Всероссийская научно-практическая конференция "Лингвистика и школа".

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


В конференции приняли участие ученые, преподаватели университетов и педагогических институтов Москвы, Омска, Челябинска, Новокузнецка, Новгорода, Красноярска, Барнаула, преподаватели Барнаульского педагогического колледжа, учителя школ Алтая.

Темой большинства выступлений на пленарных заседаниях было научное содержание школьного курса русского языка. М.В.Панов (Москва) в докладе "Усложнить, чтобы упростить", присланном на конференцию, показал на примерах из фонологии, орфоэпии и морфологии, что "усложнение", т.е. введение в школьную программу научного содержания, на самом деле упрощает изучение языка, так как способствует осознанию и пониманию языковых фактов. С.М.Кузьмина (Москва) познакомила присутствующих с принципами построения учебника русского языка для средней школы под ред. М.В.Панова: обучение русскому языку в школе должно быть: 1) научным, т.е. представлять языковедение XX в., 2) развивать интеллектуальные возможности детей, 3) показывать детям эстетическую сторону языка, 4) учитывать особенности детского возраста, а потому активно использовать игру. Т.В.Шмелева и Н.И.Мовшович (Новгород, Красноярск) в докладе "Твое собственное имя собственное" рассказали об опыте преподавания русского языка "в едином семантическом пространстве". Таким "пространством" в V классе является онимия. Б.И.Осипов (Омск) в докладе "Фонематический и морфологический принципы орфографии: сходство, различие и методические следствия" пришел к выводам о возможности обоснования выбора буквы отсылкой к корневому (производящему) слову, в том числе и со слабой позицией данной фонемы-буквы, и о желательности на уроках орфографии историко-этимологических справок. Л.А.Месеняшина (Челябинск) говорила о борьбе между "гумбольдтианским" и "соссюрианским" подходами к языку в XIX?XX вв. в школьных курсах родного языка в России и о возможности альтернативного подхода к языку в школе на основе концепции М.М.Бахтина. Такой подход осуществляет экспериментальная школа диалога культур. Л.Б.Парубченко (Барнаул) в докладе "Проблемы школьной грамматики в научно-методической литературе 20-х гг." говорила о разработанных тогда методологических принципах: 1) школьное знание не должно противоречить грамматике, 2) в школе должен изучаться живой язык, а не учебник грамматики, 3) основной способ его изучения - наблюдение над языком, направление изучения - от живого языка к теории, а не от теории к языку, 4) обучение грамматике должно опираться на языковую интуицию детей, 5) грамматическая работа должна быть связана с развитием речи. Н.Д.Голев (Барнаул) в докладе "Речеведение и риторика как основа содержания школьного курса "Русский язык"" утверждал, что основной целью курса является практическое владение русским языком на всех его уровнях и во всех функциональных сферах и что орфографоцентрические тенденции не соответствуют этой цели. Н.Б.Лебедева (Барнаул) в докладе "Лингвистика в школе в контексте Федеральной целевой программы "Русский язык"" говорила о том, что для того чтобы гибко реагировать на новое и в то же время способствовать сохранению культурной традиции, учитель должен уметь наблюдать и осмысливать происходящие в языке процессы. Помочь должны лаборатории русской речи при кафедрах русского языка. С.З.Болдина (Барнаул) поделилась впечатлениями от пятилетнего опыта работы по программе М.В.Панова. М.А.Пашинина (Барнаул) говорила о совершенствовании и сближении различных школьных программ по русскому языку: традиционных и развивающего обучения. А.А.Чувакин (Барнаул) в докладе "Языковое обучение, языковое воспитание, лингвистическое образование в школе" выступил за необходимость дифференциации трех перечисленных в названии аспектов курса русского языка.

На секционных заседаниях: "Научное содержание школьного курса "Русский язык"", "Риторика и культура речи", "Грамматика и орфография" - выступали преподаватели вузов, педучилищ и школ Алтая, аспиранты и магистранты АГУ.

Были проведены три "круглых стола": "Теория и практика орфографии", "Проблемы школьного сочинения" и "Комплексный анализ текста".

Важной частью работы конференции были консультации автора учебника под ред. М.В.Панова С.М.Кузьминой учителям, преподающим по этому учебнику.

Конференция показала, что идея соединения усилий научных работников, преподавателей высшей школы и школьных учителей в обсуждении проблем школьного филологического образования исключительно плодотворна.

Л.Б.Парубченко, зав. кафедрой современного русского языка АГУ

стр. 77


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Всероссийская научно-практическая конференция "Лингвистика и школа". // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204716295&archive=1205324254 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии