Проблемно-творческие задания для "продвинутой" группы учащихся X класса по изучению эстетических взглядов Н.Г.Чернышевского

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А.В.Дановский

Проблемам эстетики Н.Г.Чернышевский посвятил свою магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности". Такова и формулировка одной из ключевых теоретико-эстетических тем курса литературы

X класса, в раскрытии которой полезно совместить обзорное изложение основных положений учителем с поисковым учебным исследованием их инициативной группой учащихся. Ниже предлагаются индивидуально- групповые задания для "продвинутой", инициативной группы десятиклассников, включающихся в самостоятельную поисковую деятельность.

1. "Прекрасное есть жизнь? какова должна быть она по нашим понятиям". Выделите тезисы, которые содержатся в указанном фрагменте диссертации Н.Г.Чернышевского. Как вы понимаете это суждение в целом и в его компонентах? Раскройте его смысл в контексте идеологических противостояний в России 1850-х - 60-х гг. и революционно-демократической ориентации автора. Каково содержание понятий о "прекрасной жизни"? Реконструируйте его на основе избранных фрагментов романа "Что делать?" Сформулируйте свой вывод о применимости такого представления о прекрасном к нашей жизни.

2. Почему и как диссертант противопоставляет "светской" полувоздушной "красавице" "красавицу сельскую"? "Но если увлечение бледною, болезненною красотою - признак искусственной испорченности вкуса, то всякий истинно образованный человек чувствует, что истинная жизнь - жизнь ума и сердца? и часто бывает, что человек кажется нам прекрасен только потому, что у него прекрасные, выразительные глаза". Прочитайте полностью и прокомментируйте данное рассуждение автора. Выразите к нему свое отношение. Согласны ли вы с утверждением, что "жить без работы нельзя: да и скучно было бы"? Почему у Чернышевского "в понятии "жизнь" всегда заключается понятие о работе"? Как этот тезис диссертации осуществляется в романе "Что делать?" Насколько он сохраняет свою действенность в наше время?

3. В современной отечественной эстетике "возвышенное" трактуется как категория, которая характеризует внутреннюю значительность, величие предметов и явлений. В известном смысле "возвышенное" выражает превосходство воспринимаемого объекта по отношению к воспринимающему его индивиду и понимается как высшее проявление "прекрасного". Подтвердите такое понимание этой категории примерами из истории, современной жизни и художественной образности в произведениях искусства и литературы. Чернышевский же утверждал: "Возвышенное есть то, что гораздо больше всего, с чем сравнивается нами". В чем расходится диссертант в интерпретации данной категории с современной эстетикой? "Гораздо больше, гораздо сильнее - вот отличительная черта возвышенного", - писал революционный демократ. Какими критериями он руководствовался - качественными или количественными? Не допускает ли его тезис, что "возвышенным" может оказаться явление "безобразное" и даже "низменное"? Изложите и обоснуйте свое мнение.

4. "Трагическое" понимается Чернышевским как "ужасное в жизни человека", вызывающее "сострадание и страх". "Трагическое не имеет существенной связи с идеею судьбы или необходимости? большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов". В искусстве же традиционно утвердился

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

принцип: "развязка должна вытекать из завязки", тем самым, по мнению диссертанта, в изображение трагического неправомерно вносится "идея судьбы и необходимости". "Комическое мелочное и комическое глупое или тупоумное? противоположно возвышенному; но комическое уродливое, комическое безобразное противоположно прекрасному, а не возвышенному". Прокомментируйте цитируемые суждения Чернышевского о "трагическом" и "комическом" в их соотношении с "возвышенным". Изложите свое понимание данных категорий, подтверждая его примерами из жизни и искусства - литературы.

5. Н.Г.Чернышевский не согласен с тем, что "искусство есть деятельность, посредством которой осуществляет человек свое стремление к прекрасному". "Область искусства не ограничивается областью прекрасного", либо его предмет - "общеинтересное в жизни", "люди в различных обстоятельствах", что, по мнению диссертанта, не исчерпывается "прекрасным", "трагическим" и "комическим". На примерах из жизни и художественной литературы покажите правомерность или неправомерность подобных утверждений. Привлеките при этом альтернативные рассуждения, как, например: "Искусство, конечно, изображает не только "прекрасное", но и "безобразное", "низменное", что имеет место в действительности, однако с позиций гуманистического эстетического идеала художника, писателя, музыканта и т.д. Поэтому художественный образ всегда является поиском "прекрасного" в прямом смысле или "от противного"".

6. Н.Г.Чернышевский в своей диссертации утверждает, что искусство "ниже" действительности. Так ли это? Ведь искусство - это тоже действительность, одухотворенная художником. Сопоставьте следующие точки зрения на эту проблему и выразите к ним свое отношение.

В.Г.Белинский: "Много прекрасного в живой действительности, или, лучше сказать, все прекрасное заключается только в живой действительности". Однако поэт или художник "не подражает природе, а соперничает с нею". Искусство "выше" природы: "будучи выражением жизни", оно "возводит" факты действительности "до общего, родового, типического значения"".

Н.Г.Чернышевский: "Математически строго можно доказать, что произведение искусства не может сравниться с живым человеческим лицом по красоте очертаний? Силы "творческой фантазии" очень ограниченны: она может только комбинировать впечатления, полученные из опыта? Я могу представить себе? человека выше ростом, толще и т.д. ?. но лица прекраснее тех лиц, которые случалось мне видеть в действительности, я не могу себе вообразить. Это выше сил человеческой фантазии. Одно мог бы сделать художник: соединить в своем идеале лоб одной красавицы, нос другой, рот и подбородок третьей; но сомнительно, во-первых, нужно ли это, во-вторых, в состоянии ли воображение соединить эти части, когда они действительно принадлежат разным лицам".

В каком из приведенных рассуждений взаимоотношения искусства и действительности, как и самый творческий процесс, представлены, по вашему мнению, более правдиво и почему? Привлеките в подтверждение наиболее понравившиеся вам произведения (например, икону Владимирской Божьей Матери, "Сикстинскую Мадонну" Рафаэля, образ Татьяны Лариной из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" или другое, по вашему выбору).

7. Н.Г.Чернышевский называет три задачи искусства в жизни общества: 1) "воспроизведение интересных для человека явлений действительности"; 2) "объяснение жизни", потому что, по его мнению, "сила искусства - это сила комментария"; 3) "произнесение своего приговора над изображаемыми явлениями". В свете названных задач он называет искусство "учебником жизни", призывая художников и писателей выполнять предъявляемые им требования. Не ограничивает ли диссертант силу таланта художника или писателя, вводя его деятельность в определенные идеологические рамки, которые могут оказаться слишком узкими для творческой индивидуальности? Соответствует ли специфике художественной деятельности афоризм "учебник жизни", вносящий в нее дидактическую направленность? В прямом или переносном смысле вы употребили бы этот афоризм по отношению к искусству, в том числе к литературе?

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

Обоснуйте свои рассуждения, подтверждая их примерами.

8. Н.Г.Чернышевский защищал свою диссертацию 10 мая 1855 г. Аудитория была переполнена радикально настроенной молодежью. Академик П.А.Плетнев обратился к соискателю со словами: "Кажется, я на лекциях читал вам совсем не это!" "И действительно, - замечает мемуарист Н.В.Шелгунов, революционный демократ по убеждениям, - ? то, что он (Плетнев) читал, было бы не в состоянии привести публику в тот восторг, в который ее привела диссертация". Однако уже в мае 1855 г. известный критик С.С.Дудышкин в журнале "Отечественные записки" возразил Н.Г.Чернышевскому по всем пунктам его "эстетики". 1) Дудышкин отверг тезис "прекрасное есть жизнь", назвав его "банальным", избитым, лишенным оригинальности. 2) В тезисе "искусство выносит приговор над действительностью" критик увидел покушение на свободу творчества. 3) Он резко возразил трактовке искусства как "суррогата действительности", отрицающей духовную самоценность и незаменимость художественной деятельности.

4) "Лучше повторять избитую фразу, что предмет эстетики - прекрасное. Это объяснение, как ни односторонне оно, имеет, по крайней мере, то преимущество, что указывает на форму как на главное условие эстетических произведений". Насколько правомерны и справедливы возражения и замечания критика С.С.Дудыш-

кина, по вашему мнению? Не явилась ли эта диссертация "базаровским" упрощением по отношению к жизни и искусству? Ведь И.С.Тургенев назвал ее "дурным поступком", а утверждаемое ею направление "гибельным". Что вы думаете по этому поводу? Подтвердите свои рассуждения примерами.

9. "В прекрасном идея должна нам явиться вполне воплотившейся в отдельном чувственном существе; это существо, как полное проявление идеи, называется образом", - писал Н.Г.Чернышевский в заметках, подготавливающих защиту диссертации. Насколько удалось ему воплотить это определение образа, как и остальные положения своей диссертации, в романе "Что делать?" Перечитайте избранные главы романа и покажите, как конкретно в них реализуется эстетическая теория автора: в системе образов-персонажей, в различных компонентах сюжета (приключенчески-детективном, семейно- бытовом, философски-утопическом, революционно-экстремистском, производственном). Достигает ли изображение жизни в этом романе художественного уровня или же может быть квалифицировано как беллетризированная публицистика? Изложите свои соображения, подтверждая их анализом текста. Покажите на произведениях других писателей "истинность" или "ложность" (несостоятельность) эстетики Чернышевского, плодотворность или неплодотворность ее положений, в той или иной мере.

10. Сопоставьте разные отзывы о романе "Что делать?"

А.И.Герцен: "Это очень замечательная вещь - в нем бездна отгадок - и хорошей и дурной стороны ультранигилистов. Их жаргон, их аляповатая грубость - презрение форм, натянутость, комедия простоты, - и, с другой стороны, - много хорошего, здорового, воспитательного. Он заканчивает фаланстером, борделью. Смело. Но - боже мой - что за слог, что за проза в поэзии (сны Веры Павловны)? Как он льстит нигилистам?"

В.И.Ленин: "Роман Чернышевского слишком сложен, полон мыслей, чтобы его понять и оценить в раннем возрасте? Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь".

Н.К.Крупская: "Владимир Ильич любил роман Чернышевского "Что делать?", несмотря на малохудожественную наивную форму его? Впрочем, он любил весь облик Чернышевского".

В.В.Маяковский: "Меня книга занимает с определенной стороны. Тогда проблема была в том, чтобы выйти из семьи, теперь - в том, чтобы в нее войти, строить семью. Очень трудно".

Свидетельствуют ли приведенные отзывы, и в какой мере, о торжестве эстетических принципов Чернышевского в его романе? Художник слова или публицист проявился в большей мере в этом произведении? Изложите свое мнение, подтверждая его анализом текста романа и отзывов о нем.

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------


Рекомендуемая литература

Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация); Эстетические отношения искусства к действительности (авторецензия); Предисловие к третьему изданию "Эстетических отношений искусства к действительности"; "Что делать?" Из рассказов о новых людях.

Дановский А.В. Труд как основа "прекрасной жизни" в эстетике Н.Г.Чернышевского. Выражение общественно-эстетического идеала труда в романе "Что делать?" // Дановский А.В. Тема труда на уроках литературы в ПТУ. М., 1988.

Дивненко О.В. Эстетика. М., 1995.

Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. Л., 1991.

Зеньковский В.В. Перелом в русской жизни (эпоха Александра II). Начатки позитивизма и материализма в русской философии (Чернышевский и его последователи) // Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2.

Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.

Ланщиков А.П. Николай Гаврилович Чернышевский. М., 1989.

Лебедев А.А. Красота и ярость мира: Очерки становления русской материалистической эстетики (Чернышевский - Плеханов - Луначарский). М., 1989.

Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем: Из истории эстетической мысли: Книга для учащихся старших классов. М., 1988.

Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма. М., 1996.

Пинаев М.Т. Роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?": Комментарий: Книга для учителя. 2-е изд., доп. и испр. М., 1988.

Соловьев В.С. Первый шаг к положительной эстетике // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

"Что делать?" Н.Г.Чернышевского: Историко-функциональное исследование. М., 1990.

стр. 67


Похожие публикации:



Цитирование документа:

А.В.Дановский, Проблемно-творческие задания для "продвинутой" группы учащихся X класса по изучению эстетических взглядов Н.Г.Чернышевского // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204715322&archive=1205324254 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии