ТРЕБОВАНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. Н. СУХАНКИНА

Учитель, наверное, учитель русского языка и литературы в особенности - образец для подражания для своих питомцев. А речевое общение - искусство, которым необходимо овладеть, вернее, повседневно овладевать...

(Москва)

Учитель должен относиться к своим учительским обязанностям с величайшей преданностью и добросовестностью. Ему необходимо неутомимо работать над собой, так как он сам является первейшим фактором хорошего воспитания и плодотворного обучения.

А. Дистервег

Проблема педагогического общения является одной из основных в современной педагогике, психологии и методике. Этой проблеме посвящено много исследований, но в них представлены в основном лишь способы и приемы, используя которые учитель осуществляет взаимодействие с учащимися и определенное воздействие на них с целью коррекции и исправления каких-то неправильных, с точки зрения педагога, действий школьников. Работ же по выявлению особенностей речевых жанров, используемых педагогом в своей профессиональной деятельности, практически нет. Поэтому, несмотря на то что в настоящее время проблема речевого взаимодействия и воздействия занимает важное место в исследованиях лингвистов, психологов, риторов, вопрос об особенностях речевых жанров, используемых в профессиональной деятельности учителя, остается открытым.

Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов, из которых самым сложным является педагогическое общение: через живое общение педагога с ребенком осуществляется главное в педагогической работе - взаимодействие (в том числе и воздействие личности на личность).

Педагогическое общение - это многофункциональная система органичного, разностороннего социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых. При этом педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им.

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

Педагогическое действие как взаимодействие осуществляется в определенных ситуациях, включающих совокупность различных обстоятельств. Взаимодействие пронизывает всю деятельность учителя, если он стремится к сотрудничеству с учащимися. Приемы педагогического взаимодействия рассматриваются как способы корректировки поведения учащихся, развития у них необходимых качеств личности и черт характера, а также как способы организации их учебной деятельности, предупреждения различного рода ошибок.

Общаясь, учитель не только взаимодействует со школьниками, но и воздействует на них, и, к сожалению, далеко не всегда положительно. В этом кроется серьезнейшая проблема современной школы - проблема педагогического общения, эффективного общения учителя с учениками.

Поэтому для наиболее успешного обучения детей, совершенствования образовательно-воспитательной системы общества большое значение имеет выбор правильной формы поведения учителя, в том числе и речевого, а также наиболее действенных в конкретной коммуникативной ситуации педагогических жанров.

Для того чтобы учителя могли реализовать на практике демократический стиль общения, они должны осознать значение речевых жанров взаимодействия в педагогической деятельности, и в особенности речевых жанров и средств отрицательного воздействия на адресата, особенности и последствия их функционирования в речи учителя.

Вопрос о жанрах педагогического взаимодействия в обучении и воспитании школьников - стержневой в проблеме отношений учителя и учащихся! Каждый учитель рано или поздно задается вопросами: Как сказать? Что выбрать? Как, когда, при каких условиях и в каких ситуациях использовать те или иные речевые жанры и средства взаимодействия? Как оценить правильность сделанного выбора? Результативность, достижимость поставленной цели? На многие из этих вопросов у педагогов нет ответа.

Таким образом, проблема педагогического взаимодействия, проблема успешного использования учителем речевых жанров взаимодействия и воздействия в учебной деятельности, безусловно, являются одними из самых острых и злободневных для современной школы.

Разнообразие речевых жанров и средств педагогического взаимодействия неисчерпаемо, как неисчерпаемо и разнообразие личных отношений между людьми. Анализ многочисленных высказываний учителей позволяет говорить о том, что речевые жанры, как и средства (способы) речевого воздействия на детей, так же как и способы взаимодействия с ними, весьма разнообразны.

Остановимся на рассмотрении таких широко употребительных в деятельности учителя речевых жанрах, как требование и замечание.

С нашей точки зрения, необходимо различать требование и замечание как речевые педагогические жанры. Требование как речевой педагогический жанр - это, по сути своей, мягкая команда, необходимая для организации учебного процесса. При этом используются клишированные словосочетания и предложения, понятные всем ученикам: "Откроем учебники", "Внимательно прочитайте задание к упражнению", "Запишите" и т.д. Замечание - это краткое суждение по поводу какого-либо поступка ученика, его ошибочного действия. Это некая характеристика поведения учащегося, его отношения к учебной деятельности. Например: "Ты, как всегда, очень медленно работаешь!"; "Встал бы окно закрыл, хоть какая-то польза от тебя будет!"; "Не стой, как столб, отвечай!"; "Кто это там разговаривать вздумал?!" и т.п.

Если педагогическое требование - это обычное, как правило, стандартное, привычное высказывание, то педагогическое замечание - это индивидуальное, часто очень оригинальное средство выражения личного отношения учителя к кому - или чему-либо. Другим отличием требований от замечаний является то,

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

что если требование чаще всего предъявляется ко всем ученикам, то замечание - это речь, адресованная конкретному лицу. Самые частотные по смыслу негативные замечания - это замечание-угроза ("Еще слово, и пойдешь за дверь!"), упрек ("Да любой болван ответил бы!"), выражение разочарования / недоверия ("Зря я на вас надеялся, так и знал, разве вам можно доверять?!"). В них содержится осуждение деятельности и поведения школьника, и, как правило, они оскорбительны не только по существу, но и по средствам выражения - таким, как грубые номинации ("Бездушный человечишко!", "Бревно тупое!"); резкий, надменный тон; интонация насмешки, пренебрежения, презрения, осуждения и т.п.; обидные жесты. Среди жестов, сопровождающих отрицательные замечания, встречаются: пожимание плечами, тыканье пальцем, покачивание головой из стороны в сторону, покручивание пальцем у виска и др. Такие жесты во многих случаях усиливают выражение отрицательного отношения к тому, что говорит или делает ученик. Например:

Учитель в присутствии ученика другому педагогу: "Нет, ну вы только посмотрите на него (кивает и указывает рукой на ученика), что за наваждение, что за ученик, ни стыда ни совести!"

Требования и замечания помогают учителю быстро, мгновенно реагировать на действия учащихся и при необходимости их корректировать, они нужны в процессе учебной деятельности, но, используя их, каждому педагогу важно помнить, что по своему содержанию и по форме педагогические требования и замечания должны выражать традиционно сложившиеся общепринятые нормы поведения и морали.

К сожалению, предъявляя требования к школьникам, делая замечания, учителя часто не задумываются над тем, какие у них сложатся отношения с классом. Они больше озабочены теми неожиданными и нестандартными действиями и поступками учащихся, на которые нужно мгновенно и в то же время результативно реагировать, а реакция не всегда оказывается адекватной, приемлемой в конкретной ситуации, что в свою очередь приводит к различным проблемам в общении педагога с детьми, организации учебной деятельности, т.е. приводит к отсутствию положительного настроя на учебную деятельность как педагога, так и учеников.

Употребление речевых жанров и средств в речи педагога, как и любого другого человека, должно быть оправданным, при этом в любом случае последствия их использования не должны носить травмирующий учащегося характер. Педагог должен помнить, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не имеет права на грубость, оскорбление личности учащегося.

Кроме этого, педагогу необходимо обращать внимание на связь избираемого им речевого жанра с определенной педагогической ситуацией. Любой из речевых жанров, любой метод не терпит шаблона в применении и не может использоваться применительно ко всем случаям жизни. Поэтому педагог всегда должен подыскивать наиболее эффективное средство, соответствующее данным конкретным условиям.

Очень важно подходить творчески к выбору речевых средств педагогического воздействия, как писал П. П. Блонский, учитель должен "создавать свою технику воспитания применительно к индивидуальным условиям данной обстановки и к личности своей и воспитанника"1.

При этом также надо помнить, что к стандартным способам речевого педагогического воздействия дети быстро привыкают. Поэтому так важно в обучении использовать яркие, оригинальные выражения, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.п. Так, например, вместо "Рты закрыли", "Замолкли", "Замолчали" - "Господа академики, прекратили дебаты!", "Ветер в голове гуляет, мыслей умных прибавляет, Их делить с друзьями буду, а иначе ведь забуду. Но учителю я все же мысль свою открою тоже, Чтобы верил мне, что я не болтал с Сережкой зря!".

А. С. Макаренко говорил, что нельзя идти по пути наименьшего сопротивле-

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

ния, необходимо искать свои оригинальные средства воздействия.

Можно говорить о том, что нельзя стать хорошим педагогом, настоящим мастером своего дела, не овладев такими речевыми жанрами, как требование и замечание, не выработав у себя важнейшего профессионального качества педагога - требовательности и не сформировав у себя умения корректно оценивать деятельность и поступки учащихся. Но нужно понимать, что элемент критики не должен быть доминирующим.

Обучение студентов - будущих учителей использованию требований и замечаний как педагогических речевых жанров сегодня принципиально значимо: мастерское владение методикой педагогического взаимодействия - не врожденный дар и не счастливая случайная находка. Это профессиональное умение, которое приобретается с течением времени, с опытом, умение, которому нужно и можно научиться.

Говоря о силе педагогического слова, могуществе речи учителя и их огромном значении в процессе обучения и воспитания, нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским. "Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя, - говорил он, - слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев. Но слово лишь тогда становится инструментом этического воспитания, когда в нем, образно говоря, заложено зерно стремления к нравственному идеалу. Воспитание словом - самое сложное, трудное, что есть в педагогике и школе. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах - словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом"2.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Блонский П. П. Избранные психологические произведения / [вступит, ст. В. Колбановского; ред. кол.: А. А. Смирнов и др.]. - М., 1964. - С. 205.

2 Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (этика коммунистического воспитания) // Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. - М, 1990. - С. 12.



стр. 62


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. Н. СУХАНКИНА, ТРЕБОВАНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029286&archive=1205324254 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии