Булгаковские мотивы в творчестве современных писателей. Урок-семинар по литературе в XI классе
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Тема урока, предлагаемая в данной публикации, достаточно широка и требует большой специальной подготовки как со стороны учителя-словесника, так и со стороны учащихся. Следовательно, подготовка к уроку-семинару должна начинаться за две-три недели до его проведения. Готовясь к уроку, учитель заранее распределяет учащихся по группам, предлагает темы докладов (по творчеству М.А. Булгакова, по произведениям современных писателей), назначает рецензентов, помогает школьникам обозначить круг проблем для обсуждения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья". Нахская группа
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Нахская группа 1

В нахской группе кавказской этнолингвистической семьи объединяются чеченцы, ингуши и бацбийцы. Нахские языки делятся на две подгруппы: 1) чеченский и ингушский языки; 2) бацбийский язык.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Я не знаю, как жить, если смерть станет вдруг невозможна..." Двоемирие и время в альбоме Ю. Шевчука "Мир номер ноль"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Идея движения от реального мира к идеальному является в альбоме Ю. Шевчука центральной. Она задается с самого начала: название "Мир номер ноль" уже содержит представление о множественности миров, при этом "номер ноль" подразумевает абсолютную начальность и абсолютную чистоту этого мира. По отношению к нему тот мир, в котором мы живем, - "мир номер раз"; первая строка первого текста звучит: "Одноразовая жизнь в мире номер раз" ("Мир номер раз" - первоначальный вариант заглавия этой песни). Именно идея пути к идеальному миру объединяет тексты альбома, хотя, кроме названия, выражение "мир номер ноль" появляется в нем всего два раза. Идеальный мир не однозначен: он может восприниматься как мир, куда герой попадает после смерти, как иное измерение или - что особенно ясно подчеркивается в финальной песне альбома ("Герой") - как иное время...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Повесть о Петре и Февронии Муромских" как произведение христианской культуры
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Повесть о Петре и Февронии Муромских" включена в учебники В.Я. Коровиной и А.Г. Кутузова, А.К. Киселева, Е.С. Романичевой и др. для 7 класса. Авторы сосредотачиваются на нравственной проблематике жития. Мы направим усилия на выявление символического смысла произведения, написанного в традициях русской христианской культуры.

Сначала обратимся к конкретным историческим фактам, установленным в новейших исследованиях.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Зачет по теме "Сложноподчиненное предложение". IX класс
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Кроме отработки умений и навыков по изученной теме, проверки и отработки умения правильно ставить знаки препинания в союзном сложном предложении, зачет предполагает повторение разделов "Орфография" и "Пунктуация простого предложения", закрепление знаний и умений по текстологии (определение темы и идеи текста; подбор наиболее точного заглавия; определение типа речи с обоснованием; определение стиля с указанием стилевых примет), умение строить высказывание на лингвистическую тему, а также отработку коммуникативных умений, необходимых для построения любого связного текста (осмысливать тему и строго соблюдать ее границы; подчинять высказывание теме и основной мысли; составлять план высказывания; отбирать соответствующий материал; последовательно и грамотно излагать свои мысли), и привлечение внимания учащихся к эстетической функции языка.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Лес" - "Бесприданница": парадигматика стилей
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Несчастливцев. Мой покой в могиле. Здесь рай; я его не стою <...> Грудь моя полна теплых слез. (Утирает слезы.)". ("Лес", 3, XI).

"Гурмыжская. Он какой-то восторженный! Просто мне кажется, он глупый человек" (3, XII) - реакция участницы диалога.

"...Читатели, не знакомые с этим миром, безо всякой интерпретации автора, в недоумении слушают эти чудные речи..." - свидетельствовал И.А. Гончаров (1874 г.) 1 . С каким бы ударением: чудные или чудные - мы ни прочли гончаровский эпитет!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики 1 .

Понятие о речевых жанрах

Одно из главных понятий школьного курса риторики - речевой жанр.

Еще риторы Древней Греции понимали, что знания общей риторики (ее постулатов, риторических канонов и т.д.) недостаточно для создания эффективного речевого произведения. Поэтому наряду с общей риторикой как ее продолжение стала развиваться частная риторика, где главное внимание уделялось родам, видам, жанрам. Так, Аристотель выделял различные виды ораторской речи: совещательная, эпидейктическая, судебная.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Истолкование рассказа И. А. Бунина "Легкое дыхание"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание" принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали. Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных "изгибов" сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, "дописывает" текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русская земля
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В русском литературном языке веками живут и активно функционируют такие устойчивые словосочетания, которые выражают сущность целых эпох, общественно-исторических процессов или крупных политических событий в жизни страны.

Один из убедительных примеров подобных явлений языка - рождение и дальнейшая историческая жизнь устойчивого старинного образования, почерпнутого из древнего дипломатического словаря - общеизвестного фразеологизма Русская земля, названного В.О. Ключевским "ходячим стереотипным выражением" 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Откуда и когда заимствовано слово пижама?
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Этимологические мелочи.

Семнадцатитомный Словарь русского литературного языка (ССРЛЯ) датирует слово пижама 30-ми гг. XX в.: лексикографическая справка указывает на Словарь иностранных слов 1937 г., внутри словарной статьи - пример из "Эмигрантов" А. Н. Толстого 1931 г. Р. М. Кирсанова в своей симпатичной книге "Костюм в русской художественной культуре XVIII - первой половины XX в. (Опыт энциклопедии)" под ред. Т. Г. Морозовой, В. Д. Синюкова. М., 1995, с. 212, сообщает, что пижамы вошли в моду около 1920 г. и что к концу 20-х гг. они стали принадлежностью женского гардероба, а в 1920 - 1930 гг. фигурировали как вечерний туалет. Так было и в России, и в Европе. В письме к ААТесковой 16 июля 1937 г. из курорта на атлантическом побережье Франции М. И. Цветаева пишет: "Дачников, пока, довольно мало - главный съезд в августе - общий тон очень скромный: семьи с детьми, - никаких потрясающих пижам, никакой пляжной пошлости" (Цветаева. Письма к Анне Тесковой, 133).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Иметь надежных и верных друзей, сжать зубы и пережить это время".
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Корреспондент нашего журнала Ирина Ивановна Волкова беседует с известным поэтом Юрием Евгеньевичем Ряшенцевым

И. В. Юрий Евгеньевич, помните ли Вы себя старшеклассником? В чем, на ваш взгляд, разница между теми днями и нашим временем?

Ю. Р. Я очень хорошо помню это время... Ну, видите, я плохо представляю современных старшеклассников, мои дети давным-давно вышли из школьного возраста. Но есть вещи очевидные: у нас отношения с искусством были гораздо более плотные просто потому, что у нас не было телевизора. Было радио, насыщенное всякими плохими политическими и хорошими культурными передачами. Мой класс, абсолютно не элитарный, в школе, находящейся рядом с Усачевским рынком, пел всю классику оперную просто потому, что мы готовили уроки под передачи радио. С литературой было тоже по-другому: мы совсем не читали газет, мы читали книги, не те, которые хотели бы преподаватели, чтобы мы читали. Нас тянуло к тому, что не популяризировалось. Н.у, например, "интеллигенция" в нашем классе тянулась к Серебряному веку. А вообще преподавание литературы было построено на трех-четырех заведомых школьных "шлягерах" у каждого автора. Но беда была даже не в этом. Дело в том, что нам не преподавали литературу как таковую. Нам преподавали историю литературы

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"*
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Монгольская этноязыковая группа

Генетически родственные народы, говорящие на монгольских языках, относятся к центрально-азиатскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. Верующие - главным образом ламаисты.

Начало монгольской этнической общности положено в XIII в. благодаря объединению под властью Чингисхана части племен на территории МНР и Северо-Восточного Китая. В XV в. произошло разделение монгольских народов на западную и восточную группы, а в XVI в. - на северную и южную. Северные ("халха") проживали на территории нынешней МНР, а южные - КНР. Позднее образовались три народности: собственно монголы, буряты и калмыки и ряд других этнических групп со своими языками и диалектами.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"...Постепенное развитие личности учащегося составляет важнейшую часть отечественной грамматики" (К 185-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В 2003 году исполняется 185 лет со дня рождения Федора Ивановича Буслаева, выдающегося отечественного филолога, замечательного исследователя русского языка, русской народной поэзии и искусства, выдающегося педагога, чьи мысли о преподавании родного языка представляют живой интерес и для нашего времени. Он родился 25 апреля 1818 г. в городе Керенске бывшей Пензенской губернии.

Кратко говорить о Ф. И. Буслаеве очень сложно, настолько велика его роль в развитии русской филологии, отечественной педагогики, в целом русской духовной культуры, настолько многопланова, разноаспектна, многотемна исследовательская деятельность поистине энциклопедического ученого.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Обучение аргументированию в XI классе (из опыта работы)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Риторика.

Аргументация есть всепроникающая черта человеческой деятельности.

Г. Джонстон

Обучение аргументированию - одна из основных тем в курсе риторики. Каждый человек независимо от того, осознает это или нет, вовлечен в аргументационную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о политике, решая деловые задачи. Адресуя свою аргументацию другому человеку, мы иной раз достигаем успеха, а бывает, терпим неудачу. Мы оцениваем аргументацию других людей, одобряем или критикуем ее, принимаем или отвергаем.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Синтаксис сложного предложения. Контроль знаний. IX класс
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку.

Заключительной частью изучения грамматики русского языка в средней школе, как известно, является курс синтаксиса. Центральное место в нем занимает учение о предложении как основной единице связной речи. Девятиклассники замечают, что более начитанные из них, хорошо владеющие речью, скорее и лучше усваивают грамматические понятия, успешнее занимаются по всем учебным предметам. Это связано с высоким уровнем развития у них логического мышления. Учащимся необходимо владение богатым словарным запасом, умение им пользоваться и глубокое понимание грамматического строя русского языка. Простое запоминание грамматических правил еще не приводит к умению и навыкам быстрого оперирования ими. Для достижения высоких результатов
необходимы длительные тренировки и многочисленные повторения операций. Поэтому для изучения такой важной для развития речи и общего умственного развития учащихся темы, как синтаксис сложного предложения, явно недостаточно двух учебных часов в неделю.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Работа над речевыми ошибками
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку.

Под речевыми ошибками в методике понимаются нарушения употребления слов с точки зрения их значения, а также их форм, грамматических конструкций с точки зрения установленных норм литературного языка в области орфоэпии, лексики и грамматики.

Речевая ошибка, как отмечает А. А. Леонтьев, - это "своего рода сигнал "шва" в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств" 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Музыка живого слова
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Русский язык.

Проблемы и размышления.

"Удивительным свойством наградила человека природа, дав возможность свои мысли и чувства, свое неповторимое "я" выражать с помощью речи, слов, звуков. Вторая сигнальная система по праву считается наивысшим и наисовершеннейшим приспособлением человека. Неудивительно ли, что акустическая волна, или же звук человеческого голоса, несет в себе все оттенки и нюансы мыслей, чувств, желаний этого человека, что эта волна достигает слуха другого человека, и содержание становится доступным его восприятию и пониманию?!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


М. Е. Салтыков-Щедрин: концепция сатиры
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку.

Проникновение в художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина, и в частности постижение принципов его сатиры, позволит лучше уяснить как идейно-художественную глубину произведения писателя, так и природу сатирического творчества вообще.

Салтыков-Щедрин был не только великим писателем-сатириком, но и крупнейшим теоретиком сатиры. Свою концепцию сатиры Салтыков развил в сатирических циклах "Помпадуры и помпадурши" (1863 - 1874, рассказ "Помпадур борьбы, или Проказы будущего", 1873), "Благонамеренные речи" (1872 - 1876, очерк "Кузина Машенька", 1875), "Круглый год" (1879- 1880, очерк "Первое августа", 1879), в рецензиях на "Новые стихотворения" А. Н. Майкова (1864), "В сумерках. Сатиры и песни" Д. Д. Минаева (1868), "Смешные песни" Александра Волгина (Чижик) (псевдоним А. Н. Иволгина 1 ) (1868), "Повести, рассказы и драматические сочинения" Н. А. Лейкина (1871), в письмах к А. Н. Пыпину от 2 апреля 1871 г. и в редакцию "Вестника Европы" от апреля 1871 г.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сравнения в "Войне и мире" Л. Н. Толстого
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку.

При всей непохожести психологической прозы Толстого на речевой стиль повестей и романов А. С. Пушкина, к ней вполне применима известная пушкинская формула: "Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат" 1 .

Выделяя важнейшие "языковые особенности авторского повествования" в "Войне и мире", А. А. Сабуров указывает на "поражающую простоту речи", ее "смысловую насыщенность", "точность языка"; исследователь даже использует слово "лаконизм", казалось бы, мало подходящее к сложному синтаксису Толстого: "...лаконизм есть понятие не абсолютное, а относительное <...>...непрерывность движения мысли - вот что такое лаконизм" 2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Вечные" поэтические открытия М. В. Ломоносова
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку.

Поэзия Ломоносова занимает особое место в стихотворстве XVIII века. Обобщив теоретические "находки" российских и западноевропейских авторов, поэт утвердил силлабо-тонический принцип как систему русского стихосложения, определил особенности оды - "высокой" поэтической формы, ввел жанр медитативной лирики, расширил тематику поэзии.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Система обучения анализу художественного текста на уроках литературы в средних классах общеобразовательной школы
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Мастерская.

Самым тяжким из всех преступлений против литературы Иосиф Бродский считал "пренебрежение книгами, их не-чтение ("Нобелевская лекция"). За это преступление человек поистине расплачивается всей своей жизнью.

Попытаемся же, как можем, предотвратить горький миг расплаты. Сегодня минуло то время, когда общество, говоря словами Вайля и Гениса, "приспосабливало" писателя для своих нужд. Задача учителя литературы - сформировать нового читателя, вдумчивого, мыслящего, способного проникнуть в глубь художественного текста и осознать эстетическую самоценность произведения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К оправданию "фрагмента"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Литература.

Проблемы и размышления.

В массовом педагогическом сознании довольно широко распространено мнение, что художественный текст нельзя изучать в отрывках. Степень категоричности этого постулата может варьироваться (от "все-таки нежелательно" до "ни в коем случае") и зависит, на наш взгляд, от того, насколько "ценным" в общественном сознании является тот или иной писатель. Считается, что "второстепенных" авторов изучать "в отрывках" менее вредно, чем классиков. Также считается, что уж если приходится работать с фрагментами, то они должны быть "характерными", "отражающими", "вершинными". Приведенные требования оставляют много простора для субъективности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Тюркская этноязыковая группа (продолжение)

Уйгуры, самоназвание уйгур, - тюркоязычный народ. Живут в российских городах дисперсно - 2577 чел. (1989), в Казахстане - 185,3 тыс. чел., Киргизии - 36,8 тыс. чел., Узбекистане - 35,7 тыс. чел., а также в Китае - 7215 тыс. чел. (В Синьцзян- Уйгурском автономном районе), Афганистане - 2 тыс. чел. Общая численность- 7,5 млн. чел.

Относятся в европеоидной расе с различной степенью монголоидной примеси у разных групп. Верующие - мусульмане-сунниты.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К изучению басен И. А. Крылова "Лжец" и "Листы и Корни" в VI классе национальной школы
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В программу для VI класса национальных школ РФ и в содержание разработанного по ней учебника-хрестоматии 1 включены не изучаемые ранее в школе, как русской, так и национальной, басни И. А. Крылова "Лжец" и "Листы и Корни". Выбор именно этих произведений великого русского баснописца обусловлен прежде всего теми общечеловеческими нравственными ценностями, которые в них заложены: Крылов высмеивает все чуждое нравственным представлениям человека любой национальности (хвастовство, пресмыкательство перед всем иностранным, отсутствие любви к своему Отечеству, высокомерие и зазнайство, неблагодарность, паразитизм), ставит вопросы об истине и лжи, о человеческом достоинстве, о труде как основе человеческой цивилизации. Акцентирование нравственного аспекта, общечеловеческого звучания басен Крылова создаст благоприятные условия для возникновения у школьников интереса к прочтению и осмыслению предлагаемых произведений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О типологии устных жанров деловой речи
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Риторика

В последнее время в связи с социальными преобразованиями в нашей стране особый интерес в обществе вызывает деловая риторика. Проблемы обучения жанрам деловой речи актуальны и для современной средней школы, где все больше появляется "экономических" специализированных классов, и для лицеев (гимназии) с углубленным изучением экономики, бизнеса.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии