Развитие речи. Путевые заметки: понятие о жанре (пар. 33).

Цель урока: научить опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания. Анализировать и совершенствовать сочинения, работать над ошибками в сочинении-эссе.

Урок строится по тому же плану, что и все уроки, посвященные работе над жанрами публицистической и научной речи:

* знакомство с целевой установкой, предметным содержанием, особенностями строения и языковыми средствами, типичными для жанра (пар. 33, с. 199);

* усвоение этих сведений в процессе анализа готовых текстов (упр. 289);

* использование полученных знаний в продуктивной речевой деятельности (тема следующего урока развития речи).

Домашнее задание: пар. 33, упр. 290.

Уроки 35, 36. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным (пар.11).

Цель уроков: изучить особенности сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. Научить пользоваться приемом синтаксической трансформации (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным - простое предложение с обособленным определением). Учить находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах и уместно использовать в речи.

Упр. 94 подготовит девятиклассников к восприятию теоретического материала параграфа (с. 70). Для закрепления учебник предлагает разнообразные упражнения (упр. 95-101).

Домашнее задание: пар. 11, упр. 102.

Второй урок по теме можно начать с факультативного материала о местоименно-соотносительных предложениях. Упр. 103-104 помогут закрепить этот материал.

Отработка навыков употребления сложноподчиненных предложений с придаточным определительным проводится на материалах упражнений 105-109.

ЗСП-3.

Урок можно закончить упражнением 110.

Домашнее задание: пар. 11, упр. 111.

Уроки 37, 38. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным (пар. 12).

Цель уроков: уяснить особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Учить употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным - предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т.п.). Учить находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным в художественных текстах, уместно использовать в речи.

Упр. 112 выполняется после работы над теоретическим материалом. Отработать умения опознавать сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, отличать их от других видов предложений, работать со схемами позволяют упражнения учебника (113-117).

Логическим продолжением урока может стать работа над рубрикой "Возьмите на заметку": 1) указательные слова в составе сложного предложения с придаточным изъяснительным; 2) синтаксическая

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

трансформация (синтаксические синонимы предложений с придаточным изъяснительным).

Второй урок посвящается творческой работе по картине Ю.М. Непринцева "Отдых после боя". Эта работа ориентирует учащихся на употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Центральное место занимает работа над упр. 120.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

Урок 39. Сложноподчиненное предложение с придаточным места (пар. 13, 14).

Цель урока: раскрыть перед учащимися особенности сложноподчиненного предложения с придаточным места. Учить конструировать предложения этого типа, находить их в художественных текстах, уместно употреблять в речи.

Начало урока - теоретическое обобщение изученного (таблица "Виды придаточных предложений", с. 61; упр. 123). Упр. 125 - теоретическая основа урока, оно может быть предложено учащимся для рассказа на лингвистическую тему. Как и на предыдущих уроках, большое внимание должно уделяться работе над моделями предложений (упр. 124, 125, 126, 128, 131), а также употреблению подобных предложений в речи (упр. 130- 133).

ЗСП-4.

Домашнее задание: пар. 13, 14, упр. 133.

Урок 40. Путевые заметки (продолжение): структура, языковые особенности жанра (пар. 33).

Цель урока: учить сжатию текста с учетом его типологического строения (устно). Подготовить учеников к домашнему сочинению в жанре путевых заметок.

Первая половина урока - работа над упр. 291. Упр. 292 готовит к выполнению домашнего задания: написанию сочинения в жанре путевых заметок (упр. 293).

Урок 41. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени (пар. 15).

Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточным времени. Учить конструировать эти предложения, находить их в художественных текстах, уместно использовать в речи.

Работа с моделью сложноподчиненного предложения с придаточным времени (упр. 134) подкрепляется практическим материалом: упр. 135. Самостоятельная работа над упр. 136 обязательно должна быть оценена - выборочно проверены конспекты и оценен устный пересказ текста одним из учеников. Причем в оценивании пересказа ведущую роль должно занять рецензирование ответа ученика одноклассниками.

Упражнения для закрепления нового материала (упр. 137, 139, 140) интересны и в плане повторения орфографического материала.

Домашнее задание: пар. 15, упр. 138.

Уроки 42, 43. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения (пар. 16).

Цель уроков: обобщить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения), учить пользоваться приемом синонимической замены (трансформации), конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, находить предложения с придаточным сравнения и со сравнительным оборотом в художественных текстах, уместно употреблять в речи подобные синтаксические конструкции.

Для того чтобы ученики осознали сущность сложноподчиненного предложения с придаточным сравнения, авторы учебника предлагают вспомнить языковые конструкции, которые выражают значение сравнения (сопоставления) и отвечают на вопрос как? Можно предложить девятиклассникам этот материал для самостоятельного изучения: составить план к теоретическому материалу (с. 93 - 94),

Для закрепления можно предложить упр. 142 и 143 (устно).

ЗСП-5.

Выполнение упр. 144 позволит учащимся сделать вывод о роли сравнительных оборотов в художественной речи и подготовит к восприятию текста о жизни и научной деятельности А.А. Потебни (упр. 151).

Домашнее задание: пар. 16, упр. 147.

Второй урок можно начать с выполнения упр. 146. Этот урок может быть построен на отработке употребления подобных синтаксических конструкций в различных стилях речи.

Домашнее задание: пар. 16, упр. 153, 154.

Уроки 44, 45. Развитие речи. Контрольная работа N 6 - изложение по тексту Ю. Нагибина "Чистые пруды".

Чистые пруды

Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня - средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись "Берегись трамвая!", мигающую красным на переходе. В слове "Берегись" три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: "Берег трамвая"...

Чистые пруды - это чудо первого скольжения на коньках, когда "снегурочки" становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

Чистые пруды - это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом - поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой - это было несметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы, и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью. Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды - это исток нашей юности, начало начал.

(По Ю. Нагибину.) (262 слова.)

Уроки 46, 47. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени (пар.17).

Цель уроков: раскрыть грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Учить конструировать эти предложения, находить их в текстах разных стилей речи и уместно использовать в речи.

Начать урок можно с синтаксического разбора предложений из упр. 155.

После знакомства с теоретическим материалом на с. 100-101 классу могут быть заданы вопросы:

- Какие значения могут иметь придаточные степени и образа действия?

- Расскажите о способах присоединения зависимой части сложноподчиненного предложения с придаточным образа действия и степени к главной.

- Каково место придаточного предложения по отношению к главному в подобных синтаксических конструкциях?

Закрепление теоретического материла - упр. 156 (устно), 157 (письменно).

Самостоятельная работа: - упр. 158, 159.

Домашнее задание: пар. 17, упр. 161 (5 предложений).

Второй урок посвящен отработке навыков употребления подобных синтаксических конструкций в различных стилях речи. Учебник предлагает разнообразный практический материал.

Домашнее задание: пар. 17, упр. 162.

Урок 48. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели (пар. 18).

Цель урока: раскрыть структурно-грамматические особенности сложноподчиненного предложения с придаточным цели. Учить конструировать подобные синтаксические конструкции, находить и уместно употреблять их в речи.

Для того чтобы обобщить изученный теоретический материал и определить место сложноподчиненных предложений с придаточным цели среди других видов придаточных предложений, авторы учебника предлагают еще раз обратиться к обобщающей таблице (упр. 81) и только после этого перейти к изучению теоретического материала о придаточных цели.

Закрепление материала: упр. 165 (устно), 166.

На уроке следует обратить внимание на роль союзов и их синонимическую замену (упр. 167).

Домашнее задание: пар. 18, упр. 168.

Урок 49. Развитие речи. Рецензия: понятие о жанре (пар.34).

Цель урока: учить отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра, от эссе - по степени формализации текста. Учить анализировать и совершенствовать собственное изложение (работа над ошибками изложения по тексту Ю. Нагибина "Чистые пруды").

Теоретическая часть учебника (с. 205-206) подкрепляется практическим материалом (упр. 294).

Вторая часть урока посвящена работе над ошибками в изложении по тексту Ю. Нагибина "Чистые пруды".

Домашнее задание: пар. 34, упр. 295.

Урок 50. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия (пар. 19).

Цель урока: раскрыть особенности сложноподчиненных предложений с придаточным условия, учить конструировать подобные предложения, находить их в текстах разных стилей и уместно использовать в речи.

Урок можно начать с выяснения значения слова условие (упр. 169). На этом этапе обучения ученики в состоянии самостоятельно составить синтаксическую модель предложений этого вида, используя таблицу из упр. 81.

Для закрепления теоретического материала (с. 106) авторы учебника предлагают разнообразный практический материал.

Домашнее задание: пар. 19, упр. 175.

Уроки 51, 52. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия (пар. 20).

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

Цель уроков: раскрыть структурно-семантические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия. Учить конструировать эти предложения, находить их в текстах разных стилей и уместно использовать в речи.

Выяснение лексического значения слов причина, следствие, составление модели предложений, работа с таблицей (упр. 81) позволят ученикам лучше разобраться в структурно-семантических особенностях предложений с придаточными причины и следствия.

После этой работы можно перейти к закреплению теоретического материала (упр. 178- 180).

На втором уроке ученики изучают материал о тесной связи сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия (с. 111 - 112).

ЗСП-6.

Домашнее задание: пар.20, упр. 182.

Урок 53. Развитие речи. Рецензия (продолжение): структура, языковые особенности текста. Контрольная работа N 9 (пар. 34).

Цель урока: дать представление о стандартных выражениях, используемых в рецензии, как средствах связи частей текста. Подготовить учеников к домашнему сочинению - рецензии на понравившийся рассказ (книгу).

Домашнее задание: пар. 34, упр. 300.

стр. 57

Похожие публикации:



Цитирование документа:

И.П. Цыбулько , Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718213&archive=1205324254 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии