Москва в именах и названиях

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О.В.Чагина

Топонимическая картина района, города, государства всегда привлекает внимание. Поэтому было бы полезно использовать на уроках русского языка те возможности, которые вытекают из естественного интереса к этому языковому пласту. И тут преподаватель может раскрыть перед учащимися картину того, как в топонимике отражается история, культура народа.

Есть другая, лингвистическая сторона задачи. Она заключается в том, чтобы помочь школьникам увидеть словесный стержень, который послужил основанием для возникновения топонима; понять, как он сформировался, по каким грамматическим законам действует; проследить, как топонимы функционируют в речи, и научить школьника правильно их употреблять.

Итак, речь пойдет об изучении топонимов и их происхождения на уроках русского языка. Как построить работу при изучении этой темы? Как рациональнее отобрать для этой работы лингвистический и страноведческий материал? Как определить его объем? Попытаемся показать это на примере топонимической картины одного из

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

самых "московских" районов Москвы - Замоскворечья.

Но прежде мысленно очертим границы этого района и вспомним его историю. Это поможет нам уяснить, что такое Замоскворечье как "учебный объект" и каковы его "учебные ресурсы".

* * *

На карте Москвы Замоскворечье выглядит приблизительно как треугольник, верхняя часть которого образуется соединением Водоотводного канала с излучиной Москвы-реки, а южная граница проходит по линии прежнего Земляного города, а теперешнего Садового кольца - Крымского вала, Коровьего вала, Зацепского вала. Топонимическая картина этого городского участка на первый взгляд пестра и разнообразна, но она внутренне упорядочена, в ней нет ни одного случайного названия.

"Всем известно, что Земля начинается с Кремля" - что касается Замоскворечья, это утверждение сомнений не вызывает. Сразу же за Кремлем, под защитой крепостных стен начинался Торг. До сих пор многие топонимы этой прилегающей к Кремлю части города сохраняют живую связь со словами, имеющими значение "товар": Хрустальный переулок, Ветошный переулок, Рыбный переулок, Солянка. Здесь располагались, как теперь принято говорить, специализированные торговые ряды, где продавались определенные виды товаров. За пределами Торга характер топонимической лексики начинает меняться. Северная часть Замоскворечья сохраняет связь с жизнью Торга. К Кремлю, к Торгу примыкали поселения ремесленников, изготавливавших свои изделия на продажу, и дворцовой обслуги, работавшей в Кремле. Люди той или иной специальности обычно селились вместе, создавая слободы - овчинников, кузнецов, кадашей (бондарей), садовников. Эти места так и назывались: Садовники, Кузнецы, Овчинники и т.д. Поэтому и в современной топонимической картине этой части Замоскворечья преобладают названия со значением "профессия": Садовническая набережная, Овчинниковский, Кадашевский переулки, Новокузнецкая улица.

Слободы держались обособленно друг от друга; в каждой слободе была своя церковь. Так в XVII в. в Замоскворечье появилась церковь Воскресения в Кадашах, храм Николы в Кузнецах.

На юге Замоскворечья характер названий улиц и переулков во многом определяет лексика, связанная с военным укладом жизни. И это тоже не случайно. Южная граница Москвы в течение ряда столетий подвергалась нападениям крымских татар. Здесь же возникали их поселения, что нашло прямое отражение в названиях южной части Замоскворечья: Крымский вал, Татарские переулки, Болвановка, Ордынка, протянувшаяся с юга почти до самого Кремля. На юге этого района жизнь была тревожной. В ожидании нового набега, готовые отразить его, здесь жили люди военные - казаки, стрельцы. Их слободы так и назывались - Казачья слобода, Пыжи, Вишняки, потому что командирами, или головами, этих стрелецких полков были Богдан Пыжов и Матвей Вишняков. И, конечно, в каждой из этих слобод тоже была своя приходская церковь: храм Успения в Казачьей слободе, церковь Николы в Пыжах, храм Троицы в Вишняках, а также церковь Спаса Преображения, "что в Наливках". По поводу последнего названия существует несколько версий, среди которых есть и такая: Наливками эта стрелецкая слобода именовалась потому, что здесь находился кабак, где стрельцам "наливали" спиртное в любое время дня и ночи, и этой привилегией стрельцы широко пользовались. Теперь в этой части Замоскворечья - два Спасоналивковских переулка, два Казачьих, Вишняковский, Пыжевский. А названия Зацепский вал и Щипок тоже напоминают о приграничном, полувоенном укладе жизни в этой местности. Здесь находилась таможня и производился таможенный досмотр. Делалось это так: железными вилами или длинным металлическим прутом-щупом зацепляли или щупали сено и солому в возах, пытаясь обнаружить в них товар, за который полагалось платить пошлину. Так возникли названия улиц Зацепа или Щупок, который постепенно превратился в Щипок.

Развитие внешних связей региона вызвало спрос на профессию переводчиков, посредников при ведении переговоров. Скоро в Замоскворечье выросла слобода, где жили переводчики, или толмачи. В XVII в. в этой части города были построены две церкви -

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

Николая-чудотворца, "что в Толмачах", и Никиты, "что в Старых Толмачах".

В самых нейтральных, казалось бы, названиях нередко высвечиваются моменты трагических судеб. Вот, например, Черниговский переулок. Что это - название, ведущее начало от другого топонима, города Чернигова? Ведь таких топонимов в Москве немало (вспомним Тверскую улицу, Тульскую, Владимирскую). Дело, однако, обстоит иначе. Название Черниговский переулок берет свои истоки от названия церкви памяти черниговского князя Михаила и верного его боярина Федора - отказавшись перейти в чужую веру, в XIV в. они были зверски убиты в Орде.

Московские топонимы фиксируют не только моменты социальной и политической жизни города. Они отражают и природные, географические явления. Замоскворечье располагалось на правом, низком берегу Москвы-реки. Здесь часто бывали наводнения. Весенние половодья заливали северную часть Замоскворечья, и жителям иногда приходилось переправляться с одной стороны улицы на другую на самодельных "лодках" - дверях, снятых с петель. Но и летом здесь улицы не всегда просыхали. Поэтому в северной части района мы встречаем названия Озерковская набережная, Озерковский переулок и даже Балчуг, что в переводе с татарского означает "грязь". А название улицы Полянка напоминает о том, что когда-то здесь зеленели поля.

Гуляя по Замоскворечью, ученики всегда обращают внимание на торжественно-величественную церковь Климента папы римского в Климентовском переулке. Она выпадает из круга привычных представлений о московской культовой архитектуре и несет в себе черты петербургского дворцового зодчества. Это обстоятельство становится понятным, если вспомнить, что храм заложен в день святого Климента по случаю восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, а строил этот храм крестник Петра Великого зодчий Доменико Трезини, создавший в Петербурге немало дворцов, во многом определивших облик северной столицы.

Есть в Замоскворечье еще одна церковь, связанная с Петром Великим, - это храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Здесь будущий император был крещен, о чем гласит надпись при входе. Обращает на себя внимание пояс из цветных изразцов, созданный талантливейшим мастером Степаном Полубесом. Храм был построен в рекордно короткие сроки - за три года (1667?1669 гг.). Эта быстрота сооружения церкви объясняется тем интересом, который проявлял к ней сам царь Алексей Михайлович. Настоятель этой церкви Андрей Саввинов был духовником царя. Жизнь Андрея Саввинова окончилась трагически. Его быстрое возвышение, рост влияния при дворе вызывали недовольство высшего духовенства (однажды, когда царь был в отъезде, Саввинов был даже посажен на цепь). После смерти Алексея Михайловича царский любимец был сослан и умер в заточении.

Замоскворечье привлекает не только своей топонимической картиной. Прогулки по этим местам позволяют увидеть два образа Замоскворечья - Замоскворечья, хранящего в названиях своих улиц историческую память о жизни страны, и Замоскворечья литературно-художественного, связанного с именами писателей, поэтов, художников. Вспомним некоторые из них.

"Колумбом Замоскворечья" называют великого русского драматурга А.Н.Островского. Он родился на Малой Якиманке, в доме N9. А.Н.Островский написал 47 пьес, и в 32 из них действие происходит в Москве. Почти все они шли в Малом театре, который в Москве называют "домом Островского". А одна из сцен Малого театра находится здесь неподалеку, на Большой Ордынке, N69.

Большая Ордынка (дом N17) связана с именем А.А.Ахматовой, которая, приезжая из Ленинграда в Москву, подолгу жила здесь в доме своих друзей писателя В.Е.Ардова и его жены режиссера Н.А.Ольшевской.

В Замоскворечье прошла часть жизни М.И.Цветаевой. В 1912 г. молодые супруги М.И.Цветаева и С.Я.Эфрон на деньги, подаренные им к свадьбе, купили небольшой дом на углу Щетининского и 1-го Казачьего переулков. Жизнь разлучила Цветаеву с Россией. Но в 1940 году она снова побывала в Замоскворечье. Здесь, на Большой Ордынке,N17, состоялась ее встреча с А.А.Ахматовой.

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------


Прогуливаясь по Большой Ордынке, остановимся у храма Всех Скорбящих Радости. Это один из лучших московских храмов в стиле ампир. Он создан зодчими Баженовым и Бове. Этот храм славится своим хором, и вот уже многие годы ценители церковного пения съезжаются сюда послушать пасхальную службу.

Продолжая прогулку по Большой Ордынке, незаметно доходим до белого строения с низенькими воротами (дом N34а). Войдем во двор и в центре увидим приземистый храм, напоминающий старинные новгородские и псковские постройки. "Какая древность!" - восклицают обычно увидевшие эту церковь впервые и удивляются, узнав, что храм этот в так называемой Марфо- Мариинской обители - самый молодой в Замоскворечье. Построен он в самом начале ХХ в. архитектором А.Щусевым - тем самым А.Щусевым, который создал проект Мавзолея В.И.Ленина. Как непохожи эти два сооружения - Мавзолей, несущий в себе черты авангарда, и Марфо-Мариинская обитель, как бы возрождающая старинный московский стиль.

Обитель была основана в 1909 г. великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой русской императрицы, после убийства в Кремле ее мужа, московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, дяди Николая Второго. Елизавета Федоровна открыла на территории обители бесплатную больницу, амбулаторию, библиотеку, мастерские. В 1918 г. вместе с другими членами царской семьи она была убита на Урале.

Марфо-Мариинская обитель не прошла бесследно для творчества И.А.Бунина. В этот монастырь уходит героиня его рассказа "Чистый понедельник".

От Большой Ордынки отходит несколько переулков. Пройдем по одному из них - Большому Толмачевскому - и остановимся у дома N3 с великолепной чугунной оградой - усадьбы Демидовых. Эту ограду считают чудом литейного искусства. Отлита она на одном из уральских заводов Демидовых. Сама фамилия Демидовых заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее. В начале XVIII в. первые из Демидовых, простые тульские кузнецы, открыли на Урале богатые железорудные месторождения и основали металлургическое производство. Эти знаменитые уральские промышленники многое сделали для развития России. Все они были детьми своего времени, с его достоинствами и недостатками. Был, например, Демидов, переписывавшийся с Вольтером и в то же время жестоко эксплуатировавший своих крестьян. Был Демидов, купивший титул князя Сан-Донато и женившийся на племяннице Наполеона. Был Демидов, создавший для охраны жизни царя террористическую организацию настолько крайних методов, что власти были вынуждены ее запретить.

В рассказе о Демидовых есть один штрих, имеющий прямое отношение к нашему разговору о московских названиях. Речь идет о Нескучном саде. Почему же он "нескучный"? Оказывается, в ту пору, когда владельцем этой местности был один из Демидовых, он устроил там богатейший ботанический сад, в который перевез с Урала редкие экзотические растения. Вход в сад был открыт для всех. В соответствии с традициями садово-паркового искусства Демидов уставил его статуями. Но статуи эти были необычные. Это были покрытые мелом фигуры живых людей, мужиков. Как только кто-нибудь из посетителей пытался сорвать цветок, "статуя" грозно окликала его. Слух о диковинном саде разнесся по городу, и туда валом повалил народ.

Много было среди Демидовых тех, кто всем сердцем заботился о русском просвещении. Трое братьев Демидовых вложили громадные суммы в строительство Московского университета, и их имена были выбиты на первой доске, вывешенной на его стене. Или, например, Павел Демидов. Этот человек получил блестящее образование - учился у самого Карла Линнея, окончил Фрейбергскую горную академию и Геттингенский университет. Он подарил Московскому университету богатейшую минералогическую и зоологическую коллекцию.

Дом в Большом Толмачевском, N3, был построен А.Н.Демидовой в конце XVIII в. После Демидовых он сменил много хозяев - он принадлежал тетке Н.Н.Гончаровой Е.И.Загряжской, писателю В.Соллогубу, открывшему в нем литературный салон. В конце XIX - начале ХХ в. там была гимназия, где учился И.С.Шмелев, известный русский

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

писатель, которого называют "певцом Замоскворечья". Он посвятил этому району свои детские воспоминания в книге "Лето Господне".

Свернув от усадьбы Демидовых направо в Лаврушинский переулок, мы окажемся у Третьяковской галереи. Об этом музее и его основателе Павле Михайловиче Третьякове написаны горы книг, поэтому вспомним только менее известные подробности. Речь идет о некоторых его родственниках. Во-первых, это младший брат Павла - Сергей, собиравший произведения западноевропейской живописи. Внимательно вчитавшись в надпись над входом, обращаешь внимание на то, что это галерея братьев - Павла и Сергея Третьяковых. Во-вторых, в Замоскворечье жил еще один Третьяков, Константин. Выходец из крестьян, он стал купцом и увлекся коллекционированием. Чем только он не увлекался! Он коллекционировал скрипки; занимаясь сельским хозяйством, собирал редкие сорта цветов, породы птиц, коров. Все коллекции он завещал городу: скрипки - консерватории, а все остальное - сельскохозяйственному обществу. Видимо, собирательство было у Третьяковых в крови.

Чуть поодаль от Третьяковки, в самом начале Лаврушинского переулка, стоит еще одно здание (дом 33). Оно тоже связано с именем основателя галереи. Это здание построено по завещанию Павла Третьякова для вдов и сирот русских художников. На здании - мемориальная доска с надписью, гласящей, что здесь жил художник Георгий Савицкий. Оставшись сиротой, после смерти отца, художника Константина Савицкого, он жил в этом доме. Кстати, по меньшей мере одну из работ Константина Савицкого в России видел любой, даже далекий от живописи человек. Кто из нас не любит конфеты "Мишка", на обертке которых - репродукция картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"! Но все ли знают о том, что медвежат, или, как их ласково называют, "мишек" на этой картине рисовал художник Константин Савицкий?

Много можно еще говорить о Замоскворечье. Хотелось бы надеяться, что эта прогулка поможет студентам по-новому взглянуть на это место, почувствовать дух его истории, пробудить интерес к московской земле.

Эта работа может быть дополнена после экскурсии посещением Третьяковской галереи, просмотром пьес А.Н.Островского на сцене Малого театра на Ордынке, чтением отрывков из книги И.С.Шмелева "Лето Господне". Все это позволит глубже проникнуться духом этого уголка - одного из многих интересных мест в Москве, заслуживающих такого же внимания.

Литература

1. Александров Ю. Москва заповедная. М., 1991.

2. Белицкий Я.М. Забытая Москва. М., 1994.

3. Имена московских улиц. М., 1988.

4. Леонтьев А.А. Обучающие функции языковой cреды и проблемы интенсификации включенного обучения//Русский язык за рубежом. 1983. N4.

5. Мезенин Н. Чудак и меценат//Уральский следопыт. 1991. N12.

6. По Москве. М., 1917.

7. Московская старина. М., 1989.

8. Смолицкая Г.П., Горбаневский М.В. Топонимия Москвы. М., 1982.

9. Стародуб К., Емельянова В., Краусова И. От Кремля до Садовых. М., 1984.

10. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.

11. Чагина О.В. Наименования лиц в научной речи (на примере языка историков)//Русский язык за рубежом. 1992. N3.

12. Чивилихин В. Память. М., 1984.

стр. 58


Похожие публикации:



Цитирование документа:

О.В.Чагина, Москва в именах и названиях // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204715246&archive=1205324254 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии