Русская литература XX века в вопросах и ответах. М.Горький. Жизнь и творчество

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


1. Какие художественные произведения Горького являются автобиографическими?

2. По каким маршрутам ходил по Руси молодой Алексей Пешков?

3. Когда и как выбрал А.М.Пешков псевдоним "Максим Горький"? Были ли у него другие псевдонимы?

4. Писал ли что-нибудь Горький до рассказа "Макар Чудра"?

5. В стихах или в прозе написаны "Песня о Соколе" и "Песня о буревестнике"?

6. Почему Горький был недоволен блестящим первым исполнителем роли Луки в спектакле Художественного театра "На дне" И.М.Москвиным?

7. Почему Петербургский окружной суд обвинил автора романа "Мать" в богохульстве и призыве к бунту?

8. Контрреволюционны ли "Несвоевременные мысли" Горького?

9. Почему первоначальное название романа "Атамановы" (такую фамилию в первоначальном варианте носили главные герои) заменено на "Дело Артамоновы"?

10. Чем известен Горький как журналист и издатель?

11. Верно ли, что, приехав Советский Союз после эмиграции, Горький изменил своим демократическими убеждениями, стал идеологом сталинской диктатуры?

12. Кому из персонажей Горького принадлежат следующие слова?

а) "В жизни всегда есть место подвигам";

б) "Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают...";

в) "Все - в человеке, все для человека!";

г) "В карете прошлого никуда не уедешь";

д) "Россия будет самой яркой демократией земли!";

е) "Когда человек может назвать мать свою и по духу родной - это редкое счастье!";

ж) "Положим, если и человека на цепь посадить, - взбесится";

з) "Да был ли мальчик-то?"

13. Названия каких произведений Горького стали "крылатыми словами", приобрели символическое значение?

14. В пьесе "На дне" Лука называет Медведева "ундер", Квашня - "бутошник", "бутарь". Что значат эти слова?

15. Из повести "Детство":

"Я перечитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место, - всегда хочется обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует".

О каких произведениях вспоминает М.Горький?

1. Детские и юношеские годы Горького, становление и развитие его характера составляют основу его повестей "Детство", "В людях", "Мои университеты", которые часто так и называют - "автобиографическая трилогия". К последней повести трилогии примыкают рассказы "Коновалов", "Хозяин", поэма в прозе "Двадцать шесть и одна". В конце последней повести трилогии герой отправляется в "хождение по Руси". Событиям и встречам этого периода посвящены рассказы "Мой спутник", "Однажды осенью", "Вывод", "Женщина", "Рождение человека", "Сторож" и др.

"О первой любви" - очерк-воспоминание об истории отношений с Ольгой Юльевной Каминской (1859-1939).

Автобиографичны и воспоминания о встречах со знаменитыми современниками - очерки "А.П.Чехов", "В.Г.Короленко", "Лев Толстой", "В.И.Ленин" и др.

2. В сентябре 1888 г. после разгрома в селе Красновидово лавки М.А.Ромася, которому Алексей Пешков помогал в организации нелегальной пропагандистской работы среди крестьян, юноша уезжает на Каспий, работает в рыболовецкой артели, странствует по Моздокской степи, в октябре приходит в Царицын, получает место ночного сторожа на станции Добринка, оттуда, после жалобы в стихах на притеснения начальства, переводится в Борисоглебск, а в январе 1989 г. - весовщиком на станцию Крутая, где организует рабочий кружок. Слежка жандармов заставила в апреле 1889 г. уйти с железной дороги. А.Пешков добирается до Москвы, Тулы, Ясной Поляны - в напрасной надежде встретиться с Львом Толстым.

Около двух лет Алексей Максимович живет в Нижнем Новгороде, а 29 апреля 1891 г. отправляется во второе странствие: Поволжье - Дон - Украина - Бессарабия - Крым - Кубань - Кавказ.

"Хождение мое по Руси, - писал Горький, - было вызвано не стремлением ко бродяжеству, а желанием видеть - где я живу, что за народ вокруг меня?"1

3. Первый рассказ молодого писателя "Макар Чудра" был опубликован в тифлисской газете "Кавказ" за 12/24 сентября 1892 г. под псевдонимом Максим Горький, который составился из имени отца автора - Максима Савватиевича - и его прозвища, данного за "острый язычок"2.

В "Самарской газете", где Горький сотрудничал в 1895-1896 гг., он подписывал свои фельетоны странным именем Иегудиил Хламида (Иегудиил - один из семи высших ангельских чинов, хламида античный плащ) или Н.Х. (т.е. "Некто Икс"), а некоторые заметки - Pacatus (лат. - "мирный"). Один из фельетонов в журнале "Чудак" (1928, N1) Горький подписал именем героя своей комедии "Работяга Словотеков" - Самокритик Словотеков3.

В Сорренто (1924-1928) в семье Горького выходил домашний рукописный журнал "Соррентийская правда". Алексей Максимович выступал на его страницах с шуточными стихами, рассказами, заметками под разными псевдонимами: Инвалид муз, Гвидо Ачетабула, Тарас Опарин, Осип Тиховоев, Аристид Балык и т.д.

4. Из написанного до "Макара Чудры" почти ничего не уцелело.

Первое выступление в печати - четвертостишие в коллективном студенческом стихотворении на смерть девушки Д.Латышевой, насильно выданной замуж и покончившей с собой ("Волжский вестник". Казань, 1995. 26 янв.).

Горький вспоминал о сатирическом стихотворении по поводу отлучения его от церкви на семь лет за покушение на самоубийство (1888), о тетради стихов, "утопшей в Керченском проливе"4. Сохранилось лишь несколько стихотворений.

Была сожжена написанная ритмической прозой поэма "Песнь старого дуба", на которую молодой автор "имел редкое счастье услышать четкую, уничтожающую критику" (14, 243) мастера - В.Г.Короленко.

Видимо, в Тифлисе раньше, чем "Макар Чудра", была написана "Валашская сказка" ("О маленькой фее и молодом чабане"). Тогда она не была опубликована.

5. Тексты каждой из "Песен" членятся на одинаковые отрезки: в "Песне о Соколе" - по 5 слогов с ударением на четных (2-стопный ямб с женской клаузулой), а в "Песне о "Буревестнике" - по 8 слогов с ударением на нечетных (4-стопный хорей с женской клаузулой). Однако эти отрезки графически не выделены как стихотворные строки.

С точки зрения современного исследователя, "...горьковские песни, памятуя известный тезис Б.В.Томашевского об отсутствии между стихом и прозой резкого водораздела, логичнее отнести к "пограничным явлениям", а именно к метрически урегулированным стихотворениям в прозе. Однако предположение, что они написаны стихами и лишь записаны прозой, также не лишено оснований"5.

6. конфликт пьесы составляет противостояние двух идеологических позиций: пассивного примирения с действительностью - и активного стремления преобразовать ее; сострадательной, утешительной лжи, успокаивающей человека, - и непримиримой обличительной правды, ведущей к борьбе; жалости - и уважения; покорного терпения - и полной свободы.

Эти позиции воплощают Лука и Сатин. Сатину Горький передал свои сокровенные, развитые затем в поэме "Человек", мысли о гордом и свободном человеке, достойном не жалости, но уважения.

Парадокс: осуждаемые автором идеи пассивного гуманизма Луки выражаются в конкретных действиях персонажа - реальных попытках (пусть кончающихся крахом) так или иначе помочь страдающим людям, в то время как близкая автору активная позиция Сатина ограничивается проповедью, причем перед аудиторией, явно неспособной воспринять ее.

"...Ни публика, ни рецензята, - сокрушается в письме к К.П.Пятницкому Горький, - пьесу не раскусили. Хвалить - хвалят, а понимать не хотят. Я теперь соображаю - кто виноват? Талант Москвина - Луки или же неуменье автора?" (28, 279). В оном из интервью 1903 г. Горький сказал, что "отсутствие представителей истины, как противовеса проповеди лжи и сострадания, есть основной недостаток пьесы"6.

7. В распоряжении санктпетербургского уцензурного комитета, на которое опирался суд, "возбуждение к учинению бунтовщического ... деяния" усмотрено в речах Павла, Андрея, матери, призывавших к борьбе против угнетателей народа.

Обвинение же в богохульстве основывается на рассуждениях Рыбина "о церкви православной, об Иисусе Христе и о Боге <...> Христос, по мнению Рыбина, был нетверд духом, так как признавал власть человеческую над людьми и боялся смерти. "Церковь, - говорит Рыбин, - могила Бога и человека"7. Очевидно, дело не ограничивается этим. Давно отмечено, что "нравственные, этические идеи и принципы добра, правды, справедливости, родства воспринимаются матерью в значительной мере сквозь призму христианско-религиозных истин и понятий"8. Социалистические убеждения сына и его товарищей Ниловна воспринимает как веру: "Вот они - чисто любят! Веруют! Веруют, Андрюша! А я - не умею так! Я люблю свое, близкое!" (7, 270).

Мы видим "в коллизиях романа отражение евангельских сюжетов: подобно тому, как Богородица знает с самого начала о той жертве, которую ей предстоит принести во спасение рода человеческого, так и мать сознательно и добровольно благословляет своего сына на жертвенное служение идее"9.

К концу романа мать проникается "верой" сына, она выплескивает переполняющие ее чувства: "Ведь то - как новый Бог родится людям! Все - для всех, все - для всего! Так понимаю я всех вас. Воистину, все мы - товарищи, все - родные, все - дети одной матери - правды!" (7, 510) Возможно, такая подмена в религиозном сознании героини евангельского идеала социалистическим могла быть сочтена богохульством.

Суд, впрочем, не состоялся.

8. Нет, при предельной резкости критики действий большевиков, осуждении их политики, Горький оставался революционером, социал-демократом. "Несвоевременные мысли" "были искреннейшей исповедью по поводу происходящего (подготовки Октября и первых месяцев пролетарской революции) и в то же время правдивой и горестной летописью событий, особенно тех моментов, когда они получали разрушительно однозначный, репрессивный характер, а значит - бесчеловечный. Горький-гуманист не мог молчать, он бил в набат публицистической мысли, он боролся за единение революции и культуры, за привлечение сил демократии на сторону революции, против ее гримас <...> Он защищал честь русского социализма: осуществление великой мечты, как это ни важно для Горького - это ведь его обетованное! - не оправдывает антигуманных средств"10.

В статье, опубликованной 14(1) мая 1918 г., Горький обвиняет "господ комиссаров" в том, что они "бьют с размаха, не разбирая, кто является противником только их безумств, кто - принципиальным врагом революции вообще". Сам писатель принципиальным врагом революции не был.

"Не следует преувеличивать антибольшевизма "Несвоевременных мыслей". Их автором двигал не страх перед революцией, а страх за революцию: ему казалось, что большевики ее губят своим экстремизмом. Этим вызвана острота его реакции на события Октября"11.

9. Роман вышел за пределы семейной хроники русских промышленников Артамоновых. Характеры героев не только влияют на успех ведения "дела", его процветание или упадок, но и сами формируются отношением к "делу". Для бывшего крепостного Ильи его фабрика - итог жизни, к которому он идет, вкладывая все свои силы, волю, незаурядные способности, не страшась греха ради достижения цели. Такой созидательной энергии нет ни у его сыновей: Петра, который служит "делу" по обязанности, в силу семейного долга, "ловкого, как лиса" (16, 494), Алексея, хлопочущего об интересах купеческого сословия, Никиты, ушедшего в религиозные искания, - ни у внуков: Яков тяготится наследственным "делом", Мирон бросается в политику, толкует о "европеизации страны" (16, 568). А "выломавшийся" из своего класса Илья становится на сторону революции, сметающей хозяев.

"Вина "дела" Артамоновых, в авторской оценке - дела буржуазии вообще, - это запущенный им внутренний механизм человеческой вражды, и потому этот механизм рано или поздно должен пойти на слом. Таков общий итог романа"12.

В соответствии с логикой социально-исторического процесса, "дело, как плесень в погребе, - своей силой растет" (16, 406), подчиняет себе жизнь хозяев. И стало на первое место в заглавии романа.

10. Начиная свою литературную деятельность, Горький работал в "Самарской газете", писал острые статьи и фельетоны на темы городской жизни. В 1896 г. был обозревателем на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде от "Одесских новостей" и "Нижегородского листка".

В 1905 г. участвовал в организации сатирических журналов "Жупел", "Жало", "Адская почта".

Был одним из руководителей издательства "Знание" (1900-1913), объединившего демократических писателей-реалистов.

С декабря 1915 по декабрь 1917 г. издавал журнал "Летопись". В 1915 г. основал издательство "Парус".

В 1917-1918 гг. выступал с серией статей "несвоевременные мысли" в газете "Новая жизнь".

С 1918 по 1924 г. руководил издательством "Всемирная литература".

Издание в 1923-1925 гг. журнала "Беседа" было попыткой наладить связи между литераторами России и эмиграции (не удавшейся из-за того, что распространение "Беседы в СССР было запрещено).

После возвращения из эмиграции в СССР в 1931 г. стал инициатором и деятельным участником издания журналов "Наши достижения", "Колхозник", "За рубежом", "Литературная учеба", "СССР на стройке"; литературных альманахов; серийных изданий книг: "История фабрик и заводов", "Библиотека поэта", "История молодого человека XIX столетия", "Жизнь замечательных людей".

11. "Горький, вернувшись на родину, в конце 20-х, начале 30-х гг. с огромным энтузиазмом, конечно искренне, поддерживает социалистическое строительство на одной шестой земного шара, в стране "Союза Советов"13. Революционер по натуре, он "продолжает разделять глобальную иллюзию века, бывшую двигательной силой трех русских революций: вера в возможность быстрой переделки человеческого сознания, надежда на радикальные меры как средство скорого достижения справедливого мироустройства. Отсюда упование на волевые решения в социалистическом строительстве, поддержка коллективизации, а в области культуры- убежденность в необходимости целенаправленного воздействия на литературный процесс и др."14.

Прозвучавшая в последние годы ожесточенная критика "двухглавого Буревестника", вменяющая в вину писателю "оправдание сталинских методов построения социалистического общества, прямое подстрекательство к террору, насилию, убийству", столь же далека от истины, как традиционный "сусальный лик "основоположника социалистического реализма", первого "инженера человеческих душ", друга В.Ленина, соратника И.Сталина"15.

Горькому "казалось, что перегибы сталинской политики можно исправить, стоит только дать все богатства науки и культуры коллективной армии трудящихся, управляющих государством <...> Вплоть до 1934 г. он верил, что можно смягчить политику Сталина, не допустить перерождения государства в тоталитарную диктатуру. Этим объясняется его поддержка любых попыток либерализации и демократизации режима, а отсюда - порой неуклюжее - заигрывание со Сталиным и его единомышленниками"16. "Контакты с членами правительства и зловещим шефом ОГПУ вовсе не означают, что Горький стал в 30-е годы их единомышленником и помощником. Однажды он признался: "Враги всю жизнь у меня были, а теперь в нашем доме бывают". Поселившись в СССР окончательно, писатель получил возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику, предотвращая некоторые "чрезвычайные меры""17.

"Сталину не удалось получить от Горького очерка, подобного "В.И.Ленину", для прославления своего имени за рубежом. В придворные борзописцы писатель явно не годился, ибо даже под большим нажимом ограничивался маловыразительными, а порой и прямо двусмысленными похвалами "великому вождю" <...>

В 1934 г. рухнули надежды на демократизацию строя, изменилось и отношение к Горькому, ставшему фактически пленником в своей стране"18.

12. а - Изергиль ("Старуха Изергиль"); б - Лука ("На дне"); в, г - Сатин ("На дне"), д - Николай Иванович ("Мать"), е - Павел ("Мать"); ж - Тихон Вялов ("Дело Артамоновых"); з - "чей-то серьезный, недоверчивый вопрос" ("Жизнь Клима Самгина").

13. "Бывшие люди", "На дне", "Дети солнца", "Дачники", "Мои университеты", "Городок Окуров".

14. "Ундер" (в просторечном произношении) - унтер-офицер (младший командир из рядовых) Лука польстил полицейскому, "прибавив" ему звание. "Бутошник" (т.е. будочник), "бутарь" - низший чин городской полиции; полицейский, дежуривший у караульной будки.

15. О поэмах Пушкина.

1 Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1951-1956. Т. 29. С. 148. Далее в скобках указываются том и страница.

2 См.: Нефедова И.М. Максим Горький: Биография писателя. Л., 1971. С. 29.

3 См.: Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. М., 1977. С. 136; Ревякина И.А. М.Горький и другие: Литературные диалоги в Сорренто // Русская словесность. 1997. N5.

4 Горький М. Письмо к И.А.Груздеву. Цит по: Бялик Б. Судьба Максима Горького. М., 1973. С. 16.

5 Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1977. С. 298-300.

6 Цит. по: Юзовский Ю. "На дне" М.Горького. М., 1968. С. 12.

7 Горький М. Полн. собр. соч.: В 25 т. М., 1970. Т. 8. С. 439.

8 Калустова Н.Г. Сердце матери и правда революции. М., 1985. С. 25.

9 Голубков М.М. Максим Горький. М., 1997. С. 6.

10 Ревякина И.А. Перечитывая Горького // Максим Горький: Страницы творчества. М., 1991. С. 10.

11 Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Нижний Новгород, 1992. С. 39.

12 Колобаева Л.А. М.Горький // История русской литературы XX в. (20-е - 90-е гг.). Основные имена. М., 1998. С. 75.

13 Ревякина А.И. Указ. соч. С. 11.

14 Заика С.В. Письма Горького к Сталину // Максим Горький и XX век: Горьковские чтения. Нижний Новгород, 1998. С. 43.

15 Спиридонова Л.А. Проблемы изучения классиков в свете новой концепции истории русской литературы // Освобождение от догм. М., 1997. Т. 2. С. 136-137.

16 Там же. С. 147, 149.

17 Там же. С. 148.

18 Там же. С. 141, 150

Сост. А.П.Грачев.


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Русская литература XX века в вопросах и ответах. М.Горький. Жизнь и творчество // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204713360&archive=1205324254 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии