Лексический разбор в школе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Ю.Г.Федотова

Преподавание русского языка в школе сопровождается различными видами лингвистического разбора. Необходимость этого состоит: "1) в емкости, компактном преломлении теории; 2) в логической стройности рассуждения, не позволяющей смешивать причину и следствие, языковой факт и его интерпретацию, подменять главные признаки второстепенными; 3) в возможности широкого использования тех или иных видов разбора на практических занятиях"(1).

Полный лингвистический разбор какого-либо языкового факта представляет собой повторение на конкретном примере соответствующего раздела школьной программы. В учебниках русского языка в конце изучения каждого раздела приведены схемы (планы) разбора.

Полный языковой разбор реализуется приемом суждения: дети называют категории, присущие разбираемой языковой единице, утверждают их наличие. Полный разбор выполняет функцию контроля за усвоением знаний.

Частичный разбор предусматривает указание только на одно значение языкового факта. Он по сути своей является обучающим, служит для закрепления изучаемых понятий и проводится: 1) приемом рассуждения, 2) приемом графического моделирования (или разбора).

Суть приема рассуждения такова: ученик, приписывая данному языковому факту определенное значение, доказывает свое утверждение ссылкой на правило.

Например, синонимы спать, дрыхнуть, почивать различаются стилистически: спать - нейтральное слово: Спят курганы темные. (Песня); дрыхнуть - разговорное, грубое: Дрыхнет, как чурбан осиновый (И.А.Гончаров); почивать - книжное, высокое: Все тихо. Море почивает (А.С.Пушкин).

Специалист не должен упускать из виду такие задачи рассуждения: 1) ученик неоднократно, применительно к различным классам языковых единиц, проговаривает правило и тем самым тренирует свои органы речи в произнесении текста формулировки правила, усваивает ее материю; 2) подобная тренировка помогает развитию монологической речи книжного стиля; 3) в процессе тренировки достигается понимание смысла лингвистического термина, следовательно, развивается мышление ребенка.

Благодаря приему рассуждения, учитывающему эти три задачи, ученик в конце концов достигает понимания - такой когнитивной деятельности (разновидности речевой деятельности), "результатом которой является установление смысла некоторого объекта"(2).

В обязанности учителя входит научить детей рассуждать: продемонстрировать образец рассуждения, обратить внимание учащихся на синтаксическую форму высказывания - это должна быть правильная монологическая речь книжного стиля.

Усвоить язык рассуждения (формулу рассуждения) - значит усвоить саму суть того знания, которое получает ребенок, ведь всякое знание существует и входит в память обучаемого через язык(3).

Полезно задержать внимание учащихся на словах потому что, так как, следовательно, значит и им подобных, необходимых для связного рассуждения: именно с их помощью обозначаются причинно-следственные связи мысли. Упрощать синтаксические конструкции рассуждения нецелесообразно: усвоение сложных конструкций, в которых точно выражены логические отношения (с помощью интонации, подчинительных союзов и др.), есть эффективное средство развития интеллекта детей (помогает восприятию мира в связях и отношениях) и развития речи книжного стиля.

Усвоение языка рассуждения совершается непроизвольно, в процессе подражания образцам; подражание и непроизвольное запоминание традиции употребления единиц языка в речи, по мнению проф. Л.П.Федоренко, - естественный и единственный путь усвоения родной речи.

Прием рассуждения необходимо внедрять уже на самых ранних этапах обучения: он действен для развития внутренней речи ребенка. "Внутренняя речь, - рассуждает проф. М.Р.Львов, - это непроизнесенная и ненаписанная "мысленная" речь, она обращена как бы к самому себе. На уровне

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

внутренней речи протекает усвоение новых значений, решение задач, обдумывание материала и подготовка к устным высказываниям и особенно к письму"(4).

Внутренней речи противостоит внешняя речь, речь, "облаченная в звуки и графические знаки, обращенная к другим"(5).

Ребенок, конечно же, овладевая речью, усваивает прежде всего внешнюю речь. Он, как правило, даже к себе самому обращается вслух: "Саша не бегает на дорогу. Нельзя. Там машина". Это так называемая эгоцентрическая речь, из которой позже развивается внутренняя речь - важнейшая ступень интеллектуального развития человека. Она проявляется в рассуждении вслух для себя, по своей форме она такая же четкая, точная, как рассуждение для учителя.

Внутренняя речь обычно редуцируется по форме, но не настолько сильно, чтобы перестать быть вербальной. Если с помощью приема рассуждения будет сформирована четкая логическая структура эгоцентрической речи, то и внутренняя речь ученика сохранит эту четкость, облегчающую усвоение новых знаний.

Значит, метод языкового разбора - это языковая тренировка, обеспечивающая детям усвоение терминов и формулировок определения каких- либо понятий.

Одновременно тренировка в применении правила - подведение единичного факта языка под общее понятие - это тренировка в выполнении операций дедукции и индукции.

Языковой разбор, если он проводится указанными приемами, является эффективным средством реализации принципов внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи, развития чувства языка.

Остановимся на лексическом разборе слова. В методике преподавания русского языка он рассматривается в качестве словарной работы(6). Его проведение возможно в разных вариантах, на разнообразном материале.

Лексический разбор в школе подразделяется на лексический разбор слова и лексический разбор текста.

Под лексическим разбором слова понимаем "характеристику слова, раскрывающую его лексическое значение, особенности употребления и происхождения. Вопрос о происхождении слова на уроках русского языка в школе ставится не всегда"(7).

При определении объема этого вида разбора следует учитывать: 1) те сведения о слове как лексической единице, которые есть в ныне действующих учебниках для V?

VII классов; 2) характер учебных задач, которые ставят перед этим упражнением;

3) условия проведения разбора.

Возможность проведения лексического разбора уже имеется в V классе, где начинается систематическое изучение раздела "Лексика".

На уроках русского языка ученики усваивают основные понятия по лексике и фразеологии(8). Осознанию этих понятий способствует и лексический разбор, который проводится устно, письменно. Ученики, пользуясь планом, дают характеристику слова в форме монологической речи, что содействует формированию навыков научной речи.

Лексический разбор (как одно из основных упражнений) проводится с использованием словарей: толкового, словарей синонимов, омонимов, антонимов, словообразовательного и др.

Порядок лексического разбора

1. Общеупотребительное слово или слово ограниченного употребления (в последнем случае в словаре будут пометы, указывающие, что слово - термин, профессионализм, диалектизм, жаргонизм или что слово устарело, является архаизмом, историзмом).

2. Степень отвлеченности: конкретное, отвлеченное.

3. Однозначное или многозначное (сколько значений указывает словарь); в каком смысле употреблено в данном предложении.

4. В прямом или переносном значении употреблено.

5. Какие синонимы имеет то его значение, в каком оно употреблено здесь (стилистические, эмоциональные, смысловые); объяснить выбор синонима.

6. Этимология слова:

а) исконное (его первоначальное значение);

б) заимствованное (из какого языка).

7. Имеются ли ограничения употребительности в современном языке (архаизм, неологизм). Хронологический аспект.

"Узнать в лицо" конкретные и абстрактные (отвлеченные) слова поможет учащимся такое задание.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------


Упражнение 1. Прочитайте слова. Смысл каких слов можно представить себе как наглядный предмет, воспринимаемый органами чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса)? Смысл каких слов можно вообразить себе как ситуацию, в которой происходит данное явление, действие и т.д., т.е. какие слова называют предмет, воспринимаемый разумом (рационально)? В зависимости от решения распределите слова в две колонки: конкретные - абстрактные (или отвлеченные).

Совесть, сострадание, гора, идти, скалистый, отвага, громкий, ароматный, догадаться, хороший, сладкий, стыд.

Со словами общеупотребительными и ограниченного употребления дети знакомятся по различным словарям, в основном по толковым, но не только.

Упражнение 2. Откройте словарь (словари, специальную литературу). Найдите слова с соответствующими пометами и разнесите их по указанным рубрикам (графам). См. таблицу.

Просторечным, бранным словам есть в литературном языке замены (синонимы), незнание их говорит о недостаточном владении нормированной родной речью. В этой связи полезным окажется такое задание.

Упражнение 3. К приведенным бранным словам и выражениям, взятым из "Русского словаря языкового расширения", составленного А.И.Солженицыным(9), подберите равноценные литературные замены, т.е. синонимы.

Глуподурый, горлопай, дармогляд (нескладный), добывашка, дошленок, дрянчужка, жабенок (злое дитя), заворуй (плут), закрой зевло, злодыга, окаяха, орясина, что плошки уставил?, плюгавец, пустоплет.

Многозначность слова лучше всего определить по толковому словарю, поэтому в очередном задании можно поставить перед учащимися такую задачу.

Упражнение 4. По толковому "Словарю русского языка" С.И.Ожегова(10) отыскать слово идти и прочитать справку о 26 его значениях. Затем придумать предложения с этим словом.

Синонимию и антонимию целесообразно рассматривать вместе, параллельно, определяя при этом не только их различие, но и сходство. Как верно подмечает Е.И.Никитина, тезис о сходстве между синонимами и антонимами подкрепляется серией доказательств: 1) на уровне лексикологии (синонимия и антонимия наблюдаются среди однозначных слов и среди многозначных; одно и то же многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов и антонимических пар; синонимы и антонимы могут быть лексическими и контекстуальными);

2) на уровне грамматики: а) морфемика (синонимами, антонимами являются не

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

только слова, но и значащие части слова, синонимы и антонимы бывают разнокорневыми и однокорневыми; б) морфология (синонимы, антонимы, как правило, - слова одной части речи); в) синтаксис: словосочетание, предложение, текст (синонимы, антонимы выступают в виде любого члена словосочетания и предложения; синонимы, антонимы, лексические и текстовые, могут выполнять роль сцепляющих слов); 3) на уровне стилистики (синонимы, антонимы больше всего используются в художественном стиле речи, в произведениях устного народного творчества(11)).

Упражнение 5. Найдите синонимы, антонимы к словам холодный, боязливый, вежливый, чистый. Запишите их по образцу.

Образец. Синонимы. Маленький - небольшой - миниатюрный - крошечный

Антонимы. Маленький - большой.

Упражнение 6. Прочтите, укажите слова-синонимы и слова-антонимы. Рассуждайте, обосновывая свое мнение.

Образец.

Облачные белые одежды

Распахнув недрогнувшей рукой,

В первый раз

не с верой,

а с надеждой

На небо взирает род людской.

Не глядит, не смотрит, а взирает,

Как его ракеты озаряют,

Вырывают из кромешной мглы

Неба захолустные углы.

(Б.Слуцкий.)

Рассуждение. Слова глядит, смотрит, взирает - синонимы, потому что близки по значению: они имеют общее значение "направлять взгляд, чтобы увидеть кого - что-нибудь"; различаются они по степени рассматривания, знакомства с кем - чем-нибудь.

Образец.

Есть у памяти свойство такое -

После самых суровых невзгод

Забывается быстро плохое,

А хорошее долго живет?

(К.Ваншенкин.)

Рассуждение: слова забывается и долго живет, плохое и хорошее - антонимы; они противоположны по значению.

1. Не люби, богатый, - бедную,

Не люби, ученый, - глупую,

Не люби, румяный, - бледную,

Не люби, хороший, - вредную,

Золотой, - полушку медную.

(М.Цветаева.)

2. - Здоров ли ваш медведь, батюшка Кирила Петрович?

- Миша приказал долго жить, - ответил Кирила Петрович.

- Умер славною смертью. (А.Пушкин.)

3. Маркел пальцем на свои глаза показал: - У самого гляделки есть. (Ф.Панферов.)

4. Я, бывало,

Хранила в памяти немало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц.

(А.Пушкин.)

Упражнение 7. Определите, какую роль выполняют антонимы и синонимы в следующих литературных примерах. Отметьте случаи контекстуальной антонимии и синонимии.

1. Повар Ноздрева "клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец - он сыпал перец, капуста ли попалась - совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох? (Н.Гоголь.)

2. Унылая пора! Очей очарованье! / Приятна мне твоя прощальная краса? (А.Пушкин.)

3. Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов -

И для ногтей, и для зубов.

(А.Пушкин)

4. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

(А.Пушкин)

5. Коробочка вышла, а Чичиков тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю, и Фетинья. пожелав также с своей стороны покойной ночи, утащила эти мокрые доспехи. (Н.Гоголь.)

Слова употребляются и в переносном значении: 1) метафора, ее разновидности - олицетворение, символ, аллегория и др.;

2) метонимия, ее разновидность - синекдоха; 3) гипербола и литота; 4) ирония - юмор, сарказм; 5) гротеск.

Осознание ключевых слов, связанных с понятиями переносного значения - метафорический образ, сходство, похожий,

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

смежный, преувеличивать, преуменьшать, "гипертрофированная" метафора и т.п., - достигается также благодаря частичному лексическому анализу слова при выполнении разнообразных заданий.

Обучение подобной лексике происходит на специальных уроках, предусмотренных программой по русскому языку для средней школы, на протяжении всего курса средней школы, так как все темы (фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, текст, стилистика) могут быть усвоены успешно на базе лексики, и особенно на уроке обучения речи, ведь восприятие русской лексики, как справедливо отмечает проф. Л.П.Федоренко, "происходит в процессе усвоения всего языка (речи), его структуры"(12).

Приводим возможные задания, позволяющие "узнавать в лицо" указанные тропы, умело, со вкусом применять их в собственной речи.

Упражнение 8. Прочитайте примеры, перескажите их, используя в своих рассказах слова, употребленные в переносном значении. Назовите тип переноса. Какие слова в прямом значении им соответствуют? Выучите наизусть понравившиеся, затем напишите по памяти.

1. Листопадит в роще, листопадит.

Пролетает ветер низовой.

Намело уж в заросли и пади

желтых листьев колдовской метлой.

Оголенный клен, как лось рогатый,

над протокой головой поник.

Из-под листьев смотрит виновато

карим глазом поздний боровик.

(В.Ноздрев)

2. Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона.

(И.Крылов)

3. Под небом мертвенно-свинцовым

угрюмо меркнет зимний день,

и нет конца лесам сосновым,

и далеко до деревень.

(И.Бунин)

4. - Я без души лето целое все пела.

- Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!

(И.Крылов)

5. Апрель ударил голубым крылом

О городскую черствую дорогу.

И вот со звоном выкатился лом

Из шумной двери солнцу на подмогу.

И целый день в руках играет сталь.

Вздыхают глухо ледяные глыбы.

Сегодня день - прозрачный, как хрусталь,

Сегодня день приветливых улыбок.

(М.Исаковский)

Предшествующие тренировки в частичном лексическом анализе языковой единицы так или иначе готовят школьников к выполнению более сложного комплексного задания - полному лексическому разбору слова.

Возможнен следующий вариант лексического разбора, которым можно воспользоваться на уроках обобщающего повторения по русскому языку в VII? IX классах, а также на уроках литературы.

Лексический разбор проводится с помощью толкового словаря; в случае необходимости привлекаются словари синонимов, антонимов, этимологический и др.

Образец лексического разбора

Пример. Слово гений в тексте:

Я помню чудное мгновенье -

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

(А.Пушкин)

Слово гений общеупотребительное, с отвлеченным лексическим значением, многозначное. Оно может иметь такие значения: 1) высшая степень творческой одаренности человека в какой-либо сфере деятельности (поэтический гений Лермонтова); 2) человек, обладающий такой одаренностью (Чайковский был гением); 3) устарелое, поэтическое: дух - покровитель человека (в древней мифологии: Мой гений невидимкой летает надо мной); 4) олицетворение, высшее проявление чего-либо (гений добра, гений зла, гений красоты).

В нашем примере слово гений употреблено в значении "олицетворение, воплощение красоты".

Синонимами к слову гений в значении "гений красоты" являются слова олицетворение, воплощение в следующих сочетаниях: олицетворение (красоты), воплощение (красоты). Среди этих слов слово гений - самое поэтичное, возвышенное

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

(приближается к 3-му значению этого слова - "дух", "божество".) и прекрасно сочетается со словами, находящимися с ним рядом в тексте: "как мимолетное виденье". Слово заимствовано из латыни (лат. - genius). В современном языке употребление слова гений в значении "олицетворение чего- то" ограниченно, архаично, возможно только в поэтических текстах.

Профессиональное проведение лексического разбора вызывает у школьников стойкий интерес к разбираемым фактам лексики, к русскому языку.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Харченко В. К. Виды лингвистического разбора в пояснениях и образцах. Воронеж, 1983. С. 3.

2 Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С.Кубряковой. М., 1996. С. 124.

3 См.: Копнин П.В. Логические основы науки. Киев, 1968. С. 25, 254.

4 Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1979. С. 334.

5 Там же.

6 Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1970. С. 448?449; Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973. С. 63?64.

7 Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя / В.В.Бабайцева, В.М.Шаталова, Г.К.Лидман-Орлова и др. 2-е изд., перераб. М., 1985. С. 40.

8 См.: Учебные стандарты школ России? / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой. М., 1998. С. 71.

9 См.: Русский словарь языкового расширения А.И.Солженицына. М., 1995. С. 272.

10 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.ЮШведовой. 12-е изд. М., 1978. С. 219?220.

11 Никитина Е.И. Синонимы и антонимы - в чем их сходство / Русский язык в школе. 1999. С. 10?16.

12 Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учебное пособие. Курск, 1994. С. 55.

стр. 51


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Ю.Г.Федотова, Лексический разбор в школе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204715088&archive=1205324254 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии