ПУШКИН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ И ЛЕГЕНДА В ПЕРСПЕКТИВЕ ЭПОХ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. В. ОРЕХОВ

Такое название носила международная научная конференция, которая состоялась 24 - 29 сентября 2004 года в Измаильском государственном гуманитарном университете. В числе организаторов выступили Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины, Министерство образования и науки Украины, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации, Всеукраинская общественная организация "Русский Совет Украины". Место проведения конференции во многом обусловлено необходимостью восстановления русской культурной и образовательной традиции в провинциальном регионе, где с начала XIX века усилиями губернатора М. С. Воронцова и попечителя Одесского учебного округа Д. М. Княжевича формировалось "южное" направление российского историко-археологического и литературно-культурного процесса.

В результате многолетнего разрыва гуманитарных связей ученые провинциальных университетов зачастую оказываются почти в полной научной изоляции, лишаются доступа к центральным библиотекам и архивам, к последним изданиям и разработкам академической науки. Проведение такой конференции определено настоятельной потребностью преодоления кризиса исторического мышления в современном литературоведении. Заметное ослабление традиций отечественного литературоведения на постсоветском пространстве неизбежно ведет к дилетантскому и конъюнктурному взгляду на историческую роль русской литературы и культуры. В связи с этим принципиальным в организации конференции являлось соединение научных сил Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) и литературоведческого актива Украины с привлечением ведущих пушкинистов России и дальнего зарубежья (США, Япония, Польша).

Сегодня Измаил - небольшой город на берегу Дуная, почти в трехстах километрах от Одессы и с населением около 100 000 человек. По признанию зарубежных гостей, им стоило трудов отыскать город на карте. Между тем с этим местом связаны славные имена и события российской истории, воспоминания о Пушкине, здесь и сейчас многонациональное население в своем большинстве разговаривает и думает на русском языке. Интерес в этом регионе к историческому прошлому, к традициям русской культуры и к современному ее состоянию во многом определяется деятельностью Измаильского государственного гуманитарного университета, который готовит учителей для всех школ Украинского Подунавья. Инициатива Измаильского университета в организации Пушкинской конференции обусловлена насущной

стр. 250


--------------------------------------------------------------------------------

потребностью вуза в контактах со специалистами самого высокого уровня, заметила проректор по науке и международным связям ИГГУ Т. А. Савоськина. Вуз (тогда это был учительский институт) основан в 1940 году в г. Аккермане (ныне - г. Белгород-Днестровский), в 1951 году был переведен в областной центр - г. Измаил. Измаильский педагогический институт ныне вступил на новый уровень развития: усовершенствовалась его структура и материально-техническая база, улучшился кадровый состав, сформировались условия для открытия новых специальностей непедагогического направления. Результатом созидательной работы коллектива явилась реорганизация в 2002 году педагогического института в гуманитарный университет.

Сегодня в университете функционируют 6 факультетов, где обучаются 3,5 тыс. студентов по 12 специальностям и 23 специализациям. Учебный процесс осуществляется по ступенчатой системе: бакалавр, специалист, магистр. На 20 кафедрах вуза работают 65 % преподавателей с научными степенями и званиями. В университете функционируют аспирантура (с 1994 года) и докторантура (с 2003 года). Особое внимание уделяется изучению региональных проблем. Так, например, кафедры истории Украины и всемирной истории на протяжении нескольких десятилетий занимаются исследованием социально-экономического и этнокультурного развития Украинского Подунавья. Лингвистические кафедры университета совместно с Институтом русского языка РАН им. В. В. Виноградова и Институтом украинского языка НАН Украины разрабатывают проект "Литературные языки и говоры Украинского Подунавья".

Для самих пушкинистов посещение Измаила также стало событием значимым. Как заметил сопредседатель Оргкомитета конференции профессор С. А. Фомичев (ИРЛИ РАН), места, связанные с пребыванием А. С. Пушкина, уголки, его заинтересовавшие, всегда позволяют открыть в его творчестве что-то новое. Руководствуясь этой мыслью, участники конференции совершили экскурсии по городу (с остатками знаменитой крепости), его окрестностям и Дунаю, познакомились с фольклорными традициями края, столь же многонационального сегодня, как и в пушкинскую эпоху.

Строго говоря, вопрос о пребывании Пушкина в Измаиле остается спорным (см. об этом в изложении доклада И. А. Цепенюка). Но хотя этот факт вызывает сомнение некоторых исследователей и относится ими к разряду "биографических мифов", остается несомненным острый интерес поэта к историческому прошлому города. С особым вниманием Пушкин читал и "измаильские главы" байроновского "Дон-Жуана", отметив неточности, содержавшиеся в них. "Измаильская загадка", конечно, может восприниматься как частность, однако множество подобных ситуаций не только в биографии Пушкина, но и в масштабах вообще литературного процесса представляет собой самостоятельную литературоведческую проблему, которая и была вынесена в заглавие конференции.

На пленарном заседании участников конференции приветствовали заместитель городского головы В. В. Исаков, проректор по науке и международным связям ИГГУ Т. А. Савоськина, главный специалист Представительства Росзарубежцентра в Украине Л. В. Чижова и др.

Собственно научная часть пленарного заседания открылась докладом С. А. Фомичева "Даты в рукописях Пушкина". Докладчик отметил, что пушкинские автографы пестрят датами. Чаще всего поэт датировал работу над своими произведениями, но также отмечал наиболее значимые события. Память на даты у Пушкина вообще была отменной, что позволяет с большей уверенностью доверять именно им, нежели документальным и свидетельским показаниям. Так, временем отъезда Пушкина в южную ссылку следует считать 9 мая 1820 года, и не случайно именно этой датой спустя три года помечено начало работы над романом "Евгений Онегин": новый замысел ссыльный поэт ощущал в качестве вызова судьбе. Следует иметь в виду, что даты (иногда с краткими событийными записями), проставленные в заголовке произведений, предупреждают, как правило, об автобиографическом подтексте творческого замысла (см., например, рукописи стихотворений "Стамбул гяуры нынче славят", "Критон, роскошный господин...", "Дар напрасный, дар случайный...", "В часы забав и праздной скуки..." и др.). Можно сказать, что такие хронологические пометы подобны эпиграфам, поясняющим внутренний смысл произведения. Иногда сближение современных дат с историческими событиями мерцает в подтексте произведений, как, например, в стихотворениях "Олегов щит", "Бородинская годовщина" и "Клеветникам России". В последнем из них (ср.: "измаильский штык") откликалась песня, сочиненная Г. Р. Державиным (музыка О. А. Козловского) для праздника по случаю взятия Измаила, позднее эта песня исполнялась как официальная, - в сущности, в качестве российского гимна.

Профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого В. А. Кошелев посвятил свое выступление "Отрывки из северных поэм..." так называемой "легенде о стихах Ленского". Речь шла о двух черновых набросках стихотворений, обнаруженных П. В. Анненковым в "первой масонской" тетради А. С. Пушкина ("Надеждой сладостной младенчески дыша..." и "Придет ужасный час... твои небесны очи..."). П. В. Анненков предположил (впоследствии его толкование вызывало возражения), что эти отрывки, по замыслу Пушкина, являлись стихами, которые Ленский читал Оне-

стр. 251


--------------------------------------------------------------------------------

гину и в которых отразилось подражание Макферсону, что и пародировал Пушкин. Анализ мировоззренческой позиции Пушкина позволяет предполагать, что у П. В. Анненкова были для его версии содержательные основания. Когда Пушкин создавал облик романтического поэта, он попробовал воссоздать его через стихи, посвященные теме посмертного бытия человека, - этим и объясняется присутствие среди черновиков второй главы "Онегина" в тетради ПД 834 двух названных выше набросков.

Профессор Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Л. А. Орехова в докладе "Невероятное путешествие Н. И. Надеждина из Одессы в Крым: мистификация литературная и мистификация биографическая" на основании обнаруженных в Крымском архиве материалов анализировала историко-литературное творчество Н. И. Надеждина в одесский период, убедительно продемонстрировав возможности и настоятельную необходимость региональных историко-литературных архивных разысканий.

Профессор С. С. Давыдов из Мидлберского колледжа (США) рассказал о своем видении одесского романа Пушкина и Воронцовой.

В центре внимания профессора Кимуры Такаси из Киотского университета (Япония) - историческая позиция Пушкина в кругу русского ориентализма. Проанализировав его "Заметки при чтении "Описания земли Камчатки" С. П. Крашенинникова", исследователь сосредоточил внимание на заметном расхождении Пушкина и Крашенинникова во взглядах на историю покорения Камчатки, причем, по мнению японского ученого, в процессе чтения "Заметок..." значительно ослабевала приверженность Пушкина политике самодержавной восточной экспансии.

Профессор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Т. В. Бовсунивская в докладе "Архетипическая природа подражания в литературе романтизма: Пушкин и Шевченко" остановилась на теоретических аспектах так называемого "смешения" романтизма и реализма в творческих манерах Пушкина и Шевченко.

Доклад профессора Измаильского государственного гуманитарного университета Н. П. Лебеденко был посвящен эстетическим оценкам Пушкина русскими символистами. Особое внимание было уделено литературоведческим работам Д. Мережковского о Пушкине. В первой же своей теоретической статье, ставшей программной для русского символизма ("О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", 1893), Д. Мережковский провозгласил Пушкина залогом бессмертия русской культуры и русского народа: "...Не погиб еще тот народ, который на самые безотрадные явления истории отвечает таким явлением, как Пушкин". Как резюмировала Н. П. Лебеденко, Мережковский не только по-новому сумел прочесть Пушкина, не только заявил о его мировом значении, но и заложил основы символистской интерпретации творчества поэта, которая, в свою очередь, определила пути развития пушкинистики XX столетия.

Дальнейшая работа конференции распределилась по нескольким секциям: "Проблемы биографического мифа в литературе", "Пушкин и Украина", "Южный текст А. С. Пушкина и романтизм в литературном процессе", "Пушкин и его современники", "Пушкин в современных исследованиях".

При таком разнообразии направлений наибольшим вниманием докладчиков пользовалась, однако, проблема биографического мифа в литературе.

Ректор Северодвинского филиала Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, профессор Н. И. Николаев в докладе "Миф о Ломоносове и оценки его творчества А. С. Пушкиным" наметил причины критического отношения Пушкина к литературному творчеству Ломоносова, что отчетливо выразилось в пушкинской полемике с А. Н. Радищевым. По мнению докладчика, к первой трети XIX века в России сложился некий "ломоносовский миф", который трактовал личность ученого и поэта как "продолжение Петра I" в литературе, как гения, рожденного среди "цивилизационной пустоты". Пушкин ощущал, что этот культурный штамп искажает логику развития литературы, и потому восстал, но не против литературного наследия Ломоносова, а против "мифа о Ломоносове" в версии XVIII- начала XIX столетия. Ломая сложившиеся стереотипы, Пушкин корректировал сам этот миф, который очень скоро предстал в русском литературном пространстве в существенно ином варианте.

Доклад профессора Ю. П. Фесенко (Луганск, Украина) "Сказки А. С. Пушкина и В. И. Даля" был посвящен возникновению далевско-пушкинского творческого диалога в 1830 - 1832 годах. По мнению докладчика, зная о далевских сказках еще до их появления в печати, Пушкин приступает к созданию своих сказок. Поэт развивает заявленную Далем новую концепцию человека из простонародья, суть которой сводилась к признанию несокрушимого свободолюбия и неисчерпаемой талантливости социальных низов. Под этим углом зрения рассматривается известное творческое "состязание" между Пушкиным и Жуковским (в этой связи следует упомянуть и Н. В. Гоголя) в августе-сентябре 1831 года в Царском Селе. Само же "состязание" трактуется как отклик на призыв к объединению вокруг идеи национальной самобытности, выраженный в далевской сказке "О Рогволоде и Могучане царевичах" и адресованный прямо Жуковскому и Пушкину. Проделанные наблюдения позволили докладчику отнести дату личного зна-

стр. 252


--------------------------------------------------------------------------------

комства Даля с Пушкиным к периоду между 17 августа и 17 сентября 1832 года и предположить определенное участие поэта в подготовке к изданию "пятка первого" сказок Казака Владимира Луганского.

Далевская тема была продолжена в докладе М. В. Прилипко (Луганск) "Публикации В. И. Даля в "Северной пчеле"". Казак Луганский после возвращения из турецкого и польского походов в столицу вынужден был вновь удалиться на окраину России - в Оренбург. В его заметках, напечатанных в столичной газете, наряду с тщательным изображением местного быта, очевидна установка на сохранение единого российского культурного пространства, что затем наиболее полно будет выполнено в фундаментальном "Словаре" Даля.

Доклад С. Б. Федотовой "Из наблюдений над южной лирикой Пушкина" был посвящен проблеме атрибутирования одного из черновых пушкинских стихотворений 1821 года "Если с нежной красотой...".

Е. О. Ларионова в докладе "Исторические источники "Полтавы"" рассмотрела "Историю Карла XII" Вольтера не только как источник конкретных исторических сведений, но как произведение, повлиявшее на собственно художественное решение пушкинской поэмы. По мнению докладчицы, созданный Вольтером образ Карла XII был воспринят Пушкиным сквозь призму шекспировской трагедии, что позволяет выявить новые аспекты в теме пушкинского шекспиризма.

Доклад М. Н. Виролайнен был посвящен проблемам границ личности в автобиографическом мифе Золотого и Серебряного века. По мере того как снималась непременная для Золотого века дистанция между словом и миром, автобиографический миф все более претендовал на тождество реальной личности поэта. Парадоксальный итог этого процесса обнаружился в XX веке: претензия на экзистенциальное совпадение с собственным поэтическим словом обернулась утратой самотождественности, утратой границ личного "я", его растворением в мире, неразличением внешнего и внутреннего.

Живой интерес вызвало выступление петербуржцев М. Р. Ивановой и А. Д. Гдалина - авторов книги "Памятники А. С. Пушкину: История. Описание. Библиография". Первая часть этого издания, посвященная Санкт-Петербургу и Ленинградской области, вышла в свет в 2001 году. Сейчас к печати готовится очередная книга, которая посвящена памятникам поэту на Украине. Авторы рассказали о ходе работы над этим историографическим изданием, о проблемах исследования, о методологических особенностях проекта.

С приехавшими коллегами поделились своими разработками измаильские ученые.

Т. А. Савоськина в докладе "Драматургический элемент в повествовании романа Пушкина "Евгений Онегин"" сосредоточила внимание на способности романного жанра синтезировать в себе эпическое, лирическое и драматургическое начала. Объектом анализа стали внутренние монологи и диалоги персонажей романа, отдельные эпизоды, разработанные в сценической форме, где автор переходит от повествовательного языка к языку драматургии. Тщательно была проанализирована докладчицей сцена дуэли между Онегиным и Ленским, действие которой изображено в настоящем времени и состоит из многочисленных микропоступков героев: движений, жестов, реплик. Драматургический элемент наряду с ярко выраженным лирическим началом стал органическим компонентом поэтики стихотворного романа и наметил пути формирования этого жанра.

И. А. Цепенюк в докладе "Три дня из жизни А. С. Пушкина" на местном архивном материале подверг исторической проверке свидетельства И. П. Липранди о трехдневном пребывании Пушкина в г. Измаиле-Тучкове в декабре 1821 года. Документы, обнаруженные в Филиале Государственного архива Одесской области в г. Измаиле, позволяют установить ряд неточностей. Так, в воспоминаниях Липранди неверно назван номер полка, расквартированного в Измаиле; в 1821 году в Измаильской крепости не существовало каменной стены, о которой, по утверждению Липранди, говорил Пушкин; в списке обитателей дома купца Славича не указана его свояченица Ирена, которая якобы продиктовала Пушкину несколько славянских песен. Из всех лиц, с которыми Пушкин якобы встречался в Измаиле, документально подтверждается присутствие в городе только начальника карантинной заставы Жукова. Вызывает сомнение и встреча Пушкина в Измаиле с генерал-лейтенантом С. А. Тучковым, поскольку тот о встрече с Пушкиным никогда не вспоминал, а подтвердить присутствие генерала в городе в декабре 1821 года документально также не удается. Следовательно, свидетельство Липранди о поездке Пушкина в Измаил не может быть воспринято как бесспорный документальный источник и должно быть подвергнуто дальнейшей проверке.

Л. Н. Дзиковская в докладе "Символы и мифы в художественном сознании А. С. Пушкина и русских символистов" проследила преемственность в использовании мифологического материала от Пушкина к поэзии русского символизма.

Т. А. Борисова в выступлении "Сравнительное изучение произведений А. С. Пушкина и А. Мицкевича" предложила ряд методических приемов развития первичных навыков сравнительного анализа у учащихся средних школ при сопоставлении "Песни о вещем Олеге" Пушкина и баллады "Свитязь" Мицкевича.

Прозвучали также доклады О. И. Кудиновой "Психоаналитическая интерпретация поэмы "Цыганы"", Е. В. Гайдукевич "Ин-

стр. 253


--------------------------------------------------------------------------------

терпретация Д. С. Мережковским религиозных взглядов А. С. Пушкина", А. Н. Кискина "Наследие А. С. Пушкина и русский постмодернизм", Н. В. Абросимовой "Элементы "поэтической мифологии" в лирике А. С. Пушкина 1820-х годов", Т. А. Белобровой "Молитвенное слово в лирике А. С. Пушкина", Л. В. Колесниковой "Типология адресованной речи в трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов"", Л. В. Ревы "Концепция творческой личности в пьесе М. Булгакова "Александр Пушкин"", И. Ю. Андрианова "Придунавье в поэзии А. С. Пушкина", В. А. Черезовой "Прецедентные феномены в поэзии А. С. Пушкина", В. Д. Шевчук "А. С. Пушкин и П. Мериме (некоторые проблемы художественного перевода)".

Другие регионы Украины были представлены докладами И. В. Арендаренко (Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины) "Ориентализм Т. Шевченко и А. Пушкина"; М. И. Орлан (Институт литературы им. Т. Г. Шевченко) "История и современность в книжной коллекции Института литературы им. Т. Г. Шевченко"; Т. С. Павловской (Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского) "С. Я. Надсон: миф или "знаковый символ" (современный литературный взгляд)"; А. Б. Перзеке (Кировоградский государственный педагогический университет) "Мифология поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник" в русской последекабрьской исторической реальности и литературе (проблемы биографического мифа в литературе)"; А. П. Малиновского (Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова) "Мифологическая парадигма мотива бесовства в произведениях Пушкина и Гончарова"; Г. М. Таран (Каменский историко-культурный заповедник) "А. С. Пушкин в жизни и творчестве П. И. Чайковского"; В. Г. Бухарова (Председатель Совета Фонда им. Н. Н. Раевского, г. Кировоград) "Территориальные границы "каменского периода" А. С. Пушкина"; Л. П. Кружко (Красноперекопский краеведческий музей) ""Иными именами встает иная степь..." (выдающиеся люди Малороссии)"; О. В. Корчевской (Крымский республиканский краеведческий музей) "О соединении варварства с просвещением. Образ А. И. Султана Крым-Гирея в свидетельствах русских и английских путешественников" и др.

Дальнее зарубежье, кроме уже названных выше докладов, было представлено выступлениями профессора Терухиро Сасаки (Япония) "О тайне творчества Моцарта и Сальери"; профессора А. О. Шелемовой (Польша) ""Душа в заветной лире": трансформация пушкинского мотива в лирике Максима Богдановича" и профессора О. И. Федотова (Польша) "О романтическом компоненте в стихотворной поэтике Пушкина".

Хочется надеяться, что Измаильская Пушкинская конференция будет иметь вполне практическое продолжение. Так, между учеными ИГГУ и их зарубежными коллегами были достигнуты договоренности о пополнении библиотеки ИГГУ научной литературой из Российского научного гуманитарного фонда, о чтении спецкурсов по русской литературе ведущими учеными из России, Украины и Польши, об участии профессорско-преподавательского состава ИГГУ в международных научных мероприятиях, организованных вузами России, дальнего зарубежья и Представительством Росзарубежцентра в Украине. Обсуждался также вопрос о предстоящем проведении в 2006 году традиционной международной конференции "Пушкин и мировая культура" в Каменке, где ссыльный Пушкин провел три месяца на рубеже 1820 - 1821 годов.

Материалы Измаильской конференции будут опубликованы в специальном выпуске "Научного вестника ИГГУ" N 18 (февраль-март 2005 года).

(Украина)

стр. 254

Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. В. ОРЕХОВ, ПУШКИН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ И ЛЕГЕНДА В ПЕРСПЕКТИВЕ ЭПОХ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 19 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1203428426&archive=1203491298 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии