К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СИЛ НАРОДНОГО КОЛЛЕКТИВА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕЙСТВА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Вячеслав ИВАНОВ


К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СИЛ НАРОДНОГО КОЛЛЕКТИВА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕЙСТВА94

I

Известно, что, когда оракул провозгласил Сократа "мудрейшим из людей", - "мудрейший из людей" только что подвел итог исканиям целой жизни, посвященной познанию;95 но итог оказывался прямо противоположным той лестной оценке, какой искатель истины удостоился от богов. Последнее слово Сократовой мудрости было: "одно я знаю, - что ничего не знаю". Однако благочестие мыслителя не могло допустить, что боги ошибаются, и - чтобы выйти из недоумения - пришлось Сократу предпринять новое и сложнейшее исследование, а именно: проверить мудрость других людей, особливо же признающих себя и признаваемых мудрыми. Это новое исследование все, наконец, разъяснило: испытатель нашел, что никто, кроме его одного, не подозревает своего глубочайшего неведения и что поистине он, Сократ, является "мудрейшим из людей", - если знает один, что ничего не знает. Но разоблачение своей и всеобщей нищеты в деле познания иронический философ все же умел обратить на пользу для дела познания: вместо проповеди положительных истин он открывает своим слушателям пути и способы разыскания истины, взамен готового знания предлагает метод, и свое собственное назначение определяет не как деятельность учителя и наставника, но как ремесло "повивальной бабки", призванной помогать человеческой душе в ее усилиях родить из внутреннего содержания своего сознания некое первоначальное разумение основных правд бытия.

Мне кажется, что нам, деятелям народного просвещения, надлежит памятовать пример понимания задачи просветительной. Быть "повивальными бабками" народного творчества повелевает нам демократическое смиренномудрие; учительствовать, менторствовать советует интеллигентское самомнение. Революционным эпохам, в круге культурного строительства, свойственно повторять навыки просвещенного абсолютизма. Движение, начавшееся снизу, кончает принудительным наложением определяющих не только материальную жизнь, но и духовное бытие схем, типов и норм - сверху. И в наши дни, когда интеллигенция отрицается как класс, - с еще большею, чем прежде, самоуверенностью притязает она на значение властительницы дум, выступая от имени народа. Мы не должны забывать, отдавая свои силы делу народного просвещения, что слово "просвещение" имеет двоякий смысл: более тесный - собственно просветительной деятельности, и более широкий и жизненный - тот, что совпадает с понятием "культуры". Деятели просвещения не необходимо просветители, но, прежде всего, организаторы культуры. Последняя же слагается как из усвоения народными массами знаний и умений, им сообщаемых, так и из самостоятельного претворения таковых, и, наконец, из творческой самодеятельности. И определительным признаком подлинной культуры является именно этот последний и важнейший ее признак: творческий почин и самобытность творчества.

Из сказанного, конечно, отнюдь не следует, что первый признак - распространение и углубление в массах теоретических и прикладных знаний, техниче-


--------------------------------------------------------------------------------

94 Третий тезис этого доклада, содержащий конкретные предложения докладчика, включен Худож(ественным) Отделом Съезда по Внешкольному Образованию в число вынесенных ими резолюций (прим. Вяч. Иванова).

95 См. "Апологию Сократа" Платона.



стр. 189


--------------------------------------------------------------------------------

ских и художественных умений - составляет нечто несущественное. Дело народного образования должно быть развито и упрочено; оно необходимо народу, как жителям города обильно протекающий в их жилища чистый воздух. Но забота о народном образовании не должна переходить в общую культурную опеку над народом, как и в педагогике образовательные и воспитательные влияния не могут без вреда для воспитанника извращаться в покушение вылепить его ум, характер и мировосприятие по отвлеченной схеме, предносящейся воспитателю, или, что едва ли не одно и то же, по идеальному образу и подобию самого ваятеля юной души. Народное образование имеет перед собою определенную цель: приобщить народные массы к преемственному делу общечеловеческой культуры, ввести их новым звеном в ее всемирно-историческую связь.96 Для достижения этой цели необходимо, во-первых, чтобы все культурные достижения прошлого сделались поистине народным достоянием, вошли живою и действенною силою в народную мысль. Во-вторых, чтобы широким кругам была раскрыта современная проблематика наук и искусств, очередные задачи, поиски, недоумения, разочарования и надежды знания и творчества; в-третьих, наконец, чтобы во главу угла всякого обучения и осведомления положено было усвоение обучающимися методов, коими добывается всякое знание, и путей, какими достигается всякое умение. Другими словами, в области научной - не догмат, а метод; в области художественной (-) не правило, наказ и модель, а импульс.

Обращаясь именно к сфере искусств, я утверждаю, что нелепо и пагубно их органическую жизнь рассматривать, расценивать и направлять с точки зрения просветительной. Когда скульптор Пракситель в IV веке до Р. X. впервые обнажает Венеру, дотоле изображавшуюся закутанною в длинную одежду, и один греческий город всенародно приемлет созданный им новый тип богини, а другой отвергает соблазнительное новшество; когда флорентийское народоправство в XIII веке встречает с религиозными почестями написанную Чимабуэ Богоматерь, непохожую на прежние иконы;97 когда в V столетии до Р. Х. Эсхил и Софокл свои трагедии, Аристофан комедии отдает на суд афинской демократии, изменяя в них и староотеческое предание, и традиционные формы действа и бросая на весы народного мнения свои да и нет, свою любовь и ненависть по волнующим всех граждан и зачастую злободневным вопросам, как религии и морали, так и политики, - тогда искусство цветет, и мы перечитываем ныне эти золотые страницы его истории с восхищением и завистью. Они давно стали для нас материалом просветительным; но в эпоху возникновения Праксителевой статуи и Мадонны Чимабуэ и великих греческих действ народ был не объектом просветительного влияния этих бессмертных творений, но их судьею и, увенчивая их своим признанием, тем самым провозглашал, что увенчанные произведения правильно выразили его мысль. Не было тогда средостения и благонамеренного посредничества между народом и гением, и сам гений, всегда независимый по своей природе, хотел, как это и подобает его царственной миссии, быть только устами и рукою народа.

Я хочу сказать, что искусство по существу не есть предмет так называемого "внешкольного образования", и деятели последнего, остерегаясь вторгаться со своими просветительными целеположениями и воздействиями в его автономную область, в его по законам внутреннего роста протекающее развитие, должны ограничить свои попечения о художестве, - во-первых, предоставлением народу широ-


--------------------------------------------------------------------------------

96 Ср. слова Иванова из письма 9 в "Переписке из двух углов" (1920): "То, что именуется сознательным пролетариатом, стоит всецело на почве культурной преемственности. Борьба ведется не за отмену ценностей прежней культуры, но за предносящееся умам, как некая верховная задача, оживление в них всего, что имеет значение объективное и вневременное, - в ближайшие же дни за их переоценку" (цит. по: Иванов В. И. Собр. соч. Т. 3. С. 405).

97 Ср. рассуждение Иванова из статьи 1908 года "Две стихии в современном символизме" (Иванов В. И. Собр. соч. Т. 2. С. 541).



стр. 190


--------------------------------------------------------------------------------

кой возможности ближайшего ознакомления с художественным преданием веков, а равно и возможности учиться искусству и испытывать в нем свои силы, - во-вторых, как бы продолжением путей и прорытием русл, по которым, пробудясь, могла бы устремиться творческая энергия народа. Подвожу итог всему вышесказанному и выставляю свое первое положение:

Художественная жизнь страны и народное (в частности внешкольное) образование суть два круга, лежащие в одной и той же плоскости, именуемой "культурою" или "просвещением", но имеющие разные центры и покрывающие друг друга лишь малою частью своей поверхности. Жизнь искусства есть самостоятельная органическая жизнь, не подлежащая направлению и расценке с точки зрения просветительной.

По отношению к искусству главная и непосредственная задача народного образования - в том, чтобы сделать высшие достижения искусства доступными народу, а дарованиям из народа открыть возможность художественного развития. Другая же задача, по природе своей разрешимая лишь частично и при особенно благоприятных условиях, - в том, чтобы осторожными и тонкими побуждениями (импульсами) облегчить народу коллективное проявление самобытных творческих сил.

II

Коллективное проявление самобытных творческих сил - вот что наиболее важно, вот с чем связываются высочайшие надежды становящейся истинно свободной демократии, с одной стороны, - искусства, с другой. Ибо только там творится истинно свободная жизнь, где она творится в духе и где народ, творец своей свободной жизни, является творцом в полноте этого понятия, - не только строителем внешних форм ее, но и ковачем ее духовных ценностей. И только то решение свободного народа отмечено печатью торжественного величия внутренней непреложности, которое прошло через горнило его целостного сознания и служит выражением столько же его духовного самоопределения, сколько действенного волеизлияния. Коллективное творчество есть достовернейший референдум народной воли о главнейшем в творимой жизни - о том, какова должна быть, по своему духу и внутреннему смыслу, не та или иная отдельная сторона ее, но вся жизнь в целом. И коллективизм только материальный непрочен, если не скреплен как цементом иным коллективизмом - душевного единения, которое не может не быть творческим в той мере, в какой оно будет воистину живым.

В судьбах искусства коллективное проявление самобытных творческих сил народа было бы знамением новой эры, давно призываемой художниками, стремящимися в искусстве к большому стилю.

Ибо все художество нового времени остается по необходимости художеством малого стиля, творимым немногими для немногих, уединенными для уединенных, и ни одно монументальное задание не достигает своей цели, потому что возникает не из внутренней творческой потребности народных масс, но из недр обособленного личного сознания и представляет собою, в случаях наибольшей, наилучшей удачи, только принятую без ропота или даже с некоторым одобрением широкими кругами попытку привить им чуждые дотоле представления, понятия и чувствования, внедрить в их душевный мир напечатление прежде неведомых форм. Гений и толпа не содружествуют, но борются, и когда побеждает первый, он тиранически налагает на эпоху в сфере, открытой его влиянию, свое клеймо, когда же не достигает или не ищет победы, уходит в одиночество, завещая в наследие потомкам свое решение еще не поставленных временем проблем: покинутость и пустынничество - вот плоды его духовного возрастания из индивидуальной ограниченности в универ-

стр. 191


--------------------------------------------------------------------------------

сальность сверхличного сознания. Ненормальность этого взаимоотношения - первородный грех всего нового художества.

С эпохи Возрождения жизнь извне напечатлеваемых художественным творчеством форм в народном духе - не жизнь в собственном смысле этого слова, но некоторое искусственно отраженное ее подобие, и бессилие зодчества создать нечто равное по самостоятельности тому, что творили некогда Египет, Греция, Средневековье, - служит явным доказательством высказанного мнения. Наибольшее приближение к большому стилю в новое время являют, с одной стороны - музыка, справедливо признаваемая верховенствующим искусством, по крайней мере полутора последних столетий, с другой - многовместительный, в полноте отражающий и до глубины исследующий огромные пласты общественной и личной жизни роман. Но кто дерзнет утверждать, что музыка Бетховена или Вагнера,98 что романы Достоевского и Толстого, при всей широте их захвата, проникновенности и всечеловечности идейного содержания, - суть искусство, вызванное к жизни запросами самоопределения некоей великой людской громады, а не драгоценный плод келейных исканий, в тишине творимый "отшельниками духа", и не достояние отдельных общественных групп, неоспоримую заслугу которых составляет усилие приобщиться, хотя бы лишь частично и, главное, бездейственно, доверенным им высоким заветам. Ни Гете в германстве, ни Пушкин у нас, - два поэта, собравшие, как в фокусе, чистейшие лучи национального гения своих стран, - не имеют значения всенародного: ясно, что причина этого отчуждения - не творческая немощность художников, а общие условия жизни, которая, как ни силен индивидуальный гений, все же сказывается сильнее гения. Удивительно ли, что бегство последнего от людского множества ("бежит он, дикий и суровый, - как пел наш Пушкин, - и звуков и смятенья полн, на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы"99), его отщепенство и уединение, отшельничество ницшевского Заратустры в пещере с орлом и змеей - являются типическим ответом высокого художника новых времен на иронию судьбы, отнявшей у запевалы дифирамба его хор.

С горечью вспоминает об этом хоре Лермонтов, благородно, хотя и несправедливо возлагающий вину рокового раскола не на "злато", поработившее и омертвившее мир, а на "поэта":



"В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначение,
На злато променяв ту власть, которой мир
Внимал в немом благоговении.
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенил бойца для битвы;
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных".100





Из сказанного явствует, что без перерождения всех тканей общественного организма, составляющего материальную подоснову господствующей культуры, немыслимо коренное изменение условий, в которых протекает художественное твор-


--------------------------------------------------------------------------------

98 В беловом автографе зачеркнуты еще два имени: "Римского-Корсакова или Скрябина" (РГБ. Ф. 109. Карт. 5. Ед. хр. 6. Л. 1).

99 Из стихотворения А. С. Пушкина "Поэт" (1827).

100 Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Поэт" (1838) цитируется здесь Ивановым с разночтениями.



стр. 192


--------------------------------------------------------------------------------

чество.101 Искусство большого стиля, искусство всенародное может и с естественной закономерностью должно развиться единственно на почве и в среде культуры иной, каковую, в противоположность внутренне разъединенной и многообразно расчлененной, "критической" и "дифференцированной" культуре последнего времени, - культуре обособленных групп и личностей, - необходимо мыслить (как мыслил ее, например, Скрябин) воссоединенною, "интегрированной" и по-новому "органической".102 Не принадлежит ли, однако, такая культура невозвратному прошлому, возможна ли она как существенно динамическая (в отличие от более или менее ярко выраженного статического характера прежних органических культур), и не романтическая ли греза самая мечта об ней как о задании ближайшего будущего. Но мир переживает события такого всеобщего сдвига, что то, что казалось мечтанием и утопией вчера, сегодня предстоит, как никем еще до конца не постигаемая, никаким звездочетом не расчисленная, но уже никакою силою не отвратимая данность созвездий на небосклоне духа и новых законов всемирной жизни. Ведь и те, кто страстно зовут переступить порог, не оглядываясь на прошлое, все же не знают, что там, за порогом. Довольно с нас уверенности, что за порогом открывается новая эпоха, долженствующая, согласно общему смыслу и ритму исторического процесса, привести человечество к небывалой в своем роде целокупности и внутренней слиянности сознания, сочувствования и творчества.

Во всяком случае, искусство, всегда предчувственное, не в силах более держаться в тесных пределах былой замкнутости, где оно выращивало свои нежнейшие, тончайшие, а порою и ядовитейшие цветы: оно хочет выйти на простор, не заботясь о том, сколь суровым может оказаться внешний вольный воздух, сколь убийственным для многого,103 что так любовно лелеяло оно в своих теплицах. Общий кризис искусства определенно показывает, что прежние пути пройдены до конца, что художество на распутье, и роковая надпись у скрещения дорог возвещает, что на одной тропе ждет его - разложение, тогда как ступить на другую, значит последовать призыву "умри и обновись".104 И это обновление нельзя мыслить иначе, как последнее и крайнее противоречие всему, что в области нового искусства было признано, утверждено и осуществляемо до сих пор.105


--------------------------------------------------------------------------------

101 Ср. слова Иванова из статьи "О кризисе гуманизма" (1919): "Кризис явления состоял в том, что прежняя внутренняя форма вещей в нас обветшала и омертвела. На смену ей должна была возникнуть новая; но сложный процесс этого перерождения живых тканей являющегося совершается в поколениях медленным влиянием скрытых исторических сил, и пока он не закончился, пока путем органического роста не выработана в нас новая внутренняя форма воспринимаемого мира, до тех пор личность, если она не одарена исполинскою силою самобытного духовного возрастания и творчества, будет уныла и как бы опьянена. Человечество линяет, как змея, сбрасывая старую шкуру, и потому болеет" (Иванов В. И. Собр. соч. Т. 3. С. 370).

102 в беловом автографе кавычки в этой фразе отсутствуют (РГБ. Ф. 109. Карт. 5. Ед. хр. 6. Л. 2).

103 в беловом автографе вместо "многого" написано "всего" (РГБ. Ф. 109. Карт. 5. Ед. хр. 6. Л. 2, об.).

104 Из стихотворения Гете "Святая тоска" ("Selige Sehnsucht"). Цитируется Ивановым также и в "Переписке из двух углов" (Иванов В. И. Собр. соч. Т. 3. С. 387).

105 в беловом автографе далее следует: "Ведь грядущая всенародность заговорит с индивидуалистом таким, примерно, языком:





От звезд зажги, уединенный, свечи!
Твоей тоске не будет гордой кельи
На праздничном, на людном новоселье,
Ни слов ответных в новозданной речи;
Но все, что дух таил, ревнуя к людям,
Мы сообща полюбим - иль забудем"

















стр. 193


--------------------------------------------------------------------------------

III

Но если будущее стоит под знаком коллективного творчества, последнее не может не найти своего ближайшего и непосредственного выражения в искусстве, направленном именно на творческое оформление коллектива, - другими словами: в искусстве сценическом. Ибо, в отличие от других искусств, из коих музыка оформляет стихию звука, поэзия - слова, живопись - цвета, ваяние и зодчество - твердых масс, сценическое искусство имеет материалом, подлежащим наглядному художественному преображению, самого человека, - и притом человека взятого не отделенным в путях и чувствованиях своих от других людей, не одиноким и обособленным, но непременно воочию представленным во взаимности и взаимодействии некоего коллектива.106 Имя этому коллективу в истории драмы - "хор", как имя зачинательной личности, выделяемой из своей среды коллективом и несущей динамический принцип новой формы, как фермент драматического движения и взаимодействия, - "герой". Данное определение обнимает107 все виды театра, поскольку последний - еще театр: оно приложимо не только к трагедии Эсхила или Софокла, но и к комедии Гоголя, где мнимый ревизор, в условно-драматургическом значении термина, - "герой", а обыватели и заслуженные деятели городка, управляемого бессмертным городничим, все эти Бобчинские, Ляпкины-Тяпкины, купцы и Держиморды - внутренне единый хор многоликого действа: сплоченным коллективом противостоят они упавшему на их головы, казалось бы, с неба, но в действительности представляющему собой плоть от плоти их самих и кость от кости ревизору, невольно внесшему на мгновение смуту и движение в их устойчивую среду. Но современный театр все же верен исконной природе сцены лишь в минимальной мере, предельно необходимой для сохранения родовой формы: по существу он давным-давно удалился от своих жизненных истоков, оторвался от своих корней, и путь, ведущий к театру воистину живому и животворящему, должен быть пройден весь сызнова, от его первых этапов. А исконным и неотменным началом сценической эволюции является единственно хор в собственном смысле этого слова, - в смысле некоего еще не расчлененного, целостного единства, голос которого, именно в силу его полной внутренней и внешней слиянности, не может быть ничем иным, как музыкальным движением и напевною многоустою речью.

Итак, если мы хотим истинно нового театра, то должны отказаться от всякой надежды на внезапное и как бы революционное его возникновение на тех же подмостках, на коих доныне разыгрывалась и долго еще будет разыгрываться традиционная драма в ее традиционных формах, остающихся по необходимости неизменными в своей основе, несмотря на все новшества в их перекраске и перелицовке. Колыбели нового театра суждено стоять не на этих подмостках, не в этих тесных стенах, но на вольном воздухе, под открытым небом, где может собраться и свободно двигаться большой праздничный хор. Такой хор не менее дорог народу, не менее связан с коренным укладом его быта и психики у нас, чем в древней Элладе, где его великолепный расцвет, вызванный утверждением вольных народоправств, ознаменовал целый лирический период культурной истории, предшествовавший периоду главенства трагедии в судьбах творческой мысли.

Если будет в большом народном коллективе единомыслие о жизненно-главном и духовно-существенном и высокий, дружный подъем духа, если будет в нем истинное равенство, создающее целостное согласие многих воль, и истинное воодушевление, плод совместных, глубоко взрезающих жизнь, как плуг целину, и окрыленных - общею верой - стремлений, будет тогда и народный хор, в песнях кото-


--------------------------------------------------------------------------------

106 Ср. начало статьи "Эстетическая норма театра" (1916) (Иванов В. И. Собр. соч. Т. 2. С. 205).

107 В беловом автографе "объемлет" (РГБ. Ф. 109. Карт. 5. Ед. хр. 6. Л. 2, об).



стр. 194


--------------------------------------------------------------------------------

рого свободно выльется все, что объединяет умы в одну великую мысль и сплавляет сердце в одном энтузиазме. И если хор этот, в какое-то мгновение своего бытия, обратится из статического в подвижный, орхеистический, и станет не только петь, но и наглядно переживать песнь, расчленится на полухория, на группы, сообразно внутреннему драматическому движению песнопения, индивидуализирует, наконец, своих запевал в действенных зачинателей этого движения, - тогда искомое "действо" перед нами, и, предоставленное своему органическому развитию, оно неизбежно повторит тот же ряд переходных форм, какой некогда привел к возникновению первой трагедии, о коей Аристотель, в согласии с новейшими разысканиями, учит, что она "пошла от запевал дифирамбического хора".

IV

В вышеизложенном выяснена связь, объединяющая самые отдаленные перспективы искусства вообще и так называемого "театра будущего" в частности с проблемою "народного театра", которую мы привыкли рассматривать в пределах гораздо более тесных, с точки зрения несравненно скромнейшей и - прибавят многие - несравненно практичнейшей. Ведь тут дело идет, - скажут они, - об отыскании непосредственно приложимых к жизни методов и формул такого театра, который бы сочетал просветительное и даже воспитательное назначение с благотворным влиянием на творческую самодеятельность народных масс в области того, что принято называть сценой в современном значении слова. Отдавая дань полного уважения благородным усилиям выдающихся деятелей в этой области, не отрицая ценности достигнутых ими результатов и пользы многочисленных начинаний и предположений, клонящихся к прямому удовлетворению выдвинутых жизнью запросов и потребностей, мы, со своей стороны, ищем иного подхода к той же проблеме и вносим некоторое изменение в самую ее постановку. Сознательно отказываясь от притязаний дать формулу теперь же осуществимого театра, мы пытаемся наметить предварительные условия, при коих единственно может возникнуть в будущем, путем самобытного его развития, народный в истинном смысле слова и в то же время истинно новый по своим формам театр. Предрешать же, каков он будет, значило бы, в противоречии с нашими исходными положениями, упреждать народное творчество, могущее разрешить великую задачу, ему предлежащую, лишь в той мере, в какой оно будет органическим, и мнить, что мы, которым в лучшем случае дано быть "повивальными бабками", в состоянии предусмотреть его путь.

Особенность нашей точки зрения в том, что, говоря о народном театре, мы не разумеем под таковым ни театра для народа, как, например, Ромэн Роллан,108 ни театра о народе, - т. е. театра, изображающего жизнь народных масс, - ни театра от имени народа, являющегося народным только по содержанию, - в том смысле, что он задается целью выразить народное самоопределение, народную мысль и волю, - ни, наконец, театра из народа, самосильно творимого в народной среде, но по формам не самостоятельного, а подражательного, заимствующего свои формы из общего сценического предания и обихода. Мы разумеем под народным театром театр самобытный по своеобразию вырабатываемых народом художественных форм сценического действия, - театр народа в собственном смысле слова. Народный театр, так понятый, вполне достоин именоваться "народным", и тут определение "народный" не ограничивает понятия "театр", но служит как бы под-


--------------------------------------------------------------------------------

108 См.: Иванов В. И. Предисловие // Роллан Р. Народный театр. Пг.; М., 1919. С. VII-XIV; перепечатано под названием "Предисловие к книге Р. Роллана "Народный театр"" в сборнике Вяч. Иванова "Предчувствия и предвестия" (М., 1991. С. 79 - 81).



стр. 195


--------------------------------------------------------------------------------

писью гениального творца под произведением, существенно обогащающим новизною творческого обретения и объем, и содержание того, что знаменуется высоким именем "искусство".

Такой театр был бы уже тем искомым "всенародным искусством", которое должно родиться на смену современного искусства разделенных и обособленных групп. Но только пересоздание общественного строя может осуществить потребное для такого театра, для такого искусства вообще, воссоединение ныне чрезмерно расчлененной культуры, утратившей в дроблении и соревновании своих сил внутреннее положительное единство общего стиля, умоначертания и волеустремления. Народный театр, в вышераскрытом смысле, может быть вызван к бытию только самодеятельностью народных масс, - выразится ли таковая в их свободном почине, уже таящем в себе зародыши новых, своеобразных форм действа, или в творческом отзыве на идейные109 импульсы к соборному действенно-хоровому содружеству.

Принимая во внимание ряд исторических данных о зарождении народных действ из коллективного лирического воодушевления и теоретические соображения об исконной природе театра как совместного действия лицедеев и толпы, собирающейся первоначально не на зрелище, но для соучастия в единомысленно и единочувственно творимом действе, мы формулируем свои выводы о коренной потребности народного театра, каким, сообразно вышеизложенному, мы его мыслим в следующих дальнейших положениях.

Тезис I

Художественная жизнь страны и народное (в частности внешкольное) образование суть два круга, лежащие в одной и той же плоскости, именуемой "культурою" или "просвещением", но имеющие разные центры и покрывающие друг друга лишь малою частью своей поверхности. Жизнь искусства есть самостоятельная органическая жизнь, не подлежащая расценке и направлению с точки зрения просветительной. По отношению к искусству главная и непосредственная задача народного образования - в том, чтобы сделать высшие достижения искусства доступными народу, а дарованиям из народа открыть возможность художественного развития. Другая же задача, по природе своей разрешимая лишь частично и при особенно благоприятных условиях, - в том, чтобы осторожными и тонкими побуждениями (импульсами) облегчить народу коллективное проявление самобытных творческих сил.

Тезис II

Существенная и коренная проблема рабоче-крестьянского театра есть проблема самостоятельного творчества народных масс, направленного к выработке новых и самобытных форм действа. Для искусства возникновение этого коллективного творчества было бы выходом из тесных пределов искусства в просторы искусства большого, всенародного. С точки зрения общеисторической, оно было бы показателем преодоления новою, целостною, органическою культурою культуры вчерашнего дня, характеризующейся чертами классовой и индивидуальной обособленности личного и группового разделения, уединения и разномыслия, - оно было бы свидетельством завершившегося преобладания культурной интеграции над культур-


--------------------------------------------------------------------------------

109 С середины этого слова текст отсутствующего листа восстанавливается на основе белового автографа (РГБ. Ф. 109. Карт. 5. Ед. хр. 6. Л. 5) и отдельной рукописи тезисов (РГБ. Ф. 109. Карт. 5. Ед. хр. 33. Л. 1 - 2).



стр. 196


--------------------------------------------------------------------------------

ной дифференциацией, из чего следует, что осуществление указанного задания мыслимо только в будущем, нам же предлежит лишь дело предуготовления путей, ведущих к осознанной цели.

Тезис III

Импульсы к пробуждению110 и организации творческих энергий народного коллектива в области художественного действа могут быть даны деятельным почином в нижеследующих направлениях:

1. Должно всемерно способствовать насаждению, распространению и развитию хорового дела; содержать на национальный и муниципальный счет большие хоры и покровительствовать деятельности хоровых обществ; ставить хоры на площадях в торжественные дни; обеспечить их художественное питание и постоянный интерес к ним в народных массах путем создания текущего лирического репертуара песен и гимнов, откликающихся в достойных величавых и всенародных формах на все внутренне значительные события народной жизни; внести в постановку хоров элементы зрелищный и орхеистический (или хореографический), сочетая их мощно звучащее напевное слово с красотою пластического выступления с торжественными шествиями, соответственным строем ритмических движений и соответственно праздничным и живописным одеянием; одним словом, создать из хоров живой и художественно действенный орган одушевленного (энтузиастического) выражения народной мысли и народной воли.

2. Должно стремиться приблизить народное празднество к формам действа, придавая ему характер связного лиро-драматического единства, развивающего в стройной последовательности целого основную его идею, и изыскивая пути к реализации прямого участия всех собравшихся в отправлении праздничного обряда, сообразно частным требованиям каждого отдельного замысла.

3. Должно в летнее время ставить на больших сценах и круглых аренах, устроенных под открытым небом, избранные произведения наличного сценического репертуара в соответствующих изменению основных условий постановки приспособлениях; причем сам собою произойдет естественный отбор пьес, выдерживающих такое перенесение из замкнутого помещения на открытую сцену, что служило бы верным признаком их внутреннего сродства со стихией большого всенародного искусства, поскольку все частное, личное, обособившееся, болезненное, пошло-обывательское отпало бы само собою, уступая место изображению героических действий, народных движений и, наконец, идеальному элементу в символических образах мифа, сказки и легенды.

Такой почин мог бы послужить началом развития самобытных форм духовного коллектива.

Вячеслав Иванов

Заведующий Историко-Теоретической Секцией Тео Наркомпроса


--------------------------------------------------------------------------------

110 В беловом автографе "возбуждению" (РГБ. Ф. 109. Карт. 5. Ед. хр. 33. Л. 1, об.).



стр. 197


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Вячеслав ИВАНОВ, К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СИЛ НАРОДНОГО КОЛЛЕКТИВА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕЙСТВА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 14 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1202995719&archive=1203491495 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии