ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В V-VII КЛАССАХ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня владения родным языком и прежде всего всеми видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудированием, чтением); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорением, письмом) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии со всеми нормами литературного языка.

Опыт показывает, что особую остроту имеет проблема подготовки по орфографии: в центре внимания традиционно оказывается только письмо, причем организованное не на осознанном оперировании правилами орфографии; да и сами правила, несмотря на то, что составляют основу школьного курса орфографии, изучаются вскользь, на уровне заучивания их формулировок. Проблема "правило знаю - применять не умею" по-прежнему существует, свидетельствуя о нарушении одного из основных законов психолингвистики - закона взаимосвязи и взаимозависимости всех видов речевой деятельности в процессе овладения ими.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РАССКАЗЫ О ПАРАДОКСАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Статья первая

Парадокс (греч. paradoxos) - в широком смысле утверждение, резко расходящееся с общепринятыми устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется "безусловно правильным"; в более узком смысле - два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы"1 .

Каждое из основных значений термина в классической логике подтверждается примерами.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОШИБОК ДЛЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Значение лингвистического анализа ошибок и его выводов для методики обучения русскому письму признавалось всегда, особенно много и содержательно об этом писали в начале прошлого века: "Ошибки <...> должны служить лишь примерами для освещения психологии усваивающих наше непоследовательное правописание, а на изучении этой психологии должны основываться и разумные методы обучения правописанию"1 ; "Главнейшее практическое применение изучения орфографии - изучение орфографических ошибок, необходимое для выработки наиболее рационального метода обучения орфографии"2 , "...Найти на почве учета способы устранения того или иного вида ошибок"3 и др.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КАК ЧИТАТЬ "ЧОНКИНА"?
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Имя Владимира Войновича - широко известно в нашей стране. Большими тиражами издаются его сочинения, ставятся пьесы. Его творчество неотделимо от литературного процесса 60 - 70-х гг. в России. Действительно, многие значительные произведения не только В. Войновича, но и В. Аксенова, В. Распутина, А. Солженицына и других созданы в то время. Эти писатели не столько развивали традиции литературы социалистического реализма, сколько "выламывались" из них. Художественная палитра отечественной литературы была значительно многокрасочней, чем та, о которой писали критики тех лет, причем это были не только мрачные тона.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОЭЗИИ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Предлагаю вашему вниманию урок литературы в 7 классе по теме "Великая Отечественная война в поэзии". За наделю до урока ученики получали задания по группам: I группа - найти стихи о женщине на войне, II группа - дети на войне, III группа - изображение природы на войне. Все группы должны были нарисовать открытку, посвященную Дню Победы. Выбранные стихи дети дома должны были выразительно читать или выучить наизусть и рассказать о том, какие чувства и мысли вызвало у них это стихотворение, что изображается в нем, какими художественными средствами пользуется автор для достижения своей цели - изобразить жестокость, бесчеловечность войны. За день до урока ребята получали стихотворение Ю. Белаша для работы с ним. На уроке ученики работали в группах, имели при себе фломастеры или карандаши.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К ИЗУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ РАССКАЗА М. ШОЛОХОВА "СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Сегодня, когда духовные ценности размыты, рассказ заслуживает более пристального внимания, потому что не только служит срезом исторического времени, не теряют значения художественное своеобразие и философия произведения.

Основу изучения должна составлять учебная, школьная метода, считающая главной воспитательную функцию. Разбор должен широко включать текст, быть доказательным, непосредственным, живым, эмоциональным. В ряде случаев преподаватель сам может выразительно прочитать некоторые сцены, чтобы заразить детей чувством и словом большого художника. Если не будет личного участия и увлеченности, разбор может приобрести формальный характер.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЛИТЕРАТОРЫ РОССИИ - ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ. НОБЕЛИАНА И. А. БУНИНА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В факультативном курсе "Литераторы России - лауреаты Нобелевской премии" пять занятий по шесть часов последовательно посвящены И. А. Бунину, Б. Л. Пастернаку, М. А. Шолохову, А. И. Солженицыну, И. А. Бродскому.

Материалы для вводного занятия "Нобелевская литературная премия и ее лауреаты" и "Лекции и речи Нобелевских лауреатов" опубликованы1 . Сегодня мы предлагаем разработку новой темы.

Творческий путь писателя следует рассмотреть через призму Нобелевской награды, которая имела большое значение для русской эмиграции и для самого писателя. Его жизнь представлена полно и подробно в многочисленных автобиографических и биографических материалах, принадлежащих перу близких (В. Н. Муромцева-Бунина) и хорошо знавших его писателей (Г. Адамович, Н. Берберова, И. Одоевцева, Г. Иванов, Б. Зайцев, В. Яновский, А. Седых), исследователей-литературоведов (А. Бабореко, Ю. Мальцев, О. Михайлов). Каждый расширил и дополнил представление о нем как о писателе и художнике. С биографией Бунина школьники знакомы по учебникам, но, возможно, стоит в рамках факультативного курса заострить их внимание на некоторых аспектах, чтобы помочь современному школьнику лучше понять личность, художественный мир писателя, время, в которое он жил, и непреходящую ценность и актуальность его наследия, и в этом случае мемуары современников окажут неоценимую помощь.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЦИКЛ "ПОБЕДА" АННЫ АХМАТОВОЙ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Опубликованные вскоре после написания стихотворения Анны Ахматовой "Славно начато славное дело..." и "Победа у наших стоит дверей..." (первое увидело свет в 1942 году, второе - в 1945-м) были восприняты как несомненное свидетельство патриотизма поэта. В последующие годы гонений рецензенты спорили о соответствии этих стихов официальному духу победных маршей. Современная критика называет цикл "Победа", включающий три произведения, ярким образцом ахматовской гражданской лирики военных лет (публикуется в таком составе с 1961 года; написанное в 1940-х стихотворение "Вспыхнул над молом первый маяк..." увидело свет только в 1958-м). Но главный вопрос - о месте цикла в поэтическом универсуме Ахматовой - остался в тени.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА "АРХИЕРЕЙ"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Тематически рассказ "Архиерей" можно отнести к жанру пасхального рассказа, но к 1900-м годам, благодаря Ф. М. Достоевскому, Н. С. Лескову, М. Е. Салтыкову-Щедрину, а затем А. П. Чехову, Б. К. Зайцеву и другим авторам, происходит качественное обновление этого жанра. Незатейливый рассказ, легко укладывающийся в канон душеспасительного текста, обогащается концептуально, в повествование вводятся духовно-философские раздумья, характерные в целом для русской литературы этого времени.

Структура пасхального рассказа формируется в соответствии с каноном праздничного времени, который провоцирует особые, присущие лишь этому празднику сюжетные ситуации, предполагающие прежде всего духовное преображение личности, способной в порыве любви и веры "простить и принять прощение". Идеи конечности или бесконечности мира, смерти как предела индивидуального бытия или возможности воскресения весьма характерны для русской философской и художественной мысли того времени.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РАБОТА С ОПОРНЫМИ СХЕМАМИ И КОНСПЕКТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Трудно не согласиться с авторами многих статей, публикуемых в журнале "Русская словесность", размышляющими о кризисе современного литературного образования. И представляется убедительной мысль о том, что результативный шаг на пути совершенствования преподавания литературы в школе - в "освоении новых образовательных технологий", что "процесс обучения литературе должен быть технологичным, т.е. воспроизводимым, "удобным" своей определенностью и достаточной "предсказуемостью "результатов"1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КТО РАЗГАДАЕТ ВАС?
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Что такое современный урок литературы?

Урок, на котором художественный текст становится центральной единицей обучения, предметом и средством обучения. Давно заведено в моей практике, что при первом знакомстве с творчеством писателя на столах у ребят только текст. И, как правило, начинаем не с биографии, а с чтения лучших страниц.

Всё в слове. И когда ребята поймут, как из этих слов рождаются волшебные строки, тогда у них возникнет желание читать, и не только "по программе".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОВЕСТЬ В. П. АСТАФЬЕВА - "ПАСТУХ И ПАСТУШКА" КАК "СОВРЕМЕННАЯ ПАСТОРАЛЬ"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Мы уже дошли до буколик,
Ибо путь наш был слишком горек...
Д. Самойлов

То "сердечное высветление", которое дает читателям знакомство с прозой В. П. Астафьева, характеризует и "Пастуха и пастушку" - "повесть не о войне, но о любви на войне" [4] (в данной работе рассматривается последняя, пятая, "выровненная" самим писателем редакция 1989 года).

Как отмечают исследователи, "авторские жанровые обозначения, "представляя" читателю произведения, предполагают взаимопонимание между писателем и читателем, обоюдное признание определенной жанровой традиции" [27, с. 9].

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"В ЧЕМ МОЯ ВЕРА..." ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Экспозиция Литературного музея, приуроченная к 2000-летию Рождества (Нарышкинские палаты Высокопетровского монастыря), является первой попыткой воссоздать музейными средствами общую картину духовных поисков русской литературы от древности до наших дней. В экспозиции представлены рукописные и старопечатные книги XV-XVII вв., редкие издания художественных и богословских сочинений XVIII -XX вв., автографы и рукописные списки стихов и прозы крупнейших русских писателей. Экспонируются редкие иконописные изображения, живописные и графические портреты писателей и философов от Н. Новикова и Ломоносова до Л. Шестова и Вяч. Иванова; гравюры и старые фотографии с изображениями храмов и монастырей; лубочные картинки на религиозные темы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДИАЛОГ С ОБИДОЙ И ЧЕСТЬЮ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Путь к гармонии знаний и нравственности начинается со Слова, как культурно-национального феномена, как системы смыслов, раскрывающей знания о мире и моделирующей поведение человека в нем. "От культуры слова - к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры - к культуре моральных чувств и поступков" - так определял цель языкового воспитания выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Одним из условий реализации этой цели является интеграция уроков русского языка, литературы и развития речи, осуществляемая на базе ключевых слов-концептов русской культуры (термин "концепт" синонимичен термину "смысл"). Настоящая статья - попытка обозначить основные "смысловые вехи" (Н. И. Жинкин) приобщения шестиклассников к обиде как "культурной теме" в языке (Ю. С. Степанов).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПЕЙЗАЖ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА (ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Методическая разработка урока словесности

Предлагая учащимся урок словесности на вышеуказанную тему, в качестве иллюстративного материала я остановила свой выбор на произведении К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками". "Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи", - отмечают авторы программы по русскому языку для старших классов А. Д. Дейкина и Т. М. Пахнова1 . В повести же К. Г. Паустовского рассказывается, откуда берется поэтическое вдохновение, какую роль играет богатство внутреннего мира писателя, как происходит накопление "золотой пыли", из которой рождается книга. Ученик приобщается к другим видам искусства, имеет возможность увидеть, насколько они взаимосвязаны и как дополняют друг друга.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОЭТ ЛЕНСКИЙ. СТАТЬЯ 3-Я К ПРОБЛЕМЕ ВТОРЫХ ПОЭТОВ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В наших статьях ("Русская словесность", 1995, N 5 и 2002, N 11 ) уже рассматривались аспекты отношений в пушкинском романе между автором-поэтом и поэтом Ленским, традиционные в их толковании подходы: добродушно-снисходительный к юноше (якобы в унисон самому Пушкину) и въедливо профессиональный, высокомерно иронический к юноше-поэту. Исключение обнаруживается разве что у маститого пушкиниста С. М. Бонди: "Ленский - талантливый поэт-лирик"2 .

В книге В. В. Виноградова "Стиль Пушкина" содержится любопытное, но как бы затерявшееся в монографии замечание относительно развитых стилистических ощущений в русском обществе 20 -30-х гг. XIX в. Тем не менее приходится признать, что филологическая история восприятия и декодирования (толкования) художественных произведений такими ощущениями не богата.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вариант 1

Часть I

1. Найдите правильные утверждения:

1) Причастие имеет признаки глагола и наречия.

2) Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

3) Наречия имеют степени сравнения.

4) Союз - самостоятельная часть речи.

2. Укажите предложения, в которых нет грамматических и речевых ошибок.

1) Подъезжая к городу, нам открывался чудесный вид.

2) Он остановился, поджидая остальных.

3) Согласно инструкциям необходимо прекратить работу.

4) Вопреки ожиданию погода улучшилась.

3. Укажите слова с ударением на 2-м слоге:

1) балуясь

2) добрались

3) поднятыми

4) увядший

4. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова:

1 ) Это только правда -

2) будучи артистом ... -

3) трещать без умолку -

4) открытое окно -

5. Укажите слово, строение которого соответствует схеме :

1) проговаривал

2) отлетевший

3) принесший

4) негромко

6. Найдите ошибки в определении грамматических признаков и исправьте их:

1) сушеные (грибы)- страдательное причастие прошедшего времени

2) знающий - действительное причастие настоящего времени

3) вымытый - страдательное причастие прошедшего времени

4) играючи - деепричастие совершенного вида

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВРЕМЯ ГЛАГОЛА (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Душой языка" называл морфологию В. А. Виноградов1 . Понимают ли современные школьники, каково место этого раздела в системе языка, как использовать знания по морфологии при создании собственных высказываний в устной и письменной форме? Опыт показывает, что утвердительный ответ на эти вопросы звучит не так часто, как хотелось бы. В методических исследованиях не раз поднимался вопрос о том, что при значительном количестве часов, предусмотренных программой на изучение морфологии в школе, основные умения и навыки остаются несформированными (Л. А. Тростенцова, П. А. Гагаев и другие ученые). В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании системы работы по названному разделу. В данной статье представлен один из аспектов работы по изучению морфологии на основе функционально-системного подхода, соотнесенного с коммуникативно-деятельностным направлением в обучении.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕКСТОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Мы продолжаем предварительную публикацию учебных материалов по курсу русского языка для старших классов гуманитарной специализации. Коллектив авторов под руководством Г. А. Золотовой разрабатывает концепцию коммуникативной грамматики русского языка, соединяющей системное описание языка и анализ текста.

С некоторыми основополагающими идеями и понятиями коммуникативной грамматики и их раскрытием в учебном пособии для школ гуманитарного профиля (Золотова Г. А. и др. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. М., 2002) и в готовящемся к печати учебнике для 11 класса наши читатели знакомы по публикациям в N 7, 2003 (рецензия В. П. Москвина на пособие для 10 класса), N 2, 2004 (Н. К. Онипенко. Простое предложение), N 3, 2004 (Н. К. Онипенко, Е. Н. Никитина. Языковые единицы и контекст), N 6, 2004 (О. С. Завьялова. О функции перфектива в художественном мире Сергея Есенина), N 8, 2004 (Н. К. Онипенко, Е. Н. Никитина. Автор и герой в художественном тексте).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИНЦИПЫ ВЫДЕЛЕНИЯ АБЗАЦЕВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Внешняя, графически выделенная самостоятельность абзаца некоторое время приводила ученых-языковедов к мысли считать его собственно сверхфразовой единицей. Однако еще А. М. Пешковский отмечал отсутствие специального термина для сверхфразовых единиц и существующую в связи с этим необходимость использовать "типографский термин "абзац""1 .

Одним из существенных моментов, способствующих отказу от признания абзаца синтаксической сверхфразовой единицей, является то, что абзацированию может подвергаться одно предложение. Например:

Долго плыли мы, и, если бы пришлось плыть обратно, я никогда в жизни не узнал этих берегов.

Наконец туман немного развеялся, речка вдруг сузилась, вдруг расширилась, снова сузилась, и тут открылось Илистое озеро.

(Ю. Коваль)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"СЛОВА И НОТЫ" (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИНТЕЗ В БАРДОВСКОЙ И РОК-ЛИРИКЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Песенная лирика (бардовская и рок-поэзия) ныне прочно вошла в программы заключительного этапа школьного литературного образования. Этот процесс далеко не случаен, ведь представить себе современный поэтический полифонизм развития лирики конца XX в. без бардовской и рок-поэзии невозможно. В данной статье мы определяем основные направления ее изучения в школе, виды работы старшеклассников.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ХРОНОТОП В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА (НА МАТЕРИАЛЕ "МАЛЕНЬКОЙ ТРИЛОГИИ")
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В литературоведение термин хронотоп был введен М. М. Бахтиным, подчеркивавшим в нем "выражение... неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства)"1 . Само же понятие реально существовало уже у античных мыслителей. В последние десятилетия проблема хронотопа актуализировалась: понятие оказалось очень емким и продуктивным, используемым при анализе и эпических, и лирических, и драматических произведений. Особенно значимо оно при рассмотрении повествовательных произведений, которые бывают разными по хронотопической организации и потому в разной степени репрезентативными с указанной точки зрения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРОТОТИПЫ ГЕРОЯ А. Н. ОСТРОВСКОГО
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Когда в 1859 г. на русской сцене прошли первые постановки "Грозы" А. Н. Островского, большинство критиков обсуждали главный конфликт пьесы: столкновение искренней, поэтичной, жаждущей любви души с суровыми домостроевскими законами мира Кабановых и Диких. А известный писатель П. И. Мельников-Печерский, сам великолепный знаток простонародного быта, в статье ""Гроза". Драма в пяти действиях А. Н. Островского", опубликованной в 1860 г. в "Северной пчеле", обратил внимание на новый для драматургии "прекрасный тип Кулигина, тип не вымышленный, <".> живьем взятый из среды нашего народа, тип тех безвестных людей, которые, как ни забиты деспотизмом общественным и семейным, как ни безызвестны в тихой доле своей, все-таки составляют законную гордость России и стоят выше, несравненно выше многих, очень многих людей"...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА: А. С. ПУШКИН (УРОК В 5-М "КЛАССЕ ПО НЕЗАВЕРШЕННОЙ "СКАЗКЕ О МЕДВЕДИХЕ")
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: I. Вступление. (На столе учителя заставка "Бюро литературных находок".)

Учитель. Сегодня на уроке у нас открыто "Бюро литературных находок". В Бюро находок обычно возвращают забытые, потерянные вещи, но в нашем "Бюро литературных находок" оказались утерянные фразы, строчки, фрагменты из сказок самых разных писателей и поэтов. Вероятно, они выпали из книг, когда с ними небрежно обращались...

Случилось страшное! Многие сказки, стихи не просто потеряли смысл, они перестали звучать! Вы только послушайте! (Учитель берет книгу сказок А. С. Пушкина и читает):

Елисей, не унывая,...

Ты гоняешь стаи туч

Там за речкой тихоструйной

На цепях между столбов...

(Ребята смеются.)
Учитель. И смешно...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ПРЕПОДАВАНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Обдумывая в начале сентября тему самообразования, как делают все мои коллеги, я поняла, что пора воплощать в практической деятельности свой давний интерес к древнерусской литературе. Проанализировав ситуацию с преподаванием древнерусской литературы по программам современного школьного литературного образования, я пришла к ряду выводов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии