Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


Введение

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе являются особенно актуальными. До настоящего времени целостная система филологического образования в школе отсутствует.

Задача настоящего документа, адресованного работникам образования, родителям и широкой общественности, состоит в определении основных целей, содержания и структуры филологического образования, которое в школе традиционно понимается как совокупность и содружество учебных гуманитарных дисциплин, изучающих духовную культуру человека, выраженную в языке и литературном творчестве.

Сущностные характеристики учебных предметов, составляющих структуру образовательной области Базисного учебного плана "Филология", в полной мере согласуются с современной стратегией развития российской школы, ее направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.

В условиях поликультурности России, многообразия ее этнокультурных ценностных систем особенно важной становится задача сохранения единого образовательного пространства, что необходимо учитывать при определении содержания филологического образования на федеральном и национально- региональном уровнях. Система филологического образования в школе должна обеспечивать возможности полноценной самореализации личности, способствовать воспитанию как общероссийского гражданского сознания школьников, так и их национального самосознания. Вместе с тем интернационализация всех сфер жизни нашего общества со всей остротой ставит задачу сделать отечественную систему образования эквивалентной наиболее прогрессивным зарубежным.

Сложность социально-культурных процессов, происходящих в современном российском обществе, усиление негативных тенденций в развитии его духовной культуры делают особенно значимыми вопросы качества преподавания филологических дисциплин в средней школе, так как именно они играют основную роль в процессе воспитания и образования личности, формирования нравственных качеств человека.

Русский язык в школе

с нерусским языком обучения

Значение русского языка в системе образования и воспитания в школе с нерусским языком обучения

Языковое образование в школе с нерусским языком обучения в настоящее время включает в себя: русский язык, язык титульной нации и/или родной язык, иностранный язык.

Основными характеристиками языкового образования в школе с нерусским языком обучения являются:

? реализация единых лингводидактических принципов;

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------


? изучение языка во всем многообразии его функций;

? интегративный подход к обучению языкам, координация предметов на уровне понятийного аппарата, объема и последовательности введения лингвистического материала, формирования речевых умений, навыков, технологий обучения;

? последовательная реализация сознательно-коммуникативного подхода к обучению;

? речевая направленность обучения, развитие ведущих видов речевой деятельности;

? изучение языков в контексте диалога культур, ориентация на овладение нормами межкультурного общения. Направленность на диалог культур в процессе языкового образования позволяет учащимся расширить представления о русской и родной культуре, найти то общее, что объединяет людей, говорящих на разных языках.

Роль русского языка в системе общего среднего образования в школе с нерусским языком обучения определяется его функциями: государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, консолидирующего народы России. Изучение русского языка и владение им является могучим средством приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы.

Цели обучения русскому языку в школе

с нерусским языком обучения

Реализуя цели языкового образования в целом, русский язык в школе с нерусским языком обучения имеет и свои специфические цели, обусловленные его статусом языка межнационального общения и государственного языка:

? владение русским языком как средством межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

? приобщение учащихся к культуре и литературе русского народа, к достижениям мировой науки и культуры, формирование познавательной, нравственной и эстетической культуры учащихся;

? обеспечение возможности получения высшего и среднего специального образования на русском языке.

Учебный предмет "Русский язык" в школе с нерусским языком обучения должен обеспечить овладение учащимися:

? лингвистической компетенцией, которая включает в себя знания о русском языке как общественном явлении и семиотической системе, необходимые сведения о русистике;

? языковой компетенцией, включающей в себя знание самого языка, владение его нормами;

? коммуникативной компетенцией - способности общаться на русском языке;

? культуроведческой компетенцией - совокупности знаний о материальной и духовной культуре русского народа, о социокультурных стереотипах речевого общения.

Содержание обучения русскому языку

в школе с нерусским языком обучения

Содержание обучения включает следующие взаимосвязанные компоненты:

? система знаний о языке;

? языковой материал, частноречевые умения и навыки (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические);

? умения и навыки в различных видах речевой деятельности; умения и навыки общения в типовых ситуациях;

? культуроведческий материал: слова и фразеологизмы с национально- культурным компонентом значения, реалии духовной и материальной культуры русского народа, речевой этикет.

Содержание обучения русскому языку в двенадцатилетней школе в своих основных принципах базируется на концепции одиннадцатилетней школы.

Новые подходы и решения могут быть сведены к следующему:

1) выдвижение на передний план культурно-гуманистической сущности языкового образования. Важнейшей задачей преподавания русского языка становится формирование духовно-нравственного мира школьника, открытости в другие культуры в интересах гармонизации национальных отношений в нашем многонациональном государстве;

2) усиление общеобразовательной роли русского языка в успешном усвоении знаний предметов, преподаваемых в школе;

3) уточнение и совершенствование языкового образования, пересмотр содержания обучения с целью его разгрузки за счет координации всех предметов языкового цикла.

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------


Структура курса "Русский язык"

Весь курс обучения русскому языку как государственному в 12-летней школе дифференцируется следующим образом: начальная школа (1?4 классы), основная (5?

10 классы); средняя полная (11?12 классы).

Каждый из этапов рассматривается как относительно замкнутая система, реализующая свои специфические цели и задачи обучения. Для создания непротиворечивой и последовательной структуры должна быть выстроена иерархия целей обучения как для каждого этапа, так и для всего школьного курса, учитывающая динамику всего процесса обучения и позволяющая избежать повторений, с одной стороны, и лакун - с другой.

Начальная школа - относительно замкнутая система, в пределах которой учащиеся овладевают элементарным русским языком при приоритете устной речи над письменной. Цель элементарного курса - обучение общению в семейно-бытовой и учебных сферах на элементарном языковом материале, усвоение механизма чтения и письма на базе аудирования и говорения.

Основная школа - на этом этапе формируется уровень владения языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных сферах и ситуациях, и, вместе с тем, обеспечивается возможность дальнейшего изучения, совершенствования языка, создается возможность для профилированного обучения.

Поскольку основная школа охватывает учащихся от 10 до 17 лет, далеко не однородных по возрастным особенностям и языковой подготовке, необходим дифференцированный подход к курсу русского языка в 5?10 классах.

В связи с этим выделяются три этапа: 5?6 классы, 7?9 классы и 10 класс, каждый из которых решает свои специфические задачи.

Первый этап (5?6 кл.) обеспечивает переход от владения элементарным русским языком (от начальной школы) к последовательному изучению уровней языковой системы в 7?9 классах.

Второй этап (7?9 кл.) характеризуется последовательным изучением фонетики и орфоэпии, лексики и фразеологии, морфологии и синтаксиса. Основной принцип расположения материала - линейно-ступенчатый.

Особое место в структуре курса занимает 10 класс, поскольку, с одной стороны, он является переходным звеном к старшей ступени, с другой - завершением основной школы.

В содержании обучения, максимально учитывающем прогнозируемые потребности учащихся в русском языке, выделяются два раздела (цикла): "Практическая стилистика и культура речи" и "Деловое общение".

Первый расширяет и углубляет знания в области стилистических, орфоэпических, лексических и грамматических норм русского языка. Он ориентирован, прежде всего, на совершенствование устной речи. "Деловое общение" знакомит с нормами служебного этикета, особенностями деловой речи, деловой документации и корреспонденции.

Средняя (полная) школа - это 11 и 12 классы. На этом этапе рекомендуются разделы "Систематический курс русского языка" и "Практическая стилистика и культура речи".

Уровни языкового образования

В системе средней школы предполагаются два уровня языкового образования. Первый - обеспечивает общекультурный, общеобразовательный уровень языкового образования школьника, его успешное дальнейшее образование, полноценное функционирование и общение в многонациональной стране.

Содержание обучения русскому языку, обеспечивающее общекультурный уровень, описано выше.

Второй, гуманитарный, обеспечивает образование в рамках системы углубленного изучения лингвистики и профессиональную подготовку учащихся к получению высшего гуманитарного образования.

Содержание обучения русскому языку, соответственно, включает разделы: "Систематизирующий обобщающий курс", "Практическая стилистика", "Изобразительно-выразительные средства языка", "Орфография, пунктуация", "Информационная переработка текста".

Узкая специализация или профилирование (например, филолог, юрист, историк и т.д.) осуществляется системой курсов по выбору в их содержательной

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

согласованности и преемственности. Эта система включает в себя факультативы, курсы по выбору по русскому языку, родному языку учащихся, междисциплинарные курсы.

Так, например, будущим филологам рекомендуются:

а) для усовершенствования языковой и лингвистической компетенции учащихся спецкурсы и факультативы по разным уровням языковой системы: лексика и фразеология, словообразование, грамматика в сопоставлении с родным языком ученика;

б) для усовершенствования коммуникативной компетенции - спецкурсы и факультативы "Русский этикет", "Культура межнационального общения", "Культура речи";

в) для усовершенствования культуроведческой компетенции - междисциплинарный курс "Русский язык и русская культура".

Выделение естественнонаучного уровня языкового образования в школах с нерусским языком обучения представляется нецелесообразным. Учащиеся учебных заведений естественнонаучного профиля получают языковое образование в рамках общеобразовательного уровня, узкая профессионализация осуществляется в курсах по выбору.

Русская литература

в национальной школе

Значение русской литературы

в системе образования и воспитания

в национальной школе

Литературное образование учащихся национальных школ входит составной частью в систему филологического образования. Имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, оно, тем не менее, характеризуется ярко выраженной спецификой: а) наряду с русской литературой в национальной школе изучается родная литература; б) русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации и национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры, особенности художественного видения мира и т.п. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, которые, будучи воспитаны на эстетической традиции родной литературы (культуры), труднее воспринимают художественную специфику русской литературы, основанную на другой культурно-исторической традиции. Поэтому в процессе преподавания русской литературы в национальной школе необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Литературное образование в современной национальной школе складывается из нескольких составляющих: родная литература на родном и русском языках, русская литература, отдельные шедевры зарубежной классики и произведения литератур народов России, изучаемые в курсе русской литературы на русском языке, литература титульного этноса для некоренного населения субъекта Российской Федерации.

Русская литература имеет особое значение для всех народов России - являясь хранительницей духовных ценностей не только русского, но и других народов. Русская литература содействует взаимообогащению, объединению национальных литератур народов России, формированию общероссийского гражданского сознания, гармонизации международных отношений. Сказанным определяется особая роль предмета "Русская литература" в процессе образования и воспитания учащихся в национальной школе.

Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи нерусских учащихся. Изучение языка художественных произведений помогает глубже и точнее постигнуть значение слов, развивает навыки осмысления эстетической функции слова, владения стилистически окрашенной речью.

Литературоведческой основой преподавания русской литературы в школе с нерусским языком обучения является сочетание историко-генетического, историко-функционального и сравнительно-типологического подходов к рассмотрению фактов и явлений литературы, преодоление односторонностей историко-генетического метода и критического анализа литературно- художественного произведения, не всегда достаточно глубоко выявляющего нравственно-эстетический идеал писателя.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------


Особо важен сравнительно-типологический подход к изучению произведений русской и родной литератур, который позволяет выявлять их общие национально-своеобразные черты.

Психологической предпосылкой преподавания русской литературы в национальной школе является специфика восприятия художественного произведения в иноязычной и инонациональной среде. Важно выявить национальные особенности восприятия русской литературы нерусскими учащимися, обусловленные своеобразием исторического и социального развития нации, своеобразной эстетической традицией, особенностями национальной культуры, преодолеть трудности вживания в иноязычное и инонациональное литературное произведение, учесть те неизбежные особенности, которые отличают восприятие произведений иной образной системы.

Преподавание русской литературы в национальной школе основывается на общих дидактических и методических принципах, таких, как историзм, научность, единство содержания и формы и т.п. Однако некоторые из них в национальной школе приобретают дополнительное содержание. Например, расширяется содержание принципа доступности. В него включается помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся также психология восприятии иноязычного и инонационального произведения. Специфическим для преподавания русской литературы в национальной школе является принцип общности и национального своеобразия родной и русской литератур. Суть его заключается в том, что, с одной стороны, учитывается специфика той национально-культурной среды, в которой изучается русская литература, с другой - фактор национального своеобразия самой русской литературы.

Учет национального своеобразия русской и родной литератур и, главное, опора на элементы их общности способствуют более глубокому, осознанному и эмоциональному изучению русской литературы нерусскими учащимися.

Русская литература тесно связана с русской культурой в целом, является частью этой культуры. Поэтому перспективным является культуроведческий аспект изучения русской литературы на широком фоне русской культуры, что позволяет учащимся национальной школы воспринимать русскую литературу как репрезентативную часть русской культуры, а также учитывать этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в национальной школе реализуется принцип диалога культур.

Цели и задачи изучения

русской литературы

в национальной школе

Цель и задачи предмета "Русская литература" в национальной школе в основном совпадают с целью и задачами ее изучения в русской школе. Специфическими для национальной школы задачами являются:

1) формирование эстетической восприимчивости к русской литературе, к ее нравственным ценностям, образно-эстетическому строю, интонационной культуре, привитие вкуса к русскому художественному слову;

2) развитие и совершенствование русской устной и письменной речи нерусских учащихся при изучении художественных текстов, навыков осмысления эстетической функции слова, уровня владения стилистически окрашенной речью; формирование речевой активности на русском языке;

3) приобщение нерусских учащихся к духовному богатству русской классической литературы XIX?XX вв., к зарубежной литературе и расширение на этой основе их нравственного и эстетического кругозора;

4) освоение лучших образцов литератур народов России, в первую очередь литератур близкородственных народов;

5) формирование поликультурной личности, которая, с одной стороны, способна воспринимать инонациональную литературу (культуру), с другой - более широко и многомерно осмысливать родную литературу (культуру);

6) углубление познавательной деятельности учащихся с помощью методики сопоставительного анализа произведений русской и родной литератур;

7) формирование исторически сложившегося чувства национального самосознания и общероссийского гражданского сознания, чувства любви к своему многонациональному отечеству, воспитание

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

национальной терпимости, чувства уважения к другим народам, гармонизация межнациональных отношений.

Структура и содержание предмета

"Русская литература

в национальной школе"

В соответствии со структурой 12-летней школы и психолого-возрастными особенностями учащихся в изучении русской литературы в школе с нерусским языком обучения целесообразно выделение следующих этапов:

1) начальная школа (1?4 классы). Русская литература не выделяется в самостоятельный предмет. На уроках чтения в рамках изучения русского языка формируется умение осмысленно и выразительно читать иноязычный текст, начинается формирование умения работать с художественными текстами, некоторое число которых вводится в учебные книги для чтения (например, стихотворения Пушкина, Фета, Блока, Бунина, рассказы Толстого, басни Крылова), предлагаются простейшие теоретико-литературные понятия.

2) В 5?7 классах формируются: культура восприятия иноязычного и инонационального художественного текста, понимание эстетической функции слова, специфики художественной речи, художественной образности, первоначальные умения анализировать художественный текст, сопоставлять однотемные произведения родной и русской литератур, выделяя в них общее. Целесообразно концентрическое расположение материала в каждом классе, начиная с произведений фольклорных жанров и кончая современными текстами, сочетание тематического и хронологического принципов построения курса с преобладанием последнего. Наряду с произведениями русской литературы предлагаются отдельные произведения зарубежной классики и литератур народов России, некоторые сведения теоретико-литературного характера.

3) В 8?10 классах курс русской литературы строится на основе хронологического принципа, в историко-литературном освещении; дается целостное представление о развитии русской литературы начиная с древности до современного периода. Учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся русских писателей, с вершинными произведениями русской литературы, отдельными произведениями зарубежной классики и литературы народов России. Древнерусская литература и литература XVIII в. даются обзорно с чтением или текстуальным изучением фрагментов или небольших произведений.

С целью облегчить усвоение школьниками больших по объему и сложных по проблематике произведений русской литературы, которые более полно и глубоко изучаются в 11?12 классах ("Евгений Онегин" Пушкина, "Мертвые души" Гоголя, "Война и мир" Толстого и т.п.), предлагаются разнообразные пути их методической презентации, дающей необходимые сведения, без знания которых невозможно достичь образованности, необходимой человеку, вступающему в самостоятельную жизнь.

Вместе с тем, чтобы избежать дублирования материала, изучаемого в 8?10 и последующих 11?12 классах, на этапе 8?10 классов преимущественно осуществляется работа по подготовке к чтению фрагментов больших произведений, пробуждению интереса к ним, желания прочитать в полном объеме. В ходе такой подготовки учащиеся знакомятся с историей создания произведения, текстуально изучают отдельные фрагменты, сопровождаемые этнокультуроведческим, бытовым, лингвистическим и другими видами комментариев.

На данном этапе сохраняется опора на текстовый анализ литературного произведения, углубляются умения учащихся проводить историко- сопоставительные параллели родной и русской литератур, выявлять моменты общности как на уровне темы, проблемы, так и художественной образности, нравственного пафоса.

На этапе 11?12 классов предлагается профессиональная (профильная) и общеобразовательная дифференциация, которая определяет и некоторые различия в задачах, содержании и структуре школ профильного и непрофильного типа.

Задачи литературного образования в 11?12 классах профильного типа помимо общих задач литературного образования включают в себя дополнительно: а) формирование умений лингвистического и филологического анализа художественного текста; б) овладение сложными видами устных и письменных

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

творческих работ типа развернутой рецензии на новое литературное произведение, историко-сопоставительного анализа произведения родной и русской литературы с выявлением типологически общих и национально специфических моментов.

В 11?12 классах школ профильного типа изучается систематический историко-литературный курс, опирающийся на знания по русской литературе, полученные учащимися в 10-летней школе. Это позволит в 11?12 классах, не повторяя уже известного, остановиться более подробно на вершинных произведениях русской классики XIX?XX вв., о которых в 10-летней школе учащиеся получили лишь первоначальные сведения (например, романы Достоевского, Толстого). Целесообразен хронологический принцип построения курса в 11?12 классах (11 класс - литература XIX в., 12 класс - литература XX в.).

В 11?12 классах должны быть шире представлены произведения зарубежной классики и литератур народов России, которые наряду со специальными факультативами дадут учащимся достаточно полное представление о зарубежной литературе и национальных литературах народов России.

Монографические и обзорные темы строятся с учетом и обобщением изученного на предшествующем этапе, что позволит, с одной стороны, выделить в старших классах для полного и глубокого изучения лишь отдельные шедевры русских писателей, изучаемых монографически, с другой - представить краткой характеристикой и небольшими по объему художественными текстами писателей, монографически не изучаемых (например, Н.Гумилев, Л.Андреев и др.).

В систематическом курсе литературы школ профильного типа должен быть увеличен объем материала литературной критики. Необходимо достаточно широко представить не только демократическую ("реальную"), но и "эстетическую", "органическую" критику (наряду со статьями Н.Добролюбова работы А.Григорьева, Н.Страхова, К.Леонтьева и др.).

Профессиональная направленность курса усиливается за счет увеличения объема теоретико-литературных понятий, соотнесенности понятий, необходимых для анализа произведений не только русской, но и родной литературы.

Курс литературы в 11?12 классах выделяет основные, ключевые проблемы русской литературы, предлагает историко-генетический, историко- функциональный и сравнительно-типологический подходы к изучению произведений русской литературы, их различную интерпретацию, философские и культуроведческие обобщения.

Основные задачи предмета "Русская литература" в 11?12 классах национальных школ непрофильного типа - повышение культурного уровня учащихся, расширение эстетического кругозора, формирование нравственных ориентаций старшеклассников, совершенствование их русской речи. Русская литература изучается на историко-литературной основе, первостепенное значение уделяется вершинным произведениям русской классики XIX?XX вв., зарубежной литературы, литератур народов России. Так же, как в школах профильного типа, целесообразна хронологическая структура курса 11?12 классов (11 класс - литература XIX в., 12 класс - литература XX в.).

В курсе русской литературы в 11?

12 классах школ профильного типа выделяются ключевые проблемы русской литературы. Изучение произведений русской и зарубежной классики позволит вести разговор о глобальных общечеловеческих проблемах, связывать изучаемый литературный материал классики с современностью, что развивает речевую активность учащихся, способствует пробуждению интереса к русской литературе, желания самостоятельно прочитать литературное произведение и в конечном счете прививает нерусским учащимся любовь к русской литературе, а это является сверхзадачей предмета "Русская литература" в национальной школе.

Дальнейшие пути совершенствования литературного образования в национальной школе видятся в следующем: а) более тесная координация и частично интеграция русского языка и литературы; б) более тесная координация курсов родной и русской литератур, создание интегративных блоков, объединяющих родную и русскую литературы; в) создание интегрированных факультативных курсов, объединяющих литературу с другими гуманитарными предметами (например, историей) и с другими видами искусств (живопись, музыка и т.д.).

стр. 56


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204716164&archive=1205324254 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии