К ВОПРОСУ О ТАРХАНСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ Е. А. АРСЕНЬЕВОЙ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08 декабря 2007
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. В. КУРМАЕВ

Вопрос о круге чтения М. Ю. Лермонтова неоднократно поднимался отечественными исследователями. Первым, кто затронул эту тему, был известный советский библиографовед Н. В. Здобнов, опубликовавший в 1940 году, незадолго до смерти, статью "Книга в жизни М. Ю. Лермонтова". Позднее вышли работы В. Захарова, В. Малаховой, Т. Телятниковой, И. Федорова и др.1 Несмотря на это, весь объем источников, содержащих прямые или косвенные указания на то, что читал Лермонтов и какими библиотеками пользовался, так и не был проанализирован полностью. У лермонтоведов осталось больше вопросов, чем было получено ответов. Аналогичную ситуацию можно наблюдать по отношению к личной библиотеке поэта, состав, объем, и судьба, которой до сих пор не установлены. Историю отдельных книг проследили Н. Владимирова, Н. Левкович, А. Михайлова и др.2

Бытует мнение, что до поступления в университетский пансион М. Ю. Лермонтов "почти ничего не читал".3 Основанием для этого служит запись самого Михаила Юрьевича, датированная 1830 годом. Условность лермонтовского "почти" никогда не принималась во внимание, поскольку никаких источников, прямо свидетельствующих о наличии в Тарханах усадебной библиотеки, не было, за исключением мемуаров И. Н. Захарьина (Якунина). И. Н. Захарьин, побывавший в Тарханах в 1859 году, якобы видел в мезонине дома книги, принадлежавшие поэту.4


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Здобнов Н. В. Книга в жизни М. Ю. Лермонтова // Сов. библиография. М., 1940. Сб. 1. С. 38 - 55; Захаров В., Малахова В. Лермонтов-читатель // Волга. 1984. N 10. С. 171 - 173; Малахова В. 1) Что читал поэт // Сельская новь. 1971. 14 окт.; 2) Книжная полка Лермонтова-подростка // Там же. 1975. 25 июня; Телятникова Т. 1) Книги тарханской коллекции // Там же. 1982. 20 июля; 2) Тарханские сокровища. История одной коллекции // Библиотекарь. 1990. N 2. С. 54 - 55; Федоров И. "Больше всего любит "Онегина"" // В мире книг. 1964. N 8. С. 38 - 39.

2 Владимирова Н. Л. Книга из библиотеки Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы: Сб. ст. Л., 1979. С. 426 - 428; Левкович Н. Памятное обретение // Нева. 1986. N 1. С. 206 - 207; Михайлова А. Детский учебник Лермонтова // Хочу все знать: научно-популярный альманах. Л., 1957. С. 264 - 269.

3 Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.: Воскресенье, 2001. Т. 9. С. 75.

4 Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы": Документы и материалы. 1701 - 1924 / Сост., подг. текста и коммент. П. А. Фролова. Под ред. Л. В. Полукаровой. Пенза, 2001. С. 179.

стр. 127


--------------------------------------------------------------------------------

Достоверность данного сообщения подвергалась сомнению. Между тем существует документ, который подтверждает свидетельство И. Н. Захарьина и позволяет утверждать, что книги в усадьбе все-таки были. Речь идет о записках М. И. Храмовой, матери основателя музеев В. Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова Александра Ивановича Храмова (1901 - 1958).5 Мария Ивановна родилась в 1873 году, умерла в 1946-м. Проживала в уездном центре - г. Чембаре (ныне Белинский). Часть материалов были записаны ею в 1910 - 1911 годах со слов Александры Алексеевны Воскресенской (1813 - 1916), помнившей как М. Ю. Лермонтова, так и В. Г. Белинского.6 В основной своей части записки остались неопубликованными и широкому кругу исследователей не известны. Наряду с множеством интересных подробностей, раскрывающих быт и родственные связи тарханских крестьян XIX - начала XX века, Храмова приводит несколько преданий, касающихся барыни и ее внука, рассказывает о вещах, оставшихся после их смерти. Упоминает она и книги: "Принесла Елена Трофимовна мне узелок с книгами. Все просила поберечь книги моих господ. В переплетах полные, чистые Муравьева "Путешествие ко Св. местам", Св. Николая, в стихах сочинения М. Ю. для бабушки мальчиком, Молитвенник старый 1778 г. по краям писанный рукой Л - ва и М. М. Арсеньевой, "Училище благочестия" Св. Арсения. Как умерла Е. Т. Шубенина, прошло 32 года. Брали читать Рыжковы, сгорела (так в оригинале. - М. К. ) в пожаре, в деревню читать увезли. Молитвенник затерялся. Остались две неполные Св. Николая, Св. Арсения. Книги не целы, но любовь и память к Елизавете Алексеевне осталась, к Юрию Петровичу, Марии Михайловне и к поэту Михаилу Юрьевичу. Молодой еще сложил свою головушку на дальней стороне..."7

Книги, о которых идет речь в этом фрагменте, нам удалось идентифицировать.

"Путешествие ко Святым местам" А. Н. Муравьева - известное духовное произведение XIX века. Его точное название: "Путешествие ко Святым местам в 1830 году".8 Первое издание вышло в 1832 году. Данную книгу не следует путать с другим сочинением Муравьева, которое было опубликовано под похожим заглави-


--------------------------------------------------------------------------------

5 См.: Должёнков В. В. "Все, к чему я стремился, - достиг...": Очерк жизни и деятельности А. И. Храмова - первого директора музеев М. Ю. Лермонтова и В. Г. Белинского // Пензенский временник любителей старины. Вып. 5. Пенза, 1992. С. 19 - 20.

6 Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы": Документы и материалы. 1701 - 1924... С. 61.

7 Архив Государственного музея-усадьбы В. Г. Белинского (г. Белинский Пензенской обл.). Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 293 - 293 об. К библиотеке Е. А. Арсеньевой может относиться еще один фрагмент записок: "После смерти старой Маланьи дочь ее Анна Васильевна принесла мне с большим кругом "Книжечку гадательную царь Соломон с цифрами". Я по них училась счету. Анна Васильевна говорила, что книжечку эту привезли из Тархан с вещами, которыми она (Елизавета Алексеевна? - М. К. ) любила подавать потайную милостыню" (Архив Государственного музея-усадьбы В. Г. Белинского. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 400). "Книжечка гадательная царь Соломон с цифрами" упоминается в дореволюционной литературе как популярное средство гадания. Место и дату издания нам установить не удалось, поскольку в данном случае идет речь о лубке, который на протяжении XIX века многократно переиздавался. Упомянутый в записках круг расположен на обложке и представляет собой цифры, идущие по спирали от центра к краю. На круг кидали зернышко, затем смотрели, на какой цифре оно лежит, и читали соответствующий комментарий. По известности в народе "Книжечка гадательная..." превосходила другое средство гадания - по псалмам Давидовым (см.: Ровинский Д. Русские народные картинки: В 5 кн. Кн. П. Листы исторические, календари и буквари. СПб., 1881. С. 472 - 481). Принадлежность данного издания к тарханской библиотеке гипотетична. Тем не менее, нельзя исключить, что в отрывке подразумевается именно Е. А. Арсеньева, так как известно, что она после гибели внука раздавала его вещи, в том числе и книги. Маланья работала в усадьбе прачкой, стирала тонкое белье.

8 [Муравьев А. Н. ] Путешествие ко Святым местам в 1830 году. Ч. 1. СПб.: Тип. III Отделения собственной е. и. в. канцелярии, 1832. 298 с; Ч. 2 - 244 с; Ч. 1 - 2 - 2-е изд. СПб., 1833. 299 + 245 с. разд. паг.; Ч. 1 - 3-е изд. СПб., 1835. LXXXXIII с; Ч. 2 - 353 с; Ч. I - 4-е изд. СПб., 1840. XCII, 256 с; Ч. II - VI, 395 с; Ч. I - 5-е изд. СПб., 1848. LXXXI, 225 с; Ч. II - 444 с.

стр. 128


--------------------------------------------------------------------------------

ем "Путешествие по Святым местам русским" .9 Если первая работа рассказывает о православных святынях Ближнего Востока, то вторая посвящена святым местам России (Киев, Новгород, Ростов, Новый Иерусалим, Валаам и др.). Что любопытно, почти четверть века автор этих произведений оставался анонимным. Инкогнито "Путешествия ко Святым местам..." было раскрыто позднее.10 Данное обстоятельство заставляет нас предположить, что на книге из тарханской усадьбы была сделана надпись, удостоверяющая авторство Муравьева. Не исключено, что это был памятный автограф Андрея Николаевича, состоявшего с Лермонтовым в самых дружеских отношениях. Пользуясь своим родством с управляющим III Отделения А. Н. Мордвиновым, Муравьев помог получить официальное разрешение на постановку драмы "Маскарад", позднее пытался смягчить правительственные репрессии за стихотворение "Смерть поэта". Одна из памятных вещей, привезенных с Ближнего Востока, - пальмовая ветвь - послужила для Михаила Юрьевича источником вдохновения, что привело к созданию одного из лучших его произведений - стихотворения "Ветка Палестины".11 В тарханской библиотеке могло храниться первое, второе, третье или четвертое издание муравьевского "Путешествия..." (1832, 1833, 1835, 1840).

Молитвенник 1778 года - это украинское издание, напечатанное кириллицей в типографии Киево-Печерской лавры в 12-ю долю листа с 32 оригинальными гравюрами. Точное название этой книги - "Молитвослов". При поиске ее библиографического описания сразу же стало ясно, что речь идет об издании, вышедшем за пределами Москвы и Петербурга. В русских книгах на кириллице дату выпуска проставляли не цифрами, как у М. И. Храмовой, а буквами - на старославянском. Кроме того, издания с таким заглавием для России XVIII века не характерны. Киевский молитвослов достаточно редок. По каталогу Я. Запаско и Я. Исаевича, отдельные его экземпляры хранят три крупных книгохранилища: Российская государственная библиотека (Москва), Библиотека Российской Академии наук (Санкт-Петербург) и Львовская научная библиотека им. В. Стефаника Национальной Академии наук Украины.12

Известно, что Е. А. Арсеньева дважды приезжала в Киево-Печерскую лавру - весной 1817 и осенью 1818 года. Эти поездки были связаны со смертью М. М. Лермонтовой. "Молитвослов" не мог быть куплен ни в том, ни в другом случае, так как на полях издания, согласно М. И. Храмовой, были маргиналии Марии Михайловны.13

Любопытна третья книга из списка - "в стихах сочинения М. Ю. для бабушки мальчиком". Единственный прижизненный сборник поэзии Лермонтова вышел в 1840 году.14 Конечно, никаких посвящений бабушке в нем не было. Скорее всего, речь идет о рукописи, точнее, тетради (тетрадях) с ранними произведениями поэта. Подобных тетрадей, согласно "Лермонтовской энциклопедии", сохранилось не-


--------------------------------------------------------------------------------

9 [Муравьев А. Н. ] 1) Путешествие по Святым местам русским. 3-е изд. СПб.: Тип. Штаба Отдел, корпуса внутрен. стражи, 1840. VIII, 251 с; 2) Путешествие по Святым местам русским. Троицкая лавра, Ростов, Новый Иерусалим, Валаам. СПб.: Тип. собственной е. и. в. канцелярии, 1836. [2],VI, 155 с; 2-е изд. - СПб., 1837. VIII, 148 с; 3) Путешествие по Святым местам русским. Киев. СПб., 1844 [8], 291 с; 4) Путешествие по Святым местам русским. Новгород. СПб., 1846. [2], 185 с.

10 См., например: Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г.: В 3 т. Т. 2: Ж - М. Берлин, 1880. С. 350.

11 Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. М., 1981. С. 324.

12 Молитвослов. Київ: Друкарня лавры, 1778. [1], 2, 577 с. См.: Запаско Я., Ісаєвич Я. Пам'ятки книжкового мистецтва: Кат. стародруків, виданих на Україні: В 2 кн. Кн. 2. Ч. 2. 1765 - 1800. Львів, 1984. С. 38.

13 Вырыпаев П. А. Лермонтов. Новые материалы к биографии. Саратов, 1976. С. 34.

14 Стихотворения М. Лермонтова. СПб.: Тип. И. Глазунова и К°, 1840. [6], 168, [2] с.

стр. 129


--------------------------------------------------------------------------------

сколько, из них 16 относятся к 1828 - 1832 годам.15 Возможно, свидетельство М. И. Храмовой как-то связано с В. И. Шубениным, который, по воспоминаниям старожила А. С. Фролова, имел в своей библиотеке "толстую книгу со стихами Лермонтова".16 Василий Иванович Шубенин (1817 - 1905) приходился барину молочным братом и обучался у него грамоте.17

"Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых" - один из наиболее популярных агиографических сборников XIX века, который переиздается до сих пор. До 1915 года эта книга выдержала 19 изданий. Автором-составителем "Училища благочестия..." был духовный писатель Григорий Иванович Мансветов (1775 - 1832). По сведениям Г. Геннади, он работал законоучителем Санкт-Петербургского высшего училища (1814) и Санкт-Петербургской гимназии (1819). Несколько лет состоял протоиереем придворного собора. С 1827 года Г. И. Мансветов - исполняющий обязанности обер-священника армии и флотов.18 Первое издание "Училища благочестия..." вышло в 1813 - 1818 годах и включало 6 частей, второе (Ч. 1 - 4) - в 1814 - 1817 годах, третье (Ч. 1 - 4) - в 1820 году, четвертое (Ч. 1 - 6) - в 1824 - 1825 годах, пятое (Ч. 1 - 6) - в 1836 - 1837 годах, шестое (Ч. 1 - 6. Т. 1 - 3) - в 1853 году.19 В тарханской библиотеке, вероятно, хранились две части одного из первых пяти изданий. Эти части включали фрагменты житий св. Арсения Великого и св. Николая Мирликийского, что и получило отражение в записках М. И. Храмовой.

О Е. Т. Шубениной известно не так много. По сведениям, любезно предоставленным Т. Н. Кольян, Елена Трофимовна родилась 20 мая 1831 года в семье барщинного крестьянина Трофима Федоровича Баландина и его жены Аграфены Ивановны, урожденной Рыбаковой. Ее мать приходилась родной племянницей конторщику (бурмистру) и ближайшему помощнику Е. А. Арсеньевой Степану Ивановичу Рыбакову. М. Ю. Лермонтов был крестным отцом четырех сыновей последнего. Муж Елены Трофимовны - Прокофий Максимович (род. 3 июля 1830 года) - дальний родственник Лукерьи Алексеевны Шубениной - кормилицы поэта. Относительно Рыжковых интересную информацию сообщил сотрудник Государственного музея-усадьбы В. Г. Белинского В. В. Должёнков. По сведениям ЗАГСа, в Белинском районе зарегистрированы всего два села, жители которых носят эту фамилию, - Тархово и Камынино. Оба этих села находятся в непосредственной близости от Тархан.

Таким образом, в записках М. И. Храмовой упоминаются не менее трех книг из тарханской библиотеки, вышедших в конце XVIII - первой половине XIX века. Кроме "Молитвослова", "Училища благочестия..." и других, в доме хранились учебник "Зрелище вселенныя" (СПб., 1793), "Книга хвалений, или Псалтирь российская" (М., 1822), а также, предположительно, роман "Mort d'Abel" С. Гесснера (Paris, 1793) и отдельное издание 3-й главы "Евгения Онегина" (СПб., 1827). Все они уцелели и поступили впоследствии на государственное хранение. Учебник увезла гувернантка Х. Ремер. Потомки Ремер продали ценную реликвию, и, начиная с 1949 года, она хранится в фонде Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне Российская Национальная библиотека). Принадлежавший Лермонтову псалтырь Е. А. Арсеньева подарила его другу и родст-


--------------------------------------------------------------------------------

15 Лермонтовская энциклопедия. С. 479.

16 Фролов П. А. Лермонтовские Тарханы. Саратов, 1987. С. 98.

17 Там же. С. 87.

18 Геннади Г. Указ. соч. С. 288 - 289.

19 Мансветов Г. И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых. Ч. 1 - 6. СПб.: Синод. тип., 1813 - 1818; 2-е изд. - Ч. 1 - 4. СПб., 1814 - 1817; 3-е изд. - Ч. 1 - 4. СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1820; 4-е изд. - Ч. 1 - 6. СПб., 1824 - 1825; 5-е изд. - Ч. 1 - 6. СПб.: Тип. И. Глазунова, 1836 - 1837; 6-е изд. - Ч. 1 - 6. Т. 1 - 3. СПб., 1853.

стр. 130


--------------------------------------------------------------------------------

веннику - А. П. Шан-Гирею. От дочери последнего - Евгении Акимовны Казьминой (1856 - 1943) - издание поступило в собрание Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища. Сочинение Соломона Гесснера хранилось в личной библиотеке литовского библиофила И. К. Гинтилы (1788 - 1857). В настоящее время эта книга находится в фонде Литовской республиканской библиотеки.20 По своему содержанию она близка к сентиментальной литературе, составлявшей круг чтения матери Лермонтова Марии Михайловны. По сведениям В. Захарова и В. Малаховой, она увлекалась произведениями графини де Жанлис, Мари Ле-Пренс де Бомон, а также "Бедной Лизой" Н. М. Карамзина.21 Томик 3-й главы "Евгения Онегина" был обнаружен в Тарханах в 1978 году. Считается, что его вынес из барского дома местный крестьянин И. И. Кузнецов.22 В. Захаров и В. Малахова полагают, что в усадьбе хранилась "Ручная математическая энциклопедия", однако, на наш взгляд, это предположение ошибочно.23 Книга была приобретена Лермонтовым позднее, в Москве. На это указывают место и дата издания (университетская типография, 1826 год). Поэт поступил в университетский пансион в 1828 году.

Из тех книг, которые не сохранились, но, безусловно, были прочитаны Лермонтовым в детстве, молено назвать "Описание военных действий Александра Великого, царя Македонского с 3668 года до 3677 от сотворения мира, за 327 лет до рождества Христова" (М., 1818), "Плутарховы жизнеописания знаменитых мужей", а также отдельные сочинения Гете, Шиллера, Руссо, Мюссе на языке оригиналов.24

Библиотека, хранившаяся в усадьбе бабушки, судя по всему, была невелика. С определенной долей условности в ней можно выделить четыре раздела. Первый раздел - учебная литература - сложился из книг, по которым Лермонтов и дети окрестных помещиков (М. А. Пожогин-Отрашкевич, Н. Г. Давыдов, Юрьевы, Максютовы) постигали грамоту и азы наук. Второй раздел - произведения немецких, французских, греческих писателей-классиков. Часть изданий первой и второй группы привезли с собой гувернеры Жан Капэ, Христина Ремер, Василий Дриев, врач Ансельм Леви. Третий раздел - французские сентиментальные романы, принадлежавшие Марии Михайловне и Елизавете Алексеевне. И, наконец, четвертый раздел составляла религиозная литература, приобретенная Е. А. Арсеньевой. Именно эти книги упоминаются в записках М. И. Храмовой.

До настоящего времени сохранилось не так много источников, отражающих отношение Лермонтова к тарханской усадьбе и предметам, которые его окружали в детстве. Одно можно утверждать точно - усадебная библиотека сыграла определенную роль в формировании мировоззрения поэта, особенно в детские годы, до поступления в Благородный пансион. В Москве, по свидетельству А. П. Шан-Гирея, круг чтения Михаила Юрьевича обогатился произведениями корифеев российской литературы: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. В. Ломоносова и др. Кроме того, новый гувернер Ф. Виндсон познакомил его с сочинениями английских авторов: Байрона, Шекспира и др.25 Впоследствии, приезжая в Тарханы, поэт скучал, но интерес к литературе детства не был утрачен, и время от времени он к ней возвращался. Крестьянка Е. Т. Баландина вспоминала, что барин "всегда сидел с книгами и бумагами".26 Так, в январе 1836 года Лер-


--------------------------------------------------------------------------------

20 О книгах из библиотеки М. Ю. Лермонтова см. подробнее: Курмаев М. В. Судьба библиотеки М. Ю. Лермонтова: факты и гипотезы // Академические тетради. Вып. 2: Библиотечно-информационная коммуникация в пространстве культуры: Сб. научн. ст. / Научн. ред. М. Г. Вохрышева. Самара, 2001. С. 39 - 58.

21 Захаров В., Малахова В. Указ. соч. С. 171.

22 Фролов П. А. "Памятная книга". Тарханские находки // Неделя. 1979. N 16. С. 8 - 9.

23 Захаров В., Малахова В. Указ. соч. С. 171.

24 Там же. С. 172.

25 Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 10. С. 445 - 446.

26 Цит. по: Тарханские предания о М. Ю. Лермонтове / Вступ. ст. и примеч. Т. Н. Кольян // Пензенский временник любителей старины. Вып. 3. Пенза, 1991. С. 4.

стр. 131


--------------------------------------------------------------------------------

монтов скрашивал досуг тем, что переводил "Умирающего гладиатора" Байрона с оригинала, обучал В. Шубенина грамоте по книгам из усадебной библиотеки и, наконец, ездил время от времени в Чембар к Шумским, которые имели хорошую библиотеку и давали ему литературу для прочтения.27

Таким образом, собрание книг в усадьбе Арсеньевой, без сомнения, было, но его систематическим пополнением и организацией никто из хозяев не занимался. На наш взгляд, библиотека распалась следующим образом. Одна часть книг оказалась через М. Лермонтова у В. Шубенина и затем попала к М. Храмовой. Вторая была увезена гувернерами (в том числе Х. Ремер), после того как курс обучения закончился. Третья часть разошлась по рукам друзей и знакомых поэта, так как Е. А. Арсеньева, по словам П. Висковатова, иногда дарила его личные вещи (например, псалтырь - А. П. Шан-Гирею). Четвертую часть Лермонтов увез с собой в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Основная часть (та, которую видел И. Захарьин) осталась стоять на полках красного шкафа в мезонине дома. После смерти наследника Е. А. Арсеньевой - Аф. А. Столыпина (1788 - 1864) - в усадьбе сделали ремонт. Мезонин, где хранилась библиотека, на некоторое время сняли. Более-менее ценные вещи вывезли в другие имения.28 Новый управляющий П. Н. Журавлев (с 1867 по 1902 год) обнаружил, что предметов, связанных с именем прославленного земляка, в Тарханах почти не осталось.29

Автор благодарит за помощь ст. научн. сотрудника Государственного музея-заповедника "Тарханы" Т. Н. Кольян и ст. научн. сотрудника Государственного музея-усадьбы В. Г. Белинского В. В. Должёнкова.


--------------------------------------------------------------------------------

27 Арзамасцев В. П. "Звук высоких ощущений...": Новое о М. Ю. Лермонтове. Саратов, 1984. С. 64.

28 Вырыпаев П. А. Указ. соч. С. 91.

29 ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 4. Д. 32. Л. 132.

стр. 132

Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. В. КУРМАЕВ, К ВОПРОСУ О ТАРХАНСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ Е. А. АРСЕНЬЕВОЙ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 08 декабря 2007. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1197119651&archive=1197244339 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии