КНИГА ВИДНОГО ТУРГЕНЕВЕДА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. М. ТАБОРИССКАЯ

Книга А. И. Батюто (1920 - 1991) вышла в свет через тринадцать лет после его смерти. Известный литературовед, автор двух монографий - "Тургенев-романист" (Л., 1972) и "Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени" (Л., 1991) - был автором многочисленных статей, большинство из которых публиковалось в журнале "Русская литература" в 50 - 90-х годах истекшего столетия.

Книга А. И. Батюто интересна прежде всего как живое свидетельство целенаправ-


--------------------------------------------------------------------------------

Батюто А. И. Избранные труды. СПб.: "Нестор-История", 2004. 960 с.

стр. 224


--------------------------------------------------------------------------------

ленной работы ученого-литературоведа над темой, которой он оставался верен всю жизнь. Творчество русского писателя-классика, как теперь принято говорить, центрирует работу исследователя. Для Батюто в Тургеневе важно все: его связи с жизнью, его эстетическая, этическая и художественная позиция, творческая история его произведений, спектр критических оценок. Постепенно расширяясь, год за годом формировался своеобразный "тургеневский текст" Батюто, в котором отразилось не только движение исследовательской мысли автора, но и развитие отечественного литературоведения. Поэтому "Избранные труды" этого автора, безусловно, имеют вес и ценность исторического свидетельства.

У этой книги есть и иной аспект. Работы А. И. Батюто, вошедшие в нее, отражают широту интересов автора. Так, в раздел "Статьи разных лет" включены работы, в самих заглавиях которых звучат имена Л. Толстого: "Полемика Тургенева с Л. Н. Толстым в 1869 г. (По данным чернового автографа статьи "По поводу "Отцов и детей"")", "Вокруг эпопеи (И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой в 1860 - 1870-е годы)"; Достоевского: "Признаки великого сердца... (К истории восприятия Достоевским романа "Отцы и дети")", "Достоевский и Тургенев в 1860 - 1870-е годы (Только ли "история вражды"?)", "Идеи и образы (К проблеме "И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский в 1860 - 1870-е годы")"; Герцена и Белинского: две статьи "Герцен, Белинский и идейная концепция романа Тургенева "Дым""; Гончарова: ""Отцы и дети" Тургенева - "Обрыв" Гончарова (Философский и этико-эстетический опыт сравнительного изучения)". Особо следует отметить статью, опубликованную в 2001 году "Белинский в восприятии Достоевского (1860 - 1870-е годы)".

Характерно своеобразное смещение интересов исследователя от 1960-х к 1980-м годам. В круг его внимания входят вопросы, связанные с философией и эстетикой 1860 - 1870-х годов, времени кризисного для русской мысли, но чрезвычайно плодотворного для отечественного романа. Об интересе А. И. Батюто к философии свидетельствует и второй раздел его монографии "Тургенев-романист": "Некоторые философско-эстетические проблемы и их роль в построении романа Тургенева". Безусловно, на первом месте в этом объемном исследовании, вышедшем в свет в 1971 году, находится общественно-политическое содержание романов писателя (так называется первый раздел книги) - А. И. Батюто был человеком своего времени. Но он был тонким и честным филологом, и его статьи и книги далеки от конъюнктурности. Литература и творчество Тургенева для автора монографии "Тургенев-романист" - целый мир, сотнями нитей связанный с эпохой, состоянием ее общественных отношений и интересов, дискуссиями в области эстетики, поисками новых творческих путей, неизменно заставляющих задуматься над традициями. И возможно, сегодня наиболее востребованной частью книги А. И. Батюто станет раздел "Роман Тургенева и литературные традиции", в котором есть место и воздействию на Тургенева отечественной классической традиции (Пушкин, Грибоедов), и анализу восприятия и преломления писателем тенденций современной ему русской (Гончаров, И. Панаев) и французской литературы (Жорж Санд).

Вторая монография А. И. Батюто, напечатанная в его "Избранных трудах", "Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени" впервые была опубликована в 1990 году. По существу это "лишь частичная реализация обширного замысла автора" (с. 569). Автор предполагал, что за первой последует вторая книга "Тургенев и русская литература от Чернышевского до Чехова". Завершенная монография раскрывает своеобразие критической позиции и эстетических воззрений Белинского, Чернышевского, Анненкова и Добролюбова. В разделе "Вместо введения" А. И. Батюто указывал на то, что все четыре критика в разной степени "оказали конкретно-конструктивное воздействие на творчество Тургенева, на его идейно-философскую и образную семантику" (с. 569). Прослеживает автор монографии и воздействие критико-эстетических взглядов названных литераторов на специфику сюжетно-фабульного аспекта прозы Тургенева.

Отмеченное самим автором "неравенство" влияния четырех деятелей русской критики на Тургенева сказалось на построении монографии. Белинскому уделена целая глава, в которой нашлось место и "эпизодическим" связям, и сходству концептуальных решений, и идейно-эстетической общности критика и писателя, в основе которой, по мнению Батюто, лежит "родственность натур" неистового Виссариона и его верного ученика. А всем остальным критикам нашлось место во второй главе с лаконичным и емким подзаголовком "Связи и противоречия". Третья глава, обозначенная цитатой "...Я преимущественно реалист", посвящена отношению писателя к романтизму и реализму. Хотя А. И. Батюто не упускает из виду поздних произведений Тургенева ("Сон", "Песнь торжествующей любви", "Клара Милич"), он склонен толковать эти поздние произведения Тургенева не как поиски маститым писателем возможностей, лежащих на путях обновления литературы, ее движения к модернизму в широком смысле этого слова, а как "элементы романтизма", толкуемые в свете эстетики Белинского.

В разделе "Из неопубликованного" помещены две статьи, представляющие собой часть неосуществленной монографии "Тургенев и русская литература от Чернышевского до Чехова". Обе они посвящены проблеме героя и человека. Определяя задачу своего ис-

стр. 225


--------------------------------------------------------------------------------

следования, автор писал, что многосложный вопрос о герое и человеке предполагает рассмотрение "в нескольких ракурсах контрастного или согласно-стимулирующего соприкосновения философско-художественного миросозерцания Тургенева с миросозерцанием ряда крупных и второстепенных русских писателей" (с. 830). Автор оговаривает круг этих писателей, исключая из него Писемского, Лескова и Гончарова. В центре его внимания Чернышевский, Л. Толстой, Достоевский, особенно Чехов. Из второстепенных писателей тургеневской эпохи автор выбирает В. Крестовского и Маркевича. К сожалению, этот большой замысел А. И. Батюто осуществить не успел.

О пристальном внимании литературоведа к Достоевскому свидетельствуют заметки, наблюдения и подборки архивных данных, напечатанные в разделе "Из неопубликованного" под общим заголовком "Достоевский и русские классики".

В последнем разделе книги "В творческой лаборатории ученого" публикуются материалы к большой работе о Солженицыне. Завершают солидный том два приложения: "Проспект монографии "И. С. Тургенев и русская литература (вторая половина XIX - начало XX в.)"" и подборка юношеских стихов А. И. Батюто. Возможно, книга выглядела бы более цельной, если бы заметки и материалы о Достоевском были помещены в разделе "В творческой лаборатории ученого".

"Избранные труды" А. И. Батюто можно оценить не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения издательской подготовки. Строгая продуманность и тщательная выверенность всех элементов книги, безусловно, делают ее настоящим образцом научного издания. Строгий переплет, хорошо скомпонованный титульный лист, выбор единственного фотопортрета автора, тщательность подготовки литературного материала, вступительная статья "О жизни в науке А. И. Батюто (1920 - 1991)", написанная И. А. Битюговой, страничка воспоминаний соученицы литературоведа по Ленинградскому университету Л. И. Кузьминой - все это говорит о любовном отношении составителя и редактора книги. "Избранные труды" снабжены выверенной библиографией автора и именным указателем, выполненным тщательно и профессионально. И то и другое делает книгу удобной в обращении.

Рецензируемая книга - дань памяти А. И. Батюто - филолога, историка литературы. Это отражение жизни человека, посвятившего себя литературоведению и оставившего в нем свой след.

стр. 226

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. М. ТАБОРИССКАЯ, КНИГА ВИДНОГО ТУРГЕНЕВЕДА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 19 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1203428964&archive=1203491298 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии