Вопросы качества образования

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. А. Болотов

В декабре 2006 г. состоялась встреча руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Александровича Болотова с главными редакторами научно-методических журналов издательства "Школьная Пресса". В ходе встречи В. А. Болотов рассказал о главных направлениях деятельности Федеральной службы по совершенствованию процессов управления качеством образования и ответил на многочисленные вопросы, связанные с модернизацией отечественной системы образования в целом: о ходе и результатах эксперимента по проведению единого государственного экзамена за курс средней школы; о подготовке материалов Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) для проведения аттестации общеобразовательных учреждений, мониторингов знаний и умений учащихся, аналогичных существующей практике международных исследований качества образования; об эксперименте по введению единого муниципального экзамена для выпускников основной школы; о необходимости проведения оценки качества образования на различных его ступенях в конкретном образовательном учреждении, в том числе и на этапе начальной школы, с учетом не только достижений учащихся, но и их контингента, местонахождения школы, условий, в которых она функционирует, а также кадрового потенциала, материально-технического обеспечения и т.д.; о задачах профильного обучения на старшей ступени в условиях рьночных отношений; о повышении рейтинга школ; о важной роли предметных методических журналов в оказании качественной профессиональной помощи педагогам и учащимся при подготовке к итоговым аттестациям, в освещении "болевых точек" отечественной системы образования, в осуществлении взаимодействия федеральных и муниципальных служб управления образования с широкой общественностью.

Предлагаем вашему вниманию основные тезисы выступления Виктора Александровича Болотова.

Об оценке качества образования

Обсуждая проблемы оценки качества образования, необходимо ясно понимать, чего мы хотим. Следует признать, что проблема управления качеством образования рассматривается формально, "забалтывается". Известны псевдоматериалы по управлению качеством образования. Некоторые регионы продолжают отчитываться материалами широкомасштабного эксперимента по совершенствованию содержания и структуры общего образования.

В ряде регионов складывается непростая ситуация с оценкой качества образования. Некоторые напрямую сравнивают друг друга по результатам выполнения ЕГЭ. Но нельзя сравнивать, например, Кабардино-Балкарию и Санкт-Петербург. Встает вопрос о культуре сравнения.

Но пока нет системы оценки качества общего образования. Поэтому я поддерживаю инициативу создания Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) и издательством "Школьная Пресса" журнала "ОКО. Оценка качества образования".

Вопрос о создании специального журнала напрямую связан с управлением качеством образования. Новый журнал должен иметь просветительский характер. Читать его, в первую очередь, будут директора, завучи, методисты, учителя, преподаватели педвузов. В журнале необходимо публиковать не только экзаменационные материалы.

стр. 2


--------------------------------------------------------------------------------

Что надо обсуждать на страницах журнала? Например, вопрос о том, как развивать линию ЕГЭ. В журнале может быть постоянная рубрика "ЕГЭ и предмет". По этой проблеме в ФИПИ есть много наработок. Обязательно нужно использовать положительный опыт регионов, например опыт Челябинской области. Интересен кубанский опыт управления качеством образования. Есть хорошая практика в Пскове, Самаре, Ярославле и других регионах.

Но следует помнить, что ЕГЭ, являясь важным элементом оценки качества образования, не дает исчерпывающей информации для управления качеством образования.

О мониторинге образовательных достижений учащихся

Рособрнадзор планирует проведение в России независимых мониторингов знаний и умений по типу международных исследований оценки качества образования PISA (Program International Student Assessment). В 2007 г. будем проводить мониторинг математической грамотности и компьютерной грамотности. Проверим умение работать с разными источниками информации. Мы хотим иметь независимую оценку, чтобы проводить объективную диагностику и использовать ее результаты при создании системы управления качеством образования. Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества образования является важной составляющей для принятия управленческих решений.

Об аттестации общеобразовательных учреждений

Для объективной оценки качества образования необходимо проводить аттестацию школ. Ежегодно аттестацию проходят 20% общеобразовательных учреждений. В перспективе для этого будут использоваться электронные технологии. У администрации и педагогических работников возникают справедливые вопросы о подготовке к аттестации. Поэтому нужны качественные материалы по подготовке школ к аттестации.

Для того чтобы помочь педагогам не просто формально проходить аттестацию, а повысить качество образования, в предметных методических журналах должны быть специальные рубрики, где освещаются эти вопросы. Например, как проверять сформированность у учащихся общеучебных и специальных навыков?

Аттестация школ должна и будет проводиться по всем учебным предметам. За подготовку аттестационных материалов для аттестации общеобразовательных учреждений будет отвечать ФИПИ. В ходе аттестации учащиеся проходят тестирование, поэтому необходимо разработать грамотные тесты по всем учебным предметам.

Мы должны работать над выполнением поручения Президента России и шире использовать тесты в текущем контроле. Значит, нужно учить учащихся выполнению тестовых заданий. О том, как учить, учителя должны узнавать из предметных журналов. При этом понимание, что есть тест, у многих отсутствует. В массовом сознании тест - это вопрос с выбором ответа. Нужно проводить просветительскую работу.

стр. 3


--------------------------------------------------------------------------------

О едином муниципальном экзамене

Рособрнадзором в экспериментальном режиме отрабатывается технология единого муниципального экзамена - это проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы независимыми муниципальными экзаменационными комиссиями (МЭК). В рамках эксперимента по введению профильного обучения она проходила в образовательных учреждениях городских и сельских районов 9 субъектов Российской Федерации по двум обязательным предметам - математике и русскому языку.

Мы получили положительные результаты, и в 2006 г. эксперимент был расширен. Отработка новой формы государственной (итоговой) аттестации проходила уже в 45 регионах. На следующий год планируется к двум обязательным предметам добавить два предмета по выбору - обществознание и биологию.

Для работы МЭК важно иметь качественные экзаменационные материалы. Осенью 2006 г. эта проблема продуктивно обсуждалась на совещании в Челябинске. В нем участвовали представители 57 регионов. При этом желающих было значительно больше. Число участников пришлось ограничивать.

Во многом это связано с тем, что в условиях введения профильного обучения на старшей ступени общего возникла проблема распределения учащихся по профилям. Система оценок из 3 - 5 баллов в аттестате никого не устраивает, да и не верят оценкам соседней школы. Поэтому мы собираем вместе учителей и проверяем итоговые работы. Рассматривается 30-балльная система. Встал вопрос об использовании портфолио (портфель учебных достижений учащихся).

Например, в профильном классе 25 мест, а желающих значительно больше. В этом случае к 30 максимальным баллам на едином муниципальном экзамене добавляются результаты портфолио. Это участие в предметных олимпиадах, конкурсах, кружках, клубах в системе дополнительного образования, например в конкурсе "Шаг в будущее".

Апробация новой внешней формы государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы вызывает широкий интерес у педагогов, родителей и учащихся. Значит, в предметных методических журналах должна появиться колонка "Экзаменационные материалы для выпускников 9 классов". Но это должны быть профессионально сделанные аналитические материалы. Их назначение - помогать учителям при подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации и в итоге работать на повышение качества образования.

О едином государственном экзамене

Сегодня на книжных развалах находится масса псевдоегэшных материалов. Мы хотим исправить ситуацию. Поэтому ФИПИ и предметные журналы должны объединить усилия. В каждом предметном методическом журнале должна быть колонка "Экзаменационные материалы по ЕГЭ".

Разработчиков контрольных измерительных материалов (КИМов) критикуют и за простые задания, и за сложные. В заданиях ЕГЭ всегда содержится несколько заданий "со звездочкой". Это задания для интересующихся, для тех, кто изучал предмет на профильном уровне и связывает с ним свою будущую профессию.

Мы готовы обсуждать и совершенствовать КИМы. Для того чтобы принципиально изменить экзаменационные задания, необходима широкая дискуссия о том, какими они должны быть. Сейчас мы планируем ЕГЭ 2009 г. и хотим обсудить создание принципиально новых КИМов.

ФИПИ должен выстраивать линию взаимодействия с общественностью. Еще раз подчеркну - мы готовы пойти на серьезный шаг и обсуждать спецификации заданий ЕГЭ по 2009 г. В течение двух лет может происходить совершенствование КИМов.

стр. 4


--------------------------------------------------------------------------------

О работе в условиях введения подушевого финансирования

Сейчас родители начинают выбирать школы по среднему баллу, полученному за выполнение ЕГЭ. Вопрос, что делать при подушевом финансировании, когда "деньги ходят за ребенком". В этих условиях возникает конкуренция школ за учащихся. К сожалению, пока все претензии предъявляются к учителю. Но надо обращать внимание на контингент учащихся. Кого учит учитель?

Школы нельзя сравнивать прямолинейно, "в лоб". Следует выделять кластеры и сравнивать учебные заведения примерно одного уровня - похожие друг на друга. Этот вопрос управления качеством образования решается на муниципальном уровне. Чтобы грамотно оценить эффективность работы конкретного общеобразовательного учреждения, необходимо посмотреть многие параметры: уровень учебных достижений учащихся за несколько прошлых лет; контингент обучающихся; расположение школы и условия, в которых она функционирует; кадровый потенциал; материально-техническое обеспечение и т.д.

О качестве образования в условиях рыночных отношений

Число выпускников основной школы, выбирающих профессиональные училища и техникумы, увеличилось. Часто это происходит потому, что школы "выталкивают" ребят, которые будут плохо сдавать ЕГЭ. Но нередко это выбор семьи и школьника, которые понимают, что хороших знаний у ребенка нет и при независимой внешней оценке он хороших баллов не получит. Значит, нужно выбирать профессию, которая обеспечит ему достойную жизнь.

Рабочие профессии были и будут востребованы. У одного из губернаторов спросили, почему в регионе строят зарубежные строители. Ответ был прост: пока зарубежные строят лучше и дешевле наших; научите своих - будем привлекать наших строителей. Вывод такой: давайте будем качественно учить.

В условиях рыночных отношений качество образования рассматривается в соответствии с требованиями потребителя: учащихся, родителей, работодателей и т.д.

О задачах общероссийской системы оценки качества образования

Создаваемая в стране общероссийская система оценки качества образования призвана решать три основные задачи:

- оценивать уровень учебных достижений выпускников образовательных учреждений для проведения государственной (итоговой) аттестации, проведения отбора при продолжении обучения на следующей ступени образования;

- оценивать качество образования на различных ступенях обучения в рамках федеральных и международных мониторинговых исследований качества образования;

- формировать систему измерителей для различных пользователей (обучающихся и их родителей; педагогических коллективов школ и преподавателей вузов, органов управления образованием, работодателей), позволяющую эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.

стр. 5


Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. А. Болотов, Вопросы качества образования // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029635&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии