Опыт герменевтического подхода к анализу стихотворения

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е.С.Антонова

Уроки лирики самые трудные для каждого учителя литературы: мы часто боимся убить "алгеброй" "гармонию" поэзии, гармонию живого переживания. Урок лирики, таким образом, превращается в лучшем случае в концерт, в худшем - не будем, пожалуй, обозначать жанр того, что получается в худшем случае. Нам кажется, то предлагаемая статья Е.С.Антоновой поможет если не решить труднейшую задачу, то, во всяком случае, поразмышлять о возможных путях ее решения.

Хочется поделиться опытом, который позволяет обратить современного школьника к книге, более того, к лирическому стихотворению. В этом наш союзник - герменевтика, не очень новая, но хорошо забытая область познания. Герменевтика - учение об истолковании текста, понимании смысла высказывания - помогает вскрыть содержание текста, приблизиться к авторскому замыслу, остановиться в "полете" по собственным ассоциациям, вдали от авторских страниц, и насладиться точно и красиво используемыми средствами языка. Кроме того, герменевтический подход к анализу текста дает читателю представление о норме языка, открывает значение традиции, дает возможность восхититься умело "сработанным" нарушением традиции (нормы), которое в таком случае для культурного человека (того, кто владеет этой нормой) становится средством выразительности. И наконец, не менее важное - а для школьника сверхважное - значение герменевтики в том, что становится понятным, для чего нужно с такой дотошностью изучать все эти "грамматики, фонетики, словообразования" и прочее: для того, чтобы понимать - понимать текст художественного произведения, текст диктора, текст учебника физики (химии и т.п.), речь политика, комментатора, ученого.

Дети почти не читают. Как же изменить эту ситуацию?

Для методики обучения чтению важно, что герменевтика имеет наработанные техники понимания, которые становятся продуктивными методическими приемами при анализе художественного произведения и позволяют организовать урок как коммуникацию с автором произведения.

На таком уроке сначала мы слушаем стихи и пытаемся представить те "картинки" (образы местности, обстановки, персонажей), которые вызывает автор своим текстом, и наша задача - определить, что же хочет сказать автор, т.е. понять его коммуникативное намерение.

Сегодня мы вступаем в беседу с Александром Сергеевичем Пушкиным(1). К сожалению, мы не можем побеседовать с ним, но мы знаем, что есть те нормы языка, те традиции литературы, на которые наш далекий собеседник опирался, так как хотел быть понятым, и которые по сей день (чаще всего) остаются нормами и для нас (хотя мы готовы обратиться и за исторической справкой, если норма претерпела изменения).

А.С.Пушкин

АРИОН

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

В глубь мощны веслы. В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я - беспечной веры полн, -

Пловцам я пел... Вдруг лоно волн

Измял с налету вихорь шумный...

Погиб и кормщик и пловец! -

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

1827 г.

- Как вы думаете, о чем же это стихотворение?


--------------------------------------------------------------------------------

1 Дается стенограмма урока в VIII классе обычной московской общеобразовательной школы. Текст слегка подчищен для удаления естественных в разговоре повторов, слов-паразитов, пустословия и прочих явлений, свойственных детской спонтанной речи.

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

- Вообще, мало что понятно. Буря, в смысле шторм на море, кто-то куда-то плывет, при чем здесь певец таинственный?

- А я думаю, что как раз о спасении певца речь и идет.

- Мне понятно только то, что это иносказание. Мы же знаем, что если в стихотворении много таких специальных образов или есть какие-нибудь античные герои, то, скорее всего, автор хочет рассказать о том, о чем нельзя говорить при всех. Запрещено царем или...

- Что же мы напишем на доске, о чем стихи?

- Давайте для начала - о спасении певца.

- Можно записать - о гибели корабля. О трудной работе моряков.

- Моряков? А вы не чувствуете, что слово "моряки" как-то не вяжется со всей лексикой стихотворения: "челн", "кормщик", "лоно волн" и т.д.?

- А кто такой Арион вообще?

- Где же мы привыкли искать ответы на все вопросы?

- В тексте стихотворения. Но там ничего не сказано об Арионе.

- Да нет, это и есть таинственный певец - это же ясно!

- А из чего тебе, Миша, ясно, что Арион - это и есть певец, тот "Я", который и рассказывает о событиях в стихотворении?

- Да! Может, Арион - это кормщик или пловец на этом челне?

- "Погиб и кормщик и пловец, / Лишь я, таинственный певец, / На берег выброшен грозою..." Рассказывать о событиях как "Я"...

- Ты имеешь в виду от первого лица...

- Да, может, только тот, кто остался жив.

- Прав Боря, это иносказание: и название говорит, что это, скорее всего, какой-то миф, опять античный, наверно, потому что в пушкинские времена они все были помешаны на античности...

- Маша, Маша, выбирай, пожалуйста, выражения. Не помешаны, а что?

- Мы знаем, что там (во времена Пушкина) стиль был классицизм, а это и есть обращение к античным мифам, там, героям. Вот этот Арион, наверно, какой-нибудь известный античный певец, в смысле поэт. Вы не помните, это не аргонавты там плыли?

- Вадим, следи за своей речью, каждую минуту повторяешь слово "там".

- Нет, аргонавтам, кроме сирен, никто не пел, это я точно помню.

- Мы уходим в сторону. Давайте вернемся к тексту. "Нас было много на челне", какую информацию мы сразу получаем?

- Во-первых, "нас" - значит, какая-то единая команда, компания, что ли. Потом челн, как-то странно, не корабль, не лодка, что-то здесь такое...

- А вот челнок в машинке, когда шьешь, это однокоренное слово?

- Молодец, Катя, ты почувствовала очень точную связь. Да. Челн, челнок - это небольшая не очень устойчивая лодка не для дальних путешествий. На челноке обычно перевозят через реку, если нет моста. В русских народных песнях часто можно услышать слово челнок вместо лодки. И деталь швейной машины так назвали именно потому, что она похожа и внешне, и по действиям на речной челнок.

- Знаете, я еще хочу сказать, что здесь во всем слышится какая-то торжественность, именно из- за таких слов, как "челн". Много устаревших слов: "гимны", "риза", "вихорь", "полн"...

- Еще эта первая строка - там нет подлежащего. Я хочу сказать, что их собрали вместе, как-то так сложилось, что они там оказались. Как будто это даже не команда, а случайные люди на корабле...

- Нет, я не согласен. Смотри: "Иные парус напрягали, / Другие дружно упирали / В глубь мощны веслы"... У каждого было дело, и он знал, что он должен делать. Кормщик "правил", прием "в молчанье", а певец "пел". Я хочу сказать, что, наоборот, они как бы слаженно, даже без указаний рулевого, все делали.

- Мне тоже кажется, что это такая уже слаженная команда. И еще их действительно много, даже больше, чем можно для этого суденышка, вот - "грузный челн". Вообще вот от первых строк у меня лично встает такой образ, как будто им тяжело плыть...

- Объясни, Марина, почему.

- Ну, вот эти слова: "напрягали", "упирали в глубь мощны веслы", "в тишине". Знаете, такое напряженное состояние, чтоб не отвлекаться, что ли, быть все время начеку, тяжелая работа, не до разговоров...

- А как же тогда певец пел?

- Я думаю, он их подбадривал. Там есть строчка: "Я гимны прежние пою", значит, действительно...

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

- Как вы понимаете слово "гимны"?

- Мы по музыке проходили, это торжественная песня в честь кого-нибудь или чего-нибудь. Получается, что певец им пел - ой, получается, - что он их как бы расхваливал.

- И тем самым подбадривал, я же говорю. Чтоб им легче было делать эту трудную работу, и самое главное, он был с ними заодно, ну, не просто их прославлял, как бы льстил, а вправду верил, что они едут куда надо: "А я - беспечной веры полн"...

- Хорошее слово "беспечной", как вы его понимаете?

- Он, наверное, не понимал, что грозит какая-то опасность. Ну, они же опытные моряки, а он, наверное, первый раз, не знает, что может быть буря, что можно погибнуть...

- Он верил, что они доплывут, что команда слаженная и ничего не случится.

- А почему должно было что-то случиться?

- Это же плавание! Стихия, там шторм может разыграться, и конец! А он об этом и не подозревал даже.

- Там слово "вдруг" и доказывает, что для певца это стало неожиданным. Я только не пойму, а какой пловец погиб?

- Кто это может объяснить?

- Может, Пушкин перепутал, не пловец, а гребец?

- Нет, друзья мои, не в этом дело. Пловец в нашем представлении...

- Это спортсмен или просто тот, кто плавает в воде.

- А у Александра Сергеевича это обобщающее слово для тех, кто плывет на челне, т.е. и гребец, и тот, кто управлял парусом, любой, кто плыл с рассказчиком, а в единственном числе "пловец" именно потому, что автор и обобщает, и хочет сказать о каждом, но не может назвать по имени. Давайте восстановим картину события...

- Некий певец, т.е. поэт, сидит на берегу, спасшись после бури, рассказывает о беде, которая стряслась с его друзьями, которые отправились в трудное, но важное плавание, а он их подбадривал. А теперь он один, но все равно считает, что они правильно все затеяли, вот: "Я гимны прежние пою", т.е. он не считает, что они зря все это затеяли. Только почему "таинственный", не могу понять.

- А если это иносказание, то теперь надо подумать, кого имел в виду Пушкин. Певец - понятно - он сам, а пловцы и кормщик?

- Может быть, кто-нибудь догадался? Вспомните исторические события тех лет, где был А.С.Пушкин в 1827 году, что происходило в это время в России?

- Я знаю, что в 1825 году были декабристы, т.е. было восстание декабристов.

- Точнее сказать, члены тайного общества, которое хотело изменений в государственных делах России и в котором числились самые родовитые и самые даровитые дворяне, известные своим умом и проявившие свою доблесть в войне с Наполеоном. Они выступили в конце 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге с определенными политическими требованиями к новому царю, за что впоследствии были объявлены государственными преступниками и получили страшное наказание: пятеро были повешены, а большинство отправлено в Сибирь на различные сроки каторги. Вы помните, мы обсуждали эти события, когда читали стихи Александра Сергеевича "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд...". А декабристами их назвали потом, потому что восстание на Сенатской произошло в декабре (14-го).

- Так значит, об этом и стихотворение. Вот оно - иносказание. В 1827 году Пушкину стало понятно, что его друзья-декабристы все наказаны - "Погиб и кормщик, и пловец", - а он остался жив, но еще переживает, может, его тоже накажут - "ризу влажную мою сушу..."

- Умница, Лиза, еще бы понять, что значит "на солнце под скалою", но об этом мы поговорим завтра на уроке литературы.

- А "таинственный", мне кажется, в значении тайный, т.е. никому не известный, кроме тех, кто в челноке был.

- Действительно, в бумагах практически каждого, кто проходил по делу тайных Северного и Южного обществ, были обнаружены стихи Александра Пушкина, но ни один из подсудимых не назвал Пушкина членом общества, оберегали поэта от возможного привлечения и его к следствию. А сейчас давайте подведем итог: зачем же мы так подробно обсуждали почти каждую строчку, каждое слово? Не проще ли было бы мне рассказать вам, о чем это стихотворение?

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

- Во-первых, мы уже знаем, что так интереснее. А во-вторых, сначала вообще ничего не было понятно, да? Какие-то пловцы, какой то певец... А теперь понятно, что Пушкин хотел в иносказательной форме показать свое положение. Ведь среди декабристов было много его друзей, там, и Пущин, и Кюхельбекер, друзья по лицею, ну и другие тоже. Это же непорядочно: они все в тюрьме, даже - вон - повесили некоторых, а он отмалчивается.

- Мне кажется, ему, т.е. Александру Сергеевичу, было не то чтобы стыдно, но как-то неуютно, что они все в беде, а он еще и из ссылки отпущен, прям как предатель.

- Да-да, кажется, что ему хочется как бы оправдаться.

- Мы поговорим об этой ситуации с вами на следующем уроке. Сейчас мне хотелось бы услышать ваше мнение о том, зачем нам такое подробное чтение. Что оно нам дает?

- Понимание. Знаете, я как будто почувствовала вот эту тяжесть, как тяжело и напряженно было на челне, и неустойчиво. А этот таинственный певец даже как будто удивляется, вот, мол, я пел, думал, все хорошо, а, оказывается, все так ненадежно и тревожно.

- Знаете, мне даже жалко стало Пушкина. Я вошел в его положение, и ему не позавидуешь.

- Получается, что, разбирая так стихотворение, мы проникаемся состоянием автора, поэта, начинаем лучше понимать его мотивы, замысел, настроение, которое им владело, когда он писал эти строки. А к а к, каким образом мы это делаем? Сможете ли вы без меня так же читать стихи или любые другие произведения?

- Мы читаем по предложению и вдумываемся в каждое слово...

- Можно ли сказать, что мы включаем свое воображение и пытаемся представить себе те картины, которые возникают за значениями и даже смыслами этих слов и словосочетаний?

- Да-да, надо обязательно постараться представить себе то, что мы обсуждаем, если этого не сделать, не получится ощутить...

- Мне даже плакать хочется. Такой торжественный и ритм, и стиль, что ли, ну, слова как надгробная речь...

(Все замолкают, тишина... Возникла как бы минута молчания. У меня, учителя, не хватило духу продолжать урок. Мне показалось уместнее закончить его на этой скорбной ноте.)

Наверное, я скажу крамольную для нашей, учительской, среды вещь, но с некоторых пор я стала практиковать чтение стихотворных произведений без подготовки читателя. Я перестала заранее разъяснять ученикам новые (непонятные, незнакомые) слова, произносить вступительное слово о биографических ли, об исторических ли фактах, необходимых для понимания произведения. Герменевтический подход к анализу текста позволяет учителю на уроке самым естественным образом воспитывать читателя. Результат не заставил себя ждать: мои ученики с большим интересом и не без удовольствия стали читать лирические произведения, стали проявлять свои положительные эмоции без стеснения, и речь их с каждым днем становится все лучше, чище, а необходимость в литературоведческих и исторических сведениях возникает у них как естественным образом появившаяся проблема. Это их проблема, она появилась благодаря работе их ума и чувств, поэтому им интересен следующий урок литературы.

Можно сказать, что герменевтический подход к анализу текста на уроке решает сразу несколько серьезных проблем, стоящих, смею думать, сегодня перед каждым словесником: во-первых, это проблема мотивации (скучно/нескучно, интересно/неинтересно); во-вторых, проблема развития речи (постоянный тренинг в устных высказываниях, обогащение словаря, развитие воображения и т.п.); в-третьих, формирование умения работать с текстом; в-четвертых, освоение категорий языка как средств, создающих понимание, углубляющих его; в-пятых, проблема нравственного воспитания (проникновение в материю и дух произведения вызывает сильные эмоции сочувствия, сопереживания лирическому герою).

Список положительных эффектов можно продолжать. Думаю, что есть учителя, работающие подобным образом, и я буду рада услышать поддержку или возражения по поводу изложенного опыта от своих коллег.

стр. 48

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е.С.Антонова, Опыт герменевтического подхода к анализу стихотворения // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204716742&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии