© НЕ ЛОВИТЕ, ЛЮДИ, "ПТИЧЕК"! (авторское эссе)
05 декабря 2015
АННОТАЦИЯ: НЕ ЛОВИТЕ, ЛЮДИ, "ПТИЧЕК"! (авторское эссе)
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
© Тишков Л. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта М.: Гаятри, 2007
26 октября 2015
АННОТАЦИЯ: Тишков Л. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта М.: Гаятри, 2007
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
© Секацкий А. К. Дезертиры с Острова Сокровищ
26 октября 2015
АННОТАЦИЯ: Секацкий А. К. Дезертиры с Острова Сокровищ
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Поэт, художник, офицер... В этих трех ипостасях, наиболее ярко раскрывающих личность Лермонтова, предстает он на юбилейной выставке в залах особняка Остроухова (Трубниковский пер., 17), филиале Литературного музея. Один из залов занимают материалы, привезенные из Лермонтовского музея-заповедника в Тарханах.
Наделенный от рождения даром искусства слова, Лермонтов рано осознал свое избранничество, свое предназначение. Еще ребенком он удивлялся способности слов слагаться в рифмы. Начало своего творческого пути Лермонтов определил сам: "<...> я начал марать стихи в 1828 году"1 . Ему было 14 лет... Призвание поэта повлияло на всю его жизнь и судьбу, определило характер отношений с друзьями, возлюбленными, со знакомыми из светских и придворных кругов, с официальными лицами и властями.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ВОСХИЩЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКИМ ТРОПОМ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В художественной литературе, составная часть которой - поэзия, многообразие человеческой жизни воспроизводится через изображение людей, воплощается в характере героев (образ-характер и образ-переживание). Мы постоянно наблюдаем, как художник слова раскрывает связь своих героев с современностью; видим, как поэт преломляет в своем творчестве прошлое родной страны. Отчасти нам удается выявить, каким способом в произведении с помощью воображения писателя воссоздается неповторимый художественный мир.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вариант 1
1. Выберите правильный ответ.
Слова, употребляемые в той или иной местности, называются:
1) профессиональными
2) неологизмами
3) диалектными
4) фразеологизмами
2. Укажите строку, в которой все слова являются профессиональными:
1) акварель, ендова, бурак, акция
2) тубус, фиксаж, наждак, гамма
3) светец, спутник, космос, закрепитель
3. Объясните значение фразеологизма, запишите 1 - 2 фразеологизма с подобным значением:
ни рыба ни мясо
<...>
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА. ГЛАЗА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Уроки в VII классе
Тема изучается на двух уроках словесности.
Первый урок начинаем с отгадывания загадки: "Добром скажу - сладкое, со злом скажу - горькое" (слово).
- Возьмите из ответа корень, из слов чудесный, радость - суффиксы, из слова друг - окончание. Соберите слово. (Работа на наборном полотне.)
- Итак, сегодня урок... (словесности).
- Что же это за урок? (Это урок русского языка и литературы, когда мы получаем и отрабатываем знания по русскому языку на материале художественных произведений.)
- Прочитаем отрывок из рассказа М. А. Шолохова "Нахалёнок".
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ГОСПОДИ И БОЖЕ - КАКАЯ ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ?
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: (Материалы к уроку русского языка в VII классе; проблемы морфологического разбора)
"Господи!" - столкнувшись в коридоре с внезапно выскочившими из-за угла старшеклассниками, восклицает молодая учительница. "Спасибо, конечно, но это всего лишь я!" - задорно и с некоторой степенью смущения пытается "извиниться" вновь срывающийся с места школьник.
Согласитесь, типичная ситуация для школьных коридоров на переменке, а находчивый ответ ученика, представляющий собой цитату из теперь уже культового фильма "Адвокат Дьявола", стал практически "отзывом на пароль" и вызывает только ответную улыбку.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
РАБОТА СО СЛОВОМ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: "Прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну", - говорим мы своим ученикам и напоминаем слова поэта Вл. Лутовского: "Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка". Именно эти слова стали эпиграфом к занятиям, посвященным исследовательской работе - лингвистическому анализу слова и текста с последующим написанием сочинения-миниатюры.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА: РЕЧЕВАЯ МОДА И ЯЗЫКОВАЯ НОРМА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Еще в XIX в. И. И. Срезневский ставил важный вопрос: "...подчиняются ли правилам склонения русского те слова иностранные, которые вошли в русский язык, или же они остаются неизменяемыми?" И сам же отвечал: "Вообще говоря, подчиняются, а затем есть исключения, определяемые модой. Русский человек, не знающий этой моды, их склоняет, говорит без пальта, под пальтом, а мода над ним смеется.
Что эта мода - законодательное собрание по части языка что ли? Или только мода, которая защищает сегодняшнее и смеется над вчерашним? Но против моды говорить опасно. Да и не нужно: можно обождать, раньше или позже она сама против себя скажет"1 .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Обучая школьников рецензированию на материале новейшей прозы, мы предлагали материал о писателях, которых специалисты причисляют к так называемому среднему поколению1 .
Сегодня рассказ пойдет о прозе тридцатилетних, о которых известный писатель старшего поколения, президент издательства "Пик" Александр Зиновьевич Рекемчук сказал: "...поколение, которое пришло, - это поколение абсолютно свободных людей. Они не жили при советской власти, они сформировались сейчас. Они не приемлют современного дикого капитализма и буржуазности. Они не утверждают советских ценностей..."
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА КАК ЧАСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вторая половина XX в. вселяла устойчивые надежды на совершенствование человека, его превращение из хомо сапиенса в хомо луденса, сущностными характеристиками которого станут степень его воображения, мощь фантазии, определяющими его созидательное начало. Конец XX и начало XXI в. пробили серьезную брешь в этих надеждах, хотя и не перечеркнули их вовсе. Люди, особенно молодые, меняются, и мы это видим прежде всего в школе. Современные ученики и студенты способны удивить своей информированностью, знанием языков, скорочтением научной и технической литературы, скоростью скачивания информации в Интернете, манипуляциями с компьютером. Но можно ли их соотнести с тем хомо луденсом, о котором мечталось? Скорее всего, нет. Во всех их знаниях и умениях оперировать современной техникой, в их отношении к себе, к окружающим и ко всему миру нет подчас главного: человеческой составляющей. Ее становится все меньше и меньше, и это - следствие игр XXI века. Игры, в которые вовлекается все человечество, сопряжены со страхом перемен, они замешаны не на продуктивном воображении, а на тоталитарном потребительстве, на негативном опыте. Это опыт бездумной эксплуатации экономических ресурсов, опыт разрешающей, а не созидающей деятельности, культивируемой рыночной экономикой...
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Если анализировать поэтические течения начиная с 70-х годов XX столетия, то можно выделить традиционализм и авангардизм как две тенденции развития и существования поэтической литературы. В этой статье мы поговорим о традиционной поэзии.
Традиционализм - направление в поэзии, когда используются темы и мотивы, образная система и стилистические средства, свойственные поэзии XIX - отчасти XX века. Безусловно, традиционализм - название очень условное, так как объединяет собой творчество поэтов, каждый из которых имеет свои особенности. Традиционалистами можно назвать таких поэтов, как Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Ю. Левитанский, А. Межиров, Ю. Друнина, Н. Старшинов, К. Ваншенкин, М. Дудин, Б. Окуджава, - художников слова, посвятивших свое перо изображению страшного лика войны и воспеванию светлого гения человека, сумевшего отстоять свою страну, свободу - жизнь, Мир в мире. Они попытались передать прекрасное мгновение бытия - неповторимое, яркое.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗОВ ТЭФФИ В XI КЛАССЕ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В некоторых программах по литературе, в списках, рекомендованных для внеклассного чтения, значатся произведения Тэффи (Н. А. Лохвицкой, в замужестве Бучинской, 1872- 1952) - замечательной рассказчицы, поэтессы, драматурга. Речь идет о рассказах "Ностальгия", "Маркита", "Жизнь и воротник".
Обычно эти произведения вызывают интерес у школьников, но учителя, проводя по ним уроки, испытывают трудности, так как научно-методической литературы по творчеству писательницы явно недостаточно, в то время как уже современники отзывались о ней с восхищением. А. Куприн называл ее "единственной, оригинальной, чудесной"1 . Саша Черный - "писателем большим, глубоким и своеобразным"2 . Г. Иванов считал Тэффи "умным, хорошим писателем", которому и "через сто лет будут удивляться"3 .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
СМЫСЛ ЭПИГРАФА "КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ" - "БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Заключительный урок по повести
Урок начнем с вопроса-напоминания: "Что такое эпиграф?" Сообща приходим к краткой формуле: "Эпиграф - это ключ к книге". "Береги честь смолоду": в этом "ключе" какое слово "ключевое"? Конечно, слово честь. Давайте разберемся в смыслах этого слова. На доске заранее записаны строки русских поэтов, некоторые из которых знакомы ребятам. Общий вид записи таков:
1. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы (...ищущи себе чти, а князю славы).
2. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы...
3. Отец и два родные брата
За честь и вольность там
легли,
И под ногой у супостата
Лежат их головы в пыли.
стр. 17
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
НЕРВИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ "ЖУРНАЛА ПЕЧОРИНА" М. Ю. ЛЕРМОНТОВА)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В современную эпоху, когда некоторые фундаментальные положения литературоведческой науки либо пересматриваются, либо подвергаются корректировке, проблема творческого метода становится наиболее актуальной. Многие открытия в гуманитарных науках, ставшие достоянием отечественной филологической мысли в 1990-е годы, требуют интеграции.
На Западе интеграция литературоведения и теоретической психологии произошла более пятидесяти лет назад. За это время вышли фундаментальные труды эпохального характера, среди которых можно назвать монографии Ж. -П. Сартра о Флобере, К. Ясперса о Стриндберге, Э. Кречмера о европейских писателях, З. Фрейда о По, Гете, Иенсене, К. Г. Юнга о методологии литературоведения.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Роман Т. Толстой "Кысь": проблемы, образы героев, жанр, повествование
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: " Кысь " (2000), первый роман Татьяны Толстой 1 , удостоенной за него премии "Триумф" 2001 года вызвал всплеск интереса у современных читателей. Среди множества посвященных книге критических откликов обстоятельная статья Э.Ф. Шафранской о роли мифа в романе Толстой и заметка П. Ладохина о языке "Кыси" ("Русская словесность", 2002, N 1). Но стилевое своеобразие прозы писателя, по мнению Б. Парамонова, еще и "в ее подчеркнутой как бы музейности", "культурном застое": "Сегодня это называется не эпигонством, а постмодернизмом. <...> Здесь цитатность, повторяемость, реминисцентность и ассоциативность - не неумение, а прием" 2 . Со сказанным нельзя не согласиться, вот только черты постмодернизма в "Кыси" присутствуют лишь в поэтике, а не в картине мира и концепции индивидуальности.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Вакханка, мадонна, Татьяна
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Каждый человек способен переживать тоску по идеалу. Но не каждому дано воплотить это чувство в художественный образ, очищающий, просветляющий душу Красотой.
А.С. Пушкин - Поэт, которому гармоничная красота подвластна. Это творец, постигший чуткой душой ясный звук "божественного глагола" и в слове запечатлевший дыхание Вечного. Но пришел Пушкин к своему открытию не сразу. Венера, вакханка, богородица, мадонна, Татьяна - вот вехи образного постижения поэтом идеального начала мира, творения своего эстетического идеала.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Из секретов художественного мастерства И. А. Бунина (на материале прилагательных)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Изучая жизнь и творчество И.А. Бунина, высокоинтеллигентного человека, замечательного писателя, тонкого мастера русского художественного слова, с благоговением вступаешь в удивительный мир произведений, созданный его неповторимым, по-особому одухотворенным творческим даром, который способен раскрыть самые сокровенные тайны нашей души, выразить самые искренние человеческие переживания. В исследованиях по творчеству И.А. Бунина констатируется совершенство, отточенность речевой организации содержания его произведений, подчеркивается органическая взаимосвязь формы изложения с содержанием 1 .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Примерное планирование работы. По учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: II ЧЕТВЕРТЬ
21 + 7 = 28 часов
Урок 37. Второстепенные члены предложения.
У., пар. 206. С., з. 126, 127. Н/д: з. 130, 139. Р. т., з. 30.
Систематизируются сведения о второстепенных членах предложения, обращается внимание на соотношение второстепенных членов предложения и компонентов словосочетания. (Р) Знания о второстепенных членах оживляются при анализе текста з. 127. Выполняя домашнюю работу, учащиеся вспоминают способы выражения определений.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
К изучению повести А. И. Куприна "Поединок"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Одной из важнейших теоретических проблем современной методической науки является "...проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира" (О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов "Методика преподавания литературы". - М., 1999. - С. 9). А формированию духовного мира современного школьника во многом способствует развитие читательской активности, это одна из важнейших задач преподавания литературы.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".
О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
"Певец Давид был ростом мал..." (Заметки на полях чужих исследований)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Переехав из Кишинева в Одессу, под начало новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, Пушкин был очарован женой губернатора, Елизаветой Ксаверьевной. Хотя внимание Пушкина вскоре уже переключилось на Амалию Ризнич, портреты Воронцовой появляются на страницах рукописи первой и второй глав "Евгения Онегина". А вот с Воронцовым у Пушкина к марту 1824 г. отношения окончательно испортились. В мае Воронцов отправляет поэта "на саранчу". Он же просит власти удалить поэта из Одессы. Пушкин не остается в долгу и пишет одну за другой эпиграммы на Воронцова: "Полу-милорд, полу-купец...", "Сказали раз царю, что наконец...". В мае-июне 1824 г. Пушкин создает еще одну - стихотворение "Певец Давид был ростом мал...":
Певец Давид был ростом мал,
Но повалил же Голиафа,
Который был и генерал,
И, положусь, не проще графа.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья" *
Алтайские народы и их языки
На территории Российской Федерации живут народы, входящие в алтайскую этноязыковую семью и говорящие на тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языках.
Тюркская этноязыковая группа
Многочисленные народы тюрской группы обычно представляют по историко-географическим областям: тюркские народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши), Кавказа (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы), Средней Азии и Казахстана (казахи, киргизы, узбеки, туркмены, уйгуры), Сибири (алтайцы, якуты, тофалары и др.). Особняком стоят в "дальнем зарубежье" турки и различные по численности тюркоязычные группы, в основном в Китае, Афганистане, Монголии, Иране, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Ваши комментарии