Формирование учебно-научной речи в условиях обобщенного изучения материала по русскому языку

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е.Г. Шатова

В последние годы особое значение придается развитию обобщающей и коммуникативной функций речевой деятельности учащихся.

На уроках русского языка необходимо строить работу таким образом, чтобы ученик не только мог делать правильные выводы и обобщения, но и умел четко и доказательно излагать их в форме устной и письменной речи. Уровень развития у школьников учебно-научной речи оказывает огромное влияние не только на усвоение ими учебного материала, но и (что немаловажно) на их психологическое состояние.

Следует подчеркнуть, что овладение учебно-научной речью происходит только в процессе обучения, и при этом на всех предметных уроках (истории, географии, естествознания и др.).

Однако в практике обучения русскому языку этой проблеме не уделяется должного внимания. Учитель подчас не фиксирует внимания учащихся на таких важнейших характеристиках устных высказываний, как лаконичность и правильность речевых конструкций, логическая последовательность и доказательность мотивировок и рассуждений. Главный упор, как правило, делается лишь на достоверность высказываний в устных ответах и на правильность выполнения орфографических заданий и упражнений. Между тем и возрастные, и психологические особенности учащихся средних классов вполне позволяют вести продуктивную работу по формированию точных и логически обоснованных высказываний на лингвистические темы.

Уже в среднем и старшем подростковом возрасте у учащихся наблюдается очень интенсивное развитие творческого мышления, формируются способности к овладению сложными теоретическими понятиями. Серьезные изменения наблюдаются и в их речевом развитии. Происходит заметный сдвиг в овладении некоторыми стилями речи, расширяется словарный запас, усложняется структура предложений, становится более критическим отношение к своим высказываниям, существенно возрастают требования к их логической стройности.

Опыт показывает, что полноценное развитие учебно-научной речи достигается лишь в тех случаях, когда обучение русскому языку ориентировано на овладение знаниями о природе учебно-научного текста, его коммуникативных функциях, о языковых средствах научного стиля, о типах учебно-научной речи - таких, в частности, как формулировки правил, определений, образцы рассуждений, сравнения (по сходству и противоположности), разного рода классификации и обобщения - с выходом в речевую практику.

Так как ведущей деятельностью школьника является обучение, то и развитие учебно-научной речи осуществляется не стихийно, а в процессе овладения знаниями и умениями при усвоении языковедческого материала, многообразных функций речи и соответствующих им выразительных средств. Причем акцент в речевой деятельности ученика постепенно будет перемещаться с формальной на семантическую (смысловую) сторону. Это обязывает учителя уже на начальных этапах обучения русскому языку проводить специальную работу по формированию адекватных видов учебной деятельности, овладению элементарными понятиями формальной логики (выявлению логических связей между изучаемыми явлениями и установлению родовидовых отношений между ними, овладению правилами деления понятий, различению понятий разного уровня обобщения и др.).

На развитие учебно-научной речи учащихся особое влияние оказывает содержание учебного материала, и в частности его

стр. 9


--------------------------------------------------------------------------------

информационная насыщенность. Она достигается путем установления рациональной последовательности в изучении взаимосвязанных тем, одновременного ввода структурно родственного учебного материала и усвоения его блоками.

Процесс постепенного укрупнения учебного материала, повышения его информативной емкости уже распространился довольно широко не только на среднее и старшее звено школьного образования, но и на начальные классы. Укрупнение дидактической единицы знаний идет по разным направлениям:

в учебники введены общие понятия (по орфографии: это орфограмма, тип, вид орфограммы, ее опознавательные признаки и др.);

происходит сжатие материала по фонетике и словообразованию: так, по фонетике в ряде случаев вводятся понятия о сильной и слабой позиции для гласных и согласных (М.В. Панов, П.С. Жедек, В.В. Репкин, С.М. Бондаренко и др.); в учебниках уплотнены такие темы, как "Гласные и согласные в приставках", "Гласные в корнях" и т.д.;

проведены экспериментальные исследования при обучении морфологии на основе общих понятий "часть речи" и "грамматические признаки" (Л.А. Тростенцова) и исследования при обучении орфографии (М.М. Разумовская, Е.Г. Шатова) и пунктуации (Г.Г. Граник) на основе обобщений, показавшие высокую эффективность новых подходов к овладению учебным материалом.

Все это свидетельствует о постоянном нарастании тенденции к усилению информативной емкости содержания материала, что потребовало, в свою очередь, и некоторой корректировки организации учебного процесса на уроке, в том числе и более пристального внимания к развитию связной речи и к такому его важному аспекту, как формирование учебно-научной речи.

Однако опыт показал, что не всякое укрупнение материала дает одинаковые результаты. Проблема в том, на каких основаниях и по каким признакам объединять учебный материал в отдельные блоки. С этой точки зрения мы выделяем два вида блоков: системный блок и тематический, или блок-конгломерат. Между ними имеются довольно существенные различия. Так, в системный блок могут быть включены только родственные и логически связанные языковые явления, в основе которых лежат те или иные объединяющие признаки (например, общность условий выбора написаний, общность приемов анализа языковых явлений, мотивировка написаний). Именно системный блок позволяет ученику усваивать теоретические обобщения и на этой основе более осознанно овладевать учебно-научной речью.

В таких условиях обучения речевые высказывания учащихся отличаются, как правило, большой емкостью, насыщенностью и лаконичностью, наличием обобщающих суждений. Кроме того, информация, построенная на основе системных обобщений, с одной стороны, значительно повышает познавательную активность и самостоятельность учащихся, их внимание и интерес к занятиям, а с другой - способствует осознанию системных отношений как внутри отдельной темы, так и между взаимосвязанными темами или разделами. Все это экономит время, которого так мало у учителя русского языка, на отработку практических умений и навыков, на развитие связной речи, в том числе и учебно-научной.

Тематический блок (или блок-конгломерат), который нашел уже широкое применение в практике учителей-словесников, работающих по методике В.Ф. Шаталова и Ю.С. Меженко, такими качествами не обладает, ибо в нем разные по лингвистической природе языковые явления объединяются вокруг отдельных тем или разделов, связанных, как правило, только тематически.

Системно-обобщенная информация имеет значительные преимущества перед тематически-обобщенной как в познавательном, так и в речевом аспекте: системно-обобщенное структурирование и введение учебного материала (как основа для построения логически правильных и точных высказываний на лингвистические темы) в большей мере опираются на закономерности мышления человека.

Укрупненная дидактическая единица знаний более прочно держит в поле зрения ученика логические связи между понятиями и их признаками, что является одним из важных условий успешного речевого оформления лингвистического знания.

Важное значение в развитии учебно-научной речи имеет формирование понятий разного уровня обобщения.

В формировании языковедческих понятий велика роль адекватных содержанию учебного материала средств и методов обу-

стр. 10


--------------------------------------------------------------------------------

чения. К их числу следует отнести в первую очередь такие: наблюдения и анализ языковых явлений, эвристическая беседа, выделение главного, работа над осознанием сущности и структуры правила и определения, овладение четкими, краткими и логичными способами применения знаний, формирование способности к их переносу как в сходных, так и в измененных условиях.

В ряде случаев положительные результаты в формировании понятий и конструировании на этой основе речевых высказываний дает использование методики поэтапного формирования умственных действий, предложенной известным психологом П.Я. Гальпериным. Согласно его подходу, интеллектуальное действие в процессе своего формирования проходит ряд этапов, в результате которых принимает обобщенный и сокращенный характер. При этом основными являются этапы практического, речевого и умственного действия.

Важным условием формирования учебно-научной речи является овладение ее объяснительной формой (объяснение способов действия, рассуждения при овладении лингвистическими понятиями, констатация фактов, планирование последовательности предстоящих действий и др.). Объяснительная форма речи ориентирует ученика на использование точной лексики, описывающей свойства изучаемых языковых явлений, не допускает произвольного изложения содержания материала (например, формулировок правил и определений), требует строгой последовательности в перечислении существенных признаков, свойственных изучаемым понятиям, и др.

Целенаправленная работа над понятиями позволяет ученику применять в своей речи обобщения, развивает его мышление. Этому в значительной степени способствует развитие грамматической стороны речи учащихся: овладение системой морфологических средств оформления грамматических категорий, способами словообразования, правилами конструирования простых и сложных предложений. Все это является фундаментом для построения речевых высказываний на лингвистические темы, для развития словесно-логического мышления.

Особое внимание следует уделять усилению логического аспекта в изучении теоретического материала, и в частности овладению некоторыми правилами формальной логики, особенно правилами деления понятий, что обеспечивает полноту и стройность речевых высказываний на лингвистические темы. Эти правила пронизывают все содержание курса русского языка. Их особенно важно учитывать в тех случаях, когда объяснение учебного материала осуществляется по принципу "от общего к частному", определяющему, в свою очередь, и адекватную ему структуру речевых построений, отражающих соотношение общего и частного, иерархию усваиваемых понятий и их признаков.

Законам логики обучают (практическим путем) уже в начальной школе, однако и в средних, и в старших классах учащиеся продолжают делать ошибки, связанные с непониманием некоторых правил деления понятий. Например, в устных ответах очень часто наблюдаются ошибки, нарушающие правила о соотношении родовых и видовых понятий. Этого можно избежать, если в процессе изучения программного материала постепенно отрабатывать основные правила деления понятий. Так, учащиеся должны четко усвоить, что родовое понятие - это основа деления, в которую входят видовые понятия. Например, понятие "безударные гласные" - родовое, в него входят такие видовые понятия, как гласные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. К сожалению, многие учащиеся (а отчасти и студенты) последний вид безударных гласных не соотносят с общим родовым понятием "безударные гласные", что отражается не только на логичности и стройности высказывания, но и на правильности суждений, поскольку нарушается требование учета полноты признаков (или видовых понятий, входящих в структуру общего, родового понятия). На материале этой же обобщенной темы можно показать, что некоторые видовые понятия могут, в свою очередь, выступать и в качестве родовых, имеющих свое структурное наполнение. Например, понятие "чередующиеся гласные" может выступать в качестве родового по отношению к тем гласным, которые определяются своими дифференцирующими признаками: наличием-отсутствием суффикса -а-, ударения, конечных согласных корня cm, щ, смысловым значением слова.

Непонимание иерархии понятий - это едва ли не главный тормоз в овладении учебно-научной речью на уроках русского языка.

стр. 11


--------------------------------------------------------------------------------

Усвоение правил формальной логики достигается как практическим путем (на материале самого учебного предмета), так и с помощью введения необходимого и достаточного количества теоретических сведений. В этом плане особое значение имеет отработка следующих основных правил деления объема понятия, которые наиболее часто нарушаются как в устной, так и в письменной речи учащихся:

1. Деление должно иметь одно основание, один признак, положенный в его основу. (В нашем примере в основание деления был положен принцип безударности корневых гласных - проверяемых, непроверяемых и чередующихся.)

2. Деление должно быть соразмерным. Следует перечислять все члены деления. Их сумма должна быть равной делимому понятию (т.е. в родовое понятие необходимо включать все видовые понятия, иначе деление будет неполным, а ответ - неточным. Например, в понятие "безударные гласные" входят не только проверяемые и непроверяемые, но и чередующиеся гласные).

3. Члены деления должны исключать друг друга (одно понятие должно не входить в состав другого, а представлять самостоятельную часть). В нашем примере нельзя строить речевое высказывание по типу "и - и" (или конъюнктивной связи признаков). Например, нельзя рядоположно употреблять такие понятия, как "безударные гласные" и "чередующиеся гласные" в корнях слов (что нередко можно слышать на уроках русского языка), так как эти понятия не исключают друг друга, т.е. второе понятие является составной частью первого, или видовым по отношению к родовому понятию.

Таких примеров, касающихся непонимания иерархии понятий разного уровня обобщения, можно привести огромное количество применительно ко всем темам курса русского языка. Атак как некоторые правила формальной логики пронизывают весь учебный курс на всех его уровнях, то и овладение ими имеет огромное значение не только для понимания системности языковых явлений, но и для конструирования логически правильных, полных и четких высказываний на лингвистические темы, для развития связной речи и формирования содержательных обобщений.

стр. 12

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е.Г. Шатова, Формирование учебно-научной речи в условиях обобщенного изучения материала по русскому языку // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204717149&archive=1205324254 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии