Цели для учителя:
- закрепить пунктуационные навыки по теме;
- продолжить работу по развитию речи учащихся.
Цели для учащихся. В конце темы учащиеся должны знать:
- правила постановки знаков препинания при причастном обороте в предложениях различных конструкций;
- роль причастного оборота в предложении и его функции в речи.
В конце темы учащиеся должны уметь:
- находить причастный оборот в предложении;
- расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом;
- употреблять причастный оборот в речи.
Цели и задачи урока (1 - 2 мин)
I. Работа над предложениями, осложненными обособленными и необособленными определениями, выраженными причастными оборотами (8 - 10 мин).
Цель: закрепить навык расстановки знаков препинания при причастных оборотах в предложениях различных конструкций.
Рассмотрите схемы предложений. По данным схемам расскажите об особенностях структуры предложений. (Общеклассная устная работа.)
Уровень I.
Установите соответствия между данными схемами и следующими предложениями. (Индивидуальная работа. Выполняется в тетрадях.)
стр. 53
--------------------------------------------------------------------------------
а) Из окон были видны луга, стелющиеся до реки, текущей к морю.
б) Я любовался кленами, расцвеченными осенью в бордово-оранжевые тона, и шелестящими золотистой листвой молодыми березками.
в) Очарованный красотой места, я решил отложить отъезд еще на несколько дней.
г) Скалистые, покрытые остатками ночного тумана вершины гор были мрачны и торжественны.
д) Солнце, недавно поднявшееся из-за горизонта и посылающее первые робкие лучи на землю, скрасило эту унылую и неприглядную равнину.
е) Деревья с начинающей желтеть листвой, сырой прохладный воздух по утрам, трава, утратившая свежесть и яркость; все говорило о наступающей осени.
Проверьте работу по ключу N 1. Оцените свою работу.
Уровень II.
Проиллюстрируйте схемы своими примерами. Работу проверяет учитель.
II. Работа с текстом (8 - 10 мин).
Цель: закрепить умение учащихся находить в предложении причастный оборот, подчеркивать его как член предложения, ставить необходимые знаки препинания.
Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните причастные обороты как члены предложения. (Работа в парах. Выполняется на данном листе. Взаимопроверка.)
В довольно большой недавно выбеленной комнате сидел за старым покоробленным от времени столиком молодой человек и рассматривал разбросанные в беспорядке бумаги.
В серебряных подсвечниках стоящих перед ним догорали свечи рядом находился незакрытый ящичек причудливо расписанный. Собака ворочалась на только что принесенном сене. В дверях стоял мужик подпоясанный пунцовым кушаком. Между окнами виднелось темное зеркальце на перегородке висел старинный почти весь облупившийся портрет напудренной женщины с черной ленточкой на шее.
(По И. С. Тургеневу.)
III. Работа по развитию речи (10 - 12 мин)
Цель: уметь использовать причастный оборот в речи.
Распространите данный текст обособленными и необособленными определениями, выраженными причастными оборотами. (Индивидуальная работа. Готовые работы зачитываются в классе и рецензируются учащимися.)
Как изменился текст? Какова роль причастных оборотов в речи?
Темная туча медленно приближалась. Солнце скрылось, и стало почти совсем темно. Птицы и насекомые смолкли. Сильный ветер раскачивал верхушки деревьев. Люди, лошади и собака - все ждали прохлады и свежести, которые принесет с собой дождь.
IV. Подведение итогов урока (1 - 2 мин)
V. Срез знаний (10 мин).
Тест. (Проверяет учитель.)
I. Указать слова, которые зависят от выделенного слова.
В гус1той, ещ2е не скошенной косц3ами
Тра4ве мель5кали яркие россыпи цветов.
П. В данном предложении указать причастный оборот.
По засыпанным опавшими листьями узким улицам трудно было ходить.
III. Указать предложения с причастным оборотом.
а) Волны накатывающиеся на берег глухо шумели.
б) Птицы радостного щебеча слетели с куста.
в) Молодые распустившиеся кусты сирени украсили старый сад.
г) Дерево было спилено под корень.
д) До сих пор не распечатанное письмо лежало на столе.
стр. 54
--------------------------------------------------------------------------------
IV. Указать предложение, не содержащее пунктуационных ошибок.
а) На деревьях, на траве, на берегу покрытом галькой, - всюду сидели птицы.
б) Через окно, выходившее в сад, и по утрам настежь распахнутое, в комнату проникал свежий прохладный воздух.
в) Я видел города, отстроенные заново, и деревни, возрождённые из руин.
V. Указать разницу в структуре предложений.
а) Дом стоял у холма надвое рассечённого оврагом заполненным водой.
б) Наш отряд измученный долгим переходом и почти утративший надежду выйти из леса остановился отдохнуть.
Знаки препинания при причастном обороте
Ключи
Ключ N 1.
1д; 26; 3г; 4е; 5и; 6а.
Ключ к тесту
I. 2,3
II. ... засыпанным опавшими листьями....
III. а), д).
IV. в)
стр. 55